Рекомендации для родителей "Развитие памяти ребенка"
материал на тему

Петрокина Александра Владимировна

 В данной статье описываются методы, доступные для каждого родителя по оказанию помощи своему ребенку в развитии памяти. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по развитию памяти учащихся.

        

        Современному школьнику приходится запоминать не только слова, но и формулы, правила, схемы, иностранные слова, целые страницы литературного текста. Поэтому и приёмы запоминания должны быть разнообразными: группировка, классификация, ассоциация (по аналогии), схематизация

        Ухудшение памяти становится результатом общего ослабления организма. Как только удаётся избавить ребёнка от болезни, память обычно улучшается.

        Следовательно, если есть основания беспокоиться о памяти ребёнка, необходимо, прежде всего, проконсультироваться с врачами и выяснить, не повинны ли в этом какие-либо отклонения в состоянии здоровья, и, если потребуется, провести лечение. Если же здоровье ребёнка опасений не внушает, необходимо проверить его режим. 

         Питание должно быть регулярным  и разнообразным. Важно, чтобы ребёнок получал пищу богатую белками (рыба, мясо, яйца, молочные продукты,  особенно творог), фосфором (овсянка, горох, фасоль, бобы), витаминами.

        Не менее важно и достаточное снабжение организма кислородом. Максимальное пребывание на свежем воздухе намного повышает умственную работоспособность, в том числе и быстроту запоминания материала.

        О пользе движений знают все. Однако применительно к памяти существуют некоторые немаловажные особенности двигательного режима.

        Одна из них – это физкультминутки во время заучивания материала. Через каждые 30 минут сосредоточенных занятий следует уделить 5 - 10 минут разнообразным физическим упражнениям, Физические упражнения улучшают кровоснабжение мозга.

        Следует воспитывать привычку к усидчивости. Можно вышивать, клеить, выпиливать. Подобные занятия должны проводиться систематически. Они способствует укреплению памяти.

Эффективность запоминания зависит от функционального состояния ребёнка. Дисциплинами, которые требуют наибольшей нагрузки на память, необходимо заниматься в первой половине дня. Поздно вечером целесообразнее заняться повторением.

Приемы для успешного запоминания

        Важным условием того, чтобы учебный материал запоминался быстро и надолго, является наличие интереса к тому, что запоминает ученик, и внимание в процессе усвоения материала.

        Большое значение для запоминания имеют чувства. Знания, усвоенные без интереса, не становятся полезными.

        Очень важно также поставить перед собой задачу – прочно и надолго усвоить. Если школьник учит с мыслью о том, что данный материал надо помнить долго, т.к. он пригодится в жизни, то и усвоение его будет более быстрым и прочным.         

        Многие школьники сводят процесс заучивания к многократному чтению заданного, чего делать не рекомендуется.  Правильно: прочёл ребёнок текст один раз – пусть закроет книжку и постарается пересказать. Если не всё запомнил, пусть прочтёт снова и вторично попытается пересказать, и так, пока не запомнит.

        Запоминание – труд нелёгкий, поэтому важным условием усвоения учебного материала является настойчивость, упорство в работе, умение не бросать её на половине, а добиваться полного и прочного запоминания.

        Чтобы запоминаемый материал хранился в определённой системе, надо провести некоторую работу над его содержанием. Прочитанный материал, следует разбить на части, подумать над содержанием и озаглавить каждую часть. Таким образом, к изучаемому тексту составляется план. Заголовки станут опорными пунктами, помогающими запомнить материал в целом.

        Более прочному  запоминанию помогает самостоятельное составление всевозможных схем, рисунков, планов, потому что прежде чем выполнить задание, ученик должен придумать их, найти способ изобразить. Для развития смысловой памяти  необходимо приучать детей самостоятельно искать ответы на интересующие вопросы в различных справочниках, энциклопедиях, словарях.

        Огромное значение для запоминания имеет повторение материала. Об этом говорит и народная пословица: «Повторение – мать учения». Но и повторять надо разумно. Прочнее дети запоминают то, к чему возвращаются по несколько раз.

Памятка для учащихся по развитию памяти

- Заучивайте учебный материал с желанием знать и запомнить.

- Ставьте себе цель запомнить надолго.

- Заучивая учебный материал, рисуйте схемы, чертежи, рисунки. Это поможет быстрее вспомнить нужное задание.

- Многократно повторяйте заученное.

- Заучивайте небольшими порциями.

- Выучив небольшую часть текста, необходимо пересказать её несколько раз.

Упражнения для развития памяти.

 «Сколько ты запомнишь?»

        Предложить ребёнку запомнить предметы, изображённые на 3 - 4 картинках, и назвать их по памяти. Затем ребёнок должен отыскать их изображение на 10 - 12 похожих картинках, но беспорядочно разбросанных. Постепенно количество запоминаемых картинок можно увеличивать.

Упражнения для тренировки памяти учащихся

Упражнение 1

        Предложите ребёнку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в комнате. Затем пусть откроет глаза и проверит, верно ли были им названы предметы.

Упражнение 2

Разложите на столе спички в виде своеобразного узора. Ребёнок должен внимательно посмотреть на узор, затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора.

Упражнение 3

        Покажите ребёнку какую-нибудь иллюстрацию, затем уберите её и предложите ему нарисовать то, что на ней было изображено.

Рекомендации составлены на основе интернет – ресурса:

https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0ahUKEwjvmar3lN3QAhUF1ywKHck4DuMQFggcMAA&url=http%3A%2F%2F74214s005.edusite.ru%2FDswMedia%2Fform-eproizvpamyatiuuchasha-sya.doc&usg=AFQjCNGiL44NAsdZLUcXc4-br0ToIv7Trw&cad=rjt  "Формирование произвольной памяти младших школьников" Юдина Н.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ПОСЕЩЕНИЮ ДЕТСКОГО САДА

Рекомендации для родителей в которых описывается:-В каком возрасте ребенок лучше привыкает к детскому саду.-Как можно подготовить ребенка к дошкольному учреждению....

Методические рекомендации "Как развить интерес ребенка к чтению"

Данная работа актуальна для учителей начальных классов, воспитателей групп продленного дня, студентов средних и высших профильных учебных заведений. Содержит в себе некоторые аспекты развития техники ...

Рекомендации родителям "Как помочь ребенку хорошо учиться"

Обучение в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, ш...

Тема просвещения: виды одаренности. Рекомендации по развитию памяти, внимания, мышления.

Для одаренных детей характерно опережающее развитие в таких сферах как:1. Познавательные процессы (мышление, память, внимание и т.д.);2.Психосоциальная сфера (обостренное чувство справедливости, нетер...

Рекомендации по развитию памяти у детей с ЗПР

Рассмотрены некоторые мнемотехнические приемы, направленные на стимуляцию и оптимизацию процессов  памяти, ко­торые могут быть использованы в процессе работы с детьми с различ­ными формами ...

«Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения»

Часть 1. Память: общее понятие, значение и существенные признаки.Часть 2. Теории механизмов памяти.Часть 3. Процессы памяти: запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение.Часть 4. Виды...

Рекомендации по развитию памяти

Данная статья представляет собой практическое пособие  - рекомендации для родителей по развитию памяти младших школьников....