Заботливым родителям
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Мерзлякова Наталья Ивановна

Предварительный просмотр:

Памятка родителям от ребенка

1.Не балуйте меня, вы меня этим портите.

Я очень хорошо знаю, что необязательно давать мне все, что я прошу. Я просто испытываю вас.

2.Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства.

 Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

3.Не давайте обещаний, которых вы не сможете исполнить.

Это ослабит мою веру в вас.

4.Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле.

Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».

5.Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам.

Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

6.Не пытайтесь читать мне наставления и нотации.

Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.

7.Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей.

Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.

8.Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех.

Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.

9.Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность.

Будучи запуган, я легко превращусь в лжеца.

10.Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори.

Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько внимания.

11.Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы.

Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию на стороне.

12.Не беспокойтесь, что мы проводим  вместе мало времени.

Значение имеет то, как мы его проводим.

Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без вашего внимания и ободрения.

И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же…



Предварительный просмотр:

Памятка родителям будущих первоклассников

1. Поддерживайте в ребенке стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, это повысит его интерес к школе.

2. Следите за состоянием здоровья и занимайтесь реабилитацией всех выявленных особенностей.

3. Узнайте в детском саду заранее насколько подготовлен ребенок к обучению в школе. Если ребенок хорошо подготовлен, всё равно готовьте его психологически к школе, ко всем трудностям, которые там ждут. Если готовность условная, необходимо попытаться за летние месяцы, используя рекомендации психолога, воспитателя и педиатра, подготовить ребенка. Недостаточно готового ребенка ни в коем случае не записывайте в школу.

4. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

5. Ваш ребенок идет в школу, чтобы учиться, у него может что-то не сразу получаться, это естественно, ребенок имеет право на ошибку. 6. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

7. Не пропускайте трудности, возможные на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, н-р, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на 1-м году обучения.

8. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе найдите, за что можно было бы его по хвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец! », «Ты так хорошо справился! ») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

9. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

10. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

11. Ученье - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребёнка, но не должно лишать её многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игр.



Предварительный просмотр:

Рекомендуемый список для чтения на лето.

  • Сказки Пушкина А.С.
  • Ершов П.П. — «Конек-горбунок»;
  • Толстой Л.Н. — «Липунюшка», «Три медведя»;
  • Аксаков С.П. — «Аленький цветочек»;
  • Бажов П.П. — «Голубая змейка», «Серебряное копытце»;
  • Даль В.И. — «Снегурочка»;
  • Д. Родари — «Приключения голубой стрелы»;
  • Носов Н.Н. — рассказы и сказки («Живая шляпа», «Мишкина каша», серия книг про Незнайку);
  • Мамин-Сибиряк Д.Н. — «Серая шейка»;
  • А. Линдгрен — «Малыш и Карлсон»;
  • Сказки братьев Гримм;
  • С. Лагерлеф — «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»;
  • Э.Н. Успенский — «Дядя Федор, пес и кот», «Крокодил Гена и его друзья», «Про Веру и Анфису»;
  • Волков А.М. — «Волшебник изумрудного города»;
  • Рассказы о животных В.Бианки, Н.Сладкова, Е.Чарушина;
  • Ш.Перро — «Золушка», «Красная шапочка», «Спящая красавица» и другие;
  • Андерсен Г.Х. — «Дюймовочка», «Русалочка», «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик» и прочие;
  • В. Бианки — «Как муравьишка домой спешил», «Где раки зимуют»;
  • В. Гаршин — «Лягушка-путешественница»;
  • В. Драгунский — «Денискины рассказы»;
  • С. Маршак — рассказы («Кошкин дом»);
  • В. Катаев — «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик»;
  • Л. Пантелеев — «Честное слово»;
  • Н. Сладков — «Медведь-дармоед», «Тень»;
  • Пришвин М.М. — «Хромка», «О чем шепчутся раки», «Лисичкин хлеб», «Лесной доктор»;
  • К. Паустовский — «Прощание с летом», «Стальное колечко«;
  • Р. Киплинг — Сказки («Рикки-Тикки-Тави»);
  • Т.И.Александрова — «Домовенок Кузя»;
  • Г.Цыферов — «Как лягушонок искал папу», «Что у нас во дворе?»;
  • В.Д.Берестов — Стихи и сказки;
  • Б.В.Заходер — Стихи и сказки;
  • В. Маяковский — «Что такое хорошо и что такое плохо»;
  • Ян Ларри — «Необыкновенные приключения Карика и Вали»;
  • Шварц Е.Л. — «Сказка о потерянном времени»;
  • А.Хайт — «Приключения кота Леопольда»;
  • Ю. Коваль — «Приключения Васи Куролесова»;
  • Э.Т.А. Гофман — «Щелкунчик и мышиный король»;
  • М. Салье — «Сказки тысячи и одной ночи»;
  • В. Одоевский — «Городок в табакерке», «Мороз Иванович»;
  • Л. Дерягина — «Путешествие в город Сломанных игрушек»;
  • Б. Житков — «Пудя», «Как я ловил человечков»;
  • Г. Остер — «Котенок по имени Гав», «Зарядка для хвоста», «Привет мартышке» и прочие;
  • А. Толстой — «Золотой ключик, или Приключения Буратино»;
  • В. Губарев — «Королевство кривых зеркал»;
  • С.В. Михалков — «Два толстяка и заяц», «Заячье горе», «Смешная фамилия»;
  • Д.Харрис — Сказки дядюшки Римуса про Братца Лиса и Братца Кролика;
  • Крылов И.А. — Басни.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Памятки

по русскому языку

В русском языке – 33 буквы

Гласных букв – 10,  звуков – 6

Согласных букв –21,  звуков – 36

Не обозначают звуков: ь,  ъ

а

о

у

э

ы

л

м

н

й

р

б

в

г

д

з

ж

ь

я

е

ю

е

и

п

ф

к

т

с

ш

х

ц

ч

щ

ъ

Обозначают твёрдость согласных звуков: а, о, у, ы, э

Обозначают мягкость согласных звуков: я, е, ё, ю, и

Обозначают два звука в начале слова; после Ь, Ъ или после гласной буквы: е, ё, ю, я

Всегда твёрдые: [ж], [ш], [ц]

Всегда мягкие: [й], [ч], [щ]

ЖИ – ШИ -  пиши с буквой И

ЧА – ЩА  - пиши с буквой А

ЧУ – ЩУ – пиши с буквой У

ЧК,  ЧН,  НЧ,  НЩ,  РЩ  -  пишутся

без мягкого знака.

    Ь, обозначающий мягкость согласных, пишут в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука.

    (пень, пеньки)

    Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Его пишут после согласной и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я

    (платье, бельё, муравьи, вьюга, обезьяна)

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

      Слово переносят с одной строки на другую по слогам. Одну букву нельзя переносить на другую строку  или оставлять на строке.

     Буквы Ы, Й, Ъ, Ь при переносе остаются на строке.

     При переносе слов с двойной согласной – одна буква остаётся на строке, а другая переносится.

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, или изменить форму слова так, чтобы эта гласная была под ударением (в сильной позиции).

   Дома – домик, носы - нос

Чтобы проверить парный звонкий или глухой согласный в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так,

чтобы после этого согласного

стояла гласная или буква н.

Зуб – зубы – зубной.

Предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль.

  Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

 

  Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? В предложении подлежащее подчеркивают одной чертой.

   Сказуемое показывает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? В предложении сказуемое подчёркивают двумя чертами.

Разбор предложения.

   1. Найди в предложении подлежащее, сказуемое и второстепенные члены.

   2. Определи, какими частями речи они являются.

   3. Определи предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

   4. Определи предложение по интонации:

       восклицательное, невосклицательное.

   5. Определи предложение:  распространённое,  нераспространённое

 Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет

и отвечает на вопросы: кто?, что?

Имя существительное бывает:

одушевлённое (кот) или неодушевлённое (дом)

собственное (Миша) или нарицательное (мальчик)

Мужского рода  (он мой)

Женского рода  (она моя)

Среднего рода  (оно моё)

     Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

Имя прилагательное изменяется:

  • по числам (единственное, множественное)
  • по родам (мужской, женский, средний)

Прилагательное во множественном числе по родам не изменяется.

    Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Что делает? Что делают? Что будут делать? и др.

Глагол изменяется: по числам

ед. ч.  (я рисую,   ты рисуешь)

мн. ч. (мы рисуем, вы рисуете)

Частица НЕ с глаголом пишется отдельно

    Личное местоимение – это часть речи, которая  указывает на предмет

 не называя его.

Личные местоимения отвечают на вопросы: Кто? Что?

Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это личные местоимения.

     Предлоги пишут отдельно от других слов.         Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово.

                (Я живу в доме.  

               Я живу в (каком?) доме?

               Я живу в большом доме.)

  •     Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и сходны по  смыслу, называются однокоренными, или родственными.

(зима,  зимушка,  перезимовать, зимовка)

  • Общая часть родственных слов называется корнем.

(лес,  лесок,  лесник,  лесной,  перелесок)

  • Сложные слова образуются путём сложения основ двух слов или  их частей.

                О, Е – соединительные гласные.

               (водопровод,   самолёт,  вездеход)          

Предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль.

  Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

 

  Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? В предложении подлежащее подчеркивают одной чертой.

   Сказуемое показывает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? В предложении сказуемое подчёркивают двумя чертами.

Разбор предложения.

   1. Найди в предложении подлежащее, сказуемое и второстепенные члены.

   2. Определи, какими частями речи они являются.

   3. Определи предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

   4. Определи предложение по интонации:

       восклицательное, невосклицательное.

   5. Определи предложение:  распространённое,  нераспространённое

Предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль.

  Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

 

  Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? В предложении подлежащее подчеркивают одной чертой.

   Сказуемое показывает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? В предложении сказуемое подчёркивают двумя чертами.

Разбор предложения.

   1. Найди в предложении подлежащее, сказуемое и второстепенные члены.

   2. Определи, какими частями речи они являются.

   3. Определи предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

   4. Определи предложение по интонации:

       восклицательное, невосклицательное.

   5. Определи предложение:  распространённое,  нераспространённое



Предварительный просмотр:

РАБОТА  НАД  ОШИБКАМИ

1.Перенос слова (П.С.) – раздели  слово  на  слоги, подчеркни  гласные. Напиши ещё  два  слова.

     Делай так: оси – на, ка – ран – да – ши, паль - то.

2.Мягкий  знак (М.З.) – выпиши  слово  правильно. Подчеркни мягкий знак. Напиши ещё  два  слова.

     Делай так: ходить,  водить, наливать.

3. Жи – ши, ча – ща, чу - щу (Ж.Ш.) – выпиши слово  правильно, подчеркни  правило. Напиши ещё два  слова.

     Делай так: малыши, машина, шило.

4. Безударная гласная (Б.Г.) – выпиши  слово  правильно. Поставь  в слове  ударение, подчеркни

    безударную  гласную в корне. Подбери проверочное слово так, чтобы ударение падало на гласную.

     Делай так: волна – волны, выходил – ходит.

5.Словарное слово (СЛ.С.)– напиши слово правильно три раза.  Запомни, как  оно  пишется.  

     Подчеркни букву, в которой была  допущена ошибка.

     Делай так: ребята, ребята, ребята.

6.Парные звонкие и глухие согласные (ПАР.С.) – выпиши  слово  правильно. Подчеркни

    парную согласную в корне. Подбери проверочное слово так, чтобы после согласной стояла гласная.

     Делай так: морозы – мороз, ягодка – ягоды.

7. Разделительный мягкий  знак (Р.М.З.) – выпиши  слово  правильно. Подчеркни мягкий знак.

      Подчерни буквы, которые разделяет мягкий знак. Напиши ещё  два  слова на это правило. 

      Делай так: листья, деревья, вьюга.

8. Двойные согласные (Д.С.) – выпиши  слово  правильно. Подчеркни удвоенный  согласный.

    Напиши ещё  два  слова на это правило.

     Делай так: группа,  аллея, утренний.

9.Непроизносимые согласные (Н.С.) – выпиши  слово  правильно. Подчеркни  непроизносимый  

   согласный. Выдели  корень. Подбери проверочное слово так, чтобы согласный хорошо слышался.

     Делай так: звёздный – звезда, звёздочка.

10.Состав  слова (С.С.) – выпиши  слово  правильно. Разбери его  по  составу.

      Делай так:  приморская

11.Правописание приставок (П.П.) – выпиши  слово  правильно. Выдели  в нём приставку. Напиши.

      ещё  два  слова с такой  же  приставкой.

       Делай так: полетели, побежали,   потянули.

12.Правописание предлогов (П.ПР.) – выпиши  слово  вместе с  предлогом. Докажи, что предлог

        со словом  пишется  раздельно: между предлогом и словом  подставь другое слово. Подчеркни предлог.

        Напиши ещё  два  слова с таким  же  предлогом.

        Делай так: к  (высокому) дереву,  к  (маленькой)  девочке,  к  (грузовому)  самолёту.

 13. Разделительный твёрдый  знак (Т.З.) – выпиши  слово  правильно. Подчеркни твёрдый  знак.

        Выдели приставку и  подчерни букву  ( Е, Ё, Ю, Я), которые разделяет твёрдый знак. 

        Напиши ещё  два  слова на это правило. 

        Делай так: в ъехал,  с ъезд,  об ъявление.

14. Мягкий  знак после шипящих (М.З. Ш.) – выпиши  слово  правильно. Определи род имени  

      существительного. Подчерни шипящий на конце слова. Определи, есть ли мягкий знак  после шипящего.

        Напиши ещё  два  слова на это правило. 

                                    ж. р.            ж. р.          ж. р.      м. р.         м. р                м. р

        Делай так: ночь,  помощь, дочь,  луч,  шалаш,  товарищ.

15. Безударные падежные  окончания (П.О) – выпиши  слово  правильно. Выдели  окончание.

      Поставь слово  в  начальную  форму  (И.п), определи  склонение, падеж. Придумай своё слово.  

        Делай так: На  опушке  - опушка,  I  скл,  П.п.

                            На  полянке -  полянка, I  скл,  П.п.

16. Разбор  предложения (Р. П.) – выпиши  предложение. Подчеркни главные члены предложения.

       Делай так: Седые  туманы  плывут  к  облакам.                                                      

17. Однородные члены  предложения (О. Ч.) – выпиши  предложение. Подчеркни главные и

      однородные члены предложения. Вспомни о знаках  препинания  при  однородных  членах.

        Делай так: Ученики  читали,  решали,  считали.                                                      

МЯГКИЙ и ТВЁРДЫЙ ЗНАКИ

Ь - смягчающий

Ь - разделительный

Ъ –твёрдый знак

1. Пишется в конце и в середине

    слова:  лось, мальчик.

2. Пишется после и перед

    согласными: дяденька

3. показывает мягкость впереди

    стоящего согласного звука:

    большой,  альбом

   

   

1. Пишется в середине слова:

    жильё, листья

2. Пишется после согласных и

   перед гласными: и, е, ё, ю, я

   платье, деревья

3. Показывает, что согласный

   звук не сливается с гласным:

   вьюга, семья, колья

1. Пишется после приставок

    перед корнем:

    подъезд, въехал

2. Пишется после согласных и

    перед гласными: е, ё, ю, я

   объяснить, подъём

3. Показывает, что согласный

звук не сливается с   гласным:

    съездил, объявление

ЗАПОМНИ ПРАВИЛА!

ЖИ – ШИ

ЛЫЖИ, ШИНА

ЧА – ЩА

ДАЧА, ЩАВЕЛЬ

ЧУ – ЩУ

ЧУГУН, ЩУКА

ПИШИ БЕЗ МЯГКОГО ЗНАКА

ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ

ДОЧКА

СКВОРЕЧНИК

ПТЕНЧИК

БАРАБАНЩИК

СПОРЩИК

ПЕРЕНОСИ СЛОВА ПО СЛОГАМ:

УЧЕ – НИК             МА- ШИ- НА

РУ  –  ЧЬИ               ВАН – НА 

ПОДЪ – ЕЗД           ПАЛЬ - ТО

ЛЕЙ – КА                        АКА – ЦИЯ

    НЕЛЬЗЯ ПЕРЕНОСИТЬ СЛОВА:

 

   КОНЬ, МОСТ,  ОСЁЛ,  ЯМА

1. Окончание

     

Изменяемая часть, которая находится на конце слова

снег  

  снега  

   снегом

 2. Основа

Часть слова без                      окончания

   

 Машин  а

3.  Корень

 

Общая часть

родственных                                слов

Снег

снежок

4. Приставка

Перед корнем

 зацветут

расцветут

5. Суффикс

После корня

  цветок

цветочек

         Гласные звуки:                               Гласные буквы:

                      А,0,У,Ы,И,Э .                              А,0,У,Ы,И,Э,Е,Ё,Ю,Я

                        Согласные звуки

      Парные                       звонкие:   б,   в,   г,  д,  ж,   з

                                     глухие:    п,   ф,  к,  т,  ш,   с 

     непарные                   звонкие: л,  м,  н,  р

                                    глухие:   х,  ц,  ч,  щ

    Всегда твердые:  ж, ш, ц    

    Всегда мягкие:    ч,  щ, й

    Ь и Ъ – звуков не обозначают

    Е, Ё, Ю, Я  Обозначают мягкость согласного ( МЁД ,  ДЕРЕВО)

                           или  2 звука, после гласной и в начале слова ( МОЁ,  ЯМА)

 Твёрдый согласный звук

Мягкий  согласный  звук

1. Если  после согласного звука стоят:

    А, О, У, Ы, Э

    КАПУСТА,  ЭКСКАВАТОР  

2. Если согласный стоит на конце слова:  НОС

3. Если согласный стоит после согласного: СТОЛ

4. Всегда твёрдые: Ж, Ш,  Ц

    ШИЛО,  ЛОЖКА,  ЦИРКУЛЬ

1. Если  после согласного звука стоят:

    Я, Ё, Ю, И, Е 

    МЕБЕЛЬ,   МЯЧИК

2. Если  после согласного звука стоит: Ь знак

    ДЕРЕВЬЯ,  ЛИСТЬЯ

3. Всегда мягкие: Ч, Й, Щ

    ЧАШКА, ЩУКА,  МАЙ

d180d0b8d181d183d0bdd0bed0ba1

1001927072

Как надо готовить чтение

1. Прочитайте текст, заметьте слова и выражения, при чтении которых допущены ошибки.

2. Прочитайте несколько раз эти слова.

3. Выясните значение всех непонятных слов по словарю или спросите у взрослых.

4. Прочитайте текст повторно, перескажите его.

Учитесь читать правильно

1. Следите за словами на строчке, не переставляйте их.

2. Старайтесь понять то, о чем читаете.

3. При чтении будьте внимательны к каждому слову.

4. Старайтесь не возвращаться к чтению прочитанного слова, если поняли его.

5. Старайтесь при чтении про себя не шептать текст, не шевелить губами.

Учитесь читать выразительно

1. Помните, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаете его.

2. Старайтесь мысленно представить себе то, о чем читаете.

3. Определите свое (и автора) отношение к событиям, героям и постарайтесь при чтении передать его интонацией.

4. Определите свою основную задачу чтения (что вы хотите передать).

5. Читайте, четко произнося слова, соблюдая паузы в конце предложения, между абзацами и частями текста.

6. Выделяйте голосом важные места.

Памятка к работе над сказкой

1. Как называется сказка? Кто ее сочинил?

2. Перечитайте сказку. Как вы думаете, какая она: поучительная, героическая, юмористическая?

3. Кто в сказке действует? Какие это герои?

4. Какие события описываются в сказке?

5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?

6. Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.

7. Как относится автор сказки (если она авторская) к своим героям?

8. Что из этой сказки запомнилось вам больше всего?

Памятка к работе над басней

1. Как называется басня? Кто ее автор?

2. Прочитайте басню. Какие события в ней описываются?

3. Кто действует в басне?

4. Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.

5. Что осуждается в басне?

6. Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам?

7. Что должен понять из этой басни читатель?

8. Какое выражение басни стало крылатым?

Памятка к работе над стихотворением

1. Назовите стихотворение и его автора.

2. Прочитайте стихотворение. О чем рассказывает поэт?

3. Перечитайте стихотворение еще раз. Попробуйте нарисовать словесные картинки к стихотворению. Какие отрывки из стихотворения можно подписать под этими картинками?

4. Какие слова и выражения применил автор, чтобы мы лучше представили себе природу и героев произведения?

5. Какие чувства выразил поэт в стихотворении?

6. Что вам понравилось в стихотворении?

7. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

Работа над лирическим стихотворением

1. Прочитайте стихотворение.

2. Какие картины можно нарисовать к этому стихотворению?

3. Какие чувства автор выразил в этом стихотворении?

4. Какими образными словами автору удалось передать свои чувства?



Предварительный просмотр:

                                Работа над сказкой._________________________

  1. Как называется сказка, кто её сочинил?
  2. Определи тип сказки (бытовая, о животных, волшебная).
  3. Назови героев. Какие это герои?
  4. Какие события описываются в сказке?
  5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?
  6. Найдите слова и выражения, которые хочется запомнить.
  7. Как относится автор к своим героям?
  8. Какой урок даёт сказка?

В бытовых сказках  высмеивается скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.

  В волшебных сказках  всё необыкновенно: люди, земля, реки, деревья, птицы, вещи. Всё приобретает чудесные свойства. Топор сам рубит лес, мельница мелет зерно, печка разговаривает. В волшебных сказках добро всегда побеждает зло благодаря какому-нибудь чуду. Характерно троекратное повторение какого-нибудь эпизода.

                                 Признаки сказки._________________________

  • зачин
  • волшебные предметы
  • троекратный повтор
  • борьба добра и зла
  • добро побеждает зло
  • концовка

                             Сочинение сказки.________________________

  1. О чём будет сказка?
  2. Чему она должна научить?
  3. Придумайте героя или героев вашей сказки.

             4.  Что с ними произойдёт? Какие приключения ждут?

  1. Какие волшебные предметы будут в сказке?
  2. Кто будет противостоять героям?
  3. Как добро победит зло?
  4. Какие троекратные повторы вы будете использовать?

             Памятка по заучиванию стихотворения наизусть.

  1. Перечитай стихотворение и подумай, о чём в нём говорится.
  2. Перечитай каждое четверостишие и определи, о чём говорится в каждом из них.
  3. Перечитай первое четверостишие и пометь в нём для себя важные слова, которые несут основные мысли.
  4. Прочитай четверостишие, выделяя важные слова.
  5. Повтори медленно четверостишие (книгу держи закрытой).
  6. Проверь себя по книге (удалось ли передать те мысли и чувства героев, о которых говорилось в тексте стихотворения).

                            Слова-настроения.___________________________

*  грустное любование; мечтательное ожидание

* печальное, радостное, светлое, спокойное, тихое, торжествующее, торжественное, тревожное, тёплое, сонное, хвастливое, сердитое, обиженное, капризное

*восторг, восхищение, лёгкость, очарование

                           Образные средства языка.__________________

 * Метафора – употребление слова в переносном значении.

      Под крышей белый гвоздь висит.

 * Олицетворение – сопоставление предмета, явления с человеком, животным.    Часы ходят, ветер воет.

 * Эпитет – определение, прибавляемое к названию предмета для большей художественной выразительности.

      Повернулось к солнцу золотое донце.

* Сравнение – сопоставление одного предмета, явления с другим.

    Кругла, как шар; красна, как кровь.

                   

                Анализ стихотворного произведения.____________

1. Подумай какое было настроение у автора, когда он писал это стихотворение?

2. Что могло послужить поводом для создания этого произведения?

3. Отметь строки, которые показались тебе наиболее выразительными, образными (прочитав их, ты смог представить себе написанное).

4. Какие образы как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми?

5. Назови рифмы, которые показались тебе необычными, новыми.

6. Перечисли самые яркие сравнения в стихотворении.

7.  Какова роль этих сравнений?

8. Есть ли в произведении слова, употреблённые в переносном значении?

9. При каких обстоятельствах тебе могли бы вспомниться строки этого произведения?

10. Какую иллюстрацию ты бы сделал к этому стихотворению?

Правила выразительного чтения стихотворного произведения

1. Прочитай произведение « про себя » и определи его главную мысль, идею.

2. Обращая внимание на содержание стихотворного произведения, выбери:

-  темп (скорость)
-  интонацию

-  громкость чтения
-  жесты и мимику

3. При чтении вслух выдели голосом важные по смыслу слова.

4. Обязательно соблюдай:

-  рифму (делай правильное ударение в словах);

-  стихотворный размер (все стихотворные строки произноси с одинаковой скоростью).

5. Постарайся выразить:

-  эмоции, которые хотел вызвать поэт у читателя;

- эмоции, которые отражают твое понимание стихотворения.

6. Выбери стиль чтения, который больше подходит для данного произведения.

7. Следи за своей дикцией. Произноси слоги и слова правильно, отчётливо.

                         

                   

                     Особенности былины:__________________________

  • Былинный зачин
  • повторы
  • образность языка: гиперболы, эпитеты, напевность, ритм, отсутствие рифмы
  • определённое содержание – сказ о героических делах богатырей
  • неспешность, обстоятельность, подробность повествования

 Басня  небольшое произведение, написанное прозой или стихами, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость…

В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей. Басня заканчивается или начинается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

                           План анализа басни.___________________

1. Прочитай произведение. Подумай, подходит ли оно под определение басни.

2.  Есть ли в басне слова, которые прямо выражают её мораль, то есть главную мысль, идею?

3. Попробуй передать главную мысль (мораль) басни своими словами.

4. Подбери пословицы, близкие по смыслу к морали этой басни.

5. Определи, как написана басня: прозой или стихами.

6. Какие людские недостатки  или пороки высмеиваются в этой басне?        

7. Какие выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?

8. Перечисли основные черты характера главных героев басни.

9. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что – поучительным?

10. Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню по ролям.

11. Какие выражения из этой басни обогатили русский язык, украсили его?

 

               

                 Знакомство с новой книгой._______________________

1. Рассмотри обложку.

2. Прочитай фамилию автора и название произведения.

3. Внимательно рассмотри иллюстрации (перелистывая).

4. Определи примерное содержание книги.

5. Подготовь любое произведение.

                  Составление плана рассказа.____________________

1. Прочитай рассказ целиком, обращая внимание на то, как построен текст.

   * О чём говорится в начале?

   * Какие события описаны дальше?

   * Чем заканчивается текст?

2. Раздели рассказ на смысловые части (по содержанию).

3. Определи главное в каждой части, отметив основные предложения.

4. Перечитай их, скажи своими словами, о чём говорится в этой части. Подбери к ней заголовок.

5. Запиши свои заголовки.

6. Проверь себя: определи, отражает ли заголовок главное.

   Не повторяется ли название, не пропущено ли что-либо важное.

                    Краткий пересказ по плану.____________________

1. Раздели рассказ на смысловые части.

2. Перечитай рассказ по частям, составь мысленно картины по его содержанию.

3. В каждой части выдели важные мысли (2-3 предложения).

4. Перескажи каждую часть по плану.

                       Характеристика героя._______________________                    

1.  Где живёт герой?

2.  Чем занимается?

3.  Какие поступки совершает?

4.  Какой характер у героя?

5.  Что думает о нём автор?

6.  Что вам понравилось или не понравилось в герое?

                       

           План анализа рассказа.______________________

Рассказ – любое небольшое повествовательное произведение.

  1. Прочитай внимательно рассказ.
  2. Подумай, отражает ли название рассказа его содержание.

3. Обрати внимание на имя автора. Вспомни, что ты знаешь о нём? Какие еще книги этого писателя ты читал?

4. Узнай, когда и где рассказ был написан.

5. Подумай, какой из типов изложения событий преобладает в рассказе:

 - повествование (рассказывает);

- описание (показывает);

- рассуждение (доказывает).

6. Кратко перескажи рассказ.

7.Что, по-твоему, явилось кульминацией (высшей точкой напряжения в развитии действия) этого рассказа?

8. Каких героев ты считаешь положительными, а каких — отрицательными и почему?

9 .Что в этом рассказе тебя рассмешило, испугало, обрадовало, а что показалось грустным, странным?

10. Кому из героев ты больше всего сопереживал? Опиши чувства, которые ты испытал вместе с этим героем.

11.0 чём нам предлагает задуматься автор? Сформулируй главную идею этого произведения.

12. Подумай, как может сложиться судьба героев в будущем?

13. Какие достоинства произведения ты отметил?

                                     

                       

                           План рассказа о герое.____________________

  1. Начни рассказ о понравившемся (непонравившемся) герое со слов: «мне очень понравился», «меня ужаснул», «больше всего мне запомнился», «мне показался интересным (странным, необычным)», «я восхищаюсь»,«мне очень не понравился», «я был удивлен, узнав» и т. д.
  2.  Опиши внешность героя: его лицо, фигуру, одежду, манеру поведения.
  3.  Вспомни поступки, мысли и действия, в которых лучше всего раскрывается характер героя.
  4.  Перечисли основные черты характера этого героя.
  5. Расскажи о взаимоотношениях героя с другими персонажами.
  6. Вспомни героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.
  7.  Хотелось (не хотелось) бы тебе быть похожим на этого героя? Почему?
  8. Подумай, какая из пословиц, поговорок или крылатых фраз лучше всего передаёт характер этого героя?
  9.  Если бы ты был художником, как бы ты изобразил этого героя? В какой момент развития действия? Что делал бы герой? Какое у него было бы выражение лица, поза? Во что он был бы одет? Что происходило бы вокруг?




Предварительный просмотр:

Как влияет гармонизация мозга на развитие ребенка?

Здравствуйте, уважаемые родители!  Сегодня я хотела бы познакомить вас с тем, что такое гармонизация мозга, как влияет она на успехи ребенка, в частности на успехи в чтении.

Головной мозг человека, обладает огромными  возможностями. Все мы знаем, что мозг человека состоит из 2-х полушариев.

Левое полушарие отвечает за:

        Вербальное мышление

        Речь и письмо

        Чтение

        Логические способности

        Анализ и рациональность

Правое полушарие – это

         Творчество

        Нестандартное мышление

        Творческое воображение

        Наглядно-образная память

        Интуиция и эмоции

У кого-то лучше функционирует левое, у кого-то правое. Самое лучшее, когда развиты оба и работают гармонизированно.  Это и есть гармонизация. Полушария должны развиваться комплексно, т.к. при этом создаются межполушарные взаимодействия. Это влияет на успешность в обучении, в частности на чтение.

Как  ребенок понимает прочитанное? Когда ребенок читает, он должен представить «картинку». Но если перегружено левое полушарие, (а чтение  это всегда нагрузка на левое) и не развито правое – ребенок не может понять прочитанное, не может запомнить. Чтение становится неинтересным.

Что бывает, если межполушарное взаимодействие не сформировано? Это проблемы в устной  речи, письме, запоминании информации, в счете, в целом в восприятии учебной информации.

Как можно определить несформированность межполушарного взаимодействия у ребенка?

        Зеркальное написание букв и цифр

        Псевдолеворукость

        Плохая память

        Отсутствие познавательной мотивации

        Инфантильность

        Логопедические отклонения

        Неловкость движения

        Агрессия

Благодаря пластичности мозга, любой  его участок можно развить с помощью тренировочных упражнений. Для гармонизации полушарий  их также достаточно много. Вот некоторые из них:

         Работа с мозаикой

         Рисование двумя руками одновременно

         Нейрогимнастика

Как нейрогимнастика влияет на скорость чтения ребенка?

  • Одним из самых эффективных упражнений для чтения является нейрогимнастика. Нейрогимнастика стимулирует все интеллектуальные процессы ребенка, развивает память, концентрацию, внимание. Ускоряет как восприятие, так и работу с информацией. Согласитесь, это очень важно для чтения?
  • Напомню: для чтения необходимо гармоничная слаженная работа двух полушарий. Левое – читает (считывает знаки), правое обеспечивает образное представление прочитанной информации. Так происходит понимание прочитанного.
  • Регулярное выполнение упражнений нейрогимнастики повышает уровень взаимодействия двух полушариев. Особенно важно выполнять  эти упражнения каждый раз перед чтением. Это помогает «включить» мозг, подготовит его к чтению.

  • Упражнения нейрогимнастики существуют как для малышей- дошкольников, так и для детей школьного возраста. Вот одно из них: «Окей – здорово»

1 позиция - левая ладонь сжата в кулак, большой палец  вверх (Здорово!). Вторая позиция – у правой руки большой и указательный образуют окружность (Окей!). Меняем местами  обе позиции 8-10 раз. Можно при выполнении  проговаривать скороговорку.

 



Предварительный просмотр:

Сахар для ребенка: польза или вред?  Развеем мифы!

Как часто, уважаемые родители,  вам встречалась подобная ситуация: у ребенка появились новые знания, навыки, но проходит несколько дней, и он ничего не помнит? С чем это связано?

Головной мозг тратит на выработку гормонов, передачу импульсов порядка 15-20% всей вырабатываемой в организме энергии. Эту энергию организм получает из глюкозы и жиров, из простых и сложных углеводов. Вот несколько мифов, связанных с питанием мозга.

МИФ 1 «Сахар – это полезное вещество, так как он нужен для питания мозга».

  • На самом деле, мозгу нужна глюкоза. Свежие фрукты, сухофрукты, мёд, богатые углеводами овощи питают мозг, при этом не наносят вред внутренним органам.

МИФ 2 «Сахар получают из растительного сырья, значит он натуральный»

  • На самом деле,  сахар лишь заменитель глюкозы. После переработки он представляет концентрированное искусственное вещество, которое оказывает большое негативное влияние на все внутренние органы, особенно на органы пищеварения.

МИФ 3 «Сахар дает прилив энергии, и мозг начинает лучше работать»

  • На самом деле, этот сладкий «допинг», попадая в кровь, вызывает всплеск  инсулина. Происходит сначала прилив сил и радости, затем – быстрое снижение работоспособности и слабость. А что же мозг? Из-за скачков инсулина в крови происходит разрушение новых нейронных импульсов. Другими словами, все, что ребенок запомнил, может быть потеряно.

Таким образом, когда ребенок после занятия, урока в течение 2-х часов съел шоколадку, конфету, выпил сок, купленный в магазине, информация, знания, навык  полученный ребенком  частично или полностью обрушивается, теряется.

Особенно пагубно влияет сахар на детей до 3-х лет,  дислексиков, СДВГ, на детей с речевой и психической задержкой и т.п.



Предварительный просмотр:

КАК ПОДГОТОВИТЬ РУКУ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ?

     Знаете ли вы, уважаемые родители, что в «дореволюционной» России существовали учителя каллиграфии, которые обучали детей правильному красивому письму? Таким учителем мог стать только человек, закончивший художественно-графическое отделение. То есть человек, умевший рисовать.

А что мы видим сейчас? Такой профессии нет, а учителю начальных классов трудно работать с детьми в плане каллиграфии, потому что ребенок  уже приучен  за столом сидеть неправильно, у него, зачастую, сформирован неверный хват ручки, и переучить его очень сложно. Ребенок «умеет» писать цифры, буквы опять же совершенно неправильно. В своей практике я часто встречала детей, которые, например, пишут цифру «5» снизу вверх.

ПОЧЕМУ ТАК ПРОИСХОДИТ?

Родители, ввиду своей занятости или нежелания, занимают ребенка:

- раскрасками, (что немного позволяют подготовить руку ребенка к письму),

-обводками, (которые совсем не влияют на подготовку руки),

- прописями на печатной основе для дошкольников, (которых в магазине достаточно много,  а вот пользы мало или нет совсем).

Согласитесь, это очень удобно! Ребенок работает в этих тетрадях сам, а родители в это время занимаются своими делами.

Давайте разберем: в чем риски такой работы в прописях? Что увидели нейропсихологи?

1.Принципиальная невоспроизводимость образца.

Компьютерная графика прописи недоступна для воспроизведения от руки даже у взрослого. Ребенку очень сложно оценить, какая степень сходства с образцом достаточна.

2.Отсутствие образа действия для подражания.

Ребенок не видит движение, которое привело к появлению той или иной линии, ему приходится достраивать его самостоятельно. Это не есть естественный процесс, так как в этом возрасте дети учатся по подражанию.

3. Требование точности, не свойственной дошкольному возрасту.

 У дошкольника, особенно младшего, рисунок обычно крупный, можно сказать, небрежный,  но в нем много легкости, свободы, динамики. Когда ребенок пытается обвести по тонким линиям, состыковать их, он перенапрягает руку и корпус тела, от  чего в итоге быстро устает.

4. Требование количества повторений, не свойственного дошкольному возрасту.

Дошкольникам недоступно обучение через тренировку, потому что они готовы повторять только то, что им нравится.

5. Использование в образцах двигательных программ, недоступных для дошкольного возраста.

Рисование сложных форм не возникает само собой. Оно требует постепенного освоения через подводящие к этому упражнения.

Таким образом,  последствия могут быть следующие:

-зажимы в руке;

-нарушение осанки;

-неправильное направление линий, в том числе, начинать линии снизу;

-снижение мотивации из-за сильной утомляемости и неуспешности;

-отказ от рисования.

А ЧТО ПОМОЖЕТ РЕБЕНКУ?

Совместное рисование! Напомню, что дошкольник учится рисовать по подражанию. А значит, взрослый своей рукой должен показывать, как ребенку выполнять те или иные движения карандашом или ручкой. Но начинать нужно с простых элементов, постепенно усложняя их: вертикальных, дугообразных, круглых. Покажите в игровой форме, как это делается, и поверьте, пользы будет гораздо больше!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для заботливых родителей.Летняя школа. Русский язык.(карточки) 4 класс.

В материал включены карточки с заданиями по русскому языку по курсу начальной школы. Думаю, что подобранные мной задания, помогут выпускникам начальной школы вспомнить, подзаб...

Материалы для заботливых родителей. Летняя школа. Математика (карточки) 4 класс.

Данный материал содержит карточки по математике для выпускников начальной школы (4 класс). Задания карточек охватывают все необходимые знания, умения и навыки курса "Математика" (УМ...

Заботливым родителям от ребёнка...

Как часто нам, взрослым, не хватает терпения и такта в общении с собственными детьми. Как часто мы, взрослые, не понимаем, насколько трудно приходится ребёнку, которого родители не понимают или не хот...

Заботливым родителям

Не забыть сделать для детей и вместе с детьми...

Рекомендации заботливым родителям и педагогам

Консультация для заботливых родителей и педагогов...

Заботливым родителям

Материалы по воспитанию ребёнка...