Главные вкладки

    Консультация (2 класс) на тему:
    Внеурочная деятельность. Плюсы и минусы.

    Пономарева Оксана Валерьевна
    Письмо
    от 12 Мая 2011 г. N 03-296
    "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost_plyusy_i_minusy.doc59.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Внеурочная деятельность в начальной школе – плюсы и минусы.


    Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности

    Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее, тип образовательной формы, т. е. ряд содержательно и структурно близких форм).

    Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень — более сложными, третий уровень — самыми сложными формами внеурочной деятельности.

    Например, в такой форме проблемно-ценностного общения, как этическая беседа, вполне можно выйти на уровень знания и понимания школьниками обсуждаемого жизненного сюжета (проблемы). Но поскольку в этической беседе основной канал общения «педагог — дети», а непосредственное общение детей друг с другом ограничено, то в этой форме довольно трудно выйти на ценностное отношение школьников к рассматриваемой проблеме (именно в общении со сверстником, таким же, как он сам, ребёнок устанавливает и проверяет свои ценности).

    Для запуска ценностного самоопределения нужны уже другие формы —дебаты, тематический диспут. Участвуя в дебатах, школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрицательные моменты, сравнить своё отношение к проблеме с отношением других участников. Однако дебаты, будучи во многом игровой формой коммуникации, не ставят ребёнка перед необходимостью лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу (т. е. эта форма не нацелена на выход школьника в самостоятельное общественное действие, хотя это и может случиться с конкретным школьником в силу его личных особенностей).

    Такая необходимость диктуется другой формой —проблемно-ценностной дискуссией с участием внешних экспертов, где участники высказываются только от себя лично, не класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

    Практически невозможно достигнуть результата второго и тем более третьего уровня формами, соответствующими первому уровню результатов. В то же время в формах, нацеленных на результат высшего уровня, достижимы и результаты предшествующего уровня. Однако важно понимать: форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности. Педагог, не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и тем более третьего уровня. Он может это сделать только имитационно.


                            Внеурочная деятельность в вопросах и ответах

    Вопрос

    Ответ

    1.    

    Что понимается под внеурочной деятельностью?

    В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

    Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

    2.    

    Какова основная цель внеурочной деятельности?

    Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

    3.    

    Каковы основные задачи внеурочной деятельности?

    Задачи внеурочной деятельности:

    - обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

    - оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

    - улучшить условия для развития ребенка;

    - учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося;

    4.    

    Какие нормативные документы регламентируют организацию внеурочной деятельности?

    ·         Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);

    ·         Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г.,регистрационный номер 19707);

    ·         Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);

    ·         СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

    ·         Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-

    эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27,зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;

    ·         Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).

    ·         Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников

    ·         Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).

    ·         Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования)

    ·         Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования

    5.

    Какое количество часов отводится на организацию внеурочной деятельности?

    Внеурочная деятельност ьявляется обязательной для образовательного учреждения, должна найти отражение в образовательной программе школы, но она не включается в учебный план, а ее количество не определяется в часах аудиторной нагрузки.

    Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется приказом общеобразовательного учреждения

    Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении максимально допустимой учебной нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.

    6.

    Все ли обучающиеся должны посещать все занятия внеурочной деятельности?

    Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся. Количество посещаемых курсов по внеурочной деятельности выбирает сам обучающийся и его родители (законные представители).

    7.

    Какова наполняемость групп?

    Образовательное учреждение самостоятельно решает вопросы формирования и наполняемости групп. В соответствии с п.1.6. раздела I «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПин 2.4.4.1251-03 (Постановление от 03 апреля 2003 г. № 27) «в учреждениях дополнительного образования детей наполняемость групп не рекомендуется превышать 15 детей (за исключением хоровых, танцевальных, оркестровых и т.п.».

    8.

    Каковы основные принципы организации внеурочной деятельности?

    Основные принципы организации внеурочной деятельности:

    -учёт возрастных особенностей;

    -сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

    -связь теории с практикой;

    -доступность и наглядность;

    -включение в активную жизненную позицию;

    9.

    Какие направления внеурочной деятельности закреплены в ФГОС НОО?

    Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития

    личности(спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

    10.

    Какие существуют виды внеурочной деятельности?

    Виды внеурочной деятельности :

    ·         Познавательная

    ·         Игровая

    ·         Трудовая (производственная) деятельность

    ·         Досугово-развлекательная деятельность

    ·         Спортивно-оздоровительная деятельность

    ·         Туристско-краеведческая деятельность

    ·         Художественное творчество

    ·         Социальное творчество (социально преобразовательная деятельность)

    ·         Проблемно-ценностное общение

    Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

    11.

    Какие существуют формы организации внеурочной деятельности?

    Внеурочная деятельность организуется в таких формах как экскурсии,

    кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные

    общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования,

    общественно полезные практики и других.

    Аудиторных занятий не должно быть более 50%

    12.

    Кто определяет формы организации внеурочной деятельности?

    Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом

    образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

    13.

    Каковы основные результаты внеурочной деятельности?

    Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

    Первый уровень результатовприобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

    Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

    Третий уровень результатовполучение школьником опыта самостоятельного общественного действия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание "Компьютер: - плюсы и минусы общения"

    Групповая работа с родителями обучающихся начальной школы на очень актуальную тему. Предлагается презентация, анкета для детей, памятка для родителей, разработка собрания....

    Доклад на МО "Плюсы и минусы развивающего обучения"

    Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который не задумывался бы над ней.Что такое развивающее обучение? Каковы его характерные признаки...

    Плюсы и минусы дистанционного обучения

    Папка содержит исследования в области дистанционного обучения, полезна для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с использованием дистанционных технологий...

    Родительское собрание "Компьютер и ребёнок - плюсы и минусы этого общения"

    Цель собрания: расширить информационное поле родителей о пользе и вреде занятий детей за компьютером. Форма проведения: собрание – практикум....

    «Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и чтения: плюсы и минусы».

    Рассмотреть значение дидактических игр в учебно-воспитательном процессе. Обсудить положительные и отрицательные стороны применения дидактических игр на уроках русского языка и чтения. Пополнить методи...

    Ребёнок и компьютер. Плюсы и минусы этого общения.

    Презентация к родительскому собранию в начальной школе рассказывает о положительных и отрицательных сторонах общения ребёнка с компьтером и телевизором....