Ребенок поступает в школу
консультация на тему

Женеева Любовь Александровна

Хочет ли ребенок в школу  Рекомендации для родителей будущих первоклассников - мотивация к учению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rebenok_postupaet_v_shkolu.doc20 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок поступает в школу

           

     Часто приходится сталкиваться с вопросами родителей, что такое «готовность к школе». Под «готовностью к школе»  понимаются  не отдельные знания и умения, а их определенный набор, в котором должны присутствовать все  элементы, уровень их развития может быть разным. В набор «школьной готовности» входят следующие составляющие: мотивационная готовность, личностная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень  развития зрительно - моторной координации.

Хочет ли ребенок в школу?

        Будущий  первоклассник   должен стремиться к школе осознанно,    то есть иметь положительную школьную мотивацию.  Мотивационная     готовность - это наличие у ребенка желания учиться.

Большинство детей   на вопрос: «Хотят ли пойти в школу?» - говорят, что

хотят. Желание пойти в школу отличается от желания учиться.        

Ребенок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что попасть в школу – очень важно и почетно, наконец, потому, что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Кроме того, все новое привлекает детей, а в  школе практически  все – и классы, и учительница, и систематические занятия являются новыми. Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем дошкольника. Дети в 6 лет уже хорошо понимают, что родители могут отказать в покупке игрушки, но не могут не купить ручку, тетрадь.

Родители, ответив на вопросы,  желает ли  учиться в школе  ребенок,  смогут  понять какова мотивация.

1. Ребенок хочет идти в школу

2. Особого желания  идти  в школу нет

3. Идти в школу не хочет

Учебная мотивация — это, когда ребенок:

1. Осознал важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели привлекательность.

2. Собственные цели  учения не осознаются, привлекательна только внешняя сторона учения (возможность общаться со сверстниками, иметь школьные принадлежности и др.)

3. Цели учения не осознаются, ничего привлекательного в школе ребенок не видит.

Чувство долга ребенку невозможно привить извне, «вложить» в него сразу  в готовом виде – оно постепенно прорастает и крепнет лишь на благоприятной почве желания и радости. Не судить и карать нежелание учиться, а  понять причины  и помочь ребенку хотеть учиться – вот наиболее эффективный путь, требующий от родителей немалого душевного труда и участия. К сожалению,  мне приходилось сталкиваться с детьми, которые убежденно высказывали нежелание идти в школу. Всякий раз это настораживает, и когда пытаешься  узнать причину, выясняется разная картина. Иногда источником отрицательных эмоций становятся старшие брат или сестра,  испытывающие трудности  в обучении или отношениях с одноклассниками. Делясь с младшими своими переживаниями,  они поневоле запугивают их. Бывает так, что взрослые  родители предъявляют жесткие требования, принуждение к старшим детям из-за отставания по предметам в школе, чем настораживают младших детей :  «И меня будут также ругать».  Нередко взрослые  из самых  благих побуждений запугивают ребенка: «Ну, что ты вертишься? Вот пойдешь в школу, там тебя научат сидеть смирно!»  Родители  в сказанном не замечают угрожающего смысла. Иногда  в семье ведутся разговоры о некоей учительнице, обидевшей ребенка знакомых, обсуждаются телепередачи о негативных явлениях в школьной среде. Воспоминания о своих неудачах или школьных обидах у родителей  –  также все это  создает основу для будущих негативных реакций у ребенка.

   Не следует впадать и в другую крайность, изображая школу  местом сплошных радостей и успехов. Ведь еще неизвестно, как пойдет у ребенка учеба, как сложатся отношения  со сверстниками и учителями. И тогда ребенок,  ожидавший от школы слишком много приятного и дающегося легко, рискует «сломаться» при первых столкновениях со школьной реальностью

                                   

Рекомендации  родителям:

Не искажайте веру ребенка в себя как в будущего школьника ни страхом, ни «розовой водичкой» облегченных ожиданий.

Пусть он войдет в школу как в  новое и интересное дело – с верой в свои возможности и готовностью испытать себя.

Чтобы сформировать такую веру и такую готовность родители должны адекватно оценивать   его способности  и склонности, представлять пределы его возможностей, все то, чем он одарен, что он умеет и к чему склонен.

Относитесь к ребенку как к себе; мы ведь себя ценим по тому, что можем и умеем, понимая, что  уметь все невозможно.

Формируйте у вашего  ребенка сознательное стремление к школе и школьным обязанностям.

                                     

                                       Педагог-психолог  МБОУ СОШ № 1 им. Б.П. Юркова  Женеева Л.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Билет в первый класс или Как готовить ребенка к школе. "Прежде чем учить ребенка читать - научите его думать."

              Билет в первый класс или Как готовить ребенка к школе. "Прежде чем учить ребенка читать - научите его думать." На носу перв...

«Подготовка ребенка к школе или как заранее предупредить возможные проблемы в школе».

Родительское собрание в детском саду. Для Вас, дорогие мамы и папы!...

"Мой ребенок стал учеником. Адаптация ребенка в школе."

Расширение представления родителей о готовности детей к школьному обучению.Участие  родителей в воспитание своих детей....

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета...

Скоро в школу. Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?

Скоро в школу.Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?...

Статья.Влияние отношений к ребенку в семье на готовность ребенка к школе.

Статья написана мною исходя из большого опыта работы с детьми, с первоклассниками.Большую часть для родителей .Игры можно использовать и в группе продленного дня....