Воспитание трудолюбия у младших школьников
методическая разработка на тему

Родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_trudolyubiya_u_mladshih_shkolnikov_v_seme.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Воспитание трудолюбия у младших школьников в семье»

Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия.

                                                                                                       К.Д. Ушинский

Уважаемые, папы и мамы! Сегодняшнее собрание мы с вами посвящаем проблеме формирования у ваших детей культуры выполнения трудовых обязанностей. Очень часто мы сталкиваемся в реальной жизни с такими ситуациями, когда умные талантливые люди , состоявшиеся в своей профессии, не могут состояться в своём главном умении- умении иметь семью и быть счастливым. Вы можете задать вопрос: а как это относится к теме нашего собрания? Могу сказать, что относится это напрямую. Человек , который не умеет трудиться по дому, монотонно выполнять одни и те же обязанности. Не спать ночами, качая ребёнка- такой человек очень часто становится одиноким. Не обрекаем ли мы детей во взрослой жизни на страдания и одиночество, не приучая их в детстве постоянно трудиться?

Домашний труд, домашние повседневные обязанности скучны и весьма обременительны. По статистике социологов, занимающихся проблемами семьи , женщина тратит в неделю на приготовлении пищи 12-14 часов, на стирку -6-8ч., на закупку продуктов-6-8ч.. на уборку квартиры-4-8ч. Согласитесь, для того, чтобы добровольно выполнять такие нагрузки, необходимо большое чувство, умение жертвовать своими желаниями для других людей и просто умение все перечисленные дела делать быстро и качественно.

Учим ли мы этому своих мальчиков и девочек, требуем ли мы от них неукоснительного выполнения домашних обязанностей или нас волнуют только их учебные успехи?

Давайте обратимся к анализу ответов родителей и детей на вопросы анкет.

Воспитание трудолюбия — сложный, кропотливый процесс, требующий большого терпения.

Основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление заботы о себе, об окружающих.

Еще в дошкольном возрасте родители, как правило, приучают детей к самообслуживанию. Иногда, правда, некоторая естественная беспомощность дошкольников надолго задерживается в сознании отдельных родителей, и они продолжают опекать не только семилеток, но и детей более старшего возраста. Дело доходит до того, что у ребенка нет не только постоянных поручений по дому, но и не сформированы элементарные навыки самообслуживания. Он не может убрать свою постель, самостоятельно одеться, сложить в портфель школьные принадлежности и т. д. Сами того не понимая, родители закладывают в своем ребенке инфантилизм и эгоизм. Воспитание привычки к труду — дело хлопотное. Родителям не приходится ждать легких и быстрых результатов. Прежде всего потому, что любовь к труду воспитывается только в труде, а во-вторых, всякий труд связан с преодолением неумений, с усилием, усталостью, напряжением.

Трудовое воспитание начинается с бытового труда. Безусловно, домашний труд для ребенка — это не радостные развлечения и далеко не все дети выполняют домашние обязанности без напоминания, особенно если в семье один ребенок и его постоянно взрослые пытаются оградить от трудностей.

Но родителям надо понять главное — привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, они воспитывают привычку трудиться, а вместе с ней привычку заботиться о близких, воспитывают в детях чуткость и отзывчивость. Необходимо помочь детям ощутить пользу своих трудовых усилий, научить испытывать радость от того, что его деятельность полезна окружающим.

Воспитание трудолюбия необходимо начинать с самообслуживания: терпеливо приучать ребёнка умываться, пользоваться полотенцем, застёгивать пуговицы, складывать игрушки и т.д.  помогать ему, пока не выработается привычка делать это самостоятельно.

Особого внимания заслуживает проблема приобщения мальчиков к домашнему труду. Участие в домашнем труде способствует их подготовке к самостоятельной жизни.

В трудовом воспитании детей важен пример. В семьях, где мать вернувшись с  работы весь вечер проводит на кухне,  а отец читает газету или смотрит телевизор, сложно добиться успеха.

Трудолюбие активизирует способность детей к творческому решению самых разных жизненных задач.                          Как формируется эта способность?

Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями.  Важно помочь ребёнку научиться различать понятия «можно». «надо», «нельзя».     С этой целью необходимо приучать его делать не только то , что в данный момент хочется, а то, что надо.  

Как это сделать? Предъявите сыну или дочери условное требование: « Не будешь смотреть телевизор, пока не наведёшь порядок в своей комнате».   Причём родителям следует проявить настойчивость до тех пор, пока для ребёнка не станет привычкой сначала делать то, что «надо», а потом то, что «хочу».

Приучать ребёнка к слову «нельзя»- значит приучать его сдерживать свои желания, т.е. развивать самоорганизацию, самоконтроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств личности. Родители иногда сомневаются, в каком возрасте ребёнок должен мыть посуду, выносить мусор, убирать игрушки.  Однозначного ответа нет.  Всё зависит от  способностей, интересов ребёнка, состава семьи.

Залогом успеха в воспитании трудолюбия является выработка у детей привычки выполнять определённые обязанности без напоминания взрослых.

Понимание того, что обязательные, важные для всей семьи дела никто , кроме него, не сделает, способствует осознанию ребёнком собственной значимости.  Конечно эта работа должна быть посильна, дети должны видеть результаты своего труда.

Долг родителей- помогать, обучать их труду, учитывая личные склонности.

Родители должны внушать детям, что любой труд, направленный на пользу людям, благороден.

У младшего школьника должны быть постоянные обязанности, так как это способствует воспитанию у ребенка ответственности и самоуважения. Домашний труд, формирующий трудовые привычки, не должен быть эпизодическим. Трудовые навыки вырабатываются путем постоянных упражнений и повторений. Плохую услугу своим детям оказывают те родители, которые оберегают детей от домашних обязанностей.

Приучая детей к выполнению трудовых поручений по дому, родители должны понимать, что нельзя принуждать к труду. Вряд ли от работы из-под палки будет прок. Попытайтесь доходчиво объяснить сыну или дочери, как важно для семьи сделанное им дело. И еще одно важное правило — нельзя наказывать ребенка трудом, у него не должно сложиться убеждение, что труд — это наказание.

Расскажите своему ребёнку, сколько стоит хлеб и батон.

Составьте с ним план уборки квартиры.

Научите его стирать собственные мелкие вещи.

Заведите с ним  его личную книгу самых простых кулинарных рецептов.

Поделитесь своими секретами  своего трудового детства. Поверьте  ему будет интересно.

                                                Родителям на заметку

   Давая поручения ребенку, подумайте, по силам ли оно ему. Умение родителей правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем  умение привлечь к работе.

       Уважайте своего ребенка. Заранее договаривайтесь с ним о тех домашних делах, которые он должен сделать. Ведь у сына или дочери могут быть свои важные дела.

        Не забывайте хвалить ребенка за хорошо выполненные поручения. Если вы не удовлетворены результатом выполненной ребенком работы, не спешите высказать ему свое недовольство. Попытайтесь понять причину, подскажите ребенку, как это сделать лучше в следующий раз.

     Старайтесь быть последовательным в своих требованиях.

    Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите ему образец правильного выполнения поручения. Научите этому своего ребенка, несколько раз выполните это поручение вместе.

    Почаще используйте игровые моменты в трудовом воспитании.

    Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относиться к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе и о работе своих близких, друзей.

·         Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать сам.

·     Не платите деньги за выполнение детьми повседневных обязанностей. Подумайте, как поступит ваш ребенок, если вам нечем ему будет заплатить, например, за мытье посуды.

                                                          Что делать, если... (советы родителям)

Вы решили покрасить дверь и хотите, чтобы сын помог вам, а он в это время смотрит телевизор.

Многие, возможно, предпочтут сказать: «А ты смотришь фильм? Ну, ладно, я сам». И это не лучший вариант решения ситуации. Во-первых, вы обесцениваете услугу, о которой сами только что просили. Ребенок сразу почувствует, что не так уж он был и нужен. И в следующий раз тоже усомнится в серьезности вашей просьбы. Ну и, конечно, поступая так, вы лишаете ребенка возможности внести посильный вклад в жизнь семьи.

Еще хуже, если вы поступаете так постоянно. Если вы все время упускаете возможность обратиться к ребенку за помощью или поручить ему самостоятельное дело, у сына или дочери может сложиться впечатление, что детство — для игры и удовольствия, а серьезные дела начнутся, когда они вырастут. Но справятся ли тогда выросшие дети с серьезными поручениями? Тем более, что давать их будут не мама с папой и не бабушка, а посторонние люди.

Не стоит путать попустительство и любовь. Игра, развлечения и труд должны быть мудро сбалансированы в жизни вашего ребенка. Возможно, тогда он не вырастет неприспособленным человеком, одним из тех, кто и хотел бы принять участие в реальном деле, да не знает, как за него взяться. Такие  только вызывают раздражение у окружающих.

Тем не менее, огорчать ребенка, когда он с таким интересом смотрит телевизор, и требовать, чтобы он тут же это занятие прервал и поспешил вам на помощь, тоже не хочется. Как же поступить?

Можно сказать: «Мы сегодня собирались покрасить дверь. Поможешь мне?» Так вы не только сообщите, что нуждаетесь в помощи. Вы продемонстрируете уверенность в том, что у сына есть желание    помочь  и он сумеет это сделать, что вы цените эту помощь. И, наконец, что общество сына  вам  приятно.

Есть еще такой выход. Если передача действительно интересна и ее долго ждали, а работа не такая уж и срочная, то можно сказать: «Интересная передача, да? А когда она закончится? Тогда давай посмотрим вместе (ты смотри, а я пока поговорю по телефону), а потом  вместе покрасим дверь».

Так вы дадите возможность проявить себя и услышать похвалу, и он почувствует ваше уважение к его занятиям.

...Вам не хочется отрывать ребенка от занятий, но вам нужна помощь. Если нужно, обращайтесь с просьбой и давайте поручение.

Только при этом проследите, чтобы у вас в голосе не звучали «виноватые» нотки, не нужно извиняющегося тона. Дети улавливают, что родители не решаются попросить о чем-то, испытывают чувство вины.

Кстати, если вы решили проявить «благородство», не беспокоить ребенка и взвалить на свои усталые плечи еще и этот груз, то, вероятно, у вас возникнет раздражение, а это дети тоже ощущают. Так что такое решение не принесет пользы ни вам, ни детям. Будет испорчено настроение, и дети не получат возможности проявить себя. А чувство вины, которое у них может возникнуть, — не всегда хороший помощник вам. Далеко не всякий ребенок, почувствовав себя виноватым, стремится исправить положение. Наоборот, бывает, что чувство вины только закрепляет нежелательную модель поведения. Ведь и со взрослыми так бывает. Вспомните.

Просите ребенка о помощи, давайте поручения убежденно, уверенно. Но не грубо!

                                                          Что делать, если...

Вы дали поручение, а он пообещал, но не делает. Тянет время. А там, глядишь, уже поздно, ему пора спать или идти в школу. Или в ответ на просьбу вы услышали: «Я потом, можно?..», «А почему всегда я? Что, больше некому?», «Пусть Ленка сходит, я уже ходил...»

Совершенно с вами согласны, это ужасно раздражает. Сразу возникает одна из самых взрывоопасных семейных ситуаций. Как поступить?

Ну, во-первых, как во всех взрывоопасных ситуациях. Сначала посчитать до десяти. Если не поможет, то и до ста.

Во-вторых, поговорите с ребенком, может быть, у него действительно серьезная причина для отказа.

Ну, а главное, нужно все-таки добиться, чтобы дело было сделано. И здесь вашими помощниками могут быть не окрик, не угроза, не скандал, а игра и чувство юмора.

Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку.

Вы дали поручение, а он не успел его выполнить. Как поступить? Сказать: «Ты все еще подметаешь? (гладишь, вытираешь пыль, расставляешь книги?) Отойди, я сама. Сто лет будешь возиться'». Ни в коем случае! Лучше всего дать добавочное время. Можно, конечно, и мирно предложить свою помощь: «Ну, как у тебя дела? Давай вместе, хочешь?» Но если вы сумеете набраться терпения и дадите сыну или дочери довести начатое до конца, это правильнее.

Конечно, помощь, которую могут оказать ваш сын или дочь, важна для вас. Но гораздо важнее она для самого ребенка. То чувство удовлетворения, которое возникнет, когда он сумел что-то сделать для себя или, что еще важнее, для других — абсолютно необходимо для правильного формирования личности. Чем активнее ребенок принимает участие в жизни семьи, чем больше дел он сумеет выполнить, тем раньше появится его вера в себя, в свои  возможности, и тем она прочнее.

                                                            Что делать, если...

Ребенок выполнил поручение, явно постарался. Благодарить или не благодарить? И как благодарить?

Самая главная награда для ребенка — то, что вы к нему обратились за помощью, что нужен, вы надеетесь на него. Но доброе слово родителей — тоже очень важная награда, ее нельзя обесценивать. Если ребенок выполняет свои повседневные обязанности, и делает это хорошо, нужно показать, что вы цените его работу. Ведь если вы приготовили обед, то это обычное дело, правда? А вам приятно услышать похвалу, знать, что вы доставили кому-то удовольствие? Поэтому доброе слово весьма уместно, если ребенок  красиво накрыл на стол, аккуратно застелил кровать, вовремя поливает цветы.    Но если выполнена какая-то работа  потруднее, не повседневная, можно и не поскупиться на благодарность. Если ваш ребенок хорошо поработал — например, помог разобрать кладовку, убрал зимние вещи и т. д., особенно если он для этого отказался от прогулки, телевизионной передачи, то... дайте ему почувствовать, что вы считаете его взрослым.

Награда за труд — это продвижение на одну ступеньку в мир взрослых, потому что в следующий раз  ребенок сможет выполнить что-то еще более сложное, а значит, и интереснее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейные традиции и их роль в воспитании экологической культуры младших школьников

В статье раскрывается роль семейных традиций в экологическом воспитании младших школьников....

Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками. Проект "Вода-наше богатство" в рамках воспитательной работы по направлению экологическое воспитание и образование младших школьников" ФГОС

Описание  планирования организации работы над проектом "Вода-наше богатство", конспект занятия №4 "Изготовление плакатов по темам "Вода-источник жизни" и " Загрязнение и охрана водоёмов"Цель заня...

Родительское собрание на тему: «Воспитание трудолюбия у младших школьников в семье»

Цель: обсудить с родителями проблему трудового воспитания  младших школьников в семье.Форма: собрание-практикумУчастники: родители, классный руководитель....

Воспитание трудолюбия у младших школьников.

Трудолюбие возникает и тогда, когда ребенок получает удовлетворение от труда!Трудолюбие в начальный период школьного обучения развивается и укрепляется в учении и труде. Учебная деятельность представл...