Родительское собрание
консультация на тему

Липовская Ирина Васильевна

Для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

                                   «СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ ДЕТЕЙ»

Цели:

  1. Познакомить родителей с информацией по проблеме проведения свободного времени современного подростка.
  2. Показать роль родителей в организации свободного времени подростков.
  3. Формировать активную педагогическую позицию родителей.

Ход собрания

Здравствуйте, уважаемые родители!

В любой школе: маленькой или большой; в любом классе: простом или экспериментальном есть дети со своими учебными и личностными особенностями. В каждой семье, где растёт ребёнок, неизбежны вопросы, связанные с тем, как вырастить его здоровым, физически и психически закалённым, обогащённым духовно и нравственно, подготовленным к жизни и труду. Не обойтись здесь без сомнений и раздумий, желания узнать об опыте других родителей, о новых методах воспитания. Каждому родителю не хотелось бы учиться на своих ошибках, но как же не допустить ошибки в воспитании и обучении самого дорогого и всем сердцем любимого — своего ребёнка.

Воспитание и образование детей – старейшее из человеческих дел. Зависит оно от трех переменных: взрослые, дети и отношения между ними. Домашнее воспитание – это задача с тремя неизвестными.

Ведь как бы высоко не занесла нас судьба, как бы круто не обошлась с нами, счастье или несчастье наше – в детях. Чем старше становимся, тем больше это понимаем. Часто учим одному, а научаем другому.

Играя в шахматы, мы можем часами думать над одним ходом. Всесторонне обдумываем результаты, которые последуют от этого хода. Если бы с такой дотошностью и дальновидностью мы обдумывали свои слова и действия в отношении к детям, к другим членам семьи, к другим людям, то насколько бы меньше было неверных поступков, конфликтов, катастроф.

Одной из причин неблагополучия во всех сферах нашей жизни является бездуховность. Она влечет за собой нежелание некоторой части людей честно выполнять свою работу, свои обязанности и зачастую приводит их на путь совершения преступлений. Многие родители, представители общественности заблуждаются, считая, что центром воспитания является школа. Это не так. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: семья – 50%, СМИ – 30%, школа – 10%, улица –10%. Школа, семья и ребёнок — это краеугольный камень, на котором держится и развивается общество. Мы призваны вместе решать все проблемы.

К сожалению, есть немало родителей, которые уклоняются от своих прямых обязанностей в воспитании и образовании детей, переложив на бабушкины плечи или на плечи одного из родителей, продолжают жить так, будто бы ничего в собственной жизни не изменилось. Зачем вообще ребенок, если он не становится главным содержанием наших мыслей и чувств. Ребенок не может быть дополнением к жизни.

Странно слышать, когда жалуются: «Ах, мой сын так плохо рассказывает. Читает мало, плохо учится». Какой же толк может быть, если ребенок буквально онемел в пустом, обеззвученном доме. Если у родителей вечно недостает времени поговорить с ним. В пору, когда ему еще хочется, чтобы поговорили и расспросили. А эта пора так быстро проходит. Конечно, можно устроить свою жизнь так, чтобы ребенок не слишком обременял. Есть такие семьи, где даже гордятся тем, что уже 6-7 лет малыша оставляют в доме на вечер одного. И он не проказничает, посмотрит телевизор, поиграет в компьютерные игры и ляжет вовремя спать сам. Удобный ребенок. Только как оно откликнется, это удобство, когда обрушатся на ребенка бури переходного возраста, и он откажет родителям вправе интересоваться тем, где он был, с кем гулял, что читал и делал.

К сожалению, некоторые взрослые бывают легкомысленными, если не сказать больше: они иногда недооценивают проступки ребят и даже вольно или невольно – порой поощряют их, зачастую обвиняя других.

Иногда налицо беспечность родителей, их невнимание к интересам ребенка, к его товарищам. Отсутствие должного контроля.

«Доверяй, но проверяй» – гласит народная мудрость. Конечно, делать это родители должны тактично и деликатно, не оскорбляя достоинства ребенка, не высказывая подозрений, а наоборот, всячески подчеркивая, что верят ему.

Сегодня мы поговорим о свободном времени наших детей. В наше время родителям приходится много времени проводить на работе, чтобы обеспечить семью. Поэтому  часто бывает некогда проводить время с детьми, и они предоставлены сами себе. Замечательно, когда у родителей есть время на общение с ребёнком: погулять, позаниматься спортом, побеседовать дома со своей дочерью или сыном. В подростковом возрасте ребёнку хочется вырваться из дома, больше времени проводить на улице с друзьями. Современная улица, бесконтрольное времяпровождение, незанятость подростков могут спровоцировать противоправное поведение наших детей: курение, употребление пива и алкоголя, хулиганские действия и т.д. Статистические данные УВД свидетельствуют о том, что несовершеннолетними совершается много  преступлений.  Более 60 % преступлений и административных правонарушений совершено после 23-00 часов. Этих преступлений могло  бы не быть при соответствующем контроле родителей за воспитанием и поведением детей.

                         ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

  1. Знаете ли Вы, как ваш ребёнок проводит свободное время?
  2. Поощряете ли Вы посещение вашими детьми кружков, спортивных секций?
  3. Знаете ли Вы, какие кружки, спортивные секции предлагает наша школа учащимся?
  4. Каковы причины вступления ребят в группировки?
  5. Знакомы ли Вы с друзьями вашего ребёнка?
  6. Просит ли Вас ваш ребёнок провести с ним свободное время?
  7. Что можете сделать вы, чтобы ваш сын или дочь не попали в плохую компанию?
  8. Как помочь ребёнку организовать свободное время?

Условия проведения детьми своего свободного времени последнее десятилетие изменились во всех развитых странах мира. В связи с повышением мобильности населения и бурным развитием средств массовой коммуникации и индивидуального досуга (компьютерные игры, аудиомузыкальные устройства, Интернет и т.д.) изменились и отношения между родителями и детьми. Главным «пожирателем» времени и взрослых, и детей стал компьютер. Родители много времени проводят на работе. В результате контакты детей и взрослых сводятся к минимуму. Если раньше при посещении друг друга семьями взрослые не только общались с детьми, но и организовывали совместные прогулки и игры, то сегодня картина иная. Даже в застолье, в то время, как взрослые выпивают в одной компании, дети (даже младшего возраста) веселятся на своей «лимонадной» вечеринке в другой.

Вопрос для обсуждения с родителями

1.Знаете ли Вы, как ваш ребёнок проводит свободное время?

Давайте рассмотрим плюсы и минусы телевидения и компьютера в свободном времени детей.

ВЫВОД: родители должны быть в курсе, ненавязчиво контролировать ребёнка (пример).

Вопрос для обсуждения с родителями

2.Почему современные дети не любят читать?

У современного ребёнка наблюдается отсутствие желания читать, хотя чтение книг полезно. Необходимо заинтересовать ребёнка, чтобы он уделял время чтению книг. Например, воздействовать собственным примером. Ведь очень часто в семьях, где родители не читают, ребёнок не берёт в руки художественную литературу.

Вопрос для обсуждения с родителями

3.Поощряете ли Вы посещение вашими детьми кружков, спортивных секций?

У каждого ребёнка есть желания и мечты, которые должны воплотиться в жизнь. Общение с людьми и реализация своих желаний развивает у человека чувство собственного достоинства и самоуважения (желание нравиться, быть кому-то необходимым и нужным, быть известным, общаться с интересными людьми). Удовлетворить чувство общения можно не только в антиобщественных молодёжных группировках, но и в школьном, спортивном, творческом коллективе, в дружбе со своими одноклассниками. Поэтому, вам необходимо поощрять желание ваших детей посещать какие-либо кружки, спортивные секции. Если вы видите, что ваш сын тянется, к футболу, помогите ему вступить в  футбольный клуб. Если ваша дочь тянется к музыке, отведите её в музыкальную школу.  Можно видеть, что родители ставят учёбу в школе превыше всего. То, что родители контролируют ребёнка в учёбе - это  хорошо. Но родители допускают ошибку, если запрещают своему ребёнку посещать, секцию за полученную «двойку». Если ребёнок не может реализоваться в учёбе, пусть он найдёт себя в другом деле.

Вопрос для обсуждения с родителями

4.Знаете ли Вы, какие кружки, факультативы и спортивные секции предлагает наша школа и учреждения дополнительного образования учащимся?

(перечень услуг дополнительного образования)

Если ребенку нечем заняться, он «болтается» на улице, что может привести к правонарушениям или вовлечением ребёнка в антиобщественную группировку.

Вопрос для обсуждения с родителями

5.Каковы причины вступления ребят в группировки?

Я расскажу о девочке, которая попала в «плохую» компанию. «Маша была одинока. Родители постоянно были на работе, заняты зарабатыванием денег, стремились к материальному достатку. С девочкой  мало общались, не интересовались её внутренним миром. Им казалось, что воспитание ребёнка ограничивается тем, что дочка должна быть хорошо одета, обута и т.д. Маше казалось, что родители в семье её не любят, а она мечтала иметь подруг, друзей, чтобы её окружали люди, уважающие и любящие её. Маша была очень обрадована, когда девочки вдруг пригласили её в свою компанию. Наконец-то у неё будут настоящие друзья! Маша знала этих девочек из соседнего дома. Они учились в той же школе, где и она, только в старших классах. Она завидовала им. Они были всегда вместе, весёлые, ничего не боялись. Когда Маша пришла на место, где собиралась эта компания, ей сказали, что если она хочет быть с ними, то ей надо сделать всё, что её попросят. Маша была готова, только бы её приняли в эту группу. Лидер компании дал ей задание: на стене дома написать от имени их компании несколько угроз в адрес определённых подростков. Маша решила, что это задание пустяковое и с готовностью выполнила его, после чего она была официально принята в члены этой компании. Машиной радости не было предела. Наконец-то свершилось то, о чём она так давно мечтала. Они собирались вместе, курили, иногда выпивали, посещали дискотеки, несколько раз отбирали деньги у младших, писали непристойные слова на лестничных клетках и т.д.» Можно только представить, что может произойти дальше: и алкоголь, и, возможно, появятся наркотики. Уважаемые родители! Можем ли мы обвинять только девочку, в том, что она попала в плохую компанию?

Причин попадания подростков в антиобщественную группировку можно избежать, если:  родители знают, с кем общается их ребенок; если у родителей и детей откровенные взаимоотношения, и ребёнок может поделиться с родными своими проблемами. Такой причины попадания в антиобщественную группировку, как чувство одиночества, можно тоже избежать, если в семье ребёнку комфортно и хорошо.

Казаться взрослее, быть нужным ребёнок может и в семье. В любом возрасте ребёнку можно давать поручения, но нужно и хвалить, ипоощрять ребёнка после выполнения дела.

Последствия участия ребёнка в группировке могут быть ужасные. Это грабёж, разбой, употребление и распространение наркотиков, распитие спиртных напитков и т.д. Всё, что делает группировка, может являться нарушением закона.

Обращаю  ваше внимание на то, что в критической ситуации ребёнок не всегда обращается за помощью к родным и родителям. Причины могут быть разнообразные. Часто бывает так, что сами взрослые отталкивают своего сына или дочь.

Любому ребенку важно и необходимо совместное времяпрепровождение с мамой и папой. Для того, чтобы ребенок всегда чувствовал привязанность и любовь родителей, им необходимо хотя бы один или два часа проводить вместе с детьми. Как утверждают психологи, когда дети и родители вместе играют, слушают песни, даже смотрят телевизор, они проникаются всеобъемлющим чувством семейственности и всепоглощающей любви. Это положительно сказывается, как на укреплении внутрисемейных отношений, так и на построении взаимного понимания между двумя поколениями.

По результатам социологических исследований на воспитание детей отцы в будние дни тратят своего времени 9,6% (21 мин), а в выходные - 7,2% (32 мин). Куда же идет остальное свободное время отцов? А ведь эта часть свободного времени родителя имеет исключительно важное значение. И всегда ли свободное времяпрепровождение родителей является хорошим примером? Хотя давно известно, что именно с родителей дети берут пример в организации досуга.

Исследования показали:

  • во-первых, достаточно велико число одиноких подростков;
  • во-вторых, огорчает приверженность подростков и родителей к телевизору в ущерб другим, более активным формам проведения свободного времени;
  • в-третьих, тревожит недостаточная активность общения детей с родителями во всех формах проведения досуга, исключая застолье, которое прочно держит первенство среди других досуговых занятий подростков в праздничные дни.

В результате опроса установлено, что 65% подростков пробовали употреблять спиртное. Всех тревожит эта довольно опасная забава. Но в какой степени виноваты те девушки и юноши, для которых вино стало обязательным спутником их свободного времени? Может быть, это их беда? А вина лежит на взрослых, которые не научили своих детей интересно и содержательно отдыхать?..

Нам, взрослым, ничего не бывает жалко для наших детей. Мы отдаем им самое вкусное, одеваем во все самое лучшее, защищаем от болезней и напастей. Но мы легкомысленно решаем, что свободное время - это несерьезная проблема, есть дела поважнее, а ведь красиво, с пользой провести свое свободное время надо уметь. И этому тоже надо учить детей и подростков. К сожалению, современные исследования показывают обратное. В наше стремительное время родители все меньше времени находят на общение с детьми, тем более на совместное проведение свободного времени. Из средств материального семейного бюджета мы все больше и больше средств расходуем на питание, одежду, обучение, развлечения детей. А если рассмотреть затраты свободного времени на детей, то окажется, что наши наследники испытывают значительный дефицит родительского общения.

Среди "трех важных жизненных желаний" подростки называют такие:

  • съездить с родителями вместе на отдых;
  • сходить в какое-нибудь интересное место;
  • поговорить с родителями по душам;
  • лучше понимать друг друга;
  • мечтаю, что буду с родителями в хороших отношениях (не буду ссориться…)

Уважаемые родители! Давайте с вами выработаем меры, которые бы предупредили попадание ребёнка в антиобщественную группировку.

Что можете сделать вы, взрослые, чтобы ваш сын или дочь не попали в плохую компанию? (работа в малых группах по разработке мер)

                                                          

                                                     

                                                         Притча

   В одном доме жил мужчина. Вместе с ним жили его жена, его престарелая больная мать и его дочь – уже взрослая девушка. Однажды поздно вечером, когда все домочадцы уже легли спать, в дверь дома кто-то постучал. Хозяин встал и открыл дверь. На пороге дома стояли трое. «Как вас зовут?»- спросил мужчина. Ему ответили: «Нас зовут Здоровье, Богатство и Любовь. Пусти  нас к себе в дом». Мужчина задумался. «Вы знаете, - сказал он, - у нас в доме только одно свободное место, а вас трое. Я пойду посоветуюсь с домочадцами, кого из вас мы сможем принять в нашем доме». Больная мать

предложила впустить Здоровье, юная дочь захотела впустить Любовь, а жена настаивала на том, чтобы в дом вошло Богатство. Женщины долго спорили между собой, и время было упущено. Когда мужчина открыл дверь, за порогом уже никого не было.

 

   Дорогие родители! Берегите время, цените его, старайтесь проводить его с пользой и учите этому своих детей. И тогда в ваших домах навсегда поселятся и Здоровье, и Любовь, и Богатство.  До новых встреч!

РЕШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ:

  • Поощрять посещение ребёнком дополнительных занятий.
  • Привлекать ребёнка к чтению книг.
  • Контролировать, как проводит свободное время ребёнок.
  • Родителям находить время, чтобы проводить его с ребёнком.
  • Привлекать ребёнка к домашним делам, к собственным увлечениям.
  • Опираться на сильные стороны ребёнка, избегать подчёркивания промахов ребёнка.
  • Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребёнку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...