Проблемы приросшей уздечки.
статья на тему

Яковлева Ольга Николаевна

       Речь – важнейший вид психической деятельности, который формирует интеллект человека. Именно с помощью слов ребенок познает мир и начинает общаться. Нет нужды объяснять, насколько важна способность говорить, правильно озвучивая свою мысль. Одной из причин речевых нарушений становится такая врожденная аномалия, как приросшая уздечка языка или верхней губы. И порой эта патология приводит к весьма трагичным последствиям. Но своевременное предупреждение, обнаружение и реабилитация  помогут устранить возможные неприятности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_prirosshey_uzdechki.docx15.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Проблемы приросшей уздечки»

       Речь – важнейший вид психической деятельности, который формирует интеллект человека. Именно с помощью слов ребенок познает мир и начинает общаться. Нет нужды объяснять, насколько важна способность говорить, правильно озвучивая свою мысль. Одной из причин речевых нарушений становится такая врожденная аномалия, как приросшая уздечка языка или верхней губы. И порой эта патология приводит к весьма трагичным последствиям. Но своевременное предупреждение, обнаружение и реабилитация  помогут устранить возможные неприятности

Вопросы родителей

– Каково воздействие такой уздечки на качество развития речи?

– Как определить, она ли влияет на неправильное проговаривание многих звуков?

– Какие меры следует принять?

– Существуют ли допустимые сроки для операции по подсечению уздечки?

– Кто из узких специалистов – врачей и дефектологов – решает этот вопрос?

      Действительно, приросшая уздечка может вести к искажению конкретных звуков, создавать условия нечеткого произнесения звуковых сочетаний.

Это происходит из-за нарушения подвижности определенных мышц.

Уздечка верхней губы Активно участвующая в звукообразовании круговая мышца верхней губы соединяется с верхней челюстью в средней ее части уздечкой. От того, насколько она развита (укорочена, полностью приросла), и зависит качество речи. Если при поднятии верхней губы к носу ощущается полное или ограниченное препятствие, нарушающее подвижность этой губы, то диагностируется патология.

     Уздечка языка представляет собой слизистую, идущую по средней линии нижней части языка и соединяющую его с мышцами, которые поднимают его вверх. В норме кончик языка при подъеме может свободно достать угол верхней губы, а вся поверхность языка должна свободно присасываться к твердому небу, не нарушая носового дыхания. Если  движения языка ограниченны – уздечка укорочена. При полном нарушении подвижности мышц языка можно говорить о приросшей уздечке. В данном случае ребенку тяжело пережевывать твердую пищу (мясо, яблоко, морковь), и потому он избегает ее употребления. А это способствует возникновению проблем желудочно-кишечного тракта.

     Искажения речи по причине аномалии уздечки  влияют и на слуховое восприятие. Пополняя свой лексический запас, ребенок воспринимает слова так же, как и произносит (как говорим, так и слышим). Сформировавшееся в дошкольный период стойкое нарушение фонематического слуха (т.е. воспринимающего звуки) в дальнейшем приводит к проблемам чтения и письма (дислексии и дисграфии). А отсюда и другие учебные проблемы, ведь звуко-буквенный анализ тесно связан с усвоением образовательной программы в целом. В частности, он играет важную роль в овладении иностранными языками. Если не устранять данные нарушения, то они не только не исчезают, но и усугубляются. С возрастом ребенок начинает стесняться и замыкается в себе, и это становится преградой на пути реализации его возможностей. А уже у взрослого человека эти неприятности могут отражаться и на личной жизни.

     Речь является сложным механизмом, и осваивать ее желательно с рождения. К сожалению, сегодня наблюдается большое количество речевых нарушений как у детей, так и у взрослых. А между тем беды могут пройти стороной, если при появлении долгожданного малыша вы с любовью осмотрите его, обратив внимание на:

•подвижность языка;

•жевание;

•то, как он сосет соску и грудь.

     Если вам что-то не ясно, проконсультируйтесь у педиатра, стоматолога, дефектолога. При правильной диагностике и своевременной помощи ребенок не будет страдать.

Доступные меры профилактики:

1.Массаж уздечки, мышц языка и губы. Чаще всего он помогает разработать пластичность, подвижность соответствующих органов – и несложные

проблемы легко устранятся.

2.Артикуляционная игровая гимнастика для мышц языка, губ. Дети любят подражать взрослым и с большим удовольствием выполняют такие

упражнения.

3. Объясняйте ребенку, как надо правильно жевать, глотать; развивайте его артикуляционный аппарат.

4.Учите малыша петь на хорошем выдохе, четко повторяя слоги, слова куплета, проговаривайте окончания слов, вызывая у него эмоциональный

интерес к артикуляции.

5.Применяя игровые приемы, развивайте фонематический слух ребенка с помощью буквенных изображений звуков, слогов, слов. Сначала говорите шепотом, потом – чуть громче и, наконец, громко. Можно меняться ролями. Детям очень нравятся подобные занятия, а потому получаются отличные результаты.

6.Во время упражнений используйте привлекательные для ребенка яркие предметы.

     Если хирург-стоматолог решит, что подсечка уздечки все же необходима, профилактическая гимнастика может стать замечательной подготовительной процедурой, облегчающей оперативное вмешательство.

      Операция проста и обычно выполняется амбулаторно. При соблюдении санитарного режима полости рта через 2–3 дня пациент поправляется. Затем

желательна консультация дефектолога для корректировки речи. В более сложных ситуациях рекомендуется пластика с накладыванием от 5 до 8 швов. Чаще всего она также делается амбулаторно. В отдельных случаях – в стационаре. Через 7–10 дней швы снимают. Лечение длится до полного выздоровления. Для реабилитации необходима работа с логопедом,

которая заключается в пошаговой, курсовой работе по восстановлению звуков и развитию правильной устной и письменной речи. Исход всегда благоприятен. Но чем раньше обращение, тем короче период реабилитации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития укороченной уздечки

Практикующие учителя-логопеды в своей работе часто сталкиваются с механической (органической) дислалией, при которой нарушено строение органов артикуляционного аппарата и, как следствие, страдае...

Особенности формирования двигательной функции артикуляционного аппарата и произносительной стороны речи у детей с аномалией уздечки языка.

Особенности формирования двигательной функции артикуляционного аппарата и произносительной стороны речи у детей с аномалией уздечки языка.Признаки короткой уздечки языка....

Виды аномалий уздечек языка

Виды аномалий уздечек языка...

Артикуляционные упражнения для растягивания подъязычной уздечки

Артикуляционные упражнения для растягивания подъязычной уздечки....

Упражнения для растягивания подъязычной уздечки

Комплекс упражнений для растягивания подъязычной уздечки...