Родительское собрание
методическая разработка на тему

Суворова Ирина Дмитриевна

Круглый стол " Как помочь своему ребёнку стать внимательным"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Родительское собрание20.22 КБ

Предварительный просмотр:

                             РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ.

Круглый стол на тему «Как помочь ребенку стать более внимательным».

Автор: Суворова И.Д.

Цель: доказать, что ребёнок будет более внимательным, если выяснить причины его невнимательного поведения, проводить системные занятия по корректировке и формированию полезных привычек.
Задача: показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания, познакомить их с методами и приёмами развития внимательности младшего школьного возраста.
Объект исследования: ученический коллектив.
Предмет исследования: «Как помочь детям стать внимательнее »
Форма проведения: «Творческая лаборатория родителей за круглым столом»
Участники: классный руководитель, психолог школы,  родители учащихся класса.

 Предисловие
Начиная учебный год, я прогнозировала результаты работы с классом, но столкнулась с проблемой - как помочь моим ученикам стать более внимательными. Совместно с родительским комитетом класса было принято решение провести родительское собрание в виде «Круглого стола» с творческой лабораторией родителей по данной проблеме.
Для этого: 
-изучить соответствующую научную литературу,
- познакомить родителей с понятием «внимание» и его основными свойствами,
-подобрать методики и провести исследования, диагностики,
- изучить в ходе собрания упражнения и игры по развитию внимания,
- выбрать форму проведения собрания: «Творческая лаборатория за круглым 
столом»,
- выработать рекомендации для родителей с целью корректировки и оказания ими помощи своему ребёнку. 




План
Подготовка: 
1.Запуск анкеты для родителей «Выбор пути»
Вопросы анкеты:
1)Часто ли ваш ребёнок отвлекается во время бесед, занятий, выполнения заданий? 
-Да
-Трудно сказать
-Нет
2)Можно ли назвать Вашего ребёнка сосредоточенным, усидчивым? 
-Да
-Трудно сказать
-Нет
3)Хотелось бы вам, чтобы Ваш ребёнок был внимательным? 
-Да
-Трудно сказать
-Нет
4) Что Вы делаете для того, чтобы у Вашего ребёнка развивалось внимание?
5) Считаете ли Вы, что такие собрания надо посещать всей семьёй?
2. Обдумывание цели данного родительского собрания, его воспитательной ценности, прогнозирование результатов, комплексного значения, возможностей.
3. Составление конкретного плана проведения собрания и обсуждение его с инициативной группой родителей, родительским комитетом, психологом, где каждый высказывает своё мнение, предложение.
4. Центральное событие: встреча родителей, непосредственное проведение «КРУГЛОГО СТОЛА»
5. Рефлексия:
- Выпуск стенной газеты «По горячим следам»
- Зачитывание решения собрания
- Самоанализ и ответы на вопросы: 
Что было ценного на мероприятии?
Что не удалось? Почему?
Что бы Вам хотелось послушать, на практическом материале отработать для оказания действенной помощи вашим детям?

                                    Ход  собрания.

Тема: Как помочь детям стать внимательнее

Родители занимают места, согласно взятому жетону по цвету (красный, синий, зелёный, жёлтый, ёлочка), в результате чего образуется пять рабочих групп участников собрания.
1.Открывает родительское собрание классный руководитель. 

Учитель:
-Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались вместе, чтобы обсудить проблемы, связанные с успешностью учебной деятельности наших детей. Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют у школьников способность к интеллектуальной деятельности. И сегодня мы постараемся решить проблему, связанную с одним из этих процессов. 
Сегодня в нашей работе принимают участие учитель  класса, школьный психолог, родители учащихся нашего класса, редколлегия из состава родителей, а также инициативная творческая группа в составе членов родительского комитет класса.

2. Психолог: - До проведения собрания мы запустили анкету, чтобы узнать, насколько актуальна затронутая нами тема? 
-К вам мы обращаем первый вопрос: Сколько времени вы уделяете своему ребёнку? 
-Прошу Вас продолжить фразу – Внимательный ребёнок – это… (время для выполнения этого задания 2 минуты, работа в группах).
Проверка задания
- Внимание может быть непроизвольным, т.е. не имеющим цели и волевого усилия, произвольным – т.е. наличие цели и активное её поддержание и после произвольным, т.е. – наличие цели, но без волевого усилия.
- Внимание, как познавательный процесс, входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса. Если внимание хорошо развивается, то, соответственно, развиваются и его такие важные свойства, как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличение объёма усвоенной информации, а также возникает привычка быть

внимательным, даже если при этом складываются неблагоприятные условия. 
- Прошу вас обсудить в группах такие вопросы:
Как вы понимаете выражения : 
- концентрировать внимание – это…..
- переключать внимание - это …
- распределять внимание – это…
- устойчивость внимания – это…
- Таким образом, важно, чтобы ученик мог сосредоточить своё внимание и удерживать его на изучаемом объекте. При необходимости быстро переключать своё внимание с одного объекта на другой. Важно и умение распределять внимание на разные виды деятельности, один из которых должен быть автоматизированным. Этими автоматизированными видами деятельности должны быть навыки учебной деятельности.
Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. В семье этому тоже уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание – это привычка, воспитание которой начинается в семье. Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, которые предлагает учитель на уроке. И, если ребёнок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений, всё это может привести к несформированности произвольного внимания и впоследствии к проблемам в учебной деятельности. 

3.Учитель: 

- Как видите, проблемы у наших детей существуют. И чтобы сформировать навыки учебной деятельности, надо направить сознание детей на смысл, содержание самой этой деятельности, т.е. нужно научить ребёнка вслушиваться в поток звучащей речи, понимать её, принимать решения, получать результаты, формировать привычку быть внимательным.
Итак, давайте рассмотрим индивидуальные особенности внимания младших школьников, которые необходимы им в учебной деятельности. 
-Устойчивое, но слабо переключаемое внимание: дети могут долго и старательно решать одну задачу, но с трудом переходят к следующей.
-Легко переключаемое внимание в процессе работы, но так же и легко

отвлекаемое на посторонние моменты.
-Хорошо организованное внимание сочетается с малым объёмом работы.
-Легко отвлекаемое внимание.
-Устойчивое непроизвольное внимание: дети сосредоточивают внимание на интересных особенностях изучаемого материала.

Главная задача - помочь нашим детям. Поэтому мы предлагаем Вам сейчас поработать в группах с тем, чтобы познакомиться с наиболее эффективными средствами развития внимания.

4.Учитель:
-В каждую группу раздаются карточки с описанием упражнений и игр для развития внимания. В течение 5-7 минут каждая группа готовится, знакомится с их содержанием. Затем 1-2 игры или задания проигрывают перед другими группами родителей. Определить родителям, к какому свойству внимания можно отнести данные игры, какие игры больше всего понравились и почему (обосновать), и можно ли самим вместе с детьми придумывать разные, интересные игры, которые будут направлены на развитие внимания?
Например:
Упражнение 1- Акабос, ацисил, тёломас, агород, цяаз, алокш, ланеп и др. 
Упражнение 2- Нарисуй точки так, как показано на листочке.
Упражнение 3- Даны слова: крот, дзот, год, фронт, оплот, пилот, флот, поворот. Каким по счёту было слово оплот? 
«Кот в шапке» (в шапке находятся вопросы и задания по данной проблеме. Родители, не глядя, берут из шапки вопросы и сразу начинают давать совет по тому или иному вопросу)
«Самый внимательный» (внимательно послушать текст и посчитать в нём количество слов со звуком “П”) Белый снег пушистый в воздухе кружится, порхает, и под ноги тихо - тихо оседает. Протяни ладошку – подержи пушинки, как красивы эти белые снежинки!
Игра. Исправь ошибки. Цель игры научить следовать инструкции, сосредотачивать и удерживать внимание на учебном объекте.
Инструкция: предупредить сначала о возможных ошибках, которые не заметил сказочный герой в своей работе, и просит следить за его работой на доске. 
В процессе работы сознательно допускаются сначала грубые, потом всё более мелкие ошибки.
Найди спрятавшиеся слова: долпраптекамтрь , дроздалжекарандаштмопр, дятеллевшаноликлитма .
Проверка заданий.

Заключение. 

5.Учитель:
- Для развития произвольного внимания надо устранить лишние раздражители (радио, телевизор, отключить компьютер, др.) Учить ребёнка преодолевать трудности, связанные с использованием внимания. Большую роль играет отношение к деятельности, которой должен заниматься ребёнок, развивать интерес к ней. Через каждые полчаса надо делать перерывы и переключаться на другие виды деятельности. Сознательно заботясь о развитии внимания, вы, уважаемые родители, сами должны быть внимательны к своему ребёнку, его занятиям, его жизни. Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Ведь развитию внимания способствует вовлечение его в любую целенаправленную деятельность: сбор грибов, ракушек или мозаики, конструктора – всё это развивает внимание. 

Для развития объёма внимания и памяти могут пригодиться следующие упражнения:
1.Развитие концентрации внимания. Находить и вычёркивать определённые буквы в печатном тексте; 
2. Увеличение объёма внимания и кратковременной памяти. 
Это работа с таблицами Шульте (с цифрами и с буквами, от 1 до 25, черного и красного цвета), увидеть боковым зрением как можно больше предметов – справа, слева, зрительные диктанты, запоминание порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд (число предметов можно увеличивать)
3.Тренировка распределения внимания. Выполнение двух разноплановых заданий: чтение текста под счет ударов карандаша по столу.
4.Развитие навыка переключения внимания. Работа с печатным текстом: чередование правил подчеркивания и вычеркивания определенных букв.
6.Проект решения собрания (он заносится в журнал протоколов родительского собрания). В качестве решения родительского собрания родители получают рекомендации от инициативной творческой группы родителей. 
7.Рефлексия 
Представители каждой рабочей группы по очереди продолжают фразу: «Сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание…»
8.Минута благодарности
Учитель, психолог  благодарят родителей за активное участие в собрании и

желают успехов в воспитании детей.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...