Адаптационный период: как помочь своему ребёнку-первокласснику?
консультация на тему

Тульченко Ирина Анатольевна

Доклад на родительском собрании

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области

        

Доклад на родительском собрании

Адаптационный период:

 как помочь своему

 ребёнку-первокласснику?

подготовила

учитель начальных классов

Тульченко Ирина Анатольевна

МБОУ «Октябрьская средняя

общеобразовательная школа»

 Курского района

Адаптационный период: как помочь своему ребёнку-первокласснику?

Насыщенность нашей жизни новыми событиями может быть очень волнительной. И в любом случае это стресс для организма, не важно со знаком плюс или минус. Поступление в школу – это стресс для ребенка. Много нового ждет его впереди. Первая учительница, новый распорядок дня и школьные правила. С целью облегчения первых дней в школе для первоклассников создаются особые условия. Обычно в первой четверти у малышей всего три урока по 35-40 минут и большая динамическая пауза длиной в один урок. Домашние задания первоклассникам еще не задают. Они имеют дополнительные каникулы в конце февраля. Немаловажное значение имеет высокий уровень готовности ребенка к школе. Ну и конечно же любящие и заботливые родители могут облегчить своему чаду период привыкания в школе.

После первого учебного дня все с нетерпением ждут возвращения своего первоклассника домой. На него обрушиваются множество вопросов. К удивлению родителей ребёнок иногда не может ответить на самые простые из них. Это не удивительно, потому что в первые школьные дни дети испытывают сильные эмоциональное напряжение и многого просто не видят.

Ориентировочный этап адаптации  происходит для ребёнка на входном собеседовании, когда малыш впервые знакомится со стенами школы. В момент тестирования с логопедом и психологом, преодолевая естественное волнение, ребёнок сосредотачивается на мало интересном деле и примеривает на себя позицию школьника.

Второй основной адаптационный период приходится на два первых месяца пребывания в школе. Начало школьного обучения требует от ребенка сложной психологической перестройки. Если раньше он жил преимущественно эмоциями, то теперь ему придется подчиняться школьной дисциплине, требованиям учителя. Далеко не все дети могут сразу спокойно перейти из одной обстановки в другую. Очевидно, что сегодняшний первоклассник испытывает большие перегрузки, чем первоклассник прошлого. При этом чрезмерные нагрузки чаще всего испытывают «домашние» дети, которые не ходили в сад.

Основными непривычными факторами для ребёнка являются:

1.Изменение режима дня. Рано вставать, быть в классе к назначенному времени, обходиться без дневного сна, - все это для 6-7 летнего ученика просто тяжело. Дети в этом возрасте нуждаются в 10-11 часах сна.

2.Также, непривычным фактором для ребенка в школе может стать разграниченная структура дня (уроки, перемены, завтраки, обеды, кружки во второй половине дня).

3. Наверное, дл самое сложное для детей это появление новых обязанностей. Ребёнку необходимо теперь выполнять задания, соблюдать дисциплину, которая отличается и от садиковской и, тем более, домашней.

Дорогие родители, в преддверии 1 сентября вы можете очень помочь своему ребёнку, побеседовав с ним о  предстоящей учебе, о его новых обязанностях, распорядке дня. Расскажите о правилах поведения в школе, обсудите, почему необходимо их выполнять. Подготовьте своего малыша, чтобы первого сентября он мог подойти к детям из своего класса и познакомится, спросить: «Как тебя зовут», назвать своё имя. Поощряйте школьную дружбу.

С раннего детства настраивайте ребенка на доброе отношение ко всему. Скажите: «Доброе утро!», приготовьте что-нибудь вкусненькое на завтрак, собирайтесь в школу без суеты.

Ласково, без нравоучений проводите малыша в школу. Покажите ему путь от дома до школы. Но помните, самый короткий путь - не значит самый безопасный.

Встречая малыша после уроков, порадуйтесь вместе с ним тому, что он сумел потрудиться самостоятельно (без вас) несколько часов. Расспросите о школьных делах, похвалите, поддержите. Не расстраивайтесь, если поначалу ребенок не будет много рассказывать о школе. Столько эмоций впечатлений, что ему трудно пока обобщить весь объем новой информации.

Если появились первые трудности, будьте щедры на похвалу, а не на критику. Замечание делайте конкретное и ни в коем случае не касайтесь личности ребенка. Малыш должен быть уверен, что вы любите его не за хорошую учебу, а за то, что он есть на свете.

Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Это может привести к формированию низкой самооценки или озлоблению.

Учитывая важность адаптационного периода в жизни ребёнка, уважаемые родители, выделяйте время для прежних игр, для отдыха, баловства, прогулок, одиночества или, наоборот встреч со старыми друзьями – то есть для тех положительных эмоций, которые помогут вашему первокласснику освоиться и восстановить силы. Не забывайте о важной роли распорядка дня в жизни первоклассника. Ведь лишние 10-15 минут сна утром для совы могут быть источником хорошего настроения, бодрости, нормальной работоспособности. Помните, что сейчас поддержка вашему ребёнку нужна не столько в виде открытой похвалы или восхищения его успехами, от чего он легко становиться зависим, сколько в виде интереса к его школьной жизни: новостям, урокам, событиям, эмоциональному состоянию, его впечатлениям. В этом могут помочь следующие вопросы:

-С кем ты сегодня подружился?

-Что вкусненькое было на завтрак?

- Что было интересного на уроке чтения?

- Во что играли на прогулке?

Не позволяйте ребенку замыкаться на школьных неудачах. Постоянно подчеркивайте важность не отметки, а самого процесса обучения, познания нового и интересного. Найдите такую форму деятельности вне школы, где ваш ребенок сможет обрести уверенность в себе. Ребенку важно знать, что его будут любить даже тогда, когда он сделает что-то не так, когда совершит ошибку. И наверное, самым мудрым руководством в воспитании на весь школьный период будет предоставление ребенку возможности всегда делать самому то, что он в состоянии сделать сам, и быть всегда рядом, когда ему нужны совет и помощь.

Обязательно найдите общий язык с учителем. Старайтесь общаться с ним, будьте в курсе всех удач и неудач вашего ребенка в школе. Избегайте обвинений, агрессии. Помните, только доброжелательный тон, такт и терпение.

Если учитель предъявляет претензии к вашему ребенку, не объединяйтесь с ним против малыша. Не ругайте его в школе, при одноклассниках, а дома в спокойной обстановке объясните ему в чем он не прав.

Желаю, чтобы трудностей у ваших детей было как можно меньше, а радости от пребывания в школе, как можно больше.

Литература

  1. Безруких М. М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу.-- М.: Просвещение, 2000.
  2. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе?-- М.: Учитель, 1994.
  3. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – М.: Учитель, 2000.
  4. Зеленова М. Е. Адаптация к начальной школе: особенности психического состояния и поведения первоклассников в зависимости от типа педагогического взаимодействия их с учителем.— М.: Психологическая наука и образование. 2000.
  5. Каган В. Школьная готовность. Семья и школа. – М.: Просвещение,1989.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области

        

Доклад на родительском собрании

Адаптационный период:

 как помочь своему

 ребёнку-первокласснику?

подготовила

учитель начальных классов

Тульченко Ирина Анатольевна

МБОУ «Октябрьская средняя

общеобразовательная школа»

 Курского района

Адаптационный период: как помочь своему ребёнку-первокласснику?

Насыщенность нашей жизни новыми событиями может быть очень волнительной. И в любом случае это стресс для организма, не важно со знаком плюс или минус. Поступление в школу – это стресс для ребенка. Много нового ждет его впереди. Первая учительница, новый распорядок дня и школьные правила. С целью облегчения первых дней в школе для первоклассников создаются особые условия. Обычно в первой четверти у малышей всего три урока по 35-40 минут и большая динамическая пауза длиной в один урок. Домашние задания первоклассникам еще не задают. Они имеют дополнительные каникулы в конце февраля. Немаловажное значение имеет высокий уровень готовности ребенка к школе. Ну и конечно же любящие и заботливые родители могут облегчить своему чаду период привыкания в школе.

После первого учебного дня все с нетерпением ждут возвращения своего первоклассника домой. На него обрушиваются множество вопросов. К удивлению родителей ребёнок иногда не может ответить на самые простые из них. Это не удивительно, потому что в первые школьные дни дети испытывают сильные эмоциональное напряжение и многого просто не видят.

Ориентировочный этап адаптации  происходит для ребёнка на входном собеседовании, когда малыш впервые знакомится со стенами школы. В момент тестирования с логопедом и психологом, преодолевая естественное волнение, ребёнок сосредотачивается на мало интересном деле и примеривает на себя позицию школьника.

Второй основной адаптационный период приходится на два первых месяца пребывания в школе. Начало школьного обучения требует от ребенка сложной психологической перестройки. Если раньше он жил преимущественно эмоциями, то теперь ему придется подчиняться школьной дисциплине, требованиям учителя. Далеко не все дети могут сразу спокойно перейти из одной обстановки в другую. Очевидно, что сегодняшний первоклассник испытывает большие перегрузки, чем первоклассник прошлого. При этом чрезмерные нагрузки чаще всего испытывают «домашние» дети, которые не ходили в сад.

Основными непривычными факторами для ребёнка являются:

1.Изменение режима дня. Рано вставать, быть в классе к назначенному времени, обходиться без дневного сна, - все это для 6-7 летнего ученика просто тяжело. Дети в этом возрасте нуждаются в 10-11 часах сна.

2.Также, непривычным фактором для ребенка в школе может стать разграниченная структура дня (уроки, перемены, завтраки, обеды, кружки во второй половине дня).

3. Наверное, дл самое сложное для детей это появление новых обязанностей. Ребёнку необходимо теперь выполнять задания, соблюдать дисциплину, которая отличается и от садиковской и, тем более, домашней.

Дорогие родители, в преддверии 1 сентября вы можете очень помочь своему ребёнку, побеседовав с ним о  предстоящей учебе, о его новых обязанностях, распорядке дня. Расскажите о правилах поведения в школе, обсудите, почему необходимо их выполнять. Подготовьте своего малыша, чтобы первого сентября он мог подойти к детям из своего класса и познакомится, спросить: «Как тебя зовут», назвать своё имя. Поощряйте школьную дружбу.

С раннего детства настраивайте ребенка на доброе отношение ко всему. Скажите: «Доброе утро!», приготовьте что-нибудь вкусненькое на завтрак, собирайтесь в школу без суеты.

Ласково, без нравоучений проводите малыша в школу. Покажите ему путь от дома до школы. Но помните, самый короткий путь - не значит самый безопасный.

Встречая малыша после уроков, порадуйтесь вместе с ним тому, что он сумел потрудиться самостоятельно (без вас) несколько часов. Расспросите о школьных делах, похвалите, поддержите. Не расстраивайтесь, если поначалу ребенок не будет много рассказывать о школе. Столько эмоций впечатлений, что ему трудно пока обобщить весь объем новой информации.

Если появились первые трудности, будьте щедры на похвалу, а не на критику. Замечание делайте конкретное и ни в коем случае не касайтесь личности ребенка. Малыш должен быть уверен, что вы любите его не за хорошую учебу, а за то, что он есть на свете.

Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Это может привести к формированию низкой самооценки или озлоблению.

Учитывая важность адаптационного периода в жизни ребёнка, уважаемые родители, выделяйте время для прежних игр, для отдыха, баловства, прогулок, одиночества или, наоборот встреч со старыми друзьями – то есть для тех положительных эмоций, которые помогут вашему первокласснику освоиться и восстановить силы. Не забывайте о важной роли распорядка дня в жизни первоклассника. Ведь лишние 10-15 минут сна утром для совы могут быть источником хорошего настроения, бодрости, нормальной работоспособности. Помните, что сейчас поддержка вашему ребёнку нужна не столько в виде открытой похвалы или восхищения его успехами, от чего он легко становиться зависим, сколько в виде интереса к его школьной жизни: новостям, урокам, событиям, эмоциональному состоянию, его впечатлениям. В этом могут помочь следующие вопросы:

-С кем ты сегодня подружился?

-Что вкусненькое было на завтрак?

- Что было интересного на уроке чтения?

- Во что играли на прогулке?

Не позволяйте ребенку замыкаться на школьных неудачах. Постоянно подчеркивайте важность не отметки, а самого процесса обучения, познания нового и интересного. Найдите такую форму деятельности вне школы, где ваш ребенок сможет обрести уверенность в себе. Ребенку важно знать, что его будут любить даже тогда, когда он сделает что-то не так, когда совершит ошибку. И наверное, самым мудрым руководством в воспитании на весь школьный период будет предоставление ребенку возможности всегда делать самому то, что он в состоянии сделать сам, и быть всегда рядом, когда ему нужны совет и помощь.

Обязательно найдите общий язык с учителем. Старайтесь общаться с ним, будьте в курсе всех удач и неудач вашего ребенка в школе. Избегайте обвинений, агрессии. Помните, только доброжелательный тон, такт и терпение.

Если учитель предъявляет претензии к вашему ребенку, не объединяйтесь с ним против малыша. Не ругайте его в школе, при одноклассниках, а дома в спокойной обстановке объясните ему в чем он не прав.

Желаю, чтобы трудностей у ваших детей было как можно меньше, а радости от пребывания в школе, как можно больше.

Литература

  1. Безруких М. М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу.-- М.: Просвещение, 2000.
  2. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе?-- М.: Учитель, 1994.
  3. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – М.: Учитель, 2000.
  4. Зеленова М. Е. Адаптация к начальной школе: особенности психического состояния и поведения первоклассников в зависимости от типа педагогического взаимодействия их с учителем.— М.: Психологическая наука и образование. 2000.
  5. Каган В. Школьная готовность. Семья и школа. – М.: Просвещение,1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико - ориентированный проект по теме: " Организация адаптационного периода первоклассников в контексте психологической готовности к школе".

Данный проект поможет учителям заранее спланировать свою деятельность по работе с будущими первоклассниками и их родителями. Расписаны все этапы проекта. Имеются приложения....

Организация адаптационного периода первоклассников

Материалы содержат перспективную программу организации адаптационного периода первоклассников, включая план - сетку, планирование работы педагогической поддержки первоклассников, методику проведения и...

Рекомендации по огранизации обучения первоклассников в адаптационный период

Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и ...

Как помочь первокласснику в адаптационный период?

Поступление в школу – один из важнейших периодов в жизни детей, который определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвы...

Как помочь первокласснику в адаптационный период

Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап в его жизни. Психологи отмечают, что дети 6–7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе....

Адаптационный период первоклассников. Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.

Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе. Материал будет интересен учителям начальных классов (для проведения родительского собрания) и род...

Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.

Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу и у всех по разному.  Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Поэтому в период адаптации должно...