Родительское собрание "Причины агрессивности школьников. Как избежать вспышек агрессии." (Конспект + презентация)
методическая разработка (2 класс) по теме

Рыжкова Мария Евгеньевна

Родительское собрание "Причины агрессивности школьников. Как избежать вспышек агрессии."
Презентация по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodit._sobr.agressivnost.doc87 КБ
Office presentation icon rod_sobr.ppt556 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»


Учитель: Гунтина Мария Евгеньевна


Родительское собрание:
"Причины агрессивности школьников. Как избежать вспышек агрессии"

 Цель: информирование  родителей о причинах и  последствиях агрессивного, жестокого поведения младших школьников, о его влиянии на взаимодействие с окружающими людьми; обсуждение возможных путей преодоления  отклоняющегося поведения.

Форма проведения:
круглый стол.

Основной дидактический метод: словесный.
        

Частный метод:
наглядный.        

Дидактические средства:
презентация, экран, проектор, компьютер, цветы.

Причины агрессивности школьников. Как избежать вспышек агрессии.

1. Вступительное слово. 
«Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется от собственной душевной боли»     Эрих Фромм.


2.Объявление темы собрания.

- Здравствуйте уважаемые родители! Тема нашей новой встречи серьезна и трудна - то проявление нашими детьми жестокости и агрессии. Давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь ее преодолеть.


3. Что такое агрессия?

Агрессия – это поведение, которое причиняет вред. Она может проявляться физически (ударили) и вербально (без физического вмешательства).

Различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется для достижения цели. Она часто выражается у младших детей (я хочу забрать игрушку, и т.д.) У наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.


4. Причины детской агрессии.
Исследования показали, что на формирование агрессии влияют:

  1. негативизм матери (ее отчужденность, равнодушие, постоянная критика);
  2. безразличное отношение, игнорирование агрессивных проявлений ребенка по отношению к другим детям и взрослым (фактически поощрение агрессивного поведения);
  3. суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, психологическое давление, унижение).

Практика показывает, что на агрессивность ребенка больше воздействуют социальная среда и его окружение. Агрессивный ребенок скорее вырастет в семье с агрессивными родителями, т.к. родители не умеют справляться со своей агрессивностью  и не смогли научить этому своего ребенка.

Можно выделить еще  несколько  причин детской агрессии:

Борьба за внимание. Если ребенок не ощущает со стороны родителей любви, он мечтает привлечь к себе внимание. Агрессивным поведением ребенок так же может проверять искренность родительской любви. Он хочет, чтобы его любили со всеми его недостатками. А нередко родительская любовь носит оценочный характер: «Ты хорошо себя вел, таким я тебя люблю» или «Ты подрался с Петей, я не люблю тебя».

Обида на родителей. Будучи   не  в  силах  высказать  свою  обиду  на  родителей,  дети  начинают  вести  себя   агрессивно.  
     •
Неуверенность в себе. Часто бывает, что ребенок, чувствуя себя ненужным, начинает вести себя агрессивно. Тогда это является защитной реакцией.

 Очень частой причиной детской агрессии является семейная ситуация. И в развитии драчливости детей огромную роль играет пример родителей.  Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления.  Дети — наши зеркала, они ведут себя точно так же, как мы.

Развитию драчливости способствуют телевидение и компьютерные игры. Содержание компьютерных игр нужно контролировать.

6. Понимание агрессивности младшими школьниками.
В психолого-социальном центре «Доверие» был проведен мини-опрос среди младших школьников, с целью выяснить, как они понимают агрессивность. Вот какие ответы дали агрессивные и неагрессивные дети:

  1. Каких людей ты считаешь агрессивными?

Ответы агрессивных детей

Ответы неагрессивных детей

Маму, папу, потому что они ругаются, бьют, дерутся

Преступников, бандитов, охотников, потому что они убивают людей и животных

  1. Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным взрослым (ребенком)?

Ответы агрессивных детей

Ответы неагрессивных детей

Начал(а) бы драться; ударил(а)

бы; обрызгал(а) бы, испачкал(а) бы

Прошел бы мимо, позвал бы на помощь знакомых, ушел бы, убежал бы

  1. Считаешь ли ты себя агрессивным?

Ответы агрессивных детей

Ответы неагрессивных детей

Нет

Нет

У агрессивных детей количество реакций очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции.

Дети не могут сами сдерживать свои агрессивные инстинкты. Их необходимо этому  учить.  Давайте подумаем, как же это можно сделать? Работа с такими детьми должна проводиться в 3-х направлениях:

  1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
  2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
  3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

Работа с гневом. Мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами.

  1. Игра «Обзывалки»

Когда накаляется обстановка, можно заранее договориться называть друг друга разными необидными словами. Обращение должно начинаться со слов: «А ты, …, морковка!». В заключении обязательно следует сказать что-нибудь приятное, например: «А ты, …, солнышко!»

  1. «Мешочек для криков»

Когда закипает гнев, можно подойти к «Мешочку для криков» и как можно громче покричать в него. Таким образом, ребенок «избавляется» от своего крика.

  1. «Бумажка в кармане»

       Если ребенок постоянно грубит, дерется, то можно договориться с ним, что в следующий раз, как только ему захочется на перемене с кем-то подраться, он порвет на мелкие кусочки или скомкает бумагу, которая всегда лежит у него в кармане.

  1. Устроить соревнование: «Кто громче крикнет?», «Кто дальше прыгнет?»  и т. п.

Расскажите ребенку о возможных способах выражения гнева и ярости.

1. При любой возможности - когда вы видите дерущихся детей или ребенок гневно замахнулся на кого-то - объясняйте ему, что вредить другому человеку плохо. Вам понадобится много раз повторять это, чтобы внушить ребенку, но постепенно он усвоит это положение, как закон.

2. Часто ребенок начинает драться, чтобы привлечь к себе внимание, если его игнорируют или не хвалят, когда он ведет себя хорошо. Реагируйте на хорошее поведение ребенка, чаще хвалите  его.

3. Дайте возможность выпустить пар. Для этого можно в домашних условиях:
замешивать и мять тесто; взбивать подушки; мять глину, пластилин; кувыркаться; комкать газету и бросать ее в стену; нарисовать карикатуру на обидчика, а затем ее порвать; плескаться в ванне.

4. Позволяйте ребенку кричать. Если агрессии не дать выхода через слова, она проявится в поведении. Для этого можно использовать ”кастрюлю гнева”, ”мешок обид” и т.д.

  • В книге К.Фопеля «Как научить детей сотрудничать» приводится игра «Камушек в ботинке».
     «Случалось ли, что вам в ботинок попадал камушек? Сначала камушек не очень мешает, мы пытаемся отодвинуть его, но постепенно нарастает боль и неудобство, может даже появиться ранка или мозоль. И тогда нам приходится снимать ботинок и вытряхивать камушек. Он почти всегда совсем крошечный, и мы даже удивляемся, как такой маленький предмет смог причинить нам такую большую боль. Нам-то казалось, что там огромный камень с острыми, как лезвие бритвы, краями». Далее вы говорите ребенку: «Случалось ли, что вы так и не вытряхивали камушек, а, придя, домой, просто снимали ботинки?» Боль стихала, происшествие забывалось. Но наутро, сунув ногу в ботинок, мы внезапно ощущали острую боль. Так маленькая проблема становится большой неприятностью.
  •  «Когда мы сердимся, это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы вытащим его оттуда - нога останется невредимой. А если оставим на месте, то у нас, возникнут проблемы. Поэтому полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они возникают».

Далее вы говорите: «Давай договоримся: если кто-то из нас скажет: «У меня камушек в ботинке», мы сразу поймем, что что-то мешает, и сможем поговорить об этом».

  • Наказание

Большое значение в воспитании детей имеет поощрение словом, взглядом, жестом, действием. Что касается наказания, то мнения по принятию соответствующих мер противоречивы. Как вы считаете, нужно ли наказывать ребенка?  Наказание  значимо для ребенка если:

  1. оно следует немедленно за проступком;
  2. объяснено ребенку;
  3. оно суровое, но не жесткое;
  4. оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества.

7.Наша встреча подошла к концу. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала размышления и желание построить взаимоотношения в семье по-новому. Сейчас я раздам вам памятки, которые помогут Вам предупредить и предотвратить агрессию ребенка: (Приложение.)
Будьте хорошими родителями! Помните, это Ваш ребенок! Он вам верит, любит вас больше всех, ищет защиты только у вас, не обманите его надежд! 
Спасибо за внимание! Здоровья и удачи вам и вашим детям! Терпения и семейного благополучия! 

Приложение:

  1. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
  2. Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
  3. Не ставьте своему ребёнку каких бы то не было условий.
  4. Будьте тактичны в проявлении воздействия на ребёнка.
  5. Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе.
  6. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребёнку в угоду чему – либо.
  7. Не шантажируйте ребёнка своими отношениями друг с другом.
  8. Не бойтесь поделиться с ребёнком своими чувствами и слабостями.
  9. Не ставьте свои отношения с собственным ребёнком в зависимость от его учебных успехов.

    Девять «Если…» воспитания:
    1. Если ребенка постоянно критикуют, то он учится ненавидеть. 
    2. Если ребенок живет во вражде, то он учится агрессивности. 
    3. Если ребенка высмеивают, то он становится замкнутым. 
    4. Если ребенок растет в упреках, то он учится жить с чувством вины. 
    5. Если ребенок растет в терпимости, то он учится понимать других. 
    6. Если ребенка подбадривать, то он учится верить в себя. 
    7. Если ребенка хвалят, то он учится быть благодарным. 
    8. Если ребенок растет в честности, то он учится быть справедливым. 
    9. Если ребенок живет в безопасности, то он учится верить в людей. 

Памятка для родителей:
Будьте внимательны к своему ребенку, почувствуйте его эмоциональное напряжение. 
• Учитесь слушать и слышать своего ребенка. 
• Умейте принять и любить своего ребёнка таким, каков он есть. 
• Предъявляйте разумные требования к ребёнку, и будете иметь послушание, повиновение и исполнительность. 
• Не критикуйте действия учителей, воспитателей, классе целом в присутствии ребёнка, а предъявите своё неудовольствие при личной встрече с ними. 
• Агрессивность в семье приводит к агрессивности ребёнка. 
• Поощряйте ребёнка взглядом, жестом, ласковым словом. 
• Наказание допустимо, если оно: следует немедленно за поступком; объяснено ребёнку; не жестокое (хотя и может быть суровым); оценивает действия ребёнка, а не его человеческие качества; не унижает ребёнка, а способствует пониманию негативности его поступка.  
• Громкий крик (просто громкий крик, глубокое дыхание и громкий звук способны снимать даже очень сильный стресс) 
• Если ему хочется чего-нибудь стукнуть дайте ему в руки выбивалку для ковров и отправьте выколачивать подушку • Листок гнева (это достаточно большой лист бумаги на котором изображено какое-то чудовище, ребенок может выместить на нем свои негативные эмоции) 

Самоанализ родительского собрания
"Причины агрессивности школьников. Как избежать вспышек агрессии"

На данном родительском собрании ставится очень актуальный вопрос о семье. Собрание построено таким образом, что в результате  должно помочь родителям не только определить проблему взаимоотношений со своим ребенком, но разработать стратегию поведения по отношению к своему сыну или дочери, помощи ребенку в преодолении проблемы поведения. Цели данного собрания соответствуют его результату. Собрание поделено на несколько информационных блоков, что отражено в оформлении презентации данного мероприятия.

В первом блоке собрания ставится основная цель – познакомить родителей с термином, что такое агрессия. 

Во втором блоке рассматриваются причины подобного поведения школьников.

В третьем блоке дается наглядная информация по опросу младших школьников «понимание агрессивности младшими школьниками». Так же даны рекомендации по преодолению агрессии, которые необходимы  для того, чтобы преодолеть гнев ребенка, найти контакт со своим ребенком.

В четвертом блоке знакомлю с памятками «10 «Если…» воспитания», «Предупреждение и преодоление агрессии».

Использование на собрании различных форм работы позволили мне решить поставленные цели, а родителям разобраться в проблеме взаимоотношений со своим ребенком, его поведением, и наметить дальнейшую линию поведения, направленную на коррекцию поведения ребенка, правильное воспитание.

Методы проведения собрания продиктованы необходимостью экономии времени. Данные методы позволили  реализовать два  канала восприятия – аудиальный  и визуальный.  В ходе  собрания сочеталось использование элементов нескольких педагогических технологий:   информационно-коммуникативной и личностно-ориентированной.

    Были созданы все необходимые условия:

- учебно-материальные – оборудование;

-морально-психологические - психологический настой, психологическая поддержка, положительный эмоциональный климат на  собрании;

- гигиенические – проветривание, влажная уборка;   

- эстетические – оформление презентации к  собранию;

- временные – экономия времени осуществлялась за счёт использования   ИКТ.

Проведено практическое применение рекомендаций по работе с гневом «Камушек в кармане», « листок гнева».

Поставленные цели в ходе  собрания  были реализованы полностью.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому» С. Брант

Слайд 2

Мой ребенок для меня - это... Я бы хотел, чтобы мой ребенок...

Слайд 3

«Я – высказывание» Способ вербального выражения чувств, возникающих в напряженных ситуациях; Альтернатива Ты-высказыванию, которое используют в конфликтах для выражения негативной оценки в адрес другого, при этом ответственность за ситуацию перекладывается на него; Способ обозначения проблемы для себя, осознания своей собственной ответственности за ее решение.

Слайд 4

Уф — ф! Как больно! Не люблю, когда меня пинают. 2. Ты что, с ума сошел? Никогда не пинайся, ты слышишь? (Т.Гордон)

Слайд 5

Прекрати шуметь! Ты несносный ребенок! Когда ты, наконец, угомонишься?

Слайд 6

1. Мальчик поздно возвращается домой. Родители заждавшись, налетают на него с упреками и криками, не давая ему высказаться. Мальчик уходит спать, так и не объяснив ничего родителям. 2. Девочки идут из школы и обсуждают, что будут делать дома. Одна из них говорит, что мама только что вернулась из командировки и сейчас девочка сообщит ей новости за три дня. Но как только девочка входит домой, мама быстро спрашивает об оценках, ругает за неряшливый вид и отправляет делать уроки, ссылаясь на свою усталость. Огорченная девочка уходит в свою комнату.

Слайд 7

1. « Обед готов. Когда ты собираешься накрывать на стол? » 2. « Я хочу, чтобы через пять минут ванная была убрана. Приступай! » 3. « Нет, я не разрешаю тебе идти на лыжах. Ты сломаешь ногу » . 4. « Тебе нельзя идти играть на улицу, пока не уберешь в комнате » .

Слайд 8

А: Мама приходит с работы, Мама снимает боты, Мама заходит в дом, Мама глядит кругом. Мама. Был на квартиру налет? Дети . Нет Мама. К нам приходил бегемот? Дети. Нет. Мама. Может быть, дом не наш? Дети. Наш Мама. Может, этаж не наш? Дети . Нет. Это приходил Сережка. Поиграли мы немножко! Мама. Значит, это не обвал ? Дети . Нет. Мама. Слон у нас не танцевал? Дети. Нет. Мама. Значит, просто показалось, Я напрасно волновалась! Вместе в доме уберем И порядок наведем.

Слайд 9

Семья — колыбель духовного рождения человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание"Агрессивность детей"

Цели: исследовать причины агрессивности детей; помочь родителям в поиске путей преодоления агрессивного поведения ребёнка;  вызвать у родителей желаниепо-новому строить взаимоотношения в св...

Родительское собрание:"Агрессивниые дети"

Обсудить с родителями причины детской агрессии и пути её преодоления....

Выступление на общешкольном родительском собрании "Домашние задания. Как избежать взаимный стресс".

     Как считают психологи, абсолютному большинству детей на первых порах взрослый просто необходим! Без его присутствия им еще трудно организовывать свою работу. Оставаясь с зад...

статья "Как организовать школьника и избежать перегрузок"

Цивилизованное общество слишком жестоко к малышам, которые постоянно слышат «нельзя». Никто не спорит с тем, что в качестве членов общества они должны быть ознакомлены с некоторыми запретами, но во вс...

Презентация к родительскому собранию "Агрессивность мальчиков и девочек"

Дети являются ангелами не больше, чем взрослые, и агрессивность им присуща в полной мере. Согласно многочисленным исследованиям, сейчас проявления детской агрессивности являются одной из наиболее расп...

"Агрессивность детей. Как избежать вспышек агрессии»

         Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит...