Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Сайфутдинова Елена Владимировна

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствие с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе типовой примерной программы, разработанной авторской программой А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой (2012 год). Реализация программы предполагает использование УМК «Перспектива».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_okruzh._mir_2_klass.docx108.25 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета  «Окружающий мир» составлена в соответствие с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения,  на основе типовой примерной программы, разработанной авторской программой А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой (2012 год). Реализация программы предполагает использование УМК «Перспектива».

 Цель обучения по комплекту «Перспектива»:

– формирование личности ребенка

– развитие универсальных учебных действий

– развитие способности учиться, познавать окружающий мир и сотрудничать.

Задачи программы:

  • формирование у детей современной картины мира с позиции экологической этики;
  • воспитание любви и уважения к природе, школе, семье, родному городу (селу), своему Отечеству;
  • развитие стремления к познанию окружающего мира и самого себя, своего внутреннего мира;
  • расширение опыта поведения в природной и социальной среде с точки зрения важнейших компонентов культуры, таких, как норма, ценность, идеал.

Общая характеристика учебного предмета

Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно - научные знания и опыт гуманитарных наук.

Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природнокультурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое.

Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурнозначимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно

ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.

В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками явления «окружающий мир»:

  •  природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;
  • природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;
  •  мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.

Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы программы могут получить специальную

интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно сочетаются с данной программой факультативы А.А.

Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М.Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е.П. Левитана «Твоя Вселенная». Многие темы предполагают специальное развитие в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе отдельной тетради ОБЖ. В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продленного

дня, система работы школы полного дня для младших школьников. Поэтому в конце каждого раздела в содержании каждого класса предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой; любой учитель может преобразовать её согласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретная школа.

Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявлять отдельные стороны (аспекты) в тех обобщённых формулировках, которые представлены в разделе «Содержание курса». Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир».

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным  учебным планом  на изучение окружающего мира во 2 классе отводится н е боле68часов.

Рабочая программа предусматривает обучение окружающему миру в объеме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года на базовом уровне.

Программой предусмотрено проведение:  5 экскурсий, 4 контрольных тестов.

Ценностные ориентиры содержания курса.

 Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:

  • природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
  • культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
  • наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
  •  искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
  • человечество как многообразие народов, культур, религий;
  •  семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
  • труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
  • здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;
  • нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Планируемые результаты изучения предметного курса «Окружающий мир »

Личностные результаты:

  1.  Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознания своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  2.  Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  3.  Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  4.  Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  5.  Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  6.  Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  7.  Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  8.  Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  9.  Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  10.  Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  1.  Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.
  2.  Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  3.  Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  4.  Использование знаковых средств информации для создания моделей объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
  5.  Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
  6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах
  7.  Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовитым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  8.  Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
  9.  Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими связи и отношения между объектами и процессами.
  10.  Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты:

  1.  Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
  2.  Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
  3.  Осознание ценности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
  4.  Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и другие с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
  5.  Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

Распределение учебного материала во 2  классе

№п/п

Раздел

количество часов

1.

Вселенная, время, календарь

16 часов

2.

Осень

18 часов

3.

Зима

15 часов

4.

Весна и лето

19 часов

68 часов


Тематическое планирование по окружающему миру

Тема урока

Основные виды деятельности уч-ся

                                   Универсальные учебные действия

                        Планируемые результаты освоения материала

Дата

Предметные

Метапредметные

Личностные

план

факт

                                                                                                           Вселенная, время, календарь

1

Мы — союз народов России

Наша Родина —

Россия, Российская Федерация. Ценностносмысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна».

Познакомиться с

особенностями

Государственного

флага России,

работать с текстом и

иллюстрациями

учебника.

Называть субъект Российской Федерации,в котором находится город (село) и школа, где учатся дети; научиться находить и показывать его на политической карте России, называть некоторые его природные и историко-культурные достопримечательности; определять самое интересное и важное в культуре народа, к которому принадлежит каждый из учащихся класса.

Р: соотносить святыни России и своего края с традиционными религиями;

П: моделировать ситуацию общения игровых кукол на языках народов своего края и других народов России;

К: высказывать на основе своего опыта мотивированное суждение о роли русского языка в РФ.

Л: осознавать важность доброжелатель ного

отношения друг к другу как к

носителям этнических и общероссийски х культурных ценностей

2.09

2

Мы — жители Вселенной.

Россия -

многонациональная

страна.

Находить на карте России родной регион.

Научиться видеть взаимосвязь Земли и Вселенной, усвоить названия планет и порядок их расположения в Солнечной системе.

Р: уметь определять взаимосвязь Земли и Вселенной, сравнивать размеры планет;

П: рассказывать по схеме о движении Земли и Луны в космическомпространстве;

К: сравнивать размеры планет, осуществлять самопроверку.

Л : выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопрос;ориентироватьс я в тетради и учебнике.уметь

высказывать

свои

предположения

8.09

3

Наш «космический корабль» — Земля.

Глобус как модель Земли. Ориентирование на местности. Компас.

Работать с текстом и иллюстрациями учебника, находить нужную информацию

Усвоить понятия о горизонте и сторонах горизонта; научиться обращаться с - компасом, определять стороны горизонта.

Р: по своим

представлениям рисовать Землю - наш космический корабль;

П: анализировать схему в учебнике и устанавливать способ определения сторон горизонта по Солнцу;

К: применять способ обозначения сторон горизонта, заполняя схемы в рабочей тетради.

Л: следовать

установленным

правилам в

планировании

и контроле

способа

решения;

адекватно

воспринимать

информацию

учителя или

одноклассника

9.09

4

Наш «космический корабль» — ЗемляЗемля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле

Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса

Понимать

особенности формы планеты Земля, научиться работать с глобусом.

Р: уметь применять способ обозначения сторон горизонта, заполняя схемы в рабочей тетради,

П:анализировать схему в учебнике и устанавливать способ определения сторон горизонта по Солнцу;

К: осуществлять самопроверку;

Осознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле.

15.09

5

Время

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи

Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членовсемьи

Уметь приводить примеры

неразрывной связи прошлого,настоящего и будущего, опираясь на свой опыт; перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения; рассказать о старинных и современных часах;

Р: уметь объяснить, как действуют солнечные, водяные, песочные часы, П: моделировать время на

часах;

К: сравнивать достоинства и недостатки различных видов старинных часов.

Л:контролиров ать и оценивать свои действия при работе  с нагляднообразным, словеснообразным и словеснологическим материалом при

сотрудничестве с учителем, одноклассника ми.

16.09

6

Экскурсия в краеведческий музей Человек — член общества, носитель и создатель культуры

1

Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе

Умеют рассказать об изменениях, которые произошли с течением времени в родном селе, в стране.

Р: уметь рассказать об изменениях, которые произошли с течением времени в родном селе, в стране.

П: использовать знаковосимволические средства представления информации;

К: определение образа природы в произведениях культуры

Л: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения.уметь слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

16.09

7

Сутки и неделя. Смена дня и ночи на Земле

Сравнивать и различать день и ночь, объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи.

Уметь по схеме в учебнике дать научное объяснение смены дня и ночи и связать с этим явлением две естественные единицы измерения времени — сутки и неделю;

Р: уметь выбрать

наиболее

привлекательный

для себя способ

фантастического

объяснения этого явления

на основе соответствующих произведений художественного творчества народов своего края;

П: моделировать смену дня и ночи;

К: составлять фоторассказ о своей жизни за неделю

Л: действовать в учебном сотрудничестве в соответствие с принятой ролью.

- осознавать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего.

22.09

8

Месяц и годВращение Земли как причина смены дня и ночи.

Сравнивать и различать день и ночь, объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи

Уметь с помощью схемы дать научное объяснение изменению внешнего виды Луны в течение месяца; установить связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»;

Р: уметь представить единицу измерения времени«год» как последовательность двенадцати месяцев;

П: проявлять творческую активность в создании сказочного образа «месяца» и «года» в виде антропоморфных или зооморфных существ;

К: наблюдать изменение облика Луны и фиксировать результаты.

Л: осознавать важность наблюдения за живой и неживой природой.

23.09

9

Времена года. Времена года, их особенности. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Сравнивать и различать день и ночь, времена года.

С помощью схемы уметь объяснять причину смены времен года; понимать условность начала перечисления времен года при неизменности их следования друг за другом в годовом круге

Р: уметь контролировать свою речь;

П: приступить к тренировке памяти;

К: называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или

иного времени года.

Л:контролиров ать свою речь, ее четкость и правильность; действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

29.09

10

Погода.

Практическая работа с термометромПогода, ее составляющие

Измерять

температуру воздуха, воды с помощью термометра.

Усвоить понятие о погоде;

научиться различать виды термометров и пользоваться каждым из них.

Р: сравнивать предложенное определение с эталоном в учебнике;

П: сравнивать различные виды термометров;

К: осуществлять самопроверку.

Л: оценивать результаты труда; уметь

контролироват ь себя в процессе совместной работы.

30.09

11

Погода

Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Наблюдение за погодой своего края.

Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние.

Усвоить теоретические понятия о погоде

Р: уметь рисовать условные знаки погодных явлений;

П: объяснять назначение

метеорологических

приборов;

К: рисовать условные знаки погодных явлений.

Л:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

6.10

12

Календарь — хранитель времени, страж памятиИспользовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, для объяснений

Пересказывать своими словами часть текста учебника и обсуждать его (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры).

Понимать условность начала нового года в календарях разных народов мира в связи с особенностями их культуры

Р: уметь ориентироваться в сведениях, представленных на странице календаря,

П: находить в календаре дату своего рождения и днирождения своих близких;

К: сравнивать календари разных видов.

Л: выполнять задания в соответствии с целью,

уметь владеть способами взаимодействи я со

сверстниками

7..10

13

Праздники для всехЧеловек - создатель и носитель культуры.

Участвовать в

практической работе

с картой, с «лентой

времени»

(определять

последовательность

исторических событий.

Уметь кратко

характеризовать

содержание

общегражданских

праздников

современного

российскогокалендаря, представленных в учебнике; описывать празднование одного из этих праздников в своем городе (селе).

Р: понимать необходимость товарищеского сотрудничества,

П: готовность к взаимодействию и взаимопониманию;

К: выполнять задания в соответствии с целью, осуществлять поиск ответа на вопрос.

Л: выполняют

самоопределен

ие личности на

основе

согласия с

общими

целями,идеалами, коллективными нормами и ценностями.

13.10

14

Народный календарьПредсказание погоды и его значение в жизни людей

Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние.

Знать некоторые народные приметы на погоду своего края и уметь соотносить их с ощущениями, которые дают нам разные органы чувств; уметь предполагать, какая будет погода, наблюдая за определенными явлениями природы, которые служат основой для народных примет на погоду.

Р: соотносить народные приметы с ощущениями разных органов чувств;

П: проверять народный прогноз погоды по ближайшему дню- погодоуказателю;

К: сопоставлять реальные наблюдения и данные народных примет своего края.

Л: выполнять задания в соответствии с целю,

осуществлять поиск ответа на вопрос.

14.10

15

Экологический календарьЗависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).

Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.

Иметь представление об экологии, знакомиться с экологическим календарем как проявлением культуры высокоразвитого общества.

Р: высказывать предположения о том, что такое экология;

П: находить в тексте учебника определение экологии как науки;

К: в сотрудничестве со взрослыми организовывать праздники, посвященные экологическим дням.

Л: понимать задачи экологии как науки и

экологического движения в России и в

мире,

необходимость

охраны

природы.

20.10

16

Обобщающий урок по разделу «Вселенная, время, календарь»

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий; проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы.

Научиться проектировать индивидуальный маршрут восполненяпроблемных зон в изучении темы.

П.:выполнять учебно-познавательные действия, ориентироваться в своей системе знаний; делать обобщения и выводы.

К.:с достаточной полнотой  и точностью выражать свои мысли, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

Р.:проговаривать во внутренней речи последовательность действий при выполнении заданий, анализировать собственную работу, соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной аналитической деятельности, умения оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения,самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

21.10

Осень

17

Осенние месяцыПримеры явлений природы: смена времён года, листопад, перелёты птиц, смена времени суток.

Характеризовать признаки времен года, проводить групповые наблюдения.

Находить признаки осенних явлений природы и называть особенности жизни людей осенью, которые отразились в старинных названиях осенних месяцев; описывать красоту осенней природы и произведений искусства.

Р: соотносить признаки осени в живой и неживой природе, а также события в жизни людей осенью;

П: называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся

К: сравнивать и различать общее и особенное в осеннихпраздниках разных народов России.

Л: учитывать

выделенные

учителем

ориентиры

действия в

учебном

материале;

знают

основные

моральные

нормы и

ориентируются

на их

выполнение.

27.10

18

Осень в неживой природе Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края.

Описывать сезонные изменения в природе, пересказывать и понимать тексты о природе.

Показывать зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности; усвоили названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе (иней, заморозки, моросящие затяжные дожди, туманы и

др.).

Р: приучить к наблюдениям за изменениями погоды, рассказывать по своим наблюдениям о погоде летом и осенью;

П: устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и осенними изменениями в природе; К: играть в старинную детскую игру по правилам, описанным в учебнике.

Л: оценивать правильность выполнения действия на уровне оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

28.10

19

Народные праздники в пору осеннего равноденствия Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов

Анализировать влияние современного человека на природу,оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.

Устанавливать связь народных праздников с осенними изменениями в природе.

Уметь в обрядах и обычаях осеннего равноденствия различатьособенности, характерные для быта и

хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов; называют общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный

нравственный смысл — благодарность природе

Р: различать общее и особенное в осенних праздниках разных народов России;П: выявлять и называть характерные атрибуты осенних народных праздников;

К: изготавливать куклу-зернушку по инструкции в рабочей тетради

Л: осознавать необходимость проявлять благодарностьприроде в условиях современной жизни.

10.11

20

Звездное небо осенью.

Звезды и планеты.

Характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли.

Понимать, что звезды, как и Солнце, — сгустки раскаленных газов; знают, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые;

Р: рассказывать на основе наблюдений о впечатлениях от созерцания звездного неба;

П: анализировать схемы созвездий Большой Медведицы и Лебедя;

К: наблюдать звездное небо, используя атлас- определитель, фиксировать результаты наблюдений.

Л: уметь

задавать

вопросы,

необходимые

для

организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

11.11

21

Экскурсия на природу «Осенние изменения в природе»

Обсуждать осенние изменения в природе; называть знакомые растения, насекомых и птиц; оценивать свои достижения.

Научиться проводить наблюдения природных объектов.

П: осознавать познавательную задачу, применять полученные знания в измененных условиях;делать обобщения и выводы;

К: формировать навыки речевых действий, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других,формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Р: действовать по плану, контролировать во время экскурсии свое поведение

Формирование интереса к познанию окружающего мира, позитивных чувств и ощущений от восприятия увиденного, бережного отношения к окружающему миру.

17.11

22

 Трава у нашего дома

Растения, их разнообразие

Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, наблюдать за состояниемтравянистых растений осенью

Определяют названия травянистых растений, называют причины пожелтения травы.

Р: рассказывать по своим наблюдениям о состоянии травянистых растений осенью;

П: описывать устно внешний вид наиболее распространенных травянистых растений; К: отгадывать народную загадку о растениях, осуществлять самопроверку.

Л:преобразовывать

практическую задачу в познавательную, соблюдают правила бережного отношения к растениям.

18.11

23

Старинная женская работа

Человек — часть природы

Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы.

Умеют назвать последовательность трудовых операций в работе со льном; умеют выполнять задание учителя, распределяя операции между собой в группе.

Р: распределять операции между собой в группе для выполнения задания учителя;

П: сравнивать и отмечать общее и различное в сезонной женской работе со льном;

К: испытывать уважение к такому значительному человеческому качеству, как трудолюбие

Л: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации в том числе во внутреннем плане.

24.11

24

Деревья и кустарники осенью.

Деревья, кустарники, травы.

Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы, сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников. Узнавать изученные хвойные растения.

Понимают причины листопада; познакомились с вечнозелеными хвойными растениями средней полосы России; продолжают развивать навыки работы с атласом- определителем и дополнительной литературой.

Р: формулировать своё отношение к неблаговидным поступкам людей в природе;

П: сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников;

К: выражать свое отношение к неблаговидным поступкам людей в природе.

Л:осуществлят ь действие по образцу и заданному правилу . проявляют положительное отношение к уроку

окружающего

мира.

25.11

25

Чудесные цветники осенью

Дикорастущие и культурные растения

Определять части цветкового растения. Проявлять уважение к культурным традициям,

Вспомнить, какие цветы дети видели в цветниках города (села) или в собственном саду осенью; понять, что выращивание цветов — большой труд на радость людям.

Р: формулировать своё отношение к неблаговидным поступкам людей в природе,П:выделять наиболее понравившиеся растения; К: использовать дополнительную литературу, ресурсы.

Л:принимать и

сохранять

учебную

задачу;

учитыватьустановленные правила в планировании и контроле способа решения.

1.12

26

Грибы

Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. Сравнивать грибы по внешнему виду, устанавливать связи грибов с растениями и животными. Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности). Сравнивать грибы по внешнему виду, устанавливать связи грибов с растениями и животными.

Ознакомление младших школьников с сезонными изменениями в живой природе. Осенняя экскурсия предполагает оздоровительный эффект нервной системы ребенка через эстетические переживания и элементы укрепления физического здоровья. Понять, почему грибы выделены в особое царство живой природы; познакомиться со строением грибов

Р: восприятие себя частью окружающей природы, способность,   уметь отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых,почувствовать общую для всех красоту мира рождает в душе ребенка чувство причастности к окружающему,

П: формирует его личную ответственность за происходящее, узнавать и рассказывать о строении гриба с помощью схемы в учебнике;

К: формулировать соответствующие правила экологической этики.

К: воспитывает потребность в добром поступке.

Л: осознавать

красоту

осенней

природы,

необходимость

бережного

отношения к

грибам;  уметь использовать в общении правила вежливости; принимать участие в работе парами (группами).

2.12

27

Шестиногие и  восьминогие Животные, их разнообразие.

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей.

Знать, чем отличаются насекомые от паукообразных; познакомиться с этапами развития бабочки и стрекозы

Р: отвечать на вопросы о

насекомых и пауках по своим наблюдениям;

П: рассказывать по рисунку учебника о разнообразии насекомых; К: формулировать соответствующие правила экологической этики.

Л: осознавать необходимость бережного отношения к природе

8.12

28

Птичьи секреты. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).

Характеризовать способ питания, условия,

необходимые для жизни птиц.Приводить примеры перелётных и зимующих птиц.

Понять причины, по которым перелетные птицы покидают родные края; научиться различать перелетных и зимующих птиц.

Р:уметь различать перелетных и зимующих птиц,

П: классифицировать перелетных птиц по известным признакам,

К: отгадывать народные загадки о птицах.

Л: осознавать необходимость бережного отношения к природе и чувства любви к родной природе

9.12

29

Как разные животные готовятся к зиме

Посильное участие в охране природы.

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей. Устанавливать связь между сезонными изменениями в

в природе и жизнью животных.

Понять, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет.

Р: уметь устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью животных,

П: выявлять приспособительное значение спячки, линьки, запасание корма;

К: объяснять значение наблюдаемых изменений.

Л: выражать позитивное отношение к живой природе.

15.12

30

Невидимые нити в осеннем лесу

Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.

Характеризовать влияние человека на природные сообщества. Моделировать связи в осеннем лесу с помощью схем- аппликаций и

графических схем.

Узнать о

взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу;

Р:уметь приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу. П: сравнивать разные виды схем;

К:формулировать соответствующие правила экологической этики.

Л: осознавать

важность

охраны

взаимосвязей

между

растениями и животными

16.12

31

Осенний труд. Профессии людей.

Проводить групповые наблюдения за трудом людей. Сравнивать осенние работы в городах и сёлах в старину и сейчас.

Контролировать и корректировать своё поведение в ходе совместной работы

Знать некоторые виды работ, выполняемых осенью с культурными растениями и домашними животными; проявлять заботу о животных накануне предстоящей зимы

Р: уметь выполнять некоторые виды посильной работы по подготовке дома и двора к зиме.

П: сравнивать осенние работы в городах и селах в старину и сейчас. Сконструировать алгоритм изготовления осенней куклы.

Л: уметь адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных задач, строить монологическо е высказывание

22.12

32

Будь здоров! Роль физических упражнений в укреплении здоровья

Личная

ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья

Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Формулировать правила здорового образа жизни осенью. Объяснять правила народных игр.

Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период; знать и уметь объяснить товарищу правила двух-трех народных игр, подходящих для осени (из учебника и из репертуара игровой культуры

народов своего края).

Р: уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам;

П: формулировать правила здорового образа жизни в осенний период;

К: поддерживать в ходе игр благожелательное общение друг с другом.

Л:ориентируют ся в поведении на принятые моральные нормы; понимают красоту и природу родного края.

23.12

33

Охрана природы осенью.

Бережное отношение к окружающему миру.

Анализировать влияние современного человека на природу. Знакомиться с правилами охраны природы осенью. Обсуждать, в каких делах мы можем проявить свою любовь к природе

Освоить правила сбора грибов, ягод, орехов; выполнять правила поведения по отношению к перелетным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору.

Р: уметь анализировать рисунки учебника, использовать дополнительную литературу, ресурсы Интернета,

П: рассказывать о правилах охраны природы с помощью рисунков,

К: составлять фоторассказ об осенней прогулке.

Л:контролиров ать и оценивать свои действия во время работы с нагляднообразным материалом при

сотрудничестве с учителем, одноклассника ми.

выражают.

12.01.2016

34

Обобщающий урок по разделу «Осень».

Контрольная работа

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий; проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы.

Научиться проектировать индивидуальный маршрут восполненя проблемных зон в изучении темы.

П.:выполнять учебно-познавательные действия, ориентироваться в своей системе знаний; делать обобщения и выводы.

К.:с достаточной полнотой  и точностью выражать свои мысли, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

Р.:проговаривать во внутренней речи последовательность действий при выполнении заданий, анализировать собственную работу, соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной аналитической деятельности, умения оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения,самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

13.01

                                                                Зима

   35                                                                                        

Зимние месяцыПримеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Исследовать(на основе наблюдений) связи

жизнедеятельности растений, животных и времени года. Сопоставлять старинные и современные названия зимних месяцев.

Находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев; описывать красоту зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка

Р: соотносить признаки зимы в живой и неживой природе, а также события в жизни людей зимой,

П: называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся

К: сравнивать и различать общее и особенное в зимних праздниках разных народов России.

Л:делиться со сверстниками и взрослыми эмоциональноэстетическими впечатлениями по отношению к природе.

36

Зима — время науки и сказок.

Внутренний мир человека: общеепредставление о человеческих свойствах и качествах. .

Описывать сезонные изменения в природе. Сравнивать сказки разных народов,объяснять их смысл, формулировать их нравственное значение для современной жизни

Знать несколько зимних народных примет на погоду; объяснять, чему учатнародные сказки

Р: уметь объяснить, чему учат народные сказки, как в них оцениваются такие качества, как скупость,жадность, хитрость;

П: рассказать о персонажах картин А. И. Морозова и братьев- художников А. П. и С. П. Ткачевых, опираясь на сюжет этих произведений. К:сравнивать сказки разных народов.

Л:самостоятель но находить несколько вариантоврешения

учебной

задачи,

представленно й на словеснообразном, нагляднообразном уровне.

37

Зима в неживой природе.

Примеры явлений природы:

Описывать сезонные изменения в природе. Выражать своё отношение к красоте зимней природы. Устанавливать связь между ними и зимними изменениями в неживой природе

Обобщить и систематизировать наблюдения детей над зимними природными явлениями; пронаблюдать за формой снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды)

Р: знать дату зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря).

П: называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся

К: сравнивать и различать общее и особенное в зимнихпраздниках разных народов России.

Л: уметь сотрудничать с одноклассника ми при выполнении заданий в паре.

38

Звездное небо зимой.

Звёзды и планеты.

Характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли. Осваивать способ нахождения на небе Полярной звезды, определять по Полярной звезде стороны горизонта.

Научиться находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и Полярную звезду

Р: уметь ориентироваться по Полярной звезде. П:Сравнивать схемы созвездий Большой Медведицы и Малой Медведицы,

К: наблюдать звездное небо, используя атлас- определитель, фиксировать результаты

наблюдений.

Л: уметьвыражать

устойчивую

учебно-

познавательную мотивацию

обучения;

39

Зимняя прогулка Экскурсия в зимний лес.Правила безопасного поведения в природе.

Характеризовать признаки времен года. Наблюдать за зимними изменениями в жизни животных и растений

Ознакомление младших школьников с сезонными изменениями в живой природе. Наблюдение за строением снежного пласта, за жизнью деревьев, а также растений под снегом, за зимующими птицами.

Р: восприятие себя частью окружающей природы, способность почувствовать общую для всех красоту мира рождает в душе ребенка чувство причастности к окружающему,

П: формирует его личную ответственность за происходящее,

К: воспитывает потребность в добром поступке.

Л: проявлять познавательну ю инициативу в учебном сотрудничестве

40

Зима в мире растенийРастения родного края.

Описывать сезонные изменения в природе. По наблюдениям на экскурсии отвечать на вопросы о зимних изменениях в жизни растений.

Устанавливать связи изученных растений с животными.

Запомнить способы определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам.

Р: формулировать своё отношение к неблаговидным поступкам людей в природе;

П: устанавливать связи изученных растений с животными,

К: выражать свое отношение к неблаговидным поступкам людей в природе.

Л:выполнять задания в соответствии с целью;

осуществлять целенаправлен ный поиск ответа на поставленный вопрос.

41

Зимние праздникиПраздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно- нравственных связей между

соотечественниками

Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Различать общее и особенное в зимних праздниках.

Знать особенности народных обычаев рождественского праздника в странах Запада и России;

Р: уметь различать общее и особенное в зимних праздниках Европы и России,

П:отмечать на схеме годового круга день зимнего солнцестояния и солнцеворота,

К: планировать изготовление новогодних подарков.

Л:наблюдение над живой и неживой природой зимой.

42

Растения в домашней аптечке

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека

Определять части цветкового растения. Узнавать наиболее распространённые лекарственные растения.

Уметь называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения.

Р: уметь рассказать о лекарственных растениях в домашней аптечке,

П: привести примеры использования их лечебных свойств в домашних условиях.;

К: формулировать соответствующие правила экологической этики.

Л: уметь

использовать в

общении

правила

вежливости;

формулировать

собственное

мнение и

позицию.

43

Зимняя жизнь птиц и зверей.

Животные, их разнообразие.

Находить изучаемых птиц и зверей на рисунках учебника. Устанавливать связь между строениемклюва и особенностями питания птицы

Усвоить образ жизни и питания зимующих птиц; узнать о зимнем образе жизни зверей, невпадающих в спячку.

Р: уметь готовить сообщение об особенностях зимней жизни зверей;

П: готовить сообщения об

особенностях зимней жизни зверей, используя текст учебника;

К: проиллюстрировать его рисунки.

Л: замечают и ценят природу; осознают любовь к природе

44

Невидимые нити в зимнем лесу.Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Исследовать связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Анализировать рисунок и схему в учебнике,

моделировать связи в зимнем лесу с помощью различных схем.

Узнать о

взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу;

Р: уметь приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу;

П: прослеживать по схеме связи между елью и лесными животными;

К: придумывать и разыгрывать сценки из жизни зимнего леса, отражающие природные взаимосвязи.

Л:планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

45

В феврале зима с весной встречается впервой

Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена.

Характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов своего края.

Знать, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым; знать, когда в народе отмечали первую встречу весны;

Р: уметь приготовить подарок старшим родственникам на Масленицу (или другой местный праздник февраля) ;

П: инсценировать обход дворов на Масленицу по традициям своего края; К: планировать реальное проведение зимних праздников народов своего края.

Л: осознавать необходимость бережного отношения к природе и чувства любви к родной природе.

46

Зимний труд. Профессии людей.

Проводить групповые наблюдения за трудом людей. Инсценировать зимнюю мужскую и

женскую работу в старину, соотносить с видами работ в настоящее время

Понимать социальнонравственное значение зимних посиделок для жизни молодежи разного возраста;

знать особенности ухода зимой за растениями и животными; понимать необходимость поддерживать порядок на улице;

Р: инсценировать зимнюю мужскую и женскую работу в старину;

П: соотносить старинные виды зимних работ сзимними работами в настоящее время в городе К: рассказывать о том, как надо заботиться о домашних растениях и животных зимой в родном доме.

Л: владеть

способами

самооценки

выполнения

действия,

адекватновоспринимать предложения и оценку учителя

47

Будь здоров! Познай себя: знание своего тела. Гигиена систем органов

Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.

Объяснять правила народных игр.

Выполнять правила здорового образа жизни в зимний период; знать и уметь объяснить товарищу правила 2—3 народных игр, подходящих для зимы (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края);

Р: уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила,

предусмотренные игрой; П: корректировать в ходе игр недостатки в межличностных отношениях;

К: объяснять правила народных игр.

Л: осознавать необходимость бережного отношения к природе и чувства любви к родной природе.

48

Охрана природы зимойПервая помощь при лёгких травмах обмораживании, перегреве.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. Знакомиться с правилами охраны природы зимой.

Формулировать

правила

экологической этики.

Соблюдать правила охраны чистоты во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу — не оставлять после себя мусор;.

Р: уметь изготовить простейшие кормушки для птиц;

П: знать особенности жизни зимой 2—3 диких животных;

К: описывать по своимнаблюдениям красоту зимней природы.

Л:планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей иусловиями её реализации

49

Обобщающий урок по разделу «Зима»

Контрольная работа

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий; проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы.

Научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изучении темы.

П.:выполнять учебно-познавательные действия, ориентироваться в своей системе знаний; делать обобщения и выводы.

К.:с достаточной полнотой  и точностью выражать свои мысли, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

Р.:проговаривать во внутренней речи последовательность действий при выполнении заданий, анализировать собственную работу, соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной аналитической деятельности, умения оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения,самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Весна и лето.

50

Весенние месяцы.Правила поведения в природе.

Характеризовать признаки времен года. Сравнивать старинные названия весенних месяцев. Сочинять устный рассказ по картине

Научиться находить признаки весенних явлений природы и указания на особенности жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев; описывать красоту весенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка;

Р: уметь провести наблюдения за погодой 14 марта для сопоставления их результатов с результатами предстоящих наблюдений в мае;

П: называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся; К:обозначать на схеме круглого года пору весеннего равноденствия.

Л:планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

51

Весна в неживой природе

Примеры явлений природы

Проводить

групповые

наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». Устанавливать причинно - следственные связи между положением Солнца и весенними изменениями в природе.

Понять причины потепления весной; усвоить дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления; продолжить работу по наблюдениям за погодой.

Р: уметь рассказывать по своим наблюдениям о весенних изменениях в природе;

П: устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и весенними изменениями в природе; К: сравнивать результаты, делать выводы об изменении погоды в течение весны.

Л:проявляют положительное отношение к уроку

окружающего

мира.

52

Весна — утро года.Погода, еесоставляющие.

Описывать сезонные изменения в природе. Инсценировать характерные праздничные ритуалы в виде мини-спектаклей.

Уметь объяснить, почемумногие народы России и мира символически представляют весну в образе птицы; находить общее и различное в обычаях весеннего нового года в Древней Руси и празднования нового года у нанайцев в пору весеннего равноденствия

Р: уметь изготовить игрушечную птицу влюбой технике и из любого материала (по выбору).

П: находить общее и различное в обычаях празднования весеннего Нового года в Древней Руси и Нового года у нанайцев в пору весеннего равноденствия К: инсценировать весенние праздничные обычаи в виде миниспектаклей.

Л:планировать совместно сучителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

53

Звездное небо весной.Звёзды и планеты

Характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли. Осваивать способ нахождения на небе созвездий.

Запомнить положение весной созвездий Большая Медведица, Малая Медведица;

Р: научиться находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе;

П: наблюдать звездное небо по заданиям рабочей тетради;

К: применять на практике освоенные на уроках способы поиска звезд и созвездий.

Л:планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

54

Весенняя прогулка. Экскурсия на природу.Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Характеризовать признаки времен года. Ознакомление с раннецветущими растениями Наблюдение за живой и неживой природой весной..

Знакомство с раннецветущими растениями, создание радостного эмоционального восприятия детьми расцветающей природы.

Настрой детей на восприятие информации.

Р: уметь наблюдать за живой и неживой природой весной.

П: формирует его личную ответственность за происходящее,

К: воспитывает потребность в добром поступке.

Л:демонстриру

ют интерес к

изучению

окружающего

мира;

проявляют

доброжелатель

ность, доверие,

внимательность.

55

Весеннее пробуждениерастений .Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира.

Описывать сезонные изменения в природе. Узнавать раннецветущие растения на фотографиях, рисунках и в природе. Характеризовать признаки весеннего пробуждения деревьев и кустарников.

Понять причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми;

Р: научиться любоваться первоцветами и стремиться беречь их.

П: рассказывать о весенних изменениях в жизни растений;

К: оценивать эмоциональноэстетические впечатления от восприятия раннецветущих растений.

Л:планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

56

Чудесные цветники весной

Разнообразие растений.

Определять части цветкового растения. Проявлять уважение к культурным традициям, связанным с растениями.

Запомнить названия культурных растений весенних цветников, научиться находить их в атласе- определителе.

Р: научиться любоваться весенними

цветниками и стремиться самому участвовать в создании таких цветников П: выделять наиболее понравившиеся растения и объяснять причины своих предпочтений;

К: оценивать эмоциональноэстетические впечатления от восприятия растений цветника.

Л:осознавать

красоту

весенних

цветников,

проявлять

уважение к

культурным

традициям,

связанным с

растениями

57

Весна в мире насекомых. Значение труда в жизни человека и общества.

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых. Обсуждать отношение людей к насекомым,обосновывать необходимость бережного отношения к ним.

Научиться

любоваться красотой бабочек, а не ловить их; понимать полезность пчел, ос, шмелей и муравьев;

Р: уметь понимать взаимосвязь насекомых и птиц.

П: достраивать схемы в рабочей тетради;

К: предлагать возможные варианты своего поведения при встречах снасекомыми

Л:планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еёреализации.

58

Весна в мире птиц и зверей

Животные, их разнообразие

Находить изучаемых птиц и зверей на рисунках учебника. Рассказывать о весенних изменениях в мире птиц и зверей. Играть в старинную игру.

Узнать о весенних изменениях в жизни птиц и зверей.

Р: уметь придумывать диалоги зверей - родителей и их детёнышей,

П: формулировать соответствующие правила экологической этики;

К: наблюдать за птицами города.

Л:планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

59

Невидимые нити в весеннем лесу. Роль животных в природе и жизни людей

Исследовать связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Рассказывать по схемам о невидимых нитях в весеннем лесу. Моделировать связи в весеннем лесу с помощью различных видов схем.

Узнать о

взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу.

Р: научиться приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу;

П: сравнивать разные виды схем, в том числе работая в паре;

К: извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе.

Л:планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

60

Весенний труд.Профессии людей

Проводить групповые наблюдения за трудом людей. Инсценировать мужскую и женскую старинную весеннюю работу.

Научиться различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину;

Р: уметь объяснить значение пословиц;

П: научиться проводить наблюдения за состоянием природы 6 мая и сопоставлять эти наблюдения с ранее полученными данными о погоде 14 марта,

К: инсценироватьстаринную мужскую и женскую весеннюю работу.

Л:планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

61

Промежуточная аттестация в форме тестирования.

Самостоятельное выполнение теста. Самопроверка

Итоговый контроль: тестирование.

Р: оценивать задания по следующим критериям: «легкое задание», «возникли трудности», «сложное задание»;

П: проводить аналогию и на ее основе строить выводы;

К: адекватно использовать средства письменной речи для решения различных коммуникативных задач.

Л: проявлять элементарные навыки самооценки и самоконтроля результатов своей учебной деятельности

62

Старинные весенние праздники Забота о детях, престарелых, больных

  • долг каждого человека. Духовнонравственные и культурные ценности

основа жизнеспособности общества.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. Характеризовать весенние праздники в культуре народов России.

Уметь выразительно произносить народные благопожелания детям в Вербное воскресенье и молодоженам на Пасхальной неделе;

Р: научиться оформлять рамочки для фотографий своей и друга.

П: сопоставлять между собой традиции отношения к березе в культуре разных народов России;

К: понимать нравственный смысл легенд и песен.

Л:понимать

глубокий

нравственный

смысл

народных

обычаев,

связанный с

животворящей

силой весенней

природы

63

Будь здоров! Знакомство с отдельными дорожными знаками. Возможные опасности в общественных местах.Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года Правила пользования транспортом.

Записывать телефоны экстренной помощи, участвовать в учебной игре о правилах пользования транспортом. Формулироватьправила здорового образа жизни весной.

Выполнять правила здорового образа жизни в весенний период; знать и уметь объяснить товарищу с помощью схемы правила двух-трех народных игр, подходящих для весны (из учебника и из репертуара игровой

культуры народов своего края); уметь

Р: контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила,

предусмотренные игрой; П: корректировать в ходе игр недостатки вмежличностных

отношениях;

К: формулировать правила здорового образа жизни весной.

Л:понимать необходимость соблюдения правил здорового и безопасного образа жизни в весенний период.

64

Охрана природы весной

. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. Знакомиться с правилами охраны природы весной.

Самоконтроль во время прогулки в парке, сквере, лесу (не оставлять после себя мусор и т. д.).

Р: уметь формулировать соответствующие правила экологической этики;

П: контролировать себя во время прогулки в парке, сквере, лесу;

К: составлять фоторассказ о весенней прогулки.

Л:понимать

необходимость

соблюдения

правил

здорового и

безопасного

образа жизни в

весенний

период

65

Лето красное. Если случится пожар.

Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Объяснять основные правила обращения с газом,

электричеством,

водой.

Делать выводы об изменениях погоды в течение года.

Научиться находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из

Р: уметь описывать красоту летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; П:сравнивать старинные и современные названия весенних и летних месяцев;

К: делать выводы об изменениях погоды в течении года.

Л:понимать необходимость соблюдения правил здорового и безопасного образа жизни в летний период

66

Летние праздники и труд

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. Соотносить летние праздники с видами работы в настоящее время года в селе

Научиться

выразительно читать стихотворение Л. Харитоновой о сотрудничестве природы и человека;

Р: уметь разгадывать и составлять загадки о старинных орудиях труда;

П: перечислять летние дары природы своего края.

К: выразительно читать стихотворение Л. Харитоновой о сотрудничестве природы и человека.

Л:осознавать

нравственный

смысл

календарных праздников в культуре народов России

67

Будь здоров!

Знакомство с отдельными дорожными знаками. Возможные опасности в общественных местах.Правила безопасного поведения на дорогах и в общественных местах.

Записыватьтелефоны экстренной помощи, участвовать в учебной игре о правилах пользования транспортом. Формулировать правила здорового образа жизни весной.

Выполнять правилаздорового образа жизни в весенний период; знать и уметь объяснить товарищу с помощью схемы правила двух-трех народных игр, подходящих для весны (из учебника и из репертуара игровой

культуры народов своего края);

Р: контролировать вовремя игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила,

предусмотренные игрой; П: корректировать в ходе игр недостатки в межличностных отношениях;

К: формулировать правила здорового образа жизни весной.

Л:пониматьнеобходимость соблюдения правил здорового и безопасного образа жизни в весенний период

68

Весенняя прогулка. Экскурсия на природу. Правила безопасного поведения в природе.

Характеризовать признаки времен года. Ознакомление с раннецветущими растениями Наблюдение за живой и неживой природой весной..

Знакомство с раннецветущими растениями, создание радостного эмоционального восприятия детьми расцветающей природы.

Настрой детей на

восприятие

информации.

Р: уметь наблюдать за живой и неживой природой весной.

П: формирует его личную ответственность за происходящее,

К: воспитывает потребность в добром поступке.

Л:демонстрируют интерес к

изучению

окружающего

мира;

проявляют

доброжелатель

ность, доверие,

внимательность.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

 Основная литература:

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х

ч./ А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая; Рос.акад. наук; Рос. акад. образования; изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012.

Учебник вошел в федеральный перечень учебников на 2015 - 2016 учебный год.

Дополнительная литература:

  1.  Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс: Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч./ А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.- М.: Просвещение, 2014.
  2.  Анастасова Л.П. Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности. 2 класс: Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В.; под ред. А.А.Плешакова. - М.: Просвещение, 2014.
  3.  Плешаков А.А. Уроки по окружающему миру. 2 класс: пособие для учителя/ А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.- М.: Просвещение, 2012.
  4.  Ижевский П.В. Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности: метод. Пособие. 2 класс: пособие для учащихся учителя/ Ижевский П.В.; под ред. А.А.Плешакова; Рос.акад. наук; Рос. акад. образования; изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012.
  5.  Таблицы. Растения и животный мир.
  6.  Географические карты. Физическая карта.
  7.  Глобус.
  8. Иллюстрации. Растений, животных, предметов быта.
  9. CD- диск «Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...