Русский язык (фонетика, грамматика, правописание) 2 класс
тест (2 класс) по теме

Хасанова Мамлакат Азамовна

Данный файл предназначен для повторения и закрепления пройденного материала по предмету "Фонетика,грамматика, правописание" 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_materialy_rodit.docx77.61 КБ

Предварительный просмотр:

Звуки и буквы (сентябрь).

1.Запиши цифрами рядом со словом количество букв и звуков.

Кошка – ______б.,______зв.
Осень – _______б.,________зв.
Юг – _______б.,______зв.
Армия – ______б.,_______ зв.

 2. Раздели слова на слоги. Поставь знак ударение. Поставь в словах красным точки под гласными, зелёным - под мягкими согласными, синим – под твёрдыми согласными.

Июнь, тюльпан, плюс.

3.Поставь ударение.

Серый день короче ночи,
Холодна в реке вода,
Серый дождик землю мочит,
Свищет ветер в проводах.

4. Поставь ударение. Раздели слова на слоги.

Зонтик, урожай, карандаш, утята, животные, шофёр, лейка, пеньки.

5. Раздели слова на слоги. Запиши все возможные случай переноса.

Звенья – ___________________________________________________
Глотаю – __________________________________________________
Союзник – _________________________________________________
Язык – ___________________________________________________

6.Поставь в словах красным точки под гласными, зелёным - под мягкими согласными, синим – под твёрдыми согласными.

Платье, коньки, ягода.

 7.Соедини линиями парные согласные:

б                                           т
г                                           ф
з                                           п
в                                          ш
д                                           к
ж                                          с

8. Дополни список:

Непарные звонкие: р, м, й,_________
Непарные глухие: х, ч __________

9. Найди  и подчеркни слова, в которых нет звонких согласных:

Петя, щука, земля, папа, день, река, мель.

10. Подчеркни буквы, которые показывают мягкость предыдущего согласного:

А, Я, Ё, О, У, Ю, И, Ы, Е, Ь, Э

11. Найди и подчеркни слова, в которых все согласные мягкие:

Стул, пень, мебель, колос, ветер, день

12. Подчеркнуть те буквы, которыми могут быть обозначены парные по твердости-мягкости согласные звуки.

 Щ, в, ж, м, ч, т, з, ц, к, б, ш, й, п, л, н.

13.Указать в скобках, какими звуками различается каждая пара слов.

  Угол - уголь [ ] - [ ], мел - мель, уголки - угольки, банька - банка, кость - кисть, круг - крюк, мишка - мышка.

14. Какой одинаковый согласный звук есть во всех словах?

Указать его в скобках: [ ].

Лейка, яма, ноябрь.

15. Подобрать и записать слова, в которых все согласные звуки мягкие (твердые).

16.Подчеркнуть буквы, которыми обозначены мягкие (твердые) согласные звуки.

Лева, ключи, тетрадь, сентябрь, ребята, деревня; коньки, ученик, медведь, товарищ, снегирь, воробей.

17.Подчеркнуть буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука.

Щавель, октябрь, извините, люстра, серьги, береза.

18. Подчеркнуть буквы, которыми обозначены непарные твердые (непарные мягкие) согласные звуки.

Пружина, машина, снежинка, птицы; плащ, печать, майка, туча, щавель, щука.

19. Подчеркнуть в словах слоги, в которых есть твердые согласные звуки.

Воробей, весело, лисица, пальто, учительница, язык, учитель, пенал, осина, дежурный, ветер, рисунок.

20. Подчеркнуть в словах слоги, в которых есть мягкие согласные звуки.

Осень, июль, июнь, зорька, журавль, олень, карась, письмо, сухарь, кольцо, рельсы, тюльпан, сильный, капель, корабль, корень, крыльцо.

21. Подчеркнуть в словах букву, которая звука не обозначает, а указывает на мягкость предшествующего согласного звука.

Альбом, мальчик, бульвар, букварь, шмель, ель;

тетрадь, коньки, пальто, учитель, учительница, медведь.

22. Дописать к каждому слову слог, чтобы получилось родственное слово с уменьшительно-ласкательным значением.

 Окунь (окуньки), огонь, пень, день.

23 .Записать числа словами: 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Йотированные гласные буквы (октябрь).

1. Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Подчеркни слова, в которых есть гласные, обозначающие два звука.

Дождик на луже рисует картинку,
Светлую, лёгкую – как паутинку.
Если в неё заглянуть с высоты –
То на картине появишься ты.

3. Подчеркни буквы на месте мягких согласных звуков:

Медведь, моль, цирк, вьюга, портфель, гонщик, вещь.

3. Сделай фонетический разбор:

Якорь __________________________________________________________________________

4. Какая буква не является йотированной? Подчеркни ее.

  и   ю   е

5. Выбери правильное утверждение:

а) йотированные гласные всегда обозначают 2 звука.
б) йотированные гласные могут обозначать 1 или 2 звука.
в) йотированные гласные всегда обозначают 1 звук.

6. В каком из этих слов йотированная гласная обозначает 1 звук? Подчеркни это слово.

  Маяк, моряк, яхта.

 7. Сколько букв и звуков в слове:

ЯХТА - ....б., .... зв.

ГАВАНЬ - .... б, .... зв

8. Напиши транскрипцию слова ЯКОРЬ

9. Списать, расшифровав слова и разделив текст на предложения.  

[ноч'й'у]   был шторм дул сильный [в’эт’ир] грозно ухали волны тревожно гудел [май'ак] к утру шторм стих.

10. Прочитайте текст.

[й’ул’а] и [й'аша] пошли к морю. [й’ул’а] нашла на песке рачка.

Волны выбросили его на берег. Он слабо шевелил лапками. Девочка опустила рачка в воду. Он закувыркался в зелёной воде и уплыл.

Ответьте на вопросы по содержанию текста.

а) Кто пошёл к морю?

б) Где Юля нашла рачка?

в) Как он оказался на берегу?

г) Что сделала девочка?

Слог. Перенос слов. Ударение (октябрь).

1. Раздели слова на слоги.

Конверт, окуньки, цветочки, весенний, клеёнка, ельник

2. Раздели на слоги слово дождевой.. Запиши все возможные случаи переноса этого слова. __________________________________________________________________________

 3. Раздели слова на слоги. Подчеркни слова, которые нельзя перенести.

Уползёт, края, соболь, океан, жаренный, тетрадь, осёл, учитель, Егор.

4. Раздели слова на слоги. Поставь знак ударение. Поставь в словах красным точки под гласными, зелёным - под мягкими согласными, синим – под твёрдыми согласными.

Июнь, тюльпан, плюс.

5. Поставь ударение.

Серый день короче ночи,
Холодна в реке вода,
Серый дождик землю мочит,
Свищет ветер в проводах.

6. Поставь ударение. Раздели слова на слоги.

Зонтик, урожай, карандаш, утята, животные, шофёр, лейка, пеньки.

7. Раздели слова на слоги. Запиши все возможные случай переноса.

Хлопок – ___________________________________________________
Силёнка – __________________________________________________
Индейка – _________________________________________________
Якорь – ___________________________________________________

 

8. Прочитай. Спиши последнее предложение. Поставь знак ударения над словами.

На солнце темный лес зардел.

В долине пар белеет тонкий.

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий. 

9.  Написать три слова, в которых два слога, но перенести части этих слов с одной строки на другую нельзя (например: урок).

10. Дописать слог, чтобы получилось слово из словаря.

  За ___ , ___ робей, ___ нал, ___ роз, ___ вод, ___ пата, ве ___ , ___ пуста, ___ пор, ___ суда, ме ___ .

11. Составить из слогов слова, а из слов предложение-пословицу.

  у - ме - лы - е - ру - ки - не - зна - ют - ску - ки

 12. Подобрать и написать слова, в которых:

  а) три слога и ударение падает на второй слог;

  б) два слога и ударение падает на первый слог

13.  Обозначить в словах ударение. Отметить ряд, в котором во всех словах ударение падает на первый слог. 

  а) Звонить, клеить, щавель.

  б) Торты, краны, шарфы.

Однокоренные слова. Корень слова (ноябрь).

1. Зачеркни лишнее слово в каждой строке. Найди и выдели в словах общий корень:

Школа, школьник, школьный, пришкольный, ученик.
Лес, лесной, лесник, лесничество, залезет.
Свет, светлый, светит, цветной, просвет.

 2. Подбери пару однокоренных слов. Соедини пары, выдели корень.

буква                            зимний

ходить                         букварь

зима                              поход

3. Какое слово здесь лишнее?  Спиши только однокоренные слова. Выдели корень.

Поставь ударение. Подчеркни слово с ударным гласным в корне.      

Гора, горит, горняк, пригорок. _____________________________________________-

Вода, водяной, водитель, водный.____________________________________________

Лето, летать, полёт, лётчик._________________________________________________

Смех, смешить, смешать, смешинка. 

4. Раздели пары слов в 2 столбика 1- форма слова, 2 – однокоренные слова. Выдели окончания.

Липа-липы, улица-улицах, сын-сыночек, семена- семечко, путь-пути, красивый-красивая, небо-небесный, лица-лицо, день-дни, окно-подоконник.

форма слова

однокоренные слова

5.Запиши, как называют   человека, который:

 учит детей_________________________

работает на тракторе___________________

строит дом_______________________

кладет печи_____________________

убирает двор_____________________

 Используй слова для справок: тракторист, печник, строитель, дворник, учитель.

В родственных словах выдели корень.

Правописание безударных гласных в корне слова (декабрь).

1.Прочитай слова, выделяй голосом ударный слог.

      Садик – сады – садовник,

      поле – поля – полевой,

      гриб – грибы – грибной.

Запомни! В безударных слогах гласную букву нужно проверять: гора – горы –горка.

2. Вставь пропущенные буквы. Обозначь ударение. Внимательно смотри на гласную в первом столбике.

Снег         – сн..га              – в  сн..гу,

лес            - л..са                - л..сок,

травы     - тр..ва             - под тр..вой

Мяч         - м..чи               - с м..чом.

3 .Проверь гласные по образцу: моря – море.

Сл..ды - …, х..лмы - …, з..ма - …,

с..сна - …, гр..бы - …, зв..зда - …

4. Подчеркнуть букву, обозначающую безударный гласный звук. Объяснить её написание.

  Бревно, глаза, дворы, зерно, кроты, мосты, ряды;

  ведро, гнездо, зима, леса, ножи, село, щека.

5. Записать, изменяя каждое слово так, чтобы в нем ударный гласный звук стал безударным.

  Столб, мяч, герб, зёрна, козы, край, место;

  море, нож, реки, свечи, сёстры, стрелы, стриж;

  шаг, хвост, озёра, пятна, парус, кольца, еж.

6. Вставь безударные гласные:

Цв...точки, хр…нил, скв…рцы, бл…ны, пч…ла, кр...сота, т…жёлый

7. Вставь пропущенные буквы:

Ч…сто идут д…жди. Плохо без з…нта и пл…ща. На дв…ре лужи. Тихо кругом. Улетели из с…дов гр…чи и др…зды. Вчера они долго кружились над п…лями и х…лмами. Весной птицы вернутся д…мой.

8.  Вставь пропущенные буквы.

Л…стопад, т…рять,  взгл…ну, ш…пну,  л…док,  пр…мые,  вскр…чал,  ж…рища.

Правописание парных согласных в корне слова (декабрь).

1. Соедини линиями парные согласные:

б                                           т
г                                           ф
з                                            п
в                                           ш
д                                           к
ж                                          с

2. Напиши слова во множественном числе.

Чиж – _______________
Этаж – _______________
Алёша – _____________
Малыш – _____________

3. Вставь пропущенные буквы.

Компа…

Когда с тобою этот дру… ,
Ты можешь без доро… 
Шагать на север и на ю…,
На запа… и восто… .

4. Обведи в кружок нужную букву.

К Ване пришёл поиграть дру(г,к) Оле(г,к) . У Олега тан(г,к). А у Вани “Кама(з,с)”. После игры мальчики пошли есть пиро(г,к) и пить со(г,к).

5. Вставь пропущенные буквы.

У ко…ки Мурки мя…кие ла…ки и острые зу…ки. Лоша…ка беж…т по у…кой доро…ке.

Состав слова (январь).

1.Что такое окончание? Выдели окончания:

Лучи, луча, к лучу, у луча.

Землю, о земле, землей, на земле.

Солнце, солнца, к солнцу, на солнце.

Река, у реки, по реке, реку.

2.  Измени слова так, чтобы они обозначали много предметов. Запиши. Выдели окончания.

Туча – тучи, абрикос- ________________ ,

ананас - __________________,  арбуз -________________,  барсук - __________________, берег - _______________, бегемот -____________________.

3.  Образуйте слова с помощью приставок НА-, ПО-, ВЫ-,ЗА-, С-, ПЕРЕ-, ПРО-, ДО-, ОБ-, В-, ПРИ-. Выдели приставку и корень.

Думать______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Прочитай. Подумай, какие в словах пропущены приставки. Вставь и выдели приставки.

Мама  ….. .шла с работы. Папа  ..….шёл утром на фабрику.

Ко мне  …...шли мои друзья. Мы  ..….шли вместе на улицу.

5.  Дополни  предложения по вопросам.

Земля покрылась (чем?)  _________________________.  Миша пошёл цирк (с  кем?) с   ______________________________       Мой брат работает (где?) в _____________________.

Слова для справок:  снег, брат,  цирк.

6. Составь и напиши словосочетания, изменяя слова в скобках по смыслу. Выдели окончания. 
ценить что? (книга, забота) 
дорожить чем? (коллектив, честь) 
радоваться чему? (праздник, подарок) 
интересоваться чем? (работа, дело) 
удивляться чему? (природа, талант) 
7. Спиши однокоренные слова. Выдели приставку и корень. 
Море, моряк, морской, приморский, заморский, приморье

Имя существительное (февраль).

1. Поставь ударение в словах. Подчеркни одной чертой имена существительные.

Лесной, берёзка, цветочки, весенний, прибежала, ельник

2. Обведи в кружок нужную букву.

Около будки лежит (П,п) ёс (Ш,ш)арик. По двору бежит (К,к)отенок (Б,б)арсик. За забором мычит (К,к)орова и гогочут (Г,г)уси. На лугу пасётся (К,к)оза (З,з)орька.

3. Придумай и запиши имена собственные:

Город _____________, собака ___________, попугай _____________, улица _____________, река______________.

4. Рядом с одушевлёнными существительными поставь галочку, рядом с неодушевлёнными – крестик .

пираты

работа

Волга

лимон

змея

вагон

охрана

Анечка

5. Подчеркнуть имена существительные собственные.

Учитель Петр Ильич, рабочий Борис Кузьмич, доктор Иван Петрович;

Мальчик Илья Яшин, девочка Маша Чайкина, ученик Петр Щукин;

Город Томск, река Нева, село Ручьи, улица Пушкина; Собака Лайка, корова Ночка, кот Пушинка, коза Розка; Конь Гордый, свинья Бочка, сорока Галя, ворон Жук.

 6. Подчеркнуть нарицательные имена существительные и заглавную букву в именах собственных.

1) Россия - моя родина. 2) Город Москва стоит на реке Москве. 3) Корней Чуковский писал сказки для детей. 4) Петя Рыбаков был в гостях у рыбаков. 5) Гена Ростов поехал в город Ростов. 6) Иванова Поля пришла с поля. 7) Витя Васильков собрал букет васильков. 8) Женя Морозов не боялся морозов. 9) Олег Иванов и Илья Петров - дежурные. 10) Доктор Айболит лечил зверей. 11) Собаки Стрелка и Белка побывали в космосе. 12) Таня получила письмо из Курска. 13) Река Волга широка и глубока. 14) Дядя Егор спешил на завод. 15) Во дворе жили петух Костя, собака Жучка, коза Милка.

7. Укажи существительные во множественном числе, отвечающие на вопрос что?

Одеяла, дельфины, школа, тракторы, месяцы, павлин, друзья, ножницы, молнии.

8. Укажи строчку, в которой все имена существительные стоят в единственном числе.

 солнце, ребята, новости
 поездка, зонтик, лыжи
9. Укажи имя существительное, которое не употребляется в единственном числе.

 брюки
 шкафы
 ученики работа, рассвет, победа

Предлоги. Глагол (март).

1. Записать по памяти предлоги. Подчеркнуть гласные в предлогах.

  Из, об, о, под, за, над, без, на, до, по, про, у, в, с, во.

2. Подчеркнуть предлоги и изученные в словах орфограммы.

  Из школы, у товарища, в пенале, с завода, без пальто;

  над березой, по Москве, у медведя, про лисицу, для посуды;

  об отце, у картины, из магазина, с тетрадью, за ягодами, под осиной;

  в субботу, в феврале, для коровы, на дорогу, до октября, без сахара.

3. Подчеркнуть изученные орфограммы. Объяснить, какие слова являются глаголами.

Урчат лягушки, мычат коровы, кричат обезьяны, трещат сороки;

люблю Родину, шел быстро, весело работать.

 4. Объяснить правописание гласных в корнях глаголов.

  Бежать, вертеть, делить, катать, качать, кроить, висеть;

  дрожать, кидать, крепить, лепить, лечить, мирить;

  стоять, плясать, просить, молчать, следить, светить;

  варить, солить, дарить, играть, носить;

  звонить, хитрить, тянуть, вязать, тащить.

  5. Записать глаголы с частицей не.

  Играть (не играть), кричать, прыгать, стучать, бросать.

 6. Образовать от данных слов однокоренные глаголы.

  Работа, мороз, дежурный, обед, рисунок.

  7. Подобрать и записать глаголы противоположного значения (антонимы).

  Говорить (молчать), начинать, бранить.

 8. Записать глаголы в другом числе (единственном или множественном).

  Кричит (кричат), пищит, дрожат, урчит, шьет, льют, журчит.

 9 .Выбери строку, где все имена глаголы употреблены в форме множественного числа.

а)стирают, вылезут, молчит, спят;

б)вёз, замёрз, побил, переехал;

в)сидят, ходит, идёте, поёте;

г)заговорят, переезжают, уснули, поют.

10 .В каком предложении глагол употреблён в переносном значении.

а)По стадиону бежал спортсмен.

б)Весело смеётся ребёнок.

в)По небу плывёт облако.

г)Вечером девушка загрустила.

Имя прилагательное (апрель).

1. Подчеркни имена прилагательные.

Пригрело, умелый, облака, говорит, добрый, котёнок, рисовый, белка, золотой, доброта.

2. Подчеркни имена прилагательные  в форме единственного числа:

а) красивые;                       г) отважные;

б) молодая;                        д) сильный;

в) мягкое;                           е) пушистые.

3. Напиши имена прилагательные во множественном числе

Солнечный,-_____________________Кудрявая-_________________

высокое, -_______________________чудесная,-_________________

радостный.-_____________________

4. Запиши прилагательные, противоположные по смыслу

 ( антонимы)

Далёкий - ___________________сладкое - ___________________

широкая - ___________________ большой -___________________,

 грустные - __________________

5. Запиши имена прилагательные близкие по значению (синонимы)

 тихий голос ____________________

 верный ответ ______________________

 крепкая веревка ___________________

храбрый человек_____________________

  Быстрый ответ_____________________

6. Подбери по 3 имени прилагательных к именам существительным, (ставь вопрос в скобках к им.прил.):

Например:

Огурец (какой?) – соленый, зеленый, вкусный.

Листья (                  ) - ______________________________

________________________________________________

Лимон (                   ) - _____________________________

_______________________________________________

Варенье (                    ) - ____________________________

_______________________________________________

Мама    (                  ) - _____________________________

_________________________________________________

7. Выбери прилагательное, в котором звуков больше, чем букв:

1) белый           2) хрустальная         3) яркий          4) умные

8. Укажи имя прилагательное в переносном значении:

             А) дальняя дорога             Б) верный товарищ

             В) высокий сугроб             Г) солнечный день

             Д) железный характер

9. К каждому прилагательному подобрать подходящее существительное:

            А) яблочное, картофельное  _______________________              

            Б)  чайная, столовая  _____________________________          

            В)  спелое, румяное  _______________________________          

            Г)  чайная,серебряная   _____________________________

            Д)   хрустящий, зелёный ___________________________

10. Выбери предложение, в котором нет имени прилагательного.

а) Над полями стелется молочный туман.

б) Ребята громко поют песни.

в) Бледная луна освещает дорогу.

г) Я иду по лесной полянке.  

11. Запиши цифрой, сколько имён прилагательных в тексте. 
Подул холодный ветер. Черная огромная туча закрыла зимнее солнце. Синее небо потемнело. Осенние сухие листья сорвало с деревьев.

12. Выбери лишнее словосочетание.

 доброе слово
 бурый медведь
 тяжёлые тучи
 хитрая лиса

Предложение (май).

1. Предложение — это:

а) несколько слов;

б) два слова-признака;

в) слово или группа слов, которые выражают законченную мысль.

2. Укажите предложение

а) Снежинки.

б) Пушистые снежинки.

в) В воздухе кружатся пушистые снежинки.

3. Укажите вопросительное предложение.

а) Я иду в школу.

б) Скоро утро.

в) Что ж вы, еж, такой колючий?

4. Укажите предложение с обращением.

а) Скорей приходи с работы, мама.

б) Будь внимателен на уроке!

в) Саша учит уроки.

5. Укажите повествовательное предложение.

а) Отчего шумишь ты, ветер?

б) Пришла морозная зима.

в) Прочти книгу о животных!

6. Выдели грамматическую основу предложения:

К лесному ручью вышла лиса.

7. Допиши предложения словами с противоположным значением. Вставь в слова пропущенные буквы.

Р…ка ш…рокая, а ручей _____________. Камень т…жёлый, а пух ____________.
Яблоко сла…кое, а редька _____________. Ш…повник ни…кий, а ду… _________.

8 .Из слов каждой строчки составь и запиши предложения.

Солнечная пришла весна

по ручейки дорогам бегут

голоса во слышны дворах детей

весне ребята рады

9. Прочитай текст. Озаглавь его. Спиши, вставляя буквы. Подчеркни их.

В с..ду гр..чи все б..резы застроили гнездами. На иных ветках прямо гн..здо к гн..зду. Гр..чи чуть-чуть друг друга хв..стами не задевают. Они сидят спокойно и не ссорятся.

 В первом предложении подчеркни слово, в котором безударная гласная не проверяется.

10. Запишите текст, вставляя в словах пропущенные буквы. В скобках пишите проверочные слова.

      Пришла (...) в..сна. На (...) р..ке растаял лёд. (...) В..да (...) зат..пила (...) б..рега.

      В (...) с..сновом (...) б..ру (...) з..мля ещё покрыта (...) сн..гом. Но скоро (...) заз..ленеют (...) д..ревья. На лугах (...) зап..стреют (...) цв..ты.

11. Из слов составь и запиши предложение. Подчеркни грамматическую основу.

Ёжик, по, бежит, тропинке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика 4 класс"

Материал содержит  задания, направленные на развитие письменной и устной речи, на воспитании у них чувства языка. Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпа...

Программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика 4 класс"

Материал содержит задания, направленные на развитие письменной и устной речи, на воспитании у них чувства языка. Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир...

КТП кружка по русскому языку "Занимательная грамматика" 1 класс с УУД и пояснительной запиской

Календарно-тематическое планирование кружка по русскому языку "Занимательная грамматика" 1 класс с УУД и пояснительной запиской...

Рабочая программа по русскому языку "Весёлая грамматика" 3 класс

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального начального общего образования.Календарно тематическое планирование расчитано на 2 часа в неделю -68 часов....

Рабочая программа кружка по русскому языку «Занимательная грамматика». 1 класс

Направление программы: интеллектуальное и общекультурноеТип программы: образовательный...

Урок-исследование по русскому языку "Занимательная грамматика"2 класс .УМК "Перспективная начальная школа"

Урок-исследование по русскому языку "Занимательная грамматика" УМК "ПНШ"...