Конспект родительского собрания на тему "Семейное чтение"
материал на тему

Тема  выступления: «Зачем читать ребёнку книги?» в рамках проекта «Год семейного чтения памяти Н. В. Шилова».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Сценарий родительского собрания на тему: «Семейное чтение».

                                                                                                   

Выполнила студентка 42 гр.

Новгородова Анастасия

Проверила: Кноль Т.Н.

Дата: 10.03.17.

Челябинск, 2017

     Здравствуйте, уважаемые родители!  Меня зовут Анастасия, я являюсь студенткой ЧПК №1. Тема моего выступления: «Зачем читать ребёнку книги?» в рамках проекта «Год семейного чтения памяти Н. В. Шилова».

     Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ведь роль книги в жизни человека огромна. Всем нам, родителям, хочется, чтобы ребенку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде своих сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.

     Но как этого добиться? Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщить ребенка к книге и чтению – кладезю знаний, идей, мудрости и опыта. А вот разовьется ли этот интерес, превратиться ли он в источник мудрости – зависит во многом от Вас, мамы и папы.

     В книгах заключены знания человечества. Объем информации, которую должен перерабатывать человек, чтобы стать успешным в выбранной профессии, нравственно обогатиться, постоянно растет, а потому возрастает и важность приобщения к чтению.

     Сегодня не только дети, но и взрослые часто задаются вопросом: "А не устарело ли чтение?" Действительно, так ли остра потребность в чтении сегодня, в век высоких технологий, когда существует столько альтернативных способов получения информации?

     На самом деле сегодня чтение человеку еще нужнее, чем сто лет назад, и никакие другие информационные технологии его не заменят.

     Читатели, в отличии от нечитателей, более адекватно оценивают любую ситуацию и быстрее находят решения; имеют больший объем памяти; Лучше владеют речью, точнее формулируют мысли, свободнее излагают их на бумаге; Более приятны в общении; более самокритичны; Более самостоятельны в суждениях и поведении.

Кто же из Вас, папы и мамы, не захочет, чтобы Ваше чадо имело такие достоинства! Но их формирование требует от родителей большой воли, упорства, душевных и, к сожалению, материальных затрат.

В читательском развитии ребенка выделяют несколько фаз.

 Первая фаза до 6 лет. Чтобы научить ребенка читать в дошкольном возрасте, необходимо с того момента, как только он начал ходить, в доме организуется насыщенная «книжная среда».

Детские картонные книжки-раскладки должны встречать ребёнка буквально на каждом шагу. И пусть он поначалу строит из них шалаши, «размалёвывает», рвёт в конце концов. Наступит время, и ему захочется узнать, чем эти плоские раскрашенные штуковины отличаются от других игрушек

Вторая фаза –младший школьный возраст. Самая судьбоносная фаза, когда у ребенка возникает устойчивая привычка к чтению (или, наоборот, к нечтению книг).

Это период, в котором на всю жизнь возникает любовь к книге и она становится постоянным спутником, открывающим новые горизонты. Здесь чрезвычайно важно помочь ребёнку преодолеть барьер первоначального медленного, неуверенного чтения, начать читать самостоятельно и получать от чтения удовольствие.

Третья фаза - подростковый возраст. Лет с 11-12 следует уделить внимание детскому книжному «репертуару»

Зачем детям необходимо читать?

1. Чтение содействует успешному освоению грамотного письма детьми. Для педагогов давно не  секрет, что у «начитанных» детей гораздо реже возникают проблемы с грамотностью, как в устной, так и в письменной речи. Во-первых, во время чтения ребенок незаметно для себя усваивает законы красивого, литературного языка, учится не только говорить и писать, но думать грамотно.

2. Читая книги, ребенок обогащает словарный запас, развивает память и воображение. Во-вторых, все знают, что каждая прочитанная книга увеличивает словарный запас даже взрослого человека, не говоря уже о детях и подростках.

3. Ребенок учится сопереживать, развивается эмоционально. Способность тщательно  «переваривать» в мозгу информацию и анализировать ее можно развить только благодаря чтению книг. Прочитанные сведения лучше запоминаются. Над страницей можно остановиться, вдуматься, перечитать ее. Пересказ учит анализировать текст, относиться к нему критически. Чтение развивает воображение: ребенок сам представляет героев, а не принимает созданный другими образ.

4. Общение с книгой выступает мощным источником развития интеллекта. Сейчас много говорят о том, что традиционная система оценок успеваемости школьника изживает себя. На смену ей идет другая, основанная на накоплении опыта, достижений ученика в той или иной области знаний, которая может быть выражена в олимпиадах, конкурсах, турнирах. Все это будет требовать эрудиции, творческого мышления.

5. Успешность ребенка в учебе находится в прямой зависимости от его начитанности. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начинают выполнять. Но если читать столь необходимо, как же повысить читаемость ребёнка? Это конечно же – семейное чтение!  

Как стать родителем читающего ребѐнка?

1. Подавайте ребенку пример, читая книги, газеты, журналы. Родители очень огорчаются, если их ребенок не любит книги и не хочет читать, но при этом не       догадываются, что причина этого кроется в них самих.

2. Читайте с ребѐнком каждый день. Добрая традиция – чтение вслух оставляет воспоминания на всю жизнь. Читайте друг другу по очереди. Читайте ребѐнку перед сном.

3. Окружайте ребѐнка книгами. Если ребѐнок живѐт в окружении книг, они становятся обязательной частью его жизни. Подпишите ребѐнка на детский журнал – он должен привыкнуть, что ежемесячно будет получать замечательный подарок, поскольку чтение доставляет удовольствие.

4. Читайте медленно и громко. Не спешите, добавьте драматичности и выражения Вашему голосу. Задавайте вопросы о прочитанном. Делайте паузы в чтении, чтобы ребѐнок мог спросить вас о непонятных местах и обдумать прочитанное.

5. Читайте книги снова и снова. Дети любят перечитывать любимые истории, потому что они знают, что произойдѐт с героями дальше.

6. Не давите на ребѐнка. Ребѐнок иногда может не хотеть читать. Не заставляйте его делать это - чтение должно быть удовольствием, а не обязанностью. Разрешайте ребѐнку самому выбирать книги в магазине или библиотеке.

7. Показывайте свою заинтересованность. Обязательно слушайте, как ребѐнок читает сам, он должен чувствовать интерес старших. Если ребѐнок увлѐкся какой-то темой (приключения, книги о животных и т.п.) или автором, предложите ему нужную литературу

Рассмотрим, как поэзия для детей может повлиять на формирование тех или иных качеств личности и особенностей интеллектуально-эмоциональной сферы младших школьников (на примере чтения книг Николая Шилова).

  1. Развитие речи и создание возможностей для творческого развития
         Словарный запас ребенка к поступлению в школу – 3,5 тысячи слов. Если новое для ребенка слово впервые встречается в поэтическом тексте, то усвоение слова идет быстрее за счет рифмы и ритма. Ускоряется и усвоение синтаксических конструкций, на практике формируется представление и стиле высказывания. Через поэтические тексты проще и быстрее освоить особенности языка: многозначность, метафора, эпитет, олицетворение, лексический повтор, гиперболу…
        Игровой характер большинства стихотворений Николая Шилова подвигает и детей к речевым играм: подбору слов, рифм, олицетворению, сочинению собственных речевых зарисовок, даже к иллюстрированию и разыгрыванию сценок по сюжетам стихотворений. Организовано это может быть, например, от названия стихотворения

Вы и сами легко можете сочинять стихи! Например, продолжите строчку:  «Если падаешь с Луны …»

(Чтение стихотворения)

Если падаешь 
С луны, 
А внизу стоят 
Слоны, 
Приземляться 
Лучше с левой 
Или с правой 
Стороны. 
А вот в центр 
Стада 
попадать не надо. 
Не приветствуют 
Слоны 
Тех, кто падает 
С луны.

Стихи Шилова дают возможность перехода от речи бытовой к речи поэтической, например, от встречи с цветком «кашка» на лугу или в на картинке книги – к чтению стихотворения «Малая родина», или от слова «кислый» в характеристике кефира к стихотворению «Муха в кефире». Системная работа с текстами Шилова закладывает основы речевого творчества ребенка, и, переходя к пафосу, основы проектирования собственного мира.

2. Укрепление нервной системы
    Ритм (настройка дыхания), возвращение к игре, «безопасность» текста (приятные воспоминания), актуализация удивления как самой позитивной эмоции – эти последствия чтения текстов Шилова неизбежны. Правда, следует сказать, что терапевтический эффект чтения стихов будет возможен при нескольких условиях: читать стихи надо вслух, причем взрослый должен сначала внутренне настроить себя на «правильное» чтение – т.е., созвучное настроению и ритму текста. Правильное чтение заставляет и читающего, и слушающего дышать в одном ритме – ритме стихотворения, что и успокаивает, и создает ощущение единения, защищенности, а отсутствие выраженного драматизма в стихах Шилова, доброжелательность к читателю, мягкий юмор поневоле поднимут настроение.

3. Развитие рефлексии (через знакомство с образом поэта, с его способностью рассказать о себе)
    В жизни любого человека важны не только реальные люди, его окружающие, но и некие образы героев, которые формируются в сознании человека под влиянием искусства – фотографий, фильмов, видеоигр, но и прежде всего – под влиянием литературы. Эти образы – и образцы для подражания, и друзья в трудную минуту, и темы для разговоров с реальными друзьями. Если мы хотим вырастить творческого ребенка, то в галерее этих образов обязательно должны появиться и творцы.

Как читать книги Николая Шилова?

1.Обязательно вместе с ребенком!
Физический контакт в начале чтения должен быть максимально тесным, оптимальный вариант: ребенок сидит рядом со взрослым, взрослый обнимает ребенка одной рукой, «замыкая» объятие книгой. Перед началом чтения хорошо рассмотреть книгу, посмотреть фотографию, рассказать о Шилове (именно рассказать, а не прочитать).
2.
Стихотворения читает взрослый! 

Поэтические книги нельзя использовать как тренажеры для отработки техники чтения. Чтение стихов должно быть безупречным, поэтому к нему надо готовиться. Первым читает взрослый, причем, если все идет удачно, стихотворение читается несколько раз. Чтение стихотворений детьми условно: обычно дети запоминают на слух текст, «симулируя» чтение, точнее, вспоминая строки с привязкой к тексту книги (и такое чтение-вспоминание надо поощрять!)
3.
После каждого стихотворения (максимум разворота) нужна пауза.

Посмотреть на ребенка, улыбнуться, увидеть и услышать его реакцию, возможно, поделиться своим мнением. Спросить, хочет ли он перечитать.
4.
Оптимально, чтобы чтение вылилось в игру – подвижную, с беганием-прыганием и скандированием строк Шилова, изображением героев стихотворения – каркающей вороны, слона, смотрящего на падающего героя, мухи, у которой кислый вид и т.п.
5.
Замечательно, если игры перейдут в рисования по мотивам стихотворения, а, возможно, и в собственное сочинительство.

Особое место в ряду качеств Шилова, способных стать «обучающим» для детей, занимает его элегантная рефлексия – от рефлексии по поводу внешности до рефлексии творческой («Шилов Николай Петрович — довольно крупный поэт. Его рост один метр восемьдесят пять сантиметров, а вес — девяносто килограммов, как у десяти огромных арбузов. Но пишет он стихи для маленьких…», писал о себе Шилов). Умение видеть себя со стороны редко демонстрируется, тем более в понятной для детей форме, а именно рефлексия – одно из обязательных условий успешной учебной и трудовой деятельности.

Перечислим еще ряд возможного воздействия поэзии Николая Шилова на ребенка младшего школьного возраста: это возможности развития таких черт личности как юмор, бережное и внимательное отношение к окружающему миру, стремление поделиться хорошим настроением с другими. Это возможность развития образного мышления и воображения. Это (при условии выступлений, участия в мероприятиях, посвященных поэту) реализация потребности в ситуациях успеха и социальном признании. Это, наконец, помощь в освоении учебных действий (развитие навыка чтения, развитие выразительности речи и отработки дикции, умение работать с текстом).

А сейчас зададим себе, наверное, самый трудный вопрос "Как привить интерес к чтению?" Предлагаю обсудить этот вопрос в группах и предложить свой способ приобщения ребенка к чтению, поощрения ребенка.

В заключении я хотела бы подарить Вам небольшие памятки, которые помогут Вам в нелегком труде- приобщении Ваших деток к чтению!

Читайте вместе книги Николая Шилова и будьте счастливы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект Родительского собрания в четвёртом классе начальной школы по теме «Трудности обучения письму и чтению у школьников 4-го класса».

Всем известно, что обучение чтению и письму является основополагающим для успешного обучения в школе. Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено ...

План -конспект родительского собрания "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе"

ПЛАН - КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ«ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ И ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ».   Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение з...

План – конспект родительского собрания по теме « Трудности обучения письму и чтению в начальной школе».

Дата проведения собрания – начало учебного года.Цели и задачи:- ознакомить  родителей учащихся с возможными трудностями при обучении письму и чтению,-  дать характеристику основным трудностя...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе"Ход родительского собрания СЛАЙД 11. ВступлениеПедагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать...