Педагогический практикум для родителей "Поощрение и наказание"
консультация на тему

Шелпакова Татьяна Александровна

Педагогический практикум для родителей "Поощрение и наказание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod._sobranie.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

           

ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ПРАКТИКУМ ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

        Учитель начальных классов

        МБОУ «ООШ» г. Котовска

                      Шелпакова Татьяна Александровна

                                                          

1

Анкета для родителей

- Какие методы в воспитательной работе вы используете чаще всего? (требование, убеждение, наказание, поощрение).

- Соблюдаются ли в вашей семье единственные требования к ребенку (да, нет, иногда).

- Какие виды поощрения вы используете в воспитании (словесная похвала, одобрение хорошего поступка всей семьей, покупка ребенку книги,  игрушки).

- Наказываете ли вы ребенка физически (да, нет, иногда).

- Положительно ли влияет на ребенка избранная форма воздействия (да, нет, иногда).

- Доверяет ли вам ребенок, делится ли своими секретами (да, нет, иногда).

- Стараетесь ли вы контролировать свое собственное поведение ради воспитания ребенка (да, нет, не всегда).

Оформление доски.

“Когда мы наказываем ребенка, мы не усложняем его жизнь, а облегчаем, притом опасно облегчаем, мы берем выбор на себя. Мы освобождаем его совесть от необходимости выбирать и нести ответственность”.

Выставка книг.

Л. Ф. Островский “Надо ли наказывать детей”.

Л. Ю. Гордин “Поощрение и наказание в воспитании детей”.

С. Соловейчик “Педагогика для всех”.

Педагогические ситуации на листочках.

До собрания родители получают вопросник:

  1. Какова роль поощрения в воспитании детей. Приведите примеры поощрительного влияния различных видов поощрения на вашего ребенка.
  2. Какие виды поощрения вы используете в семейном воспитании.
  3. Какое место занимает поощрение в воспитании у ребенка уважения к людям, честности, правдивости, трудолюбия.
  4. Нужна ли мера в поощрении детей. К чему приводит чрезмерное захваливание ребенка.

  1. Вспомните свое детство, наказывали ли вас в семье? Как вы относитесь к наказанию? Предупреждало ли наказание ваши нежелательные поступки?
  2. Как вы относитесь к физическим наказаниям? Какова реакция ребенка на них?
  3. Существует ли взаимосвязь между физическим наказанием и формированием отрицательных черт характера у ребенка?
  4. Каково значение единства требований родителей в поощрении и наказании?
  5. Какие высказывания известных педагогов о роли поощрения и наказания детей вам понятны и близки?

Форма проведения.  (Педагогический практикум)

Ход практикума

1.  Слово учителя.

Нужно ли вообще поощрять или наказывать ребенка? Разве он должен быть послушным, трудолюбивым, вежливым ради подарка или из страха быть наказан?

В самом деле, наблюдая иные семьи, где на детей обрушиваются то потоки родительской щедрости, то ураган родительского гнева, невольно начинаешь сомневаться в полезности этих древних воспитательных средств.

И все же поощрения и наказания нужны, только применять их надо умело. Эмоциональный подъем, радость, восторг или огорчение, стыд, а порой и страх, связанный с наказанием – все это чувства, которые ребенок переживает очень остро. Именно на остроте переживаний и основан педагогический эффект поощрений и наказаний.

Но если все это повторять часто, становится привычным, радости ребенка тускнеют, а огорчения либо то же утрачивают свою остроту, либо вызывают хроническое состояние подавленности, неуверенности в себе, рождают почву для невроза.

По этому, первое правило – используйте поощрения и наказания не часто и лишь в том случае, когда это действительно необходимо. Поощрения и наказания могут приносить положительные результаты лишь в том случае, когда они нацелены на организацию жизни детей, помогают им выработать верные взгляды и убеждения, полезные навыки, привычки. Необходимо научиться видеть за каждым поступком ребенка его побудительные причины, постараться, прежде всего понять, почему он так поступил, а не иначе. А всегда ли мы утруждаем себя таким анализам?

2. Обсуждение, анализ педагогических ситуаций. 

а) Второклассник Сережа увидел у подъезда своего дома санки. Улучив момент. Когда во дворе никого не было, он взял санки и пришел домой. Возвратившись с работы, мать спросила сына: “Откуда появились санки в квартире?”  “Я их во дворе нашел, - без смущения ответил Сережа.”

-  Какой должна быть реакция матери на ответ сына? Была ли подобная ситуация в вашей семье? Как вы поступили?

б)  Володя нагрубил учительнице. Мама посоветовала ему: “Завтра же на уроке встань и извинись!” Сын заупрямился: ”Что я такого сделал? Начну извиняться, ребята надо мною смеяться будут.”

Больше дома на эту тему разговора не было, но когда на следующее утро Володя стал, как ни в чем не бывало  собираться в школу, мать сказала, что идет с ним. “Иду извиняться за тебя, за то, что мы вырастили тебя таким грубым.”   “Не надо, мама. Я сам извинюсь” – всполошился Володя.  “Нет, это надо было вчера говорить. А теперь придется послушать, как мать извиняться станет.”

Так она и сделала, а для Володи это было суровое наказание. Преподанный урок он запомнил надолго. А ведь не было не угроз, ни резких слов.

-  А. С. Макаренко писал: “Наказание может воспитывать раба, а иногда может воспитывать и очень хорошего человека, и очень свободного и гордого человека.”  Согласны ли вы с этим высказыванием? Какие еще высказывания педагогов вы знаете?

3.  Беседа по домашним вопросам:

- стоит ли наказывать, если ребенок искренне раскаивается в совершенном без злого умысла поступке, понимает, что причинил близким людям огорчения, неприятности?

-  при каких еще условиях надобность в наказании детей отпадает?

-  надо ли наказывать за плохие оценки? Если надо, то как?

-  какие виды наказания применяете вы?

-  в чем вред физических наказаний?

Да, для физических наказаний не может быть оправданий. Они не допустимы ни в каких ситуациях, ни в какой форме. Они унижают ребенка, озлобляют его, создают представления о допустимости такого рода разрешения конфликта, отчуждают ребенка от родителей, развивают отрицательные качества личности.

Нельзя так же лишать ребенка прогулки, оставлять без обеда, отменять данные ранее обещания, а так же наказывать трудом. Только в отдельных случаях наказание трудом целесообразно, если вина ребенка в том и состояла, что, закончив, допустим, “клеить змея”, ребенок не убрал за собой. Подождите делать это сами, а потом скажите: ”Насорил – убери. Да еще пол протри по всей квартире, чтобы ясней стало, как мне не легко каждый день поддерживать чистоту в квартире.”

в)  Первокласснику Вити было поручено покупать молоко для семьи. Мальчик с удовольствием выполнял свое поручение. Однажды, возвращавшись из магазина, он споткнулся и упал и разлил молоко. Домой Витя пришел огорченный и на слезах рассказал о случившемся: “Бестолочь!  - возмутилась мать, - от твоей помощи одни убытки. Марш в угол!” Мальчик молча выслушал упреки матери, но когда, на следующий день, бабушка напомнила ему что надо купить молока, он категорически отказался идти в магазин.

-  Как бы вы поступили на месте мамы Вити? Какой педагогический вывод следует из этой ситуации?

4.  Разговор о поощрении.

-  Как вы поощряете своего ребенка? За что?

Покупка вещи – самый популярный у родителей вариант поощрения, но самый ли лучший? Эффект поощрения отнюдь не пропорционален стоимости подарка. Главное – умение родителей подметить в поведении ребенка хотя бы намек на доброе побуждение и своевременно отреагировать, помочь ему, поддержать, стимулировать проявление таких ценных нравственных качеств, как самостоятельность, инициативность, чувство долга, трудолюбие, внимание к людям.

г)  Миша вместе с родителями отдыхал у бабушки в деревне. Здесь он подружился со сверстником Ваней. Ваня убирал во дворе дома, и Миша начал ему помогать. Увидев, что сын работает во дворе у соседей, мать  позвала Мишу домой и возмутилась:  “Ишь, какой хороший! Дома тебя не допросишься помочь бабушке, а у людей заработался! Посмотри сколько пыли у тебя на костюме!” Мальчик опечалился, сел на завалинку у дома, поджидая, когда Ваня закончит работу.

-  Чем руководствовалась мать, запретив сыну работать с другом?

-  Оправдываете ли вы поведение матери Миши? Как бы вы поступили? Стоило ли поощрить сына?

-  А надо ли поощрять успехи в учебе?

Надо, но не отметку, как таковую, а прилежание, старание, трудолюбие. А. С. Макаренко писал: “Я противник излишних поощрений… Никогда не нужно объявлять вперед какие либо премии, награды. Лучше всего ограничиться простой похвалой и одобрением.”

 

5. Подведение итогов. 

Итак, главный вывод: поощрения и наказания должны стать средством морального воздействия, тогда в поощрении ребенок начинает больше всего ценить наше одобрение, уважение, доверие, а наказанный – учится правильно понимать, что и почему мы неодобряем и осуждаем.

При всей на первый взгляд противоположности поощрений и наказаний, они должны строиться по единому принципу: как можно больше требований к человеку, и вместе с тем. Как можно больше уважения к нему. 

 

Советы родителям

по гигиеническому воспитанию в семье:

  • Быть для ребенка положительным примером в следовании навыка гигиенического поведения, т.к. одна из психологических особенностей младших школьников – склонность к подражанию.

  • Поощрять попытки ребенка придерживаться режима дня, выполнять гигиенические процедуры, соблюдать культуру умственного труда.

  • Правильно организовать режим дня школьника: обеспечить ему достаточный по продолжительности сон со строго установленным временем подъема и отхода ко сну; предусмотреть регулярный прием пищи (4 – 5 разовое питание); установить определенное время приготовление уроков; выделить время для отдыха на открытом воздухе, творческой деятельности, свободных занятий и помощь семье.

  • Проверить правильность осанки детей. При получении настораживающих результатов проанализировать возможные причины отклонений состояний позвоночника, постараться устранить их. В случае необходимости обратиться за консультацией к врачу.

  • Не впадать в крайности: не ставить ребенка под шквал замечаний и указаний. Добиваться, чтобы все необходимое он делал с первого же напоминания, ни на что не отвлекаясь.

  • Обращать больше внимания на хорошее в ребенке, чем на его ошибки, но не захваливать, иначе стремление к одобрению, к похвале может стать главным мотивом здравотворческой деятельностью.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Урок-практикум по совершенствованию техники чтения

Урок-практикум по совершенствованию техники чтения. Виды чтения. Различные упражнения по развитию быстрого чтения у младших школьников....

Семинар – практикум Тема: Психолого-педагогический портрет выпускника начальной школы.

Каким должен быть выпускник начальной школы, какие качества необходимо у него сформировать, чтобы сохранить его стремление учиться, развить потребность самостоятельно учиться и творчески решать различ...

Семинар-практикум «Аукцион педагогических идей» (психолого-педагогические условия создания ситуации успеха).

Цель: Содействие формированию у педагогов  потребности использования  в своей работе принципа «Успех порождает успех», как одного из условий создания здоровьесберегающей сре...

Педагогический практикум на тему "Грубость"

Конспект педагогического рефлексивного практикума для родителей учащихся начальной школы на тему "Грубость"...

Психолого-педагогический практикум Поведение подростка

Выступление на педагогическом совете школы "Психолого-педагогический практикум. Поведение подростка"...

Поощрения и наказания как средства педагогической коррекции

Использование поощрений и наказаний как средств педагогической коррекции должно отвечать наличие определенной ситуации, оно характеризуется известным решением педагога или коллектива, связанным с выде...

Памятка родителям «Педагогические правила поощрения и наказания».

Поощрение и наказание – это две стороны одной медали, имя которой «воспитание». И чтобы эта медаль оказалась золотой, необходимо знать основные правила поощрения и наказания....