Система оценивания планируемых результатов обучающихся по предмету « Русский язык»
консультация по теме

Егорова Ирина Владимировна

Система оценивания планируемых результатов обучающихся по предмету « Русский  язык»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx34.96 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценивания планируемых результатов обучающихся по предмету

« Русский  язык»

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора (для оценки базового уровня).

Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции (для оценки на повышенном уровне).

Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями пейзажа, портрета и т.п.

Тестовые задания динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Показатели и критерии оценивания

Для проведения  контрольно-оценочных  действий по достижению  планируемых  предметных результатов предметное  содержание может быть  представлено  в виде матрицы (таблица 1). В первом столбце даны названия выделенных областей предметного содержания, во втором перечислены предметные действия, овладение  которыми  определяет меру учебно-предметной (языковой) компетентности.

Таблица 1

Предметное содержание оценки  языковой грамотности

Содержательная область

Предметные действия

Отношение "звук - буква" ("фонема - буква") - орфографическое действие

  • определять звуковой состав слов, используя звуковые модели;
  • устанавливать отношения "звук - буква", определяя две функции букв,
  • используя звуко-буквенные модели;
  • характеризовать звуки русского языка;
  • обозначать мягкость согласных на письме ( с помощью гласных букв и
  •  мягкого знака, гласные после согласных, непарных по мягкости-твёрдости,
  •  ЖИ-ШИ,ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ), звук [й҆] перед гласным (е, ё, ю, я) и не перед

гласным (буквой Й);

  • пользоваться русским алфавитом для упорядочивания слов и поиска
  • нужной информации в словарях и справочниках;
  • различать сильные и слабые позиции звуков в словах;
  • практически владеть фонематическим принципом письма

Слово, его значение, звучание и написание

  • определять места орфограмм в слове;
  • использовать правила написания большой буквы (в именах людей,
  •  кличках животных, географических названиях объектов, в начале предложения);
  • писать правильно слова, написание которых не расходится с произношением;
  • использовать заданный алгоритм соединения букв и уметь соединять 2-3 рядом
  •  стоящие в слове буквы;
  • проверять орфограммы слабой позиции по сильной позиции;
  • пользоваться орфографическим словарём в случаях непроверяемых написаний;
  • проверять орфограммы слабой позиции с помощью родственных слов;
  • классифицировать орфограммы

Орфография и грамматика. Изменение слов в связной речи

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • проверять орфограммы слабой позиции изменением слов;
  • определять грамматические признаки имён существительных — род,
  •  число, падеж, склонение;
  • определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число,
  •  падеж;
  • определять грамматические признаки глаголов — число, время, род
  •  (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени);
  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
  • использовать основные правила проверки нефонемных написаний в падежных
  •  окончаниях;
  • применять общее орфографическое правило к правописанию окончаний слов

Орфография и морфемика. Состав слова

  • разбирать слова по составу;
  • подбирать родственные слова;
  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
  • практически владеть фонематическим принципом письма применительно
  •  к разным частям слова

Морфология. Система частей речи

  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового
  •  словаря;
  • различать самостоятельные и служебные слова части речи

Высказывание и его оформление в письменной речи

  • членить речь на отрезки, имеющие смысловую и грамматическую
  • завершённость (предложения) и уметь их оформлять на письме;
  • преобразовывать высказывания (на уровне предложения):
  • изменение порядка слов, сокращение, разворачивание, изменение структуры;
  • строить модель простого предложения;
  • безошибочно списывать текст;
  • писать под диктовку предложения без пропусков и искажений букв;
  • записывать текст под диктовку

Синтаксис

  • различать предложение, словосочетание, слово;
  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в
  •  словосочетании и предложении;
  •  классифицировать предложения по цели высказывания, находить
  • повествовательные/побудительные/ вопросительные предложения;
  • определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения

Развитие речи

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых
  •  средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и
  •  незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила
  • устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики,
  • поддерживать разговор);
  • выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации
  • общения;
  •  самостоятельно озаглавливать текст;
  • составлять план текста;
  • сочинять небольшие тексты для конкретных ситуаций общения

                             Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте {в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
  • наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
  • существенные отступления от авторского текста при  написании изложения, искажающие смысл произведения;
  • отсутствие  главной  части  изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
  • употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).

Недочеты:

  • отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;
  • неправильное написание одного слова(при наличии в работе нескольких таких слов)на одно и то же правило;
  • незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.

При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученные орфограммы.

При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

Оценка письменных работ по русскому языку.

Диктант

  • «5» – за работу, в которой нет ошибок.
  • «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
  • «3» – за работу, в которой допущено 3 – 5 ошибок.
  • «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Примечание:

Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку, а ошибки, допущенные на одно и то же правило в разных словах считаются как две.

Грамматическое задание

  • «5» – без ошибок.
  • «4» – правильно выполнено не менее З/4 заданий.
  • «3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
  • «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Контрольное списывание

  • «5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
  • «4» –  за работу, в которой допущена 1 ошибка, 1 – 2 исправления.
  • «3» – за работу, в которой допущено 2 – 3 ошибки.
  • «2» – за работу, в которой допущены > 4 ошибки.

Словарный диктант

  • «5» – без ошибок.
  • «4» – 1 ошибка и 1 исправление.
  • «3» – 2 ошибки и 1 исправление.
  • «2» – 3 – 5 ошибок.

Тест

  • «5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
  • «4» – верно выполнено 3/4 заданий.
  • «3» – верно выполнено 1/2 заданий.
  • «2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.

Изложение

  • «5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 – 2 исправления.
  • «4» – незначительно нарушена последовательность изложения   мыслей,   имеются  единичные  (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
  • «3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
  • «2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между   частями,    отдельными    предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.

Сочинение

  • «5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1—2 исправления.
  • «4» – незначительно нарушена последовательность изложения  мыслей,   имеются  единичные  (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
  • «3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2 – 3 предложений, беден словарь,  3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
  • «2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.

Примечание:

Учитывая, что вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.

Тестовые работы оцениваются следующим образом: сначала оценивается выполнение всех предложенных заданий, определяется сумма баллов, набранная учащимися по всем заданиям, и переводится в процентное отношение к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу. Перевод отметки в пятибалльную шкалу осуществляется по схеме:

Шкала соответствия отметок и оценок уровням достижений обучающихся:

Отметка

«5»

«4»

«3»

«2»

«1»

Качество усвоения программы

90-100%

66 -89%

50 -65 %

меньше 50%

Не менее 90% заданий (из них  не менее 85% заданий базового уровня)

Не менее 85% заданий (из них не менее 65% заданий базового уровня)

Не менее 50% заданий базового уровня

Менее 50% заданий базового уровня

Оценка

«Отлично»

«Хорошо»

«Удовлетворительно»

«Неудовлетворительно»

«Плохо»

Уровень

Высокий

Повышенный

Базовый

Пониженный

Низкий

Превышающие базовый

Ниже базового

«зачтено»

«не зачтено»

Русский язык (количество контрольных работ в начальной школе)

Виды контрольных работ

классы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1полугодие

2полугодие

1полугодие

2полугодие

1полугодие

2полугодие

1полугодие

2полугодие

Диктант с грамматическим заданием

-

1

4

5

5

4

4

5

Списывание текста

-

1

1

1

1

-

1

-

Изложение

-

-

-

-

-

1

1

-

Тест

-

-

-

-

-

1

1

-

Комплексная работа

-

1

-

1

-

1

-

1

Примечание

Сочинения в начальной школе проводятся только в виде обучающих работ

  • Количество творческих работ

классы

ИЗЛОЖЕНИЕ

СОЧИНЕНИЕ

четверти

1четверт

2четверть

3четверть

4четверть

1четверт

2четверть

3четверть

4четверть

1 класс

-

-

-

-

-

-

-

-

2 класс

2

1

2

2

1

2

2

3

3 класс

2

2

3

3

2

2

3

2

4 класс

2

3

3

3

2

2

2

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания планируемых результатов обучающихся по предмету «Математика»

Система оценивания планируемых результатов обучающихся по предмету « Математика»...

Система оценивания планируемых результатов обучающихся по предмету «Литературное чтение»

Система оценивания планируемых результатов обучающихся по предмету « Литературное чтение»...

Система оценивания планируемых результатов обучающихся по предмету « Окружающий мир»

Система оценивания планируемых результатов обучающихся по предмету « Окружающий мир»...

Проектирование системы оценки планируемых результатов обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталостью

Проектирование системы личностных и предметных результатов обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) по ФГОС  с УО...

Система оценивания планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС

Презентация познакомит с системой оценивания в начальной школе....

Система оценивания планируемых результатов освоения программы учебного занятия (модуля) «Шахматы».

Система оценивания планируемых результатов освоения программы учебного занятия (модуля) «Шахматы»....