Родительское собрание
консультация (4 класс) на тему

Васина Елена Геннадьевна

Грубые слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grubyie-slova.docx16.33 КБ

Предварительный просмотр:

Грубые слова. Как реагировать?

   Сегодня хотелось поговорить о так называемых "плохих" словах, которые рано или поздно появляются в лексиконе у каждого ребёнка.  В нашей стране отношение к "нелитературной" лексике  всегда было смешанным. Кто-то считает, что ругательства — это часть русской речи, кто-то не приемлет и малейшего намека на плохие слова, кто-то, как говорится, матом не ругается, а на нём разговаривает.  Но любые родители  хотят, чтобы их дети пользовались красивой, чистой, правильной речью!

      К сожалению, существуют семьи, в которых папа, а то и мама регулярно позволяют себе сказать крепкое словцо , зачастую в присутствии ребенка . Такие семьи — один из источников «познания» для малышей. Но не единственный. Грубые слова можно услышать повсюду, не только от родных и знакомых. Если дома не ругаются, он может услышать это в обыденной жизни и воссоздать контекст, в котором оно было впервые услышано, может просто повторить его, как попугайчик.  И от адекватной реакции родителей очень сильно зависит дальнейшее отношение ребёнка к таким словам.

     Психологи по-разному советуют реагировать на услышанные от ребенка плохие слова. Их можно проигнорировать, можно расспросить, где он это услышал и объяснить, почему грамотные  люди так не говорят. Обязательно дать понять, что такие слова очень расстраивают вас. По-своему хороши все эти способы, и их применение зависит от ситуации и темперамента ребенка.

     Что ни в коем случае нельзя делать — так это отчитывать и тем более прибегать к телесным наказаниям за использование ругательств. Это непедагогичный путь — ребенок вынесет из него опыт, что грубость порождает другую грубость и насилие. Это не лучшим образом скажется на психическом развитии.  Смеяться тоже нельзя — ребенок немедленно решит, что вы в восторге от его выходки.  Если ребёнок спрашивает о значении того или иного бранного слова, не следует уходить от ответа. Не все родители готовы к такому свободному обсуждению бранных слов с ребёнком, но лучше честно сказать, что значение слова настолько неприлично, что вы не хотите его произносить.

   Каковы же основные причины, по которым дети обзывают друг друга? Это может быть:

  • агрессия (сознательное желание разозлить, обидеть сверстника);
  • желание привлечь внимание ( того, кого дразнишь);
  • игра (дразнящий воспринимает обзывания, как игру, а не как оскорбления);
  • провокация ( дразнящий понимает, что оскорбляет сверстника, но стремится таким образом спровоцировать его на активные действия, например, погоняться за собой)
  • шутка (хочет не столько обидеть товарища, сколько повеселить окружающих);
  • самоутверждение (дразнящий хочет утвердить лидерскую позицию);
  • не со зла (дразнящий понимает, что другому обидно, привык отмечать особенности окружающих). Возможно, дома у него принято принято награждать друг друга прозвищами, и это никого не обижает.

 И всё таки как же реагировать на "плохие" слова? Есть несколько советов:

- никак не реагировать (игнорировать, не обращать внимания).Это сделать довольно сложно, но в некоторых случаях эффективно. Например, "Очкарик, очкарик"- зовёт одноклассник. Не отзывайся, пока не обратится по имени, сделай вид, что не замечаешь. А можно просто сказать: "Меня вобще-то Ваней зовут."

 - отреагировать нестандартно. Ведь обычно обзывающийся ребёнок хочет получить определённую реакцию. А необычное поведение может" поставить в тупик" дразнящего. Например, можно посмеяться: "Да, такая у нас фамилия, так дразнили и моего папу и дедушку...". Если родители расскажут ребёнку, как их обзывали в детстве, то ребёнку будет легче и он не будет обижаться на сверстников.

- не поддаваться на провокацию. За мальчиком гонялись одноклассники и обзывали его. А он бросался на них с кулаками. Все с восторгом разбегались, а потом начиналось снова. Мальчику было предложено в следующий раз не бросаться на обидчиков, а повернуться спокойно и сказать : "Я устал и гоняться за вами не буду...".

- не позволять собой манипулировать. Очень часто дети стремятся с помощью обзывания заставить сверстника что-то сделать. Например, всем известен приём "брать на слабо". Наверное, из всех этих ситуаций, эта- самая непростая, потому что дети часто подвергают себя опасности. Следует обратить внимание ребёнка на то, что нужно понять, что важнее: доказать что-то окружающим или сохранить самоуважение.

- отговориться. В ответ на обзывание выкрикнуть отговорку- своего рода защиту. Это помогает не оставить оскорбление без ответа и пресечь конфликт. Примеры таких отговорок мы знаем: "Кто обзывается, тот так и называется!", "Дурак!"- "Приятно познакомиться, а меня Петей зовут". Все отговорки стоит произносить спокойным, доброжелательным тоном, стремясь свести всё к шутке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...