Родительское собрание "круглый стол" в 4 классе на тему: «Во что играют наши дети?"
методическая разработка (4 класс) по теме

Одномайлова Наталья Дмитриевна

Игрушки на наших глазах с каждым годом становятся всё более недобрыми, агрессивными. Большинство родителей не задумываются, что  игрушка может навредить душе ребенка, стать врагом семьи, приучит ребенка не жить, а играть в жизнь. Материал содержит результаты психологических исследований, а и памятку для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Одномайлова Наталья Дмитриевна,

РОССИЯ, Краснодарский край, город Ейск,

Муниципальное общеобразовательное учреждение

лицей № 4 г. Ейска

МО Ейский район

учитель начальных классов,

учитель основ православной культуры

Родительское собрание в 4 классе на тему:

«Во что играют наши дети?"

Цель: формирование педагогически обоснованной позиции родителей в отношении воспитания ребенка.

Задачи:

1.Сформировать представление родителей об игре как  жизненной необходимости и условии для развития детей.

2.Выявление проблем взаимодействия родителей с ребенком при выборе игр.

3.Формирование опыта педагогически обоснованных подходов к выбору игр для ребенка.

Форма проведения: «круглый стол»

Этап подготовки: формируются вопросы, список литературы, статьи из газет и журналов по теме обсуждения, проводится интервьюирование, анкетирование.

Оформление доски:

Взрослые, не учите детей своих подлости.

Властные, не учите их злобе и зависти.

 Сильные, не учите звериной жестокости.

Мудрые,  не толкайте детей  к пропасти.

Грешные, научите детей состраданию,

Слабые, научите любви и вниманию.

Старые, научите терпенью и кротости.

Слышите?! Оттащите детей от пропасти!  

Елена Потехина.

Ход собрания:

  1. Сообщение, правил выступления.
  2. Представление участников, занимающих различные позиции.
  3. Разыгрывание порядкового номера выступлений.
  1. Выступление участников группы, защищающей первую позицию (изложение и исчерпывающее обоснование).
  2. Вопросы выступившим участникам со стороны группы «оппозиции».
  3. Выступление участников группы, защищающей вторую позицию.
  4. Уточняющие  вопросы «противников».
  5. Далее каждая группа стремится доказать верность своей точки зрения и ошибочность противоположной (на всех этапах время регламентируется).
  6. Жюри принимает решение и обосновывает его (в качестве оснований выступают позиции науки, факты и доводы участников).
  7. Подведение итогов.

Заключительное слово учителя

    Игра — «насущный хлеб» ребенка любого возраста, игра — это и сотрудничество и соревнование. Но как и во что играют наши дети? Ведь любая игра воспитывает, обучает, развивает ,но только что? За этим-то нами надо следить.

Вспомним, во что мы сами любили играть в детстве. А игр было великое множество — на сообразительность, развивающих грамотность, ролевых, подвижных, для хорошей и для плохой погоды, для одного, для двоих и для целой компании... Повспоминаем немного: «На златом крыльце сидели...», «Вам барыня послала сто рублей...», «Колечко-колечко,         выйди         на крылечко».

А наши современные девочки и мальчики, те, для кого игра — жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Это беспокоит специалистов-психологов и педагогов во всем мире. Что бы вы сказали, если бы птицы перестали петь, зайцы перестали прыгать, а бабочки летать! Изменилось и само качество, сама суть детской игры: она стала какой-то невеселой, агрессивной, индивидуалистичной. Оказалась прервана многовековая непрерывная цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения — другому, и это привело к кризису игровой культуры. По мнению В.М. Григорьева - собирателя, организатора и "реставратора" народной игры,         - играть стали не меньше,         а         хуже:         "...качество          игр стремительно падает. Все больше примитивных игровых форм - шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры, и все чаще переходящих в озорство и даже хулиганство: забавы с огнем, взрывами, мучительством животных, а то и людей,  бессмысленное разрушительство и т.п... Необходимо спасение и возрождение традиционных народных игр - генетического фонда игровой культуры каждого народа".

Проведенное недавно психологическое исследование в детских садах показало, что на вопрос "Во что ты любишь играть?" 5% детей 4-6 лет вообще не могли назвать ни одну игру, 4% назвали компьютерные игры, четверть детей вместо игры называли игрушки (машинки, трансформеры, куклы Бар-би), которыми они просто манипулировали. Большинство детей называли какие-то подвижные игры типа салок и пряток, но правила игры (самое главное, ее смысловой стержень) сформулировать смогли лишь некоторые. Из игры уходит ее правилосообразность и соотносимость с образом идеального взрослого.

К сожалению, совсем исчезли групповые игры — воздух детской жизни старших поколений. Где они — "Казаки-разбойники", "Жмурки", "Лапта" и прочие детские радости? Все они вместе со считалками, закличками, песенками и другими формами детского фольклора — величайшего богатства нашей культуры сохранялись в детской субкультуре на протяжении веков, передаваясь из уст в уста.        

Зачем нужна игра ребенку?

Во-первых, игра - это школа произвольного поведения ( по определению известного детского психолога Д.Б. Эльконина). Заставьте ребенка стоять смирно, он не простоит и двух секунд, но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. Вспомните старинную припевку: "Море волнуется — раз, море волнуется — два, море волнуется — три. Замри!" Ведь замирают и стоят самые непоседливые мальчики и девочки, даже на одной ножке.

Во-вторых, игра - школа морали в действии (так определил ее другой известный психолог А.Н. Леонтьев). Можно сколь угодно долго объяснять ребенку "что такое хорошо и что такое плохо", но лишь сказка и игра способны через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными и религиозными требованиями. Они, при умелой организации взрослых, учат многим христианским добродетелям: терпимости к другим, смирению, например. Психологические исследования показали: если "недругов" включить в игровое взаимодействие, в котором они вынуждены работать сообща,  заботясь друг о друге, взаимная неприязнь вскоре улетучится, и, наоборот, — для друзей, оказавшихся игровыми соперниками, азарт и желание выиграть часто оказывается сильнее дружбы. Но здесь, конечно, важно руководство взрослых...

С помощью игры становится эффективнее обучение ребенка и приятнее его воспитание. Игра — современное средство диагностики психического здоровья ребенка.

Детская игра — это творчество. Дитя само творит игровой мир и в нем живет. Этот детский мир — чистый, добро там всегда побеждает. А компьютерная игра, как правило, навязывает (именно навязывает) ребенку роли, не свойственные ни уровню духовного развития, ни возрасту ребенка. Вот, к примеру, игра «Великий вор автомобилей». На обложке — красочная картинка, изображающая «героя» с автоматом, и аннотация следующего содержания (сохранены порядок слов и пунктуация оригинала): «Поздравляю, теперь ты можешь делать Все. ВСЕ это значит — кататься на тачке, которая тебе действительно нравиться, пинать и расстреливать все, что мешает тебе жить, поступать с полицией так, как она этого заслуживает и просто наслаждаться».

Опыт показывает, что полностью изолировать ребенка от компьютерных игр невозможно. Если их просто запретить дома, ребенок будет играть у друзей с не меньшим, а даже большим азартом. Поэтому какой-то период придется просто «пережить», по возможности контролируя ситуацию, потерпеть, все это пройдет, в общем-то, бесследно, а вот если ребенок стал похаживать в компьютерный клуб, надо уже бить тревогу.

И вот еще важная вещь — нам самим надо стараться играть со своими детьми: и в игрушки, и в игры — ведь в это время мы сами как бы становимся детьми, а дети думают и действуют наравне со взрослыми. Обычно, когда дети просят нас поиграть с ними, нам всегда некогда. Давайте будем находить время, а если обещаем поиграть не прямо сейчас, а, скажем, вечером, то уж обещание свое будем исполнять. В заключение хочу предложить вам советы, которые , надеюсь помогут вам в этом очень важном деле.

Памятка для родителей.

Домашняя игротека

(методика О. Рачковской, А. Галъченко)

Вы, конечно же, хотите, чтобы у вашего ребенка было много друзей. Тогда придется привыкнуть к тому, что они иногда собираются у вас дома. Предлагаем вам несложные игры, в которые детей можно включить с вашим участием.

Игра в шарик.

          Играют несколько детей. Надо подбросить теннисный шарик и поймать его в полиэтиленовый пакет или кружку. За это - одно очко. Ловят шарик по очереди, до промаха. Промахнувшийся уступает место следующему. Победителем становится тот, кто наберет условленное количество очков. Чтобы не искать каждый раз шарик по всей комнате, его можно соединить со стаканом шнурком.

Проворные мотальщики.

 К двум круглым палочкам привязывают по шнуру. К концам шнуров  какие-нибудь игрушки на колесах. Играющие садятся рядом и по команде начинают наматывать шнуры на палочки. Кто первый прикатит игрушку к себе? Можно дать мотальщикам и другое задание. Концы длинной веревки привязывают к круглым палочкам. На середине веревки укрепляют флажок, ленточку или шарик. Кто первый, наматывая веревку на свою палочку, доберется до флажка? (Надо следить за тем, чтобы все время веревка оставалась натянутой).

Сохрани равновесие.

 Стоя (ноги вместе) держать кеглю или флакон из-под моющего средства за спиной двумя руками. Не так-то легко из этого исходного положения присесть, поставить кеглю на пол и встать, сохраняя при этом равновесие и не переступая ногами.

Кубик на голове.

 Пластмассовый кубик или баночку можно заполнить наполовину горохом или камешками, положить на голову, стараясь не уронить, и проделать следующие упражнения: Пройти из одного конца комнаты в другой, обойти препятствие (стол, стул, кегли). Руки надо держать на поясе, потом поднять вверх. В следующий раз проделать то же самое, но ходить на носках или на пятках, полуприсев, боком, приставным шагом.

Присесть, сесть на пол, встать на колени и вернуться в исходное положение. Проделать все это с закрытыми глазами.

Побеждает  тот, кто ни разу не уронит предмет на пол. Упражнения могут проделывать сразу несколько участников.

Домашний кегельбан.

 Пластиковые бутылочки из-под шампуней, оклеенные цветной бумагой, -это кегли. Выстраивайте их в ряд и мячиком или теннисным шариком с определенного расстояния сбивайте. Как считать очки -придумать несложно.

Что в мешочке?.

 В небольшой мешочек сложены мелкие предметы: шахматные фигурки, колечко, шарик и т.д., мешочек затягивается на шнур. Водящему предлагается на ощупь определить, какие предметы в мешочке. Выигрывают те, кто сумеет назвать все предметы и сказать, есть ли там одинаковые и сколько.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по окружающему миру 4 класс по теме "Реки и водоёмы нашего края"

В помощь учителям начальных классов города Москвы для проведения урока по теме "Реки и водоёмы нашего края"....

Родительское собрание в начальной школе. Тема: «Поговорим о здоровье наших детей!»

Каждый родитель ещё до рождения ребенка беспокоится и  пытается представить: Каким  будет его ребёнок? На кого он будет похож? Какое имя выбрать для дочери или сына? А самая главная забота –...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме "Дания и Финляндия - наши северные соседи"

Данный урок способствует формированию умения работать и сотрудничать в группах....

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "В. Л. Дуров "Наша Жучка""

Предмет: Литератиурное чтениеКласс: 3Тема урока: В. Л. Дуров «Наша Жучка»Цели урока: познакомить с жизнью и творчеством В.Л.Дурова и его театра зверей; познакомить с рассказом В.Л.Дурова «Наша Жучка»....

Урок по окружающему миру в 1-м классе по теме: «На что похожа наша планета?»

Научить доказывать выдвигаемые предположения шарообразности Земли. Продолжить обучение моделированию.Развивать наблюдательность.Воспитывать бережное отношение к нашей планете....

Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс по теме: "М.И.Цветаева. "Наши царства""

В разработке представлен конспект урока и презентация "М.И.Цветаева "Наши царства""...

Конспект родительского собрания в 4 классе на тему: «Здоровье детей в наших руках»

Конспект родительского собрания в 4 классе на тему:    «Здоровье детей в наших руках»...