Уровни индивидуализации обучения
консультация ( класс) по теме

Климова Елена Алексеевна

В статье даны: классификация уровней индивидуализации учебного процесса, примеры поведения и усвоения учебного материала детей с различными типами нервной системы, советы по индивидуальному подходу с учётом типа нервной системы ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОВНИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Успешная реализация принципа индивидуального подхода связано с индивидуальным стилем работы педагога, со структурой его личности, с системой ведущих отношений, в которые он включается и т.д.

        А.Д.Деминцев разработал классификацию уровней индивидуализации учебного процесса. За показатели этих уровней были приняты следующие группы признаков.

Низкий уровень. Принцип индивидуального подхода осуществляется только после обнаружения явного отставания школьника в учении. Проводятся эпизодические дополнительные занятия со всей группой неуспевающих. В классе ведется работа над ошибками.

Средний уровень. Индивидуальный подход эпизодически осуществляется на отдельных этапах уроков (при опросе, закреплении, в ходе самостоятельной работы). Кроме традиционных дополнительных занятий с группами неуспевающих, ведется дополнительная работа с отдельными учащимися.

Высокий уровень.  Индивидуальный подход осуществляется на основе учета учебных возможностей школьников и на всех этапах урока. В основном обеспечивается сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм обучения. Используются вариативные задания для разных групп учащихся, дидактический материал и программированные пособия, ведется работа над ошибками, проводятся диагностирующие работы.

Высший уровень. Умело сочетаются индивидуальные, групповые и фронтальные формы обучения на всех этапах урока. Принцип индивидуального подхода реализуется во всех областях педагогической деятельности (конструктивной, организаторской, коммуникативной, гностической).

        С целью достижения высшего уровня учителя применяют целый ряд педагогических мер:

  1. Изучают учебные возможности школьников, постоянно следят за их ростом, предвидят и учитывают перспективы развития этих возможностей.
  2. Планируют систему и последовательность действий учащихся (коллектива в целом, отдельных групп, конкретных учащихся с учетом их учебных возможностей).
  3. Организуют деятельность учащихся: коллективную, групповую, индивидуальную на различных этапах урока и добиваются осуществления ближайших и конечных целей этой деятельности.
  4. Строят учебно-воспитательный процесс и взаимоотношения  с учащимися, исходя из глубокого уважения к ним. Пользуются со стороны учащихся авторитетом, владеют в совершенстве навыками в области установления взаимоотношений.

Смена приоритетных целей обучения, их обусловленность проблемой воспитания личности ребенка на основе личностно-деятельностного подхода в корне меняет взаимоотношения системы обучения и ученика. Это обусловлено тем, что обучение вообще, а начальное обучение особенно, может быть эффективным, направленным на становление личности ребенка, раскрытие его способностей только в том случае, если оно исходит из максимально точного учета общих возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей в этот период жизни и данного конкретного ребенка в частности.

        Индивидуальный подход к ученику, да и все воспитание в целом могут быть успешны при условии активной деятельности в этом направлении самого ученика.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ, ПУТИ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

        Требование учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения возникло давно, по крайней мере 25 веков назад, еще во времена Конфуция.

        В современной школе принцип индивидуального подхода реализуется в форме индивидуализации и дифференциации обучения. Один из известных способов состоит в дифференциации детей по классам и школам в соответствии с их возможностями обучения по различным учебным планам и программам. В основе индивидуализации можно выделить два критерия:

  1. Ориентация на уровень достижений школьника.
  2. Ориентация на процессуальные особенности его деятельности.

Определить уровень достижений, то есть успехи ученика в разных школьных предметах несложно. Привычно для педагога и учитывать их в работе с учеников, ориентироваться на усвоенные им знания и умения и зависящие от них возможности дальнейшего продвижения. Учитывать уровни развития учащихся и приспосабливать к ним обучение - это наиболее часто встречающийся вид индивидуального подхода. Осуществлять его можно разными способами, но чаще всего учитель  выбирает индивидуализацию заданий. Слабоуспевающие получают для самостоятельной работы более легкие задачи и упражнения, на долю хорошистов и отличников выпадают задания потруднее.

 Вторая форма индивидуального подхода, учитывающая процессуальные параметры учебной деятельности школьников, встречается намного реже. Учение в индивидуальном темпе - пожалуй, самая старая форма индивидуализации обучения. В массовой школе индивидуальный темп обучения для того или иного ученика можно обеспечить лишь в течение небольшого промежутка времени; иначе это проявится в существенном отставании от программы. Учитывать индивидуальную скорость учебной деятельности в какой-то степени позволяет дифференциация детей, при которой одни имеют возможность проходить школьную программу в быстром темпе, перескакивая через класс, а другие попадают в классы, где курс проходится в замедленном темпе (вспомогательные школы, классы выравнивания).

        Определенные возможности в этом отношении предоставляет программированное обучение, когда материал подается порциями, машина задает вопросы и тут же оценивает знания ученика. Обучение протекает в форме диалога машины и ученика в темпе, который задает последний. Но использование программированного обучения по многим причинам носит  ограниченный характер. Дело тут не только в технических возможностях системы образования. При программированном обучении недостаточно развивается устная речь учащихся, снижается воспитательная роли учителя, возникает дефицит социального общения.

        Наиболее распространены сейчас в массовой школе такие формы реализации индивидуального темпа обучения, как раннее поступление в школу детей с достаточным уровнем школьной зрелости, а также второгодничество.

        Индивидуальный подход, при котором за основу брались бы такие процессуальные, динамические характеристики учебной деятельности, как проявления основных свойств нервной системы, до сих пор не получил в школе заметного распространения хотя и является наиболее действенным. Основной способ такого подхода - это учет индивидуально-типологических особенностей учеников в процессе обучения. [1, с.46 - 51]

        Реально учителем учитываются индивидуальные черты не каждого отдельного ученика, а групп учащихся, обладающих сходными особенностями. Так, обычно учитель выделяет группу отстающих и проводит с ними работу: специально подбирает дополнительные задания, спрашивает на уроке в более медленном темпе, организует самостоятельную работу во время урока с индивидуальными карточками-заданиями.

        Возможен иногда и учет некоторых индивидуальных черт отдельных учеников. Обычно это происходит в отношении одаренных и так называемых трудных детей. [4, с.18 - 20]

        Индивидуальный подход - важнейший психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми должны учитываться все индивидуальные особенности каждого ученика, поскольку без их учета любое педагогическое воздействие может иметь совсем не тот эффект, на который оно было рассчитано. [3, с.120]

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

"Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях" К.Д.Ушинский.

Уровень умственного развития - весьма ненадежный, чересчур изменчивый  критерий; за ним скрывается множество различных факторов, влияющих на успешность учебной деятельности. В первую очередь к таким факторам относят черты, связанные с индивидуальными проявлениями процессов функционирования мозга, основных свойств нервной системы. Вследствие стабильности индивидуальных черт, за которыми скрываются основные свойства нервной системы, с ними нельзя не считаться, их обязательно нужно принимать во внимание.

Учение И.П.Павлова о типах нервной системы произвело в свое вемя буквально революцию в изучении природных, врожденных основ индивидуальных различий.

Развивая это учение применительно к человеку, психолог Б.М.Теплов сформулировал важнейшую научную проблему - исследование психологических проявлений основных свойств нервной системы, в частности в способностях людей, что непосредственно связано с их успехами в учении, спорте, труде.

Среди природных индивидуально-типологических свойств наиболее изучены в настоящее время сила-слабость (то есть степень выносливости, работоспособности нервной системы, ее устойчивость к разного рода помехам) и подвижность-инертность ( то есть скорость смены и скорость протекания процессов возбуждения и торможения).

Это физиологические, а не психологические свойства. В физиологическом плане они однозначны, но в плане психологическом многозначны. Наблюдая за учащимися, можно выделить среди них наиболее характерных представителей того или  иного свойства.

Ребенок со слабой нервной системой - чаще всего спокойно-тихий, осторожный, послушный. Он не может долго участвовать в шумных подвижных играх, что связано с его небольшим запасом сил, повышенной утомляемостью. Непривычная среда, внимание окружающих, тем более незнакомых людей, оказываемое на него психическое давление - все это может для такого ребенка стать сверхсильным раздражителем. В таких случаях он теряется, не  находит нужных слов, не отвечает на вопросы, не выполняет простейших просьб. Нередко таким детям не хватает уверенности в себе, им свойственны боязнь неудачи и страх глупо выглядеть, вследствие чего для них значительно осложняется продвижение к успеху. [1, с. 18 - 23]

Ребенок с сильной нервной системой - чаще всего бодрый, уверенный в себе, не испытывающий какого-либо напряжения в учении, поражающий легкостью, с которой он усваивает значительный по объему материал. Он полон энергии, неутомим, постоянно готов к деятельности. Он почти не бывает  усталым, вялым, расслабленным. Включаясь в работу, он почти не испытывает трудностей; ему нипочем дополнительные нагрузки, переход к незнакомой новой деятельности. Чаще всего он обнаруживает полную поглощенность своим очередным занятием. Человека с сильной нервной системой отличает большая эффективность использования времени, способность выполнить за тот же отрезок времени больше, чем другие учащиеся, благодаря своей выносливости, отсутствию остановок и сбоев в работе. [1, с. 25-27]

Ребенок с подвижной нервной системой - отличается непоседливостью, несобранностью, неумением сосредоточиться на уроке. Их постоянно что-то отвлекает, они вертятся, разговаривают, перекладывают книги, точат карандаши. Им скучно заниматься какой-то одной деятельностью, обычно у них много разнообразных занятий, и , переходя от одного дела к другому, они полностью вытесняют из сознания предыдущее. Он способен на ходу принять решение или изменить прежнее намерение, быстро и без труда приспосабливаясь к новым условиям, легко следуя за ними и подчиняясь складывающимся обстоятельствам. Нередко высокая подвижность нервной системы проявляется в чрезмерной двигательной активности, в характерных особенностях речи. [1, с.27-30]

Ребенок с инертной нервной системой - он намного спокойнее на уроках. Исключение составляют те случаи, когда он на перемене участвовал в шумных играх; тогда ему трудно сразу перестроиться и включиться в учебную деятельность. Он не склонен "разбрасываться" на разнообразные занятия; чаще всего его свободное время полностью занято учением, приготовлением уроков. Больше он не успевает практически ничего. Каждое непредвиденное обстоятельство выбивает его из рабочей колеи. Много времени и сил уходит у него на такие мелочи, которых почти не замечают другие дети. Неприятности, неудачи, обиды он не забывает сразу. Они как бы застревают в сознании инертного ребенка, мешают ему двигаться дальше. Речь у инертного чаще всего неторопливая, замедленная, мимика и жестикуляция практически отсутствуют.

Выделить проявление того или иного свойства нервной системы в поведении человека непросто. Каждое свойство нервной системы имеет множество психологических проявлений, широкий их спектр. Учителю важно знать индивидуально-типологические особенности своих учеников. От них зависит как процесс, так и результат учебной деятельности. А значит, и эффективность учительского труда напрямую связана с тем, знает ли он и умеет ли учитывать эти особенности. [1, с.30-34]

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Дети приходят в школу с открытой душой, с искренним желанием хорошо учиться. Желание хорошо учиться - красивое человеческое желание - кажется В.А.Сухомлинскому ярким огоньком, озаряющим весь смысл детской жизни. Но этот огонек, - предупреждает Сухомлинский, - легко потушить неосторожным прикосновением к детскому сердцу - резким словом, вызвавшим обиду, или же равнодушием. [10, с.32]

По отношению к учащимся со слабой нервной системой рекомендуется соблюдать такие правила: не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса, требующего быстрого ответа; желательно, чтобы ответы давались не в устной, а в письменной форме; по возможности спрашивать их в начале учебного дня; не требовать отвечать новый, только что усвоенный материал; путем правильной тактики опросов и поощрений формировать уверенность в своих силах; осторожно оценивать неудачи этих учеников; стараться с раннего возраста вовлекать ребенка в широкий круг занятий, чтобы дать ему почувствовать свои возможности, узнать, где, в каких видах деятельности они наилучшим образом проявляются и т.д.

      Тактика учителя по отношению к детям с сильной нервной системой. Им необходима тренировка усидчивости, которая, однако, должна исключать  накопление эмоционального напряжения. Нужно разрешать ученикам непродолжительные перерывы, смену видов деятельности. В ситуации монотонии надо в определенной степени разнообразить их деятельность. В ситуации, когда надо выполнить какие-либо поэтапные действия, следует обращать на этих учеников особое внимание, по возможности контролировать выполнение ими требований постепенности, последовательности и т.д.

        При работе с инертными учениками: не требовать от них немедленного включения в деятельность; помнить, что они не могут активно работать с разнообразными заданиями; не требовать быстрого изменения неудачных формулировок при устных ответах; не спрашивать в начале урока; в момент выполнения заданий не надо их отвлекать и т.д.

        Подвижным детям надо помочь научиться произвольно регулировать свою деятельность, должным образом ее организовывать. Они в большей степени, чем инертные, нуждаются в постоянном руководстве и контроле со стороны учителя. Полезно специально обучать таких учащихся умению быть сдержанными, выслушивать да конца указания учителя. Внимательность на уроках нельзя просто потребовать, но вполне можно выработать

Климова Е.А.                                                                                                                                                                



Предварительный просмотр:

УРОВНИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Успешная реализация принципа индивидуального подхода связано с индивидуальным стилем работы педагога, со структурой его личности, с системой ведущих отношений, в которые он включается и т.д.

        А.Д.Деминцев разработал классификацию уровней индивидуализации учебного процесса. За показатели этих уровней были приняты следующие группы признаков.

Низкий уровень Принцип индивидуального подхода осуществляется только после обнаружения явного отставания школьника в учении. Проводятся эпизодические дополнительные занятия со всей группой неуспевающих. В классе ведется работа над ошибками.

Средний уровень Индивидуальный подход эпизодически осуществляется на отдельных этапах уроков (при опросе, закреплении, в ходе самостоятельной работы). Кроме традиционных дополнительных занятий с группами неуспевающих, ведется дополнительная работа с отдельными учащимися.

Высокий уровень Индивидуальный подход осуществляется на основе учета учебных возможностей школьников и на всех этапах урока. В основном обеспечивается сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм обучения. Используются вариативные задания для разных групп учащихся, дидактический материал и программированные пособия, ведется работа над ошибками, проводятся диагносцирующие работы.

Высший уровень Умело сочетаются индивидуальные, групповые и фронтальные формы обучения на всех этапах урока. Принцип индивидуального подхода реализуется во всех областях педагогической деятельности (конструктивной, организаторской, коммуникативной, гностической).

        С целью достижения высшего уровня учителя применяют целый ряд педагогических мер:

  1. Изучают учебные возможности школьников, постоянно следят за их ростом, предвидят и учитывают перспективы развития этих возможностей.
  2. Планируют систему и последовательность действий учащихся (коллектива в целом, отдельных групп, конкретных учащихся с учетом их учебных возможностей).
  3. Организуют деятельность учащихся: коллективную, групповую, индивидуальную на различных этапах урока и добиваются осуществления ближайших и конечных целей этой деятельности.
  4. Строят учебно-воспитательный процесс и взаимоотношения  с учащимися, исходя из глубокого уважения к ним. Пользуются со стороны учащихся авторитетом, владеют в совершенстве навыками в области установления взаимоотношений.

Смена приоритетных целей обучения, их обусловленность проблемой воспитания личности ребенка на основе личностно-деятельностного подхода в корне меняет взаимоотношения системы обучения и ученика. Это обусловлено тем, что обучение вообще, а начальное обучение особенно, может быть эффективным, направленным на становление личности ребенка, раскрытие его способностей только в том случае, если оно исходит из максимально точного учета общих возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей в этот период жизни и данного конкретного ребенка в частности.

        Индивидуальный подход к ученику, да и все воспитание в целом могут быть успешны при условии активной деятельности в этом направлении самого ученика.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ, ПУТИ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

        Требование учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения возникло давно, по крайней мере 25 веков назад, еще во времена Конфуция.

        В современной школе принцип индивидуального подхода реализуется в форме индивидуализации и дифференциации обучения. Один из известных способов состоит в дифференциации детей по классам и школам в соответствии с их возможностями обучения по различным учебным планам и программам. В основе индивидуализации можно выделить два критерия:

  1. Ориентация на уровень достижений школьника.
  2. Ориентация на процессуальные особенности его деятельности.

     Определить уровень достижений, то есть успехи ученика в разных школьных предметах несложно. Привычно для педагога и учитывать их в работе с учеников, ориентироваться на усвоенные им знания и умения и зависящие от них возможности дальнейшего продвижения. Учитывать уровни развития учащихся и приспосабливать к ним обучение - это наиболее часто встречающийся вид индивидуального подхода. Осуществлять его можно разными способами, но чаще всего учитель  выбирает индивидуализацию заданий. Слабоуспевающие получают для самостоятельной работы более легкие задачи и упражнения, на долю хорошистов и отличников выпадают задания потруднее.

         Вторая форма индивидуального подхода, учитывающая процессуальные параметры учебной деятельности школьников, встречается намного реже. Учение в индивидуальном темпе - пожалуй, самая старая форма индивидуализации обучения. В массовой школе индивидуальный темп обучения для того или иного ученика можно обеспечить лишь в течение небольшого промежутка времени; иначе это проявится в существенном отставании от программы. Учитывать индивидуальную скорость учебной деятельности в какой-то степени позволяет дифференциация детей, при которой одни имеют возможность проходить школьную программу в быстром темпе, перескакивая через класс, а другие попадают в классы, где курс проходится в замедленном темпе (вспомогательные школы, классы выравнивания).

        Определенные возможности в этом отношении предоставляет программированное обучение, когда материал подается порциями, машина задает вопросы и тут же оценивает знания ученика. Обучение протекает в форме диалога машины и ученика в темпе, который задает последний. Но использование программированного обучения по многим причинам носит  ограниченный характер. Дело тут не только в технических возможностях системы образования. При программированном обучении недостаточно развивается устная речь учащихся, снижается воспитательная роли учителя, возникает дефицит социального общения.

        Наиболее распространены сейчас в массовой школе такие формы реализации индивидуального темпа обучения, как раннее поступление в школу детей с достаточным уровнем школьной зрелости, а также второгодничество.

        Индивидуальный подход, при котором за основу брались бы такие процессуальные, динамические характеристики учебной деятельности, как проявления основных свойств нервной системы, до сих пор не получил в школе заметного распространения хотя и является наиболее действенным. Основной способ такого подхода - это учет индивидуально-типологических особенностей учеников в процессе обучения. [1, с.46 - 51]

        Реально учителем учитываются индивидуальные черты не каждого отдельного ученика, а групп учащихся, обладающих сходными особенностями. Так, обычно учитель выделяет группу отстающих и проводит с ними работу: специально подбирает дополнительные задания, спрашивает на уроке в более медленном темпе, организует самостоятельную работу во время урока с индивидуальными карточками-заданиями.

        Возможен иногда и учет некоторых индивидуальных черт отдельных учеников. Обычно это происходит в отношении одаренных и так называемых трудных детей. [4, с.18 - 20]

        Индивидуальный подход - важнейший психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми должны учитываться все индивидуальные особенности каждого ученика, поскольку без их учета любое педагогическое воздействие может иметь совсем не тот эффект, на который оно было расчитано. [3, с.120]

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

"Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях" К.Д.Ушинский.

Уровень умственного развития - весьма ненадежный, чересчур изменчивый  критерий; за ним скрывается множество различных факторов, влияющих на успешность учебной деятельности. В первую очередь к таким факторам относят черты, связанные с индивидуальными проявлениями процессов функционирования мозга, основных свойств нервной системы. Вследствие стабильности индивидуальных черт, за которыми скрываются основные свойства нервной системы, с ними нельзя не считаться, их обязательно нужно принимать во внимание.

Учение И.П.Павлова о типах нервной системы произвело в свое вемя буквально революцию в изучении природных, врожденных основ индивидуальных различий.

        Развивая это учение применительно к человеку, психолог Б.М.Теплов сформулировал важнейшую научную проблему - исследование психологических проявлений основных свойств нервной системы, в частности в способностях людей, что непосредственно связано с их успехами в учении, спорте, труде.

Среди природных индивидуально-типологических свойств наиболее изучены в настоящее время сила-слабость (то есть степень выносливости, работоспособности нервной системы, ее устойчивость к разного рода помехам) и подвижность-инертность ( то есть скорость смены и скорость протекания процессов возбуждения и торможения).

Это физиологические, а не психологические свойства. В физиологическом плане они однозначны, но в плане психологическом многозначны. Наблюдая за учащимися, можно выделить среди них наиболее характерных представителей того или  иного свойства.

Ребенок со слабой нервной системой - чаще всего спокойно-тихий, осторожный, послушный. Он не может долго участвовать в шумных подвижных играх, что связано с его небольшим запасом сил, повышенной утомляемостью. Непривычная среда, внимание окружающих, тем более незнакомых людей, оказываемое на него психическое давление - все это может для такого ребенка стать сверхсильным раздражителем. В таких случаях он теряется, не  находит нужных слов, не отвечает на вопросы, не выполняет простейших просьб. Нередко таким детям не хватает уверенности в себе, им свойственны боязнь неудачи и страх глупо выглядеть, вследствие чего для них значительно осложняется продвижение к успеху. [1, с. 18 - 23]

Ребенок с сильной нервной системой - чаще всего бодрый, уверенный в себе, не испытывающий какого-либо напряжения в учении, поражающий легкостью, с которой он усваивает значительный по объему материал. Он полон энергии, неутомим, постоянно готов к деятельности. Он почти не бывает  усталым, вялым, расслабленным. Включаясь в работу, он почти не испытывает трудностей; ему нипочем дополнительные нагрузки, переход к незнакомой новой деятельности. Чаще всего он обнаруживает полную поглощенность своим очередным занятием. Человека с сильной нервной системой отличает большая эффективность использования времени, способность выполнить за тот же отрезок времени больше, чем другие учащиеся, благодаря своей выносливости, отсутствию остановок и сбоев в работе. [1, с. 25-27]

Ребенок с подвижной нервной системой - отличается непоседливостью, несобранностью, неумением сосредоточиться на уроке. Их постоянно что-то отвлекает, они вертятся, разговаривают, перекладывают книги, точат карандаши. Им скучно заниматься какой-то одной деятельностью, обычно у них много разнообразных занятий, и , переходя от одного дела к другому, они полностью вытесняют из сознания предыдущее. Он способен на ходу принять решение или изменить прежнее намерение, быстро и без труда приспосабливаясь к новым условиям, легко следуя за ними и подчиняясь складывающимся обстоятельствам. Нередко высокая подвижность нервной системы проявляется в чрезмерной двигательной активности, в характерных особенностях речи. [1, с.27-30]

Ребенок с инертной нервной системой - он намного спокойнее на уроках. Исключение составляют те случаи, когда он на перемене участвовал в шумных играх; тогда ему трудно сразу перестроиться и включиться в учебную деятельность. Он не склонен "разбрасываться" на разнообразные занятия; чаще всего его свободное время полностью занято учением, приготовлением уроков. Больше он не успевает практически ничего. Каждое непредвиденное обстоятельство выбивает его из рабочей колеи. Много времени и сил уходит у него на такие мелочи, которых почти не замечают другие дети. Неприятности, неудачи, обиды он не забывает сразу. Они как бы застревают в сознании инертного ребенка, мешают ему двигаться дальше. Речь у инертного чаще всего неторопливая, замедленная, мимика и жестикуляция практически отсутствуют.

Выделить проявление того или иного свойства нервной системы в поведении человека непросто. Каждое свойство нервной системы имеет множество психологических проявлений, широкий их спектр. Учителю важно знать индивидуально-типологические особенности своих учеников. От них зависит как процесс, так и результат учебной деятельности. А значит, и эффективность учительского труда напрямую связана с тем, знает ли он и умеет ли учитывать эти особенности. [1, с.30-34]

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Дети приходят в школу с открытой душой, с искренним желанием хорошо учиться. Желание хорошо учиться - красивое человеческое желание - кажется В.А.Сухомлинскому ярким огоньком, озаряющим весь смысл детской жизни. Но этот огонек, - предупреждает Сухомлинский, - легко потушить неосторожным прикосновением к детскому сердцу - резким словом, вызвавшим обиду, или же равнодушием. [10, с.32]

По отношению к учащимся со слабой нервной системой рекомендуется соблюдать такие правила: не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса, требующего быстрого ответа; желательно, чтобы ответы давались не в устной, а в письменной форме; по возможности спрашивать их в начале учебного дня; не требовать отвечать новый, только что усвоенный материал; путем правильной тактики опросов и поощрений формировать уверенность в своих силах; осторожно оценивать неудачи этих учеников; стараться с раннего возраста вовлекать ребенка в широкий круг занятий, чтобы дать ему почувствовать свои возможности, узнать, где, в каких видах деятельности они наилучшим образом проявляются и т.д.

      Тактика учителя по отношению к детям с сильной нервной системой. Им необходима тренировка усидчивости, которая, однако, должна исключать  накопление эмоционального напряжения. Нужно разрешать ученикам непродолжительные перерывы, смену видов деятельности. В ситуации монотонии надо в определенной степени разнообразить их деятельность. В ситуации, когда надо выполнить какие-либо поэтапные действия, следует обращать на этих учеников особое внимание, по возможности контролировать выполнение ими требований постепенности, последовательности и т.д.

        При работе с инертными учениками: не требовать от них немедленного включения в деятельность; помнить, что они не могут активно работать с разнообразными заданиями; не требовать быстрого изменения неудачных формулировок при устных ответах; не спрашивать в начале урока; в момент выполнения заданий не надо их отвлекать и т.д.

        Подвижным детям надо помочь научиться произвольно регулировать свою деятельность, должным образом ее организовывать. Они в большей степени, чем инертные, нуждаются в постоянном руководстве и контроле со стороны учителя. Полезно специально обучать таких учащихся умению быть сдержанными, выслушивать да конца указания учителя. Внимательность на уроках нельзя просто потребовать, но вполне можно выработать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение дифференциации и индивидуализации обучения как условие построения траектории индивидуального развития младшего школьника.

Доклад по теме "Применение дифференциации и индивидуализации обучения как условие построения траектории индивидуального развития младшего школьника"....

Индивидуализация обучения школьников русской орфографии (на примере безударных гласных в корне)

Любая работа, в том числе по усвоению орфографии, должна быть мотивирована. Этого можно достичь через активизацию познавательных интересов учащихся, занимательность форм и методов, гибкую систему конт...

Дифференциация как возможность индивидуализации обучения в условиях одного класса

Решение противоречия между общими для всех учащихся целями, содержанием обучения и индивидуальными возможностями каждого ребенка, между фронтальным изложением учебного материала учителем и индивидуаль...

Универсальные учебные действия, как способ индивидуализации обучения.

Данная презентация поможет лучше разобраться в вопросах УУД....

«Реализация индивидуализации обучения, внедрение технологий видимого обучения, формативного оценивания»

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ - организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика...