Круглый стол : «Игра или экспериментирование».
консультация на тему

Стаховская Галина Михайловна
Круглый стол для родителей в детском саду – старшая группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol.docx40.11 КБ

Предварительный просмотр:

                             

Круглый стол:  «Игра или  экспериментирование».

Участники: воспитатели: Панина А.А., Стаховская Г.М., родители.

Место проведения: ГБОУ Школа № 329,  группа 11

Форма проведения:  круглый стол.

Цель:  Заинтересовать родителей в организации экспериментирования в домашних условиях.

Задачи:

1. Формировать умение родителей поддерживать в ребёнке желание экспериментировать в домашних условиях, общаться с детьми.
2. Приобщать родителей к жизнедеятельности ДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм сотрудничества.

Подготовка:

- Оформить родителям приглашение.

- Оформить памятки для каждого родителя «Занимательные опыты на кухне»

- Анкетирование родителей «Поисково-исследовательская активность детей».

Оборудование: 

Приглашение для родителей; соломинки для коктейля, 2 стакана; соль,                     2 вареных яйца, вода в стакане; свеча, банка; кисть, молоко; лист бумаги, фломастер; лист картона, стакан с водой; деревянная шпажка, клей, картинки птицы и клетки; 2 прямоугольника, 2 смайлика.

                                                  Ход:

Уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас за нашим круглым столом. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме воспитания детей. Спасибо за то, что вы нашли время, и мы надеемся, что проведем его с пользой.

Сегодня поговорим об экспериментировании с детьми в домашних условиях. Почему звучит так тема? Потому что в нашей группе проходит долгосрочный проект  - «Научные забавы». В рамках этого проекта мы с детьми проводим углубленную работу по опытно – экспериментальной деятельности и хотим, чтобы вы не остались в стороне, а продолжали бы эту работу в домашних условиях.

В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации. Мы проводим с детьми различные опыты и ставим эксперименты.

Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.

Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а так же, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач. Дети с удовольствием познают окружающий мир в опытно-экспериментальной деятельности.

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Старшим дошкольникам присуще наглядно—образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Во время экспериментов дети испытывают ни с чем не сравнимый восторг, удивление от знакомства с неожиданным свойствами и качествами окружающих и близких предметов.

В процессе игр – экспериментов у детей развивается
● мелкая моторика (игры с песком, мукой, горохом, мелкими камешками и 
бусинками);
● воображение (что случается с льдинкой в группе? полетит ли перышко,
если на него подуть?)
● внимание и память (запомню – дома расскажу маме);
● речь;
● мышление (вода на морозе превращается в лед, значит, лед в тепле
растает).

       Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

При подготовке и проведении опытов и экспериментов необходимо соблюдать некоторые правила:

 1.Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

  2.Подберите материалы (список всего необходимого для   проведения опыта)

 3.Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

 4.Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

 5.Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

Например, ребёнок рисует, у него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.

Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например: что быстрее раствориться: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т. п.

Кухня – это место, где ребёнок часто мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. В конце нашей встречи мы раздадим вам памятки, где описаны некоторые опыты, которые можно провести дома с ребенком именно на кухне.

                                          Практическая часть.                   

А пока мы хотим предложить вам поучаствовать в экспериментировании, посмотреть и провести  несколько несложных опытов.

Многие из вас, наверное, играли с ребенком в пиратов или разбойников? Что в такой игре главное? Правильно, найти клад. А чтобы игра была интереснее, можно использовать секретное послание, где указано место расположения клада. Сделать такое письмо дома можно двумя способами:

  1. Обмакните перо или кисточку в молоко и напишите послание на белой бумаге. Обязательно дайте высохнуть. Прочесть такое письмо можно, подержав его над паром (не обожгитесь!) или прогладив утюгом.
  2. Напишите письмо лимонным соком или раствором лимонной кислоты. Чтобы его прочесть, растворите в воде несколько капель аптечного йода и слегка смочите текст.

Свеча в банке.

Предложите детям выяснить, как можно погасить свечу (пламя), не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая ее. Вместе с детьми проделайте следующее: зажгите свечу, накройте ее банкой и понаблюдайте до тех пор, пока она не погаснет (показ).  Подвести детей к выводу о том, что для горения нужен кислород, который при этом превращается в другой газ. Поэтому когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет. Люди используют это для тушения огня при пожарах.

Почему не выливается?

Предложите ребенку перевернуть стакан с водой, не пролив из него воды. Он  выскажет предположения, пробует. Затем наполните стакан водой до краев, покрыть его почтовой открыткой и, слегка придерживая ее пальцами, перевернуть стакан вверх дном. Убираем руку - открытка не падает, вода не выливается. Почему вода не выливается из стакана, когда под ним лист бумаги (на лист бумаги давит воздух, он прижимает лист к краям стакана и не дает воде вылиться, т. е причина - воздушное давление).

Водолазный колокол.

Написать или нарисовать что-нибудь на листе бумаги.

Сворачиваем листок, убираем его в стакан, чтобы он упирался в его стенки и не скользил вниз. Погружаем листок в перевернутом стакане на дно резервуара. Бумага остается сухой — вода не может до нее добраться! После того как вытащите листок — дайте ребёнку удостовериться, что он действительно сухой.

Вывод: Когда мы переворачиваем стакан вверх «ногами» и опускаем в воду, воздух не дает воде подобраться к бумаге, вот почему она остается сухой.

А сейчас предлагаем вам превратиться в детей и немного поэкспериментировать.

Опыт №1

Соломинка – пипетка

Для проведения опыта вам понадобятся: соломинка для коктейля, 2 стакана.

1. Поставим рядом 2 стакана: один - с водой, другой - пустой.

2. Опустим соломинку в воду.

3. Зажмём указательным пальцем соломинку сверху и перенесём к пустому стакану.

4. Снимем палец с соломинки - вода вытечет в пустой стакан.

Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой.
По такому же принципу работает пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней аптечке.

- Вывод: Вода набирается в трубочку на тот же уровень, какой есть в стакане по принципу сообщающихся сосудов. Закрывая пальцем верхнее отверстие мы препятствуем попаданию воздуха, который может вытолкнуть воду, внутрь трубочки. Таким образом, в трубочке сохраняется равновесие. Когда палец убираем, воздух попадает в трубочку и выталкивает воду.

Опыт №2

Очень простой опыт, но тоже очень интересный:

Яйцо утонет или всплывет?

Материал: 2 яйца, сваренные вкрутую, 4 ч. л. соли, 2 стакана воды.

1. Приготовим 2 стакана с водой.

2. В один стакан насыпьте соль, хорошо  размешайте.

3. Положите яйцо в первый стакан с простой водой. Оно тонет.

4. Положите яйцо в стакан с соленой водой  - оно держится на поверхности.

- Вывод: Если вода соленая, ее вес увеличивается и поэтому яйцо плавает.

Опыт №3

Птица в клетке

Материал: белый картон, деревянная шпажка, фломастер.

1. Вырезать 2 квадрата (прямоугольника) из белого картона (или плотной бумаги).

2. Нарисовать на одной стороне клетку, на другой птицу.

3. Положить деревянную шпажку в середину между картонными квадратами и склеить их.

4. Зажать палку между ладонями и тереть её.

- В результате трения палка начинает вращаться, и мы видим, что птица сидит в клетке.

- Вывод: При высокой скорости кадры воспринимаются не по отдельности, а в слиянии.

Опыт №4

Свиток

Материал: 2 бумажных прямоугольника, деревянная палочка ( карандаш или шпажка), 2 смайлика (грустный, веселый)

1. На одном листе нарисовать веселый смайлик, на другом грустный.

2. Положить оба листа точно друг на друга и склеить вместе боковые края.

3. Намотать лежащую сверху картинку на карандаш (палочку) справа налево.

4. Затем быстрыми движениями разглаживать и скручивать лист.

- Лицо то смеется, то плачет.

- Вывод: При обработке изображения человеческим мозгом вместо двух картин воспринимается только общее движение.

Опыт №5

Мост из бумаги.

Может ли бумага быть прочной, как мост?

Возьмите обычный листок бумаги и положите его сверху на два стакана. Попробуйте положить сверху яйцо (дома можно положить любой предмет). Бумага прогнется под тяжестью, и мостик сломается. А сейчас вы сделаете так, что мост из бумаги станет таким прочным, что по нему сможет проехать даже автомобиль (конечно, игрушечный). Сложите бумагу несколько раз, чтобы она стала гармошкой. Теперь мост готов выдержать самые сложные испытания!

Вывод: Мы провели настоящую инженерную работу. Согнув листок бумаги гармошкой, мы создали так называемые ребра жесткости, которые и придали прочность всей конструкции, что позволило мосту выдержать вес даже стакана с водой.

После таких веселых экспериментов ребёнок будет учиться с удовольствием и радостью.

При организации детского экспериментирования с некоторыми предметами и веществами соблюдайте правила безопасности. Перед проведением опыта обязательно напомните детям об этих правилах, объясните последствия невыполнения правил.

Уважаемые родители!
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя
успешно решить без плодотворного контакта с вами и полного
взаимопонимания между родителями и педагогами. Вы должны осознавать,
что вы воспитываете своих детей собственным примером. Поддерживайте познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Закончить нашу встречу хочется китайским изречением:

«То, что я услышал, я забыл.

То, что я делал, я знаю! »

Если вам понравилось сегодняшнее мероприятие возьмите красный лепесток, а если вы остались чем-то не довольны, возьмите зеленый лепесток и напишите на них ваши пожелания.

Благодарим вас за внимание!

                                    Памятка.

 «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?»

        Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

     Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. — ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

     Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

    Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований.

    Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

Нужно! Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно. С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности).

                                    Опыты на кухне:

1. Круглая вода, квадратная вода

Переливайте воду в емкости разной формы, чтобы показать ребёнку, что жидкость не имеет своей собственной формы.

2. Удивительная прозрачность

Налейте в один прозрачный стакан воду, а в другой стакан — молоко. Предложите ребенку опустить в оба стакана по бусинке. В стакане с водой ее можно легко увидеть. Это возможно, потому что вода прозрачная.

3. Вкусная влага

Вода не имеет вкуса. Налейте в 4-5 стаканчиков воду, молоко, сок, чай и т.д. Завяжите ребёнку глаза и предложите попробовать разные жидкости, описывая свои ощущения: чай — сладкий, сок—кислый… А какой вкус у воды?  Этот эксперимент по физике поможете ребенку убедиться, что у воды нет вкуса. И все же это не так. Безвкусная вода таит в себе тысячи вкусов и оттенков, а для измученного жаждой человека она слаще божественного нектара!

4. Чай да сахар

Предложите ребёнку выпить чаю. Когда будете его готовить, обратите внимание, что вы превратили в чай самую обычную воду, для чего вы добавили к ней заварку и сахар. Поясните, что вода — жидкость, а значит, в ней можно что-нибудь растворить. Давайте посмотрим, что же растворяется в воде. Налейте в стаканчики воды и пробуйте растворять различные предметы. Подойдут соль, сахар, мед, варенье, кофе, рис, песок, бусинки. Постепенно станет понятно, что вода не может растворить все. Но многое в ней все-таки растворяется.

5. У воды нет цвета

Чтобы подтвердить это, налейте в стаканчики воду и раскрасьте ее красками в разные цвета. В одном стаканчике оставьте воду такой, какая она есть — прозрачной и бесцветной.

6. Тонет — не тонет

Предложите игру: мышата хотят переплыть на другой берег ручья и строят плот. Но вот беда — они не знают, из чего его строить. Подберите им что-то подходящее. Налейте в большую миску воды и подберите разные предметы — пластмассовые фигурки, камешки, кусочки бумаги, дерева, металлические предметы, шишки и т.д. Опускайте их в воду и наблюдайте, тонет или нет.

7. Лей, дождик!

Воду можно налить из крана, зачерпнуть из реки. Но самая удивительная вода падает с неба. Теплый летний дождик поит землю, и все растет и зеленеет. А откуда же берется дождь? Ведь мы волшебники! Устроим свой собственный дождик. Для этого налейте воды в небольшую емкость и нагрейте ее. Можно воспользоваться плитой, а можно нагреть воду с помощью обычной свечки. Когда вода закипит, накройте емкость крышкой. Подержите крышку закрытой, а затем поднимите ее и покажите ребёку, как на крышке образовались капли воды. Это потому что из кипящей воды выделяется водяной пар. На холодной крышке он остывает и снова превращается в жидкость. Это явление называется конденсацией.

8.  «Ныряющий изюм». 

Для фокуса налейте в банку воды, добавьте по 2 чайные ложки уксуса и соды и медленно перемешайте. Теперь нужно опустить в воду изюмины и наблюдать за их удивительным танцем. Сначала изюмины опустятся на дно, а потом начнут подниматься вверх. Так они будут подниматься и опускаться несколько раз.

9. Исчезающая вода

Вода снова покажет фокус, на этот раз она исчезнет. Возьмите 2 абсолютно одинаковых стакана. Наполните их водой до одного уровня и отметьте уровень фломастером. Один из стаканов накройте крышкой, а второй оставьте открытым. Поставьте их в теплое место. На следующий день уровень воды в открытом стакане станет ниже, а в закрытом почти не изменится. В открытом стакане под воздействием тепла вода испарилась. Испаряясь, она превращается в мельчайшие, невидимые частицы водяного пара. Они улетают в воздух и рассеиваются. Поэтому все мокрое когда-нибудь высыхает.

10. Волшебные росинки

Мы заставили воду исчезнуть, а теперь она появится из ни откуда! Возьмите абсолютно сухой стакан и поставьте его в морозильную камеру. Через полчаса его можно вытащить. Предложите ребёнку потрогать стакан руками — его пальцы станут мокрыми. Стакан запотел, и на его стенках появились мелкие капельки воды.  Это потому, что в морозильной камере стенки стакана охладились и начали охлаждать окружающий воздух. Водяной пар из воздуха на холоде стал капельками воды и осел на стенках стакана. По этой же причине идут дожди, появляются туман и роса. Если ночью холодно, а воздух влажный, то пар конденсируется и превращается в маленькие капли росы, которые оседают на траве и на земле.

11. Музыкальные бутылочки

Даже взрослые иногда получают удовольствие от музыкального эффекта, возникающего при помешивании ложкой в стакане с водой. Маленьким детям это нравится вдвойне: они в восторге и от производимого шума, и от чувства первооткрывателя этого явления. Если вы предложите ребёнку несколько одинаковых бутылок, поставленных в ряд, разных палочек и немного воды, у него появится возможность для собственных экспериментов: менять уровень воды в бутылках, подкрасить жидкость вареньем или соком. Развлекаясь, ребёнок постигает различную высоту звуков в соответствии с наполняемостью бутылки; у ребенка развивается мышление, воображение, интерес к исследованиям.

12. Летающая каша

После этого опыта дети будут больше любить кашу, особенно такую волшебную, летающую геркулесовую. Насыпьте в тарелку немного геркулеса и надуйте воздушный шарик. Потрите шарик о голову, произнося магические слова. Поднесите шарик к каше и продемонстрируйте, как хлопья словно обрели крылья и полетели к шарику.                                                                     Атомы, из которых состоит всё-всё-всё на свете, могут иметь как положительный, так и отрицательный заряд. Так вот, частицы с одинаковым зарядом отталкиваются, а с разным зарядом притягиваются. Когда ты потрешь шарик о волосы, он станет отрицательно заряженным. Теперь, если его поднести к хлопьям, положительно заряженная частичка начинает тянуться к нему, и хлопья взлетают вверх, а затем падают обратно!

12. Кристаллы

Пробуйте вырастить кристаллы? Это совсем несложно, но займет несколько дней. Приготовьте перенасыщенный раствор соли (такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется) и осторожно опустите в него затравку, скажем, проволочку с маленькой петелькой на конце. Через какое-то время на затравке появятся кристаллы.

                                     Приложение 3.   

                            Анкета для родителей

  1. Знаете ли Вы, что в группе занимаются вопросами опытно - экспериментальной деятельности?

_____________________________________________________________

  1. Интересует ли Вас лично данная проблема?

_____________________________________________________________

  1. Ощущаете ли Вы, что Ваш ребенок проявляет интерес к экспериментированию?

_____________________________________________________________

     4.  Чем можете оказать помощь группе в проведении опытов?

           _____________________________________________________________

  1. Поддерживаете ли Вы проводимую работу по опытно – экспериментальной деятельности?

_____________________________________________________________

  1. В чем Вам требуется помощь детского сада по данной теме?

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол "Курить - себе вредить"

Мероприятие помогает дать понятия об органах дыхания, показать какое вредное воздействие оказывает курение на здоровье,  обучить детей навыкам отказа от предложения закурить....

Родительское собрание "круглый стол" в 4 классе на тему: «Во что играют наши дети?"

Игрушки на наших глазах с каждым годом становятся всё более недобрыми, агрессивными. Большинство родителей не задумываются, что  игрушка может навредить душе ребенка, стать врагом семьи, приучит ...

Что такое "круглый стол"?Как организовать круглый стол для дискуссий.

Переговоры и совещания в формате "круглого стола" популярны еще со времен Средневековья. Тогда рыцари собирались именно за круглым столом. Ведь только так все чувствуют себя равноправными и равными по...

Круглый стол для родителей «Игра и труд в жизни младшего школьника»

Показать родителям значимость игры и труда в семь, развития личности ребенка; обратить их внимание на использование приемов трудового воспитания, познаватель...

Родительское собрание круглый стол «Нужно ли играть ребёнку школьнику?»

Цель: показать родителям значение совместных игр в семье для развития ребенка.Задачи:обсудить с родителями проблему значения игры в жизни ребенка;показать возможности игры для развития интеллекту...

Методическая разработка .Круглый стол для родителей "Играйте вместе с детьми."

формировать понятие родителей о возможности игры как средства для развития интеллектуально-познавательной деятельности;дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка, о влиянии игры на разви...