Задатки, склонности, способности
консультация (2 класс) на тему

Кузьминская Наталия Евгеньевна

В статье предствлена информация о том, что такое склонности, способности, задатки и чем они отличаются. Предлагаются советы родителям по развитию творческих способностей у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc35.5 КБ
Office presentation icon sposobnosti.ppt960 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание (2 класс)

Склонности, способности, задатки.

СЛАЙД Многие из Вас часто слышат эти понятия. Проблема определения уровня и типа способностей ребенка встает перед родителями,  особенно остро в период выбора того или иного учебного заведения: будь то специализированный детский сад или школа, студия, кружок, секция. Как сделать правильный выбор,  чтобы не навредить ему?

Поэтому необходимо разобраться в таких понятиях, как способности, задатки, склонности. Какая существует между ними связь, и чем они отличаются? Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности. Когда ребенок только родился, мы не сможем сразу ответить на вопрос: какими способностями он обладает, так как ребенок развивается с самого момента рождения. Поэтому нельзя понимать под способностями только врожденные возможности ребенка. СЛАЙД Врожденными могут быть лишь анатомические, психологические или физиологические особенности, еще их называют задатками, которые лежат в основе развития способностей. Сами же способности всегда являются результатом развития. Таким образом, задатки - некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Например, легкий опорно-двигательный аппарат и пластичные мышцы служат задатком для развития гимнастических и танцевальных способностей. Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей, с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности. Задатки, прежде всего, проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность). Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой).

СЛАЙД (прочитать по Ожегову) Итак, способности представляют сплав природного и приобретенного. СЛАЙД Природные свойства, являясь врожденными, перерабатываются и развиваются в условиях воспитания и в процессе труда. Важно отметить, что врожденность задатков не всегда означает их наследственность. Например, в семье Бахов было 60 музыкантов, 20 из них выдающихся, то есть в данном случае можно сказать о наследственности задатка. Но известно, что у многих выдающихся людей были ничем не примечательные дети, несмотря на хорошее образование. Можно сказать, что все задатки врожденны, но не все задатки наследственны.

Таким образом, способности - это такая особенность психики человека, которая дает возможность быстрее и успешнее осуществить какую- то деятельность. СЛАЙД (прочитать).

    Что значит – способный, например, к математике, ученик? Это значит, что такой ученик быстрее схватывает объяснение, способен к самостоятельному решению многих математических задач, и то, что не под силу многим сверстникам, ему дается легко. Точно так же способный к литературе школьник может образно и интересно передать событие, обрисовать персонажей и находит для этого нужные выражения, сопоставления, у него есть чувство слова. Такие способности ребят относятся к умственным, они строятся на определенных качествах ума.

     СЛАЙДЫ (читать - классификации) Общепризнанно, что каждый нормальный ребенок имеет обязательно способности к тем или иным видам деятельности. Вместе с тем есть дети одаренные, которые могут быть способны ко многим видам деятельности. Их природные данные позволяют им с легкостью обучаться музыке и вокалу, танцам и языкам.

    Способность – это только предпосылка к успешному выполнению какой – то деятельности, и она  может быть не использована, если сам ребенок инертен, не активен, тогда его природные данные остаются неразвитыми. СЛАЙД (читать)

Формирование волевых привычек – одно из условий развития способностей.   Важны привычки к регулярному и точному исполнению своих обязанностей и самоконтролю. Стремление к самосовершенствованию.

СОВЕТЫ ВЗРОСЛЫМ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

1. Помогите ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого скована основными потребностями, менее способен достичь высот самовыражения. Уважение к личности и интересам ребенка - основа его развития.

2. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка - не следует говорить, как можно улучшить его произведение... В этом случае, как бы ни старался ребенок, результат все равно недостаточно хорош.

3. Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или "за гранью".

4. Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток "шефства" может затруднить творчество.

5. Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты-как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.

6. Помогайте ребенку... порой полагаться в познании на риск и интуицию:
наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.

7. Постарайтесь найти ребенку сверстника с такими же способностями. Для ребенка школьного возраста очень важно иметь друга того же возраста и пола. Одаренная девочка должна знать сотню детей, чтобы найти одну подругу, похожую на нее. Нельзя позволять ребенку погружаться в одиночество и избегать общения.

8. Иногда взрослые пытаются форсировать неординарные умственные способности детей, теряя в этом чувство меры. Нельзя лишать ребенка игр, заменяющих занятиями музыкой, чтением, танцами или спортом.

9. Используйте личный пример творческого подхода к решению проблем.

10. Предоставляйте детям возможность активно задавать вопросы.

Завершая разговор о способностях, можно сказать, что одних способностей мало, только в союзе с трудом и при волевом характере достигаются большие цели. И подтверждение тому – творчество выдающихся людей, где каждый из них может подписаться под словами выдающейся балерины Г. Улановой: «Талант – это труд».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Способности ребёнка – как их распознать и развить ?

Слайд 2

Способности не могут быть ни врожденными, ни генетическими образованиями - они продукт развития. Врожденными факторами, лежащими в основе способностей, являются задатки. Задатки определяются как анатомо-физиологические особенности мозга, нервной и мышечной систем, анализаторов или органов чувств.

Слайд 3

“ Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова: «Способность – природная одаренность, талантливость» «Способный – обладающий способностями к чему-нибудь, одаренный. Могущий что-нибудь сделать; обладающий каким - нибудь свойством. Способен трудиться»

Слайд 4

Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности , в течении его жизни, под влиянием обучения и воспитания.

Слайд 5

Следует подчеркнуть тесную и неразрывную связь способностей со знаниями, умениями, навыками. С одной стороны - способности зависят от знаний, умений, навыков, с другой – в процессе приобретения знаний, умений и навыков развиваются способности. Знания, умения и навыки также зависят от способностей - способности позволяют быстрее, легче, прочнее и глубже овладеть соответствующими знаниями, умениями и навыками.

Слайд 6

В психолого-педагогической литературе различаются специальные и общие способности. Общие – включают в себя ( успехи человека в самых различных видах деятельности ): умственные, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь.

Слайд 7

Специальные способности – это способности, которые необходимы для успешного выполнения какой – нибудь одной определенной деятельности – музыкальной, художественно- изобразительной, математической, литературной, конструктивно- технической и т.д. Эти способности также представляют собой единство отдельных частных способностей.

Слайд 8

Специальные – определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для которых нужны задатки и их развитие (музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные).

Слайд 9

Учебные и творческие СПОСОБНОСТИ Учебные определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знания, умений, навыков, формирование качеств личности. Творческие – создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, индивидуальное творчество, в различных областях человеческой деятельности.

Слайд 10

От задатков к способностям – в этом и состоит путь развития личности. Это происходит лишь тогда, когда условия и обстоятельства жизни ребёнка благо -приятствуют проявлению природных наклонностей. Задача родителей – создать эти условия. Даже если вы выделите в квартире уголок для занятий живописью или не жалеете денег на покупку конструкторов, вы содействуете развитию сына или дочки. А если ребёнок ходит в музыкальную, художественную, спортивную школы, в кружки ЦДТ, РДК, шансы на будущий успех будут гораздо выше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика выявления задатков и склонностей личности ребенка (В.П. Симонов)

Представлена диагностика и  ее описание по выявлению задатков и склонностей личности ребенка....

ДИАГНОСТИКА ЗАДАТКОВ и СКЛОННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ (по В.П. СИМОНОВУ)

Результаты тестирования отражают задатки  и  склонности личности в одной из шести сфер:—  первая характеризует их в системе: «Человек — Человек» -1; &mdash...

Диагностика задатков и склонностей личности (по В.П. Симонову)

Диагностика выявления задатков и склонностей личности....

Диагностика задатков и склонностей личности (по В.П.Симонову)

Данная диагностика помогает выявить задатки и склонности личности.  Результаты тестирования отражают задатки и склонности личности в одной из 6 сфер: "Человек - Человек", Человек - Прир...

ДИАГНОСТИКА ЗАДАТКОВ и СКЛОННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ (по В.П. СИМОНОВУ)

ДИАГНОСТИКА ЗАДАТКОВ и СКЛОННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ(по В.П. Симонову)...

ДИАГНОСТИКА ЗАДАТКОВ и СКЛОННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ (по В.П. СИМОНОВУ)

ДИАГНОСТИКА ЗАДАТКОВ и СКЛОННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ (по В.П. СИМОНОВУ)...

Диагностика задатков и склонностей личности

Материал содержит диагностику задатков и склонностей личности по В.П. Симонову...