Консультация для родителей и педагогов незрячего ребенка "Тактильные ощущения слепых, роль тактильных ощущений в пространственной ориентировке"
консультация на тему

Шайнурова Ираида Рагибовна

Консультация для родителей и педагогов незрячего ребенка "Тактильные ощущения слепых, роль тактильных ощущений в пространственной ориентировке" представлена в форме буклета, в которой рассматриваются виды ощущений, результаты исследователей, и какую роль играют тактильные ощущения в пространственной ориентировке слепых людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Потеря зрения - это потеря мощного источника восприятия информации об окружающей среде. Зрение дает человеку до 90% всей информации об окружающем мире. Потеря зрения мобилизует возможности других органов чувств. Количество информации незрячий получает благодаря другим органам чувств: осязания, слуха, обоняния, вкуса и т.д.

Одним из каналов восприятия являются тактильные ощущения, которые относятся к осязательному восприятию.

Осязание представляет собой сложную систему кожных и двигательных ощущений, которые несут человеку очень" большую" информацию об окружающем мире. Осязательные восприятия человека сходны со зрительными: те и другие адекватно отражают одни и те же свойства материального мира. Способы же восприятия различны.

К кожным ощущениям относят тактильные, температурные и болевые ощущения.

Тактильные ощущения "являются контактными. Они возникают в результате прикосновения различных участков кожи к предметам окружающей среды или, наоборот, при прикосновении чего-либо к телу.

Тактильные ощущения характеризуются абсолютными и пространственными порогами чувствительности. Абсолютная тактильная чувствительность измеряется в миллиграммах на каждый квадратный миллиметр кожи.

Пространственная чувствительность (пространственное различение) характеризуется расстоянием в миллиметрах между двумя раздражителями, одновременно действующими на кожу. Рецепторы тактильных ощущений размещены на коже человека неравномерно. Поэтому одни участки тела более чувствительны, другие - менее. На подвижных частях тела чувствительность кожи выше, чем на неподвижных.

Наиболее высокой абсолютной и относительной чувствительностью обладают язык, пальцы рук, губы. На неподвижных частях тела концентрация рецепторов значительно меньше, чем на подвижных. Поэтому, например, чувствительность кожи спины в 100 и более раз ниже, чем языка!

Важную роль в ориентировке слепых играют и температурные ощущения кожи- ощущения тепла и холода. Рецепторов ощущения холода у человека больше, чем рецепторов тепла, - вот почему кожа более чувствительная к холоду. Тепло и холод лучше ощущаются кожей лица и шеи, ладонями. Женщины более чувствительны к холоду, чем мужчины. Это необходимо учитывать на занятиях по ориентировке и при передвижении в зимнее время года. С помощью кожных ощущений тепла или холода можно определить местонахождение предмета.

На коже имеются также рецепторы болевых ощущений. Болевые ощущения могут возникнуть в результате механических, температурных и других воздействий. Болевые ощущения способствуют самосохранению организма. В пространственной ориентировке они используются мало.

Изменение (повышение) тактильной чувствительности происходит у слепых не равномерно на всех участках кожи, а лишь на тех, которые принимают активное участие в актах осязания. Наиболее отчетливо повышение кожной чувствительности проявляется на ладонной поверхности пальцев рук.

Познавательное значение болевых ощущений для слепых, так же как и для нормально видящих, незначительно.

На основе экспериментальных данных А.С. Новомейским выдвинуто предположение, согласно которому кожно-оптическое чувство является результатом воздействия электрических или электромагнитных колебаний. Имеющиеся в коже рецепторы отражают воздействие электрических или магнитных полей. Согласно этой концепции облучение светом разноокрашенных поверхностей создает различные электрические потенциалы, которые при ощупывании поверхностей вызывают сцепление с ними пальцев, причем сила сцепления зависит от величины потенциала.

Совокупность возникающих в данном случае ощущений, по отчетам испытуемых, специфична для каждого цветового тона, благодаря чему и происходит их различение.

По ощущениям, возникающим при различной силе притяжения, цветовые тона делятся:

1) на «гладкие», «скользкие», к которым относятся голубой и желтый;

2)на«вязкие», или «притягивающие», «цепляющиеся» - красный, зеленый, синий;

3) на «шероховатые», как бы «тормозящие» движения рук, - оранжевый и фиолетовый.

Среди ахроматических цветов наиболее гладким является белый цвет, а наиболее тормозным - черный. Серые тона в зависимости от их светлоты имеют различные степени вязкости. Следует отметить, что слепые определяют кожно-оптические признаки цветовых тонов так же, как зрячие.

Исследования показали, что феномен кожного «зрения» проявляется как у нормально видящих, так и у слепых (включая слепорожденных), причем почти 20% испытуемых показывают хорошие задатки, а 4--5% - высокую способность к кожно-оптическому различению. Наличие кожно-оптической чувствительности у столь широкого круга лиц, как с нормальным зрением, так и при слепоте дает основание полагать, что этот вид чувствительности является одним из древнейших, широко прежде использовавшимся, но в связи с формированием других видов чувствительности утратившим свое значение.

Недостаточная изученность рассматриваемого феномена и его механизмов не позволяет в настоящее время определить даже приблизительно его практическую значимость «для обучения слепых «рассматриванию» хроматических и ахроматических изображений (рисунков, чертежей, карт и т. п.) и чтению плоскопечатного шрифта.

Тактильные ощущения играют важную роль в пространственной ориентировке слепых и слабовидящих, так как эти ощущения возникают при соприкосновении наружных покровов тела с поверхностью отображаемых объектов. Результатом этого соприкосновения является возникновение в мозгу ощущений, отражающих многообразные свойства и признаки предметов: величину, упругость, плотность, гладкость или шероховатость, тепло, холод и т.д.

Тактильная чувствительность характеризуется абсолютными и пространственными различительными порогами ощущений. Абсолютный порог тактильной чувствительности есть едва заметное ощущение прикосновения при воздействии каким-либо предметом на определенный участок кожи. Абсолютная чувствительность измеряется при помощи набора волосков Фрея, имеющих различный диаметр и позволяющих определить давление на квадратный миллиметр кожи.

Пространственный различительный порог тактильной чувствительности, или острота пассивного осязания, определяется по ощущению раздельного прикосновения двух раздражителей. Пространственный порог измеряется при помощи циркуля Вебера и исчисляется в миллиметрах соответственно расстоянию между одновременно прикасающимися к коже ножками циркуля.

Тактильные, температурные и болевые ощущения крайне редко выступают изолированно. В процессе отражения физико-механических, пространственных и временных параметров объективного мира они объединяются в сложный комплекс, образуя пассивное, а при включении мышечно-суставных ощущений - активное осязание.

Источник:http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00037868_0.html

КУ «Нижневартовская общеобразовательная

санаторная школа»

Центр оздоровительной и коррекционной работы

«ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ СЛЕПЫХ,

РОЛЬ ТАКТИЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ В ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ»

http://player.myshared.ru/933707/data/images/img11.jpg

Памятку подготовила:

Шайнурова

Ираида Рагибовна

учитель-дефектолог

г.Нижневартовск,2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и педагогов "воспитание без крика"

В консультации даны полезные советы, рассмотрены самые частые вопросы родителей о несдержанности и крике, предложены способы сохранения спокойствия....

Консультация для родителей и педагогов незрячего ребенка "Развитие внимания слепых детей"

Консультация для родителей и педагогов незрячего ребенка "Развитие внимания слепых детей"  представлена в форме буклета, в котором кратко рассмотрены основные виды внимания и игры, способствующие...

Консультация для родителей и педагогов "Развитие пространственных представлений детей 5-12 лет"

Консультация для родителей и педагогов "Развитие пространственных представлений детей 5-12 лет" представлена в форме буклета, в которой рассматриваются проблемы, которые могут вызвать недостаток разви...

Консультация для родителей и педагогов "Развитие логического мышления у младших школьников"

Консультация для родителей и педагогов "Развитие логического мышления у младших школьников" представлена в форме буклета....

Консультация для родителей и педагогов "Психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП. Игровая коррекция"

Консультация для родителей и педагогов "Психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП. Игровая коррекция" представлена в форме буклета....

Консультация для родителей и педагогов «Особенности усвоения математических знаний, умений и навыков учащимися с интеллектуальными нарушениями» Часть 1.

Консультация для родителей и педагогов  «Особенности усвоения математических знаний, умений и навыков учащимися с интеллектуальными нарушениями. Часть 1» представлена в форме буклета, в котором к...

Консультация для родителей и педагогов «Развитие пространственных представлений на уроках математики в школе для слепых и слабовидящих детей»

Консультация для родителей и педагогов  «Развитие пространственных представлений на уроках математики в школе для слепых и слабовидящих детей» представлена в форме буклета....