Проблемы приросшей уздечки.
статья на тему
Речь – важнейший вид психической деятельности, который формирует интеллект человека. Именно с помощью слов ребенок познает мир и начинает общаться. Нет нужды объяснять, насколько важна способность говорить, правильно озвучивая свою мысль. Одной из причин речевых нарушений становится такая врожденная аномалия, как приросшая уздечка языка или верхней губы. И порой эта патология приводит к весьма трагичным последствиям. Но своевременное предупреждение, обнаружение и реабилитация помогут устранить возможные неприятности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Проблемы приросшей уздечки»
Речь – важнейший вид психической деятельности, который формирует интеллект человека. Именно с помощью слов ребенок познает мир и начинает общаться. Нет нужды объяснять, насколько важна способность говорить, правильно озвучивая свою мысль. Одной из причин речевых нарушений становится такая врожденная аномалия, как приросшая уздечка языка или верхней губы. И порой эта патология приводит к весьма трагичным последствиям. Но своевременное предупреждение, обнаружение и реабилитация помогут устранить возможные неприятности
Вопросы родителей
– Каково воздействие такой уздечки на качество развития речи?
– Как определить, она ли влияет на неправильное проговаривание многих звуков?
– Какие меры следует принять?
– Существуют ли допустимые сроки для операции по подсечению уздечки?
– Кто из узких специалистов – врачей и дефектологов – решает этот вопрос?
Действительно, приросшая уздечка может вести к искажению конкретных звуков, создавать условия нечеткого произнесения звуковых сочетаний.
Это происходит из-за нарушения подвижности определенных мышц.
Уздечка верхней губы Активно участвующая в звукообразовании круговая мышца верхней губы соединяется с верхней челюстью в средней ее части уздечкой. От того, насколько она развита (укорочена, полностью приросла), и зависит качество речи. Если при поднятии верхней губы к носу ощущается полное или ограниченное препятствие, нарушающее подвижность этой губы, то диагностируется патология.
Уздечка языка представляет собой слизистую, идущую по средней линии нижней части языка и соединяющую его с мышцами, которые поднимают его вверх. В норме кончик языка при подъеме может свободно достать угол верхней губы, а вся поверхность языка должна свободно присасываться к твердому небу, не нарушая носового дыхания. Если движения языка ограниченны – уздечка укорочена. При полном нарушении подвижности мышц языка можно говорить о приросшей уздечке. В данном случае ребенку тяжело пережевывать твердую пищу (мясо, яблоко, морковь), и потому он избегает ее употребления. А это способствует возникновению проблем желудочно-кишечного тракта.
Искажения речи по причине аномалии уздечки влияют и на слуховое восприятие. Пополняя свой лексический запас, ребенок воспринимает слова так же, как и произносит (как говорим, так и слышим). Сформировавшееся в дошкольный период стойкое нарушение фонематического слуха (т.е. воспринимающего звуки) в дальнейшем приводит к проблемам чтения и письма (дислексии и дисграфии). А отсюда и другие учебные проблемы, ведь звуко-буквенный анализ тесно связан с усвоением образовательной программы в целом. В частности, он играет важную роль в овладении иностранными языками. Если не устранять данные нарушения, то они не только не исчезают, но и усугубляются. С возрастом ребенок начинает стесняться и замыкается в себе, и это становится преградой на пути реализации его возможностей. А уже у взрослого человека эти неприятности могут отражаться и на личной жизни.
Речь является сложным механизмом, и осваивать ее желательно с рождения. К сожалению, сегодня наблюдается большое количество речевых нарушений как у детей, так и у взрослых. А между тем беды могут пройти стороной, если при появлении долгожданного малыша вы с любовью осмотрите его, обратив внимание на:
•подвижность языка;
•жевание;
•то, как он сосет соску и грудь.
Если вам что-то не ясно, проконсультируйтесь у педиатра, стоматолога, дефектолога. При правильной диагностике и своевременной помощи ребенок не будет страдать.
Доступные меры профилактики:
1.Массаж уздечки, мышц языка и губы. Чаще всего он помогает разработать пластичность, подвижность соответствующих органов – и несложные
проблемы легко устранятся.
2.Артикуляционная игровая гимнастика для мышц языка, губ. Дети любят подражать взрослым и с большим удовольствием выполняют такие
упражнения.
3. Объясняйте ребенку, как надо правильно жевать, глотать; развивайте его артикуляционный аппарат.
4.Учите малыша петь на хорошем выдохе, четко повторяя слоги, слова куплета, проговаривайте окончания слов, вызывая у него эмоциональный
интерес к артикуляции.
5.Применяя игровые приемы, развивайте фонематический слух ребенка с помощью буквенных изображений звуков, слогов, слов. Сначала говорите шепотом, потом – чуть громче и, наконец, громко. Можно меняться ролями. Детям очень нравятся подобные занятия, а потому получаются отличные результаты.
6.Во время упражнений используйте привлекательные для ребенка яркие предметы.
Если хирург-стоматолог решит, что подсечка уздечки все же необходима, профилактическая гимнастика может стать замечательной подготовительной процедурой, облегчающей оперативное вмешательство.
Операция проста и обычно выполняется амбулаторно. При соблюдении санитарного режима полости рта через 2–3 дня пациент поправляется. Затем
желательна консультация дефектолога для корректировки речи. В более сложных ситуациях рекомендуется пластика с накладыванием от 5 до 8 швов. Чаще всего она также делается амбулаторно. В отдельных случаях – в стационаре. Через 7–10 дней швы снимают. Лечение длится до полного выздоровления. Для реабилитации необходима работа с логопедом,
которая заключается в пошаговой, курсовой работе по восстановлению звуков и развитию правильной устной и письменной речи. Исход всегда благоприятен. Но чем раньше обращение, тем короче период реабилитации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения для развития укороченной уздечки
Практикующие учителя-логопеды в своей работе часто сталкиваются с механической (органической) дислалией, при которой нарушено строение органов артикуляционного аппарата и, как следствие, страдае...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/28/picture-150748-1495989518.jpg)
Особенности формирования двигательной функции артикуляционного аппарата и произносительной стороны речи у детей с аномалией уздечки языка.
Особенности формирования двигательной функции артикуляционного аппарата и произносительной стороны речи у детей с аномалией уздечки языка.Признаки короткой уздечки языка....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/17/picture-406447-1392658413.jpg)
Статья "Как проконсультировать (маму,папу) желающих прооперировать подъязычную связку («уздечку»)"
Как решить тянуть или резать?...
Артикуляционные упражнения для растягивания подъязычной уздечки
Артикуляционные упражнения для растягивания подъязычной уздечки....
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/10/picture-1046555-1531250377.jpg)
Упражнения для растягивания подъязычной уздечки
Комплекс упражнений для растягивания подъязычной уздечки...