Проектная деятельность в начальной школе
консультация (1 класс) на тему

Малюгина Кристина Александровна

  Учебный проект- специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый

обучающимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы,

завершающихся созданием творческого продукта.

Основная идея проектного метода:

“Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_sobr_proektnaya_deyatelnost.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Проекты

     Учебный проект- специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый

обучающимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы,

завершающихся созданием творческого продукта.

Основная идея проектного метода:

“Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить”.

      В начальной школе проекты - это зачастую не индивидуальная, а семейная деятельность, так как дети сильно ограничены в средствах  и инструментах поиска, сбора и обработки информации. Поэтому, конечно, работа над проектом осуществляется под руководством учителя и родителей.  Но родители должны постоянно помнить, что суть метода проектов - это формирование самостоятельности ребенка в поиске информации и обработке данных. Родители не должны брать на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей- важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. Поэтому держим за спиной свои "помогающие ручки", включаем силу воли и играем только помогающую роль - помочь найти вместе информацию в книгах, сводить в библиотеку, поискать в Интернете, помочь отобрать главное, помочь оформить аккуратно результаты поиска. Главное слово для родителей "Помочь", но не "Сделать вместо".

     Готовы ли дети младшего возраста к такой деятельности? Развиты ли у них необходимые для работы качества и умения? Ответ: конечно же, нет. Но это не значит, что ученики не должны включаться в проектную деятельность. Наблюдения показывают, что ребёнок, не обладая достаточными умениями и качествами, вовлекается в выполнение какой-либо деятельности, тем самым развивает необходимые для выполнения этой деятельности умения и качества.

     В процессе проектной деятельности у детей формируются следующие умения:

умения в решении проблем: ставить цель; планировать деятельность; выбирать адекватные средства достижения цели; оценивать ход и результат своей деятельности;

исследовательские умения: генерировать идеи; выбирать лучшее решение;

информационные: самостоятельно осуществлять поиск, сбор, структурирование, сохранение информации; использовать полученную информацию; представлять имеющуюся информацию ее в различных формах и на различных носителях;

технологические умения: понять инструкцию, описание технологии, алгоритма деятельности, действовать согласно инструкции, описания технологии, алгоритма, иметь установки,  не позволяющие нарушать технологию деятельности;

коммуникативные: ставить цели устной и письменной коммуникации,

общаться в малых группах, грамотно оформлять необходимые документы,  представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении; соблюдать нормы русского языка, публичной речи и регламент; высказываться в ходе обсуждения;

презентационные умения: выступать перед аудиторией; использовать средства передачи информации;

рефлексивные умения: отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле.

     Главная идея проектной деятельности: развитие познавательных интересов, развитие умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информации, развивать критическое мышление.

     Виды проектов:

Практико-ориентированный проект

Нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства Форма конечного продукта при этом разнообразна – от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

Исследовательский проект

По структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социол. опрос.

Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования.

Информационный проект

Направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в том числе в сети Интернет. Данный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении.

Творческий проект

Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.

Данные проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности обучаемых. Это может быть стенная газета, сценарий праздника и т.п.

Ролевой проект

Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Типы проектов по продолжительности:

1.  Краткосрочные – для решения небольшой проблемы (один или несколько уроков).

2.  Средней продолжительности – от одной недели до месяца.

3.  Долгосрочные – от месяца до нескольких месяцев.

     В основе каждого проекта лежит проблема.

                                Этапы работы

ПОИСКОВЫЙ

  • Определение тематического поля и темы проекта.
  • Поиск и анализ проблемы.
  • Постановка цели проекта.

-      Выдвижения первоначальных идей, выделение возможных гипотез. Гипотеза  – предположение, догадка ещё не доказанная логически. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно».

АНАЛИТИЧЕСКИЙ

  • Анализ имеющейся информации.
  • Поиск информации.
  • Сбор и изучение информации.
  • Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности.
  • Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ.
  • Анализ ресурсов.

ПРАКТИЧЕСКИЙ

  • Выполнение запланированных технологических операций.
  • Текущий контроль качества.
  • Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.

ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ

  • Подготовка презентационных материалов.
  • Презентация проекта.
  • Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).

КОНТРОЛЬНЫЙ

  • Анализ результатов выполнения проекта.
  • Оценка качества выполнения проекта.

Формы продуктов проектной деятельности: справочник;

газета; журнал; учебное пособие; альбом; гербарий; карта;

экскурсия; игра; сценарий праздника; костюм; макет; модель;  сувенир; мультимедийный продукт и др.  оформление материала на стендах из ватмана или картона (с фотографиями, рисунками, схемами, диаграммами, наглядно представляющими суть проекта);подготовка устной презентации проекта (Изложение сути найденного решения проблемы, сопровождение аргументации позиции слайдами, видеофильмом и прочими техническими средствами);создание специальной папки документов (портфолио), в которой представлена логика работы над проектом.

Формы презентации проектов:

демонстрация медиа – презентации, коллажа, макета, журнала, игрушек, предметов домашнего обихода; защита реферата; сюжетно-ролевая игра или экскурсия;праздник или инсценировка; демонстрация учебного пособия и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....