Статья «Путь к успешному обучению учащихся- развитие мелкой моторики»
статья (1 класс) по теме

В статье приводятся примерные задания для развития мелкой моторики ребенка. Занятия пальчиковой гимнастикой добавляют больше уверенности детской руке. Это необходимо для взаимодействия руки и разума.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Статья «Путь к успешному обучению учащихся- развитие мелкой моторики»

Автор: учитель начальных классов

Первая категория

 Елагина Н.С.

МБОУ СОШ № 149 г.о.Самара

« Истоки способностей и   - на кончиках их пальцев»

 В.А. Сухомлинский

От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, который питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. очень важно, как мы говорим, поставить руку, подготовить ее к работе. Чем же в этом случае мы педагоги можем помочь ребенку?

Я советую использовать упражнения, развивающие мелкие мышцы пальцев руки и кисти руки. Особенное  место в моей деятелбности отводится такой работе, как штриховка. Вначале для штриховки используются трафареты с геометрическими фигурами и лекала. Дети обводят фигуры, а затем штрихуют не только параллельными отрезками, но и волнистыми и круговыми линиями, полуовалами бой значительную нагрузку для зрения и их продолжительность должна, петлями. Для штриховки можно использовать книги для раскраш ивания. Однако следует помнить, что эти упражнения представляют со быть не более 5-7 минут.

Можно использовать «рамки и вкладыши Монтессорри» (известного итальянского педагога), которые готовят детей к овладению письмом и рисованием: вырабатывают умение владеть карандашом, как говорят художник, дают «твердость руки», умение проводить линии по линейке, угольнику, лекалу и на глаз, различать геометрические фигуры и видеть линии – контуры, знакомят с геометрической терминологией -названиями фигур. Игра представляет собой набор квадратных рамок-пластинок размером 100*100 мм, толщиной1,5-2 мм, В центре каждой из них вырезано отверстие, закрывающееся крышкой-вкладышем, такой же формы и размера, но другого цвета (рис 1)

Дети очень любят играть в «Теневой театр» (при складывании пальцев определенным образом на стене можно получить изображение различных животных). Необходимое простое оборудование: экран или стена, настольная лампа (источник света)

Зайчики Цель: развить движение кистей рук и пальцев, умение действовать по подражанию, пробудить в детях интерес и положительное эмоциональное отношение к игре. Ход игры: взрослый складывает пальцы рук, получая на экране изображение зайчика: мизинец и безымянный палец загибаются и придерживаются большим пальцем – «мордочка», а два других пальца вверх – «ушки», кисть руки чуть-чуть наклоняется вперед. Зайчик прыгает на экране. «Это мама-зайчиха своих зайчат ищет. Где они?» - говорит взрослый и предлагает детям сделать зайчат. Ребенку он помогает сложить правильно пальцы. После этого оба поднимают руки, приближая их к экрану, зайчик прыгает вокруг зайчихи (надо поощрять эмоциональное проявление ребенка).

«Гуси». Цель: развить внимание, подражание при движении кистей рук и пальцев, научить выполнять движения одновременно двумя руками, пробудить интерес к игре.

Ход игры: взрослый сжимает все четыре пальца вместе, а большой прижимает к ним снизу, резко сгибая кисть вниз. «Га-га-га, где мои гусята?» - говорит он и помогает детям сделать гусят одной рукой. Гусята гуляют с мамой, она зовет их: «Гуси, гуси!»- дети отвечают» «га-га-га!»-«есть хотите?»- продолжает мама. Дети отвечают: «да-да-да!»

Мелкая моторика – это двигательная, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движение рук, тем совершеннее функции нервной системы.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Необходимость развития активных движений пальцев рук получило научное обоснование. Слабую руку ребенка дошкольника можно и необходимо развивать. Это первейшая забота родителей и педагогов не только старших групп, но и малышей.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во веке до нашей эры в Китае. И сейчас в современном Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Регулярные упражнения улучшают память, умственные способности ребенка, развивает координацию движений, силу и ловкость рук.

Японский врач Намико си Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмысленно взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие. Исследование отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.

Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя разные формы и методы, средства работы.

Какими же средствами можно пользоваться для развития мелкой моторики?

Хотела бы отметить самое любимое и простое средство – это пластилин и соленое тесто. Лепка является прекрасным упражнением для тренировки мелких мышц руки. Мы часто используем глину или пластилин, но в последнее время появился еще один очень популярный материал – тесто. Во время лепки массируются активные точки пальцев рук, благодаря чему улучшается работа всех органов ребенка, его самочувствие. К тому же соленое тесто несет в себе массу положительной энергии. Это экологически чистый, неаллергенный материал, очень приятный на ощупь и лепить из него довольно просто.

Следующее средство – это бумага. Самый доступный материал, широко применяю не только для рисования, но и в аппликации и конструировании. Особенно детям нравится мозаичная аппликация. Работу начинаем от простого рисунка в старшей группе, выкладываем геометрические фигуры, и до сложного – это сюжетные картины в подготовительной группе. Также при работе с бумагой, детей привлекает возможность делать поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках – это оригами. Развивающий потенциал оригами очень высок. Притягательная сила этого искусства в способности будить детское воображение, оживлять плоский и немой лист бумаги, за считанные минуты, превращая его в цветы, животных, птиц.

Счетными палочками ребята любят играть как в свободное время, так и на занятиях. Их использую как часть занятия на математике, конструирование.

Очень интересными играми для детей являются игры со скрепками, пуговицами, бусами. В группе имеется большой выбор настольных игр: конструкторы, мозаики.

Для наших детей новое средство для развития мелкой моторики – это нитки. Ниткописью мы занимались и раньше. Новым для нас стала аппликация из нарезанных ниток. Самую первую коллективную работу мы сделали в старшей группе «Натюрморт», а следующая работа «Парусник» украшает нашу приемную и в этом году. Детям очень понравилась работать с нитками. И в этом году мы сделали индивидуальные картины на тему «Подводный мир», а еще цветы для мамы. Работа очень кропотливая, но сколько впечатлений у детей и их родителей.

При помощи всех этих средств у детей развивается мелкая моторика, усидчивость, дети начинают самостоятельно фантазировать, развивается эстетическое восприятие, произвольное внимание, логическое мышление, память, что способствует более эффективной подготовке детей к школе.

Помимо традиционных гимнастик и игр для развития мелкой моторики руки, мы в нашей группе внедряем изобразительную деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник.

На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь. Дети с удовольствием выполняют задание по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник, ведь эти задания им по силам, и результат своей работы они видят сразу.

Самый распространенный вид детского творчества – театрализованная деятельность. Она понятна и близка ребенку, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая от этого огромное эмоциональное наслаждение. Все мы знаем, что существует несколько видов театра: кукольный, конусный, теневой, пальчиковый, ладошка и еще один театр, который я связала, мы с ребятами назвали шариковый. С помощью театра можно показать сказки, развивая при этом выразительность речи ребенка, мелкую моторику рук, зрительное и слуховое внимание, память, воображение, уверенность.

Большое значение для руки имеет развитие графической моторики. Я уже 10 лет работаю на старших и подготовительных группах. Опыт работы с прописями накопился большой. Не все прописи подходят для работы с детьми, и поэтому я собрала весь материал за это время и сделала свою пропись.

В старшей группе особое место для развития графической моторики занимает штриховка, обведение по трафарету, раскрашивание. Работу выполняем в простых альбомах. А в подготовительной мы знакомимся с тетрадью в клетку (полгода в крупную, а с января уже с обыкновенной тетрадью в клетку). Я уделяю большое внимание не написанию цифр, а рисованию по клеточкам. Очень нравится детям выполнять графический диктант. За три месяца уже видны результаты. Дети прекрасно ориентируются на листе бумаги.

В свою пропись включила много заданий на логическое мышление, развитие зрительной памяти, пространственному ориентированию.

Так же в прописи есть приложение, которое служит для продуктивной деятельности. Как показывает опыт работы, развитие графических навыков подготовит руку к письму, научит ориентироваться как на листе бумаги, так и в тетради, что послужит хорошей базой для успешного обучения в школе.

Как я уже говорила, что педагоги нашего детского сада уделяют много внимания этой проблеме. Я прочитала очень много литературы, беседовала с учителями школ и решила внедрить в работу тренажеры для формирования навыков развития мелкой моторики рук.

Много внимания уделяю работе с родителями. Провели родительское собрание по подготовке детей к школе. Пригласили на занятия, которые проводим вечером, чтобы родители могли ознакомиться, чем заниматься с ребенком, что ребенок уже умеет.

В конце учебного года запланировали занятие для родителей и учителей «Как подготовлены наши дети к школе». Обязательно организуем выставку прописей, работ и фотографий.

Работу провожу не только с родителями, но и с коллегами. Провели семинар по развитию мелкой моторики рук, где я выступила о внедрении изобразительной деятельности с применением нетрадиционных материалов и техник. На следующем семинаре-практикуме я научила делать из обычной бельевой деревянной прищепки игрушки, которые можно использовать и в кукольном театре и в уголке творчества детей.

Возраст 5-6 лет является наиболее благоприятным для подготовки к школе: ребенок примеряет на себя роль школьника и с удовольствием сам играет в школу. Поэтому подготовить ребенка к школьному обучению с помощью игр будет легче.

В группе созданы все условия для развития мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно выбирать игры и игрушки.

В игровой зоне дети играют с игрушками. В группе на дверных ручках висят цветные шнурки для плетения косичек; связана подушка, где есть пуговицы, на которые крепятся цветочки, точки для божьей коровки, шнуровка, кукла с косами.

В изобразительном уголке: игры для развития мелкой моторики, мозаика, конструкторы, счетные палочки, бусы, скрепки.

В театральном уголке имеется: разные виды театра.

Я считаю, что игры и упражнения являются очень большим (мощным) средством для поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга. У детей улучшается внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность и главной целью этого проекта формируются навыки развития мелкой моторики рук.

Очень хочется, чтобы проект развивался дальше, а это расширение участников проекта, будут включены все группы детского сада и может после этого будет организована группа кратковременного пребывания для старших дошкольников.

Есть известное педагогическое правило: хочешь, чтобы ребенок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Этим правилом пользуюсь сама и советую родителям обращать внимание не на то, что хорошо. Если ребенок почувствует успех, то будет стараться еще больше, как гласит пословица: «Верная указка – не кулак, а ласка».



Предварительный просмотр:

Статья «Работа в паре сменного состава как средство формирования универсальных учебных действий у учащихся начальной школы» Автор: учитель начальных классов Первая категория Елагина Н.С. МБОУ СОШ № 149 г.о.Самара» Автор: учитель начальных классов Первая категория Елагина Н.С. МБОУ СОШ № 149 г.о.Самара.                                                                                                           Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов уневирсальных учебных действий у учащихся.                                                                                                                  -Личностных(в паре ученик необходимо самоопределяться относительно учебной задачи, относительно рартнера,относительно своей и другой точки зрения, таким образом, учебная работа приобретает личностный смысл;осуществляя впаре роли учителя и ученика,ребенок начинает чувствовать себя брлее компетентным и значимым, повышается самооценка, растет познавательная активность и мотивация).                                                                                         -Регулятивных(парнеры сорегулируют свою деятельность,определяют цель, план и контролируют результат).                                                                                                                       _Познавательных( за счет общения, в диалоге, возрастает глубина понимания материала,происходит рефлексия способов познания,отбор наиболееадекватных задаче умственных действий).                                                                                                                              -Коммуникативных(развивается способность точно выражать свои мысли и понимать сообщение собеседника договариваться относительно способов действий,разрешать разногласия с помощью аргументов, быть справедливым и толерантными).                                        К моментупоступления в школу в опыте ребенка присутствуют:                                                        -некритичные отношеня имитации образцов,освоенные в предметно-манипулятивной деятельности;                                                                                                                                                 -ролевые отношения, освоенные в игре.                                                                                                         Для того ,чтобы перевести ребенка в позицию учащегося,т.е. учащегося самого себя с помощью учителя,учебника, сверстников и т.д.необходимо учить детей особой форме взаимодействия-учебному сотрудничеству.Ключевым моментом в учебном сотрудничестве является переформулированиеучеником задачи,поставленной учителем,в запрос на недостающую информацию или способы действий.Этот запрос имеет рефлексивную природу:для его формулировкиребенок должен осознать ограниченность или недостаточность имеющихся в его опытеданных.Эксперементально доказано,что генетически первым субъектомучебного обращения к учителю являетя индивид в гуппах работающих детей.Именно в группе равных партнеров во внешнем плане обуждении:                       -будут озвучены разные точки зрения(позиции) ,представляющие разные стороны усваемого понятия;                                                                                                                                                        -конфликт позиций формируется в соднржательный;                                                                              -проявится и сформируется учебный процесс;                                                                                       -детьми будут поставлены задачи;                                                                                                             -определен и реализован план их разрешения;                                                                                       -оценены результаты.                                                                                                                                 Виды пар: а) статичная;б)сменного состава ;в)динамичная.                                                                Особенности подготовки учащихся к работе в парах:                                                                             а)сформировать у детей умение ориентироваться в пространстве класса;                                                          б)сформиовать готовность детей к совместной работе.                                                                            Главное преимущество парной рабрты в том ,что она дает возможность мыслить,говорить и действовать каждому ученику на уроке.Наличие рядом  другого человека ,который может задать простой вопрос(например,как ты понял,какой можно привести пример и т. д.) уже является мощным стимулом для запуска процесса осознания и понимания материала.                                Планируя работу в парах,учитель предварительно должен ответить на несколько вопросов:          1)для чего нужна работа в паре                                                                                                             2)какое место она занимает в изучении данной темы и на данном уроке                                             3)какие ркзультаты я хочу получить                                                                                                                     Большая роль в технологии парного обучения отводится рефлексии, которая является неприменным условием становления младшего школьника субъектом учебной деятельности.                                                                                                                                               -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ОВЗ для успешного процесса обучения.

Значение развития мелкой моторики  у детей младшего школьного возраста с ОВЗ для успешного процесса обучения....

Статья «Развитие мелкой моторики рук как важнейшее условие успешной подготовки детей к школе»

Подготовка к обучению ребёнка в школе является одной из актуальных проблем в современном образовании. Школа- новый этап в жизни ребёнка. Поэтому, готовить ребёнка к школе необходимо заранее, т. к. изб...

Развитие мелкой моторики – залог успешного развития речи ребёнка

Источник знаний находится на кончиках пальцев» – так говорил В. Сухомлинский и мы с вами точно знаем, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи малыша.Одним из способо...

Значение развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ОВЗ для успешного процесса обучения.

Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ОВЗ для успешного процесса обучения."...