Главные вкладки

    «Формирование навыков социального взаимодействия в обучении детей и подростков с ТМНР»
    методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) по теме

    Фоменко Оксана Петровна

    Нормальная жизнь человека совершенно невозможна социального взаимодействия. Сущность социализации заключается в том, что  в процессе нее человек формируется как член общества, к которому он принадлежит.Взаимодействие с неговорящими детьми требует использования дополнительных, поддерживающих средств, отличных от речевых, которые бы способствовали взаимопониманию, созданию благоприятной атмосферы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_po_kommunikatsii.doc93.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка

     «Формирование навыков социального взаимодействия

    в обучении детей и подростков с ТМНР»

    Составил:

    педагог Фоменко Оксана Петровна

    Содержание

    Введение

    3

    Психолого-педагогическая характеристика целевой группы

    4

    Цели и задачи формирования навыков социального взаимодействия в обучении школьников с ТМНР. Формы организации и методы обучения

    5

    Стратегии стимулирования потребности в коммуникации

    6

    Материально-техническое оснащение образовательного процесса

    7

    Предполагаемые результаты обучения

    8

    Литература

    10

    Введение

    Нормальная жизнь человека совершенно невозможна социального взаимодействия. Сущность социализации заключается в том, что  в процессе нее человек формируется как член общества, к которому он принадлежит. Социальное взаимодействие может быть определено как различного рода взаимоотношения в социуме. Это взаимоотношения с ровесниками, взрослыми.  Важно с самого начала рассмотреть личность в общей системе общественных отношений, каковую и представляет собой общество, т.е. в некотором «социальном контексте». Этот  контекст представлен системой реальных отношений личности с внешним миром. Расширение круга социального взаимодействия требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь.

    Для успешной социализации школьнику необходимо освоить навыки коммуникации, язык социального общения в его вербальных и невербальных формах, определить различия между миром вещей и людей, выяснить закономерности взаимодействия,  как с предметным миром, так и миром социальным.

    Взаимодействие с неговорящими детьми требует использования дополнительных, поддерживающих средств, отличных от речевых, которые бы способствовали взаимопониманию, созданию благоприятной атмосферы.

    Поддерживающие средства весьма разнообразны: слово, предмет, жест, фотография, картинка, символ. При организации обучения педагог индивидуально подходит к каждому ребенку с учетом структуры нарушения. Выбор неречевого общения в качестве основного средства взаимодействия осуществляется на основе тщательной оценки возможностей ребенка для овладения словесной речью.

    Психолого-педагогическая характеристика целевой группы

    Целевая группа. При разработке методических рекомендаций учитывался контингент учащихся 7-12 лет с диагнозом F-72 с сочетанной патологией (нарушением зрения, хромосомными нарушениями и связанными с ними пороками развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, системным недоразвитием речи тяжелой  степени, нарушением поведения и эмоций, соматическими заболеваниями).

    Учащиеся страдают тяжелыми нарушениями интеллекта, поведения, деятельности и всей личности. Речевые нарушения носят системный характер и распространяются на все функции речи: коммуникативную, познавательную, регулирующую. Речь у данного контингента учащихся формируется крайне медленно и ограниченно, понимание речи на бытовом  уровне в вербальной форме затруднено. У детей отмечается более позднее появление лепета и первых слогов; имеются задержки в проявлениях дифференцированных и адекватных эмоциональных реакций; наблюдается слабый познавательный  интерес к окружающим объектам и игре; проявляется неадекватное поведение. Уровень коммуникативного развития позволяет им реагировать на сигналы окружающего мира. Они проявляют первые, хотя еще и не очень отчетливые коммуникативные реакции и пытаются продуцировать сигналы вербального или невербального характера. При этом окружающие их люди не всегда однозначно могут их понять. Для данных учащихся характерны неравномерность, фрагментарность развития, недостаток представлений и сенсорного опыта, несформированность способов восприятия, социальная незрелость. Все формы активности  находятся в обедненном виде.

    Принятие и понимание задачи у школьников данной группы затруднено. В ее решении их затрудняет не только и не столько овладение отдельными  действиями и звеньями задачи, сколько установление связей и отношений между ними. Они не могут организовать свою деятельность, не используя образца и помощи. У них отсутствуют и с трудом формируются основные навыки и приемы систематической умственной  деятельности: различения и идентификации, группировки и обобщения, сравнения, анализа, классификации. Им недоступен осознанный выбор адекватного способа действия, перенос усвоенного приема. Даже имеющимися у них знаниями они не умеют пользоваться в практической деятельности.

    При разработке рекомендаций учитывалось понимание того, что в условиях специального обучения, в специально созданной коррекционно-развивающей среде и в доступных пределах когнитивного развития, учащиеся данной нозологической группы обучаемы и способны овладеть элементарными знаниями, умениями и навыками. Обучение осуществляется в доступных, мотивированных, интересных для детей данного уровня развития видах деятельности. Поскольку учащиеся могут овладеть элементарными навыками в минимальной степени, и зависимы от взрослого, вся работа с этим контингентом строится на постоянной помощи, поддержке со стороны педагога, а также требует ухода и сопровождения. Первостепенная роль отводится жизненно значимым учебно-тренировочным ситуациям, желанию общаться. Усвоение способов неречевого и речевого общения расширяет возможности ребенка устанавливать контакты, выражать свои чувства, добиваться выполнения своих желаний.

    Цели и задачи формирования навыков социального взаимодействия в обучении школьников с ТМНР

    Цель: обеспечить системный подход к созданию условий для развития у школьников с ограниченными речевыми способностями возможности выражать свои желания, быть услышанными своими близкими и обществом.

    Основные задачи:

    • способствовать формированию коммуникативной мотивации;
    • формировать умение привлекать внимание окружающих людей адекватным способом;
    • учить выражать различные просьбы/требования;
    • способствовать формированию социальной ответной реакции;
    • формировать умение комментировать окружающие события, сообщать информацию, отвечать/задавать простые вопросы, с целью получения интересующей информации.

     Коррекционные задачи:

    • развивать органы артикуляции;
    • развивать зрительное, слуховое восприятие и внимание;
    • развить коммуникативную функцию речи;
    • развивать и совершенствовать общую и мелкую моторику.

    Форма организации Формами обучения являются уроки-занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный методы обучения, с частичным использованием словесного метода, который применяется в сочетании с вышеперечисленными методами с использованием средств  дополнительной альтернативной коммуникации.

    Форма организации урока:

    • работа в микрогруппе;
    • индивидуальная работа.

    Методы и приемы.  В рамках специального обучения в работе с детьми с ТМНР, при планировании занятий, учитель учитывает ситуативный принцип отбора материала для последующего переноса обучающей ситуации на естественную. И наоборот, можно начать планируемое обучение в естественной обстановке.

    Для  обучения социальному взаимодействию (коммуникации) применяют следующие методы и приемы:

    • повседневные методы обучения (подготовленный режимный момент; визуализация инструкции; обучение обстановкой).
    • репродуктивные (физический контакт и движение).
    • естественные методы обучения (адаптированная речь; наблюдение; поддержка высказывания; самостоятельное управление коммуникативным процессом; синхронная коммуникация).
    • практические методы обучения: (упражнения подражательно-исполнительского характера (коммуникация с опорой на жесты); моделирование (использование символов, коммуникативных книг, технических устройств);
    • прикладной анализ поведения

    Стратегии стимулирования потребности в коммуникации

    Стратегия «Чего-то не хватает»: в повседневной ситуации провоцируют отсутствие важного предмета, тем самым, побуждая к коммуникации.

    Стратегия «Помощь с задержкой»: применяется для того, чтобы дети научились просить о помощи в зависимости от ситуации.

    Стратегия «Действие с задержкой»: при данном методе действие задерживается, а выполняемое в данный момент - прерывается.

    Стратегия «Что-то не так»: дети с умственными ограничениями должны учиться от чего-то отказываться.

    Условия обучения поддерживающей коммуникации:

    Детям нужно как можно больше поводов для коммуникации.

    Детям нужны другие люди, которые будут также пользоваться впоследствии такой формой коммуникации; такие люди должны показывать на предметы, фотографии либо прибегать к жестам.

    Нужно поощрять детей, когда они стараются прибегнуть к коммуникации.

    Основные требования к средствам общения. В обучении детей используются моторно-доступные, мотивированные, иконические (простые, понятные для окружающих без специальной подготовки и временно заменяющие устную речь) жесты; предметы (игрушки) — простые, не слишком привлекательные; яркие картинки, с которыми есть возможность манипулировать (приклеивать—отклеивать и т. д.); фотографии людей и объектов, с которыми ребенок знаком; слово, написанное специальным простым шрифтом.

    Форма подведения итогов

    В результате освоения образовательной программы школьники могут научиться:

    • ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
    • формулировать собственное желание и позицию;
    • задавать вопросы;
    • использовать средства поддерживающей коммуникации для регуляции своего действия;
    • использовать речевые и неречевые средства для решения различных коммуникативных задач;
    • использовать элементарную коммуникативную компетенцию, как способность и готовность общаться с учетом своих возможностей и потребностей;
    • применять правила речевого, неречевого поведения.

    Материально-техническое оснащение образовательного процесса

    1. Помещение: учебный класс, оформленный в соответствии с основными требованиями к средствам общения и оборудованная в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и детей, доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.

    Материалы:

    • бумага разного формата (А4, A3, А2) и разной плотности;
    • карандаши;
    • наборы белого и цветного мела, цветных карандашей, цветных фломастеров разной толщины, цветных восковых мелков, уголь, наборы цветных красок;
    • наборы ткани разной фактуры и разного цвета;
    • Инструменты и приспособления:
    • атрибуты для игры-драматизации;
    • детская посуда разной величины (чашка, блюдце, ложка, тарелка, чайник и др.);
    • детские бытовые приборы-игрушки;
    • детские книги;
    • доски: магнитная, ковролиновая;
    • игрушки мелкие;
    • игрушки музыкальные;
    • индивидуальные доски для рисования фломастерами, карандашами;
    • иллюстративный материал отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей и др.;
    • картинки с изображением различных предметов и игрушек, которые учащиеся используют в своих играх-занятиях;
    • колокольчики;
    • корзины разной величины плетеные и пластмассовые;
    • куклы;
    • кукольная мебель; кукольная одежда;
    • магнитофон, аудиокассеты и компакт-диски с записями различных мелодий и детских песен; а также музыкально-ритмических комплексов для гимнастики;
    • муляжи овощей и фруктов;
    • мягкие и деревянные игрушки (крупногабаритные);
    • мячи разного размера и цвета;
    • настенное зеркало;
    • настенные кармашки для контурных изображений;
    • настенная доска для рисования мелом, расположенная на доступной детям высоте от пола;
    • напольная ширма;
    • предметы личной гигиены (мыло, специальные щеточки для рук, жидкое мыло в удобной упаковке с дозатором;
    • принадлежности для мытья куклы (ванночка, кувшин, мыло, губка, полотенце и др.);
    • телефоны (стационарный, игрушечные мобильные);
    • часы (будильники, настенные, наручные и т. п.);

    Дидактическое обеспечение курса

    • альбомы, стойки с фотографиями каждого ребенка группы, сотрудников, родителей;
    • «да/нет»-системы;
    • календарь активности;
    • карточки с пиктограммами;
    • коммуникативная доска;
    • набор картинок с изображением знакомых детям объектов.

    Предполагаемые результаты обучения

    • проявляют интерес к окружающим людям, их эмоциональному состоянию, ярким признакам внешнего вида;
    • улыбаются при общении со взрослым: гулят, «гукают», лепечут, выражая удовольствие.
    • реагируют на свое имя (взглядом, движением);
    • пытаются воспроизвести услышанные звуки, чтобы привлечь к себе внимание взрослого;
    • воспринимают элементарные инструкции;
    • используют в общении вербальные и невербальные средства;
    • обращаются за помощью для удовлетворения возникших потребностей (кушать, пить);
    • справляются со знакомыми смоделированными ситуациями с помощью педагога;
    • проявляют инициативу и настойчивость, максимально используя средства воздействия на взрослого (заглядывает в глаза, улыбается, прижимается);
    • обращаются к взрослому по разным поводам (чтобы привлечь внимание к себе, получить оценку своих действий, при необходимости ласки, поддержки, эмоциональной помощи).
    • выполняют действия совместно с педагогом; адекватно воспринимают простейшие задания;
    • проявляют интерес  и эмоциональную положительную реакцию к содержанию песенок, потешек, стихотворений.
    • при общении пользуются мимикой и простыми жестами;
    • эпизодически адекватно реагируют на простую инструкцию педагога;
    • определяют источник речевых и неречевых звуков, направление звука в пространстве;
    • понимают и выполняют действия с игрушкой;
    • эмоционально воспринимают литературное произведение;
    • показывают иллюстрации в соответствии с  содержанием;
    • вслушиваются в речь взрослых, ответы на вопросы о себе, об окружающих людях, предметах (использование символов, предметов-заместителей);
    • повторяют один и тот же слог, подражая взрослому;
    • соблюдают очередность в выполнении предметно-игровых действий со сверстниками;
    • используют звукоподражания, лепетные и простые слова для называния объектов окружающего мира;
    • пользуются мимикой; при общении используют жесты;
    • выполняют движения по инструкции, когда она сопровождается жестом («встань, сядь»);
    • пытаются повторять звуки с определенной интонацией (а-а-а — ласково, протяжно, грубо, отрывисто);
    • понимают и выполняют простые инструкции;
    • понимают значения предлогов и используют их в привычной ситуации;
    • хорошо знают свое имя и подбирают карточку со своим именем;
    • умеют сообщать с помощью неречевых средств о своих потребностях;
    • могут общаться с помощью неречевых и речевых средств;
    • называют/или показывают предметы ежедневного использования, действия (по подражанию, по образцу);
    • понимают и соотносят слова со знакомыми предметами обихода, игрушками, действиями;
    • подбирают карточки/символы к соответствующим предметам;
    • проявляют интерес к литературным произведениям, узнают героев сказок по иллюстрациям.
    • используют в активной/пассивной речи наиболее употребительные названия игрушек, одежды, обуви, мебели, посуды, домашних и диких животных;
    • понимают и выполняют инструкции: найди, покажи, назови, принеси, подними, открой, закрой; дай большой, дай маленький….
    • понимают значения и/или используют в речи глаголы с противоположными значениями: надень — сними,.. достань — убери, открой — закрой; прилагательных, обозначающих названия основных цветов, материалов, параметров величины (большой — маленький), некоторых свойств (новый, мокрый, грязный);
    • используют слова/жесты «дай», «еще», «покажи», «не хочу», «пойду гулять», «вот» для выражения своих просьб, состояний, потребностей;
    • понимают значения предлогов в, на, с, из и др.;
    • составляют простые предложения на основе наблюдений («Снег идет». «Машина едет»).

    Литература

    1. Баль, Н. Н. Организация образовательной среды для детей с тяжелыми нарушениями речи / Н. Н. Баль // Организация образовательной среды: учеб.-метод. пособие. — Минск, 2006. — С. 30—42.
    2. Варенова, Т. В. Обучение навыкам общения детей с интеллектуальной недостаточностью на основе альтернативных средств коммуникации / Т. В.
    3. Кумин, Л. Формирование навыков общения у детей с синдромом Дауна / Л. Кумин. — М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2004. — 274 с.
    4. Куцепалова, И. А. Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения ребенка с тяжелыми нарушениями интеллекта / И. А. Куцепалова, В. И. Козловская, И. Ю. Косарева // Дефектология. — 2002. — № 1. — С. 78—87.
    5. Нормализация жизни в закрытых учреждениях для людей с интеллектуальными и другими функциональными нарушениями: Теоретические основы и практический опыт / пер. со шведск. А. Львовского; ред. и автор предисл. К. Грюневальд. — СПб.: Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства, 2003. — 144 с.
    6. Ньюмен, С. Игры и занятия с особым ребенком: руководство для родителей / С. Ньюмен; пер. Н. Л. Холмогоровой. — М.: Теревинф, 2004. — 240 с.
    7. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: пособие для педагогов и родителей / С. Е. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан [и др.]; науч. ред. С. Е. Гайдукевич. — Минск: УО «БГПУ им. М. Танка», 2007. — 144 с.
    8. Розум, Л. Г. Индивидуально-ориентированное коррекционное обучение детей с тяжелой формой умственной отсталости / Л. Г. Розум // Дефектология — 2001. — № 3. — С. 20—28.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование навыков учебного труда у детей с нарушениями слуха

    Данный материал описывает навыки трудовой деятельности на уроках труда в период школьного обучения детей. Для чего используются уроки труда, каковы трудовые умения, какой процесс происходит мужду учит...

    Особенности формирования навыков письма у леворуких детей.

    Исследовательская работа по педагогике....

    Из опыта работы по теме: Формирование навыков социальной успешности личности.

    Задача воспитания успешной лич­ности определена как одна из приоритетных в новой Концепции Государственного стандарта общего образования.      Важнейшей характеристикой в сист...

    Проектно- исследовательская работа на тему " Организация коррекционной педагогической работы по формированию навыков аналитического чтения у детей с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефекты в развитии".

    Разработка и апробация наиболее эффективных коррекционных приёмов работы, направленных на преодоление нарушений речевого развития у детей  с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефект...

    "Формирование опыта социального взаимодействия обучающихся с ТМНР на основе использования доступных средств коммуникации"

    В презентации представлены факторы, определяющие возможность формирования социального взаимодействия. Отражены направления работы и сформулированы основные требования работы с детьми с ТМНР.Указа...

    Особенности формирования навыков бесконфликтного взаимодействия в начальной школе

    Младший школьный возраст-это время детства и начало развития. На развитие в этот период существенное влияние оказывает полноценное общение ребенка со сверстниками, которое иначе называют ведущей деяте...

    Формирование опыта социального взаимодействия обучающихся в условиях организации внеурочной деятельности в СКК с нарушениями речи.

    Формирование опыта социального взаимодействия обучающихся в условиях организации внеурочной деятельности в СКК с нарушениями речи...