Родительские собрания
классный час на тему

Собрания WS

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskie_sobraniya.docx83.47 КБ

Предварительный просмотр:

Родительские собрания

  1. Семейные традиции и способность ребёнка трудиться.

 Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, 

это даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия.

 К.Д.Ушинский.

Задачи:

  • Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребёнка в семье;
  • Объяснить родителям о необходимости сформировать у ребёнка потребности выполнения трудовых обязанностей в семье.
  • Обратить внимание родителей на роль семьи в формировании личности ребёнка. 

Форма проведения: беседа.

Вопросы для обсуждения:

  1. Труд и его значение в жизни ребёнка;
  2. Значение примера семьи в воспитании трудовых навыков ребёнка;
  3. Трудовые усилия ребёнка и их оценка в семье.
  4. Выявить особенности взаимоотношений между детьми и родителями.

Подготовительная работа:

  • Анкетирование;
  • Памятки родителям и ученикам.

Ход собрания:

I . Вступительное слово.

-Уважаемые родители! Тема нашего собрания: «Семейные традиции и способность ребёнка трудиться». Как вы думаете, какие вопросы сегодня на собрании нами будут затронуты?

Хорошо, и начнём мы с ответа на вопрос: а нужен ли человеку труд и для чего он нужен? Я бы хотела послушать ваши ответы на этот вопрос.

Как гласит пословица: «Порядок в голове начинается с порядка в доме». Человек, который не умеет трудиться по дому, выполняя простые домашние задания, будет не способен содержать свой собственный дом в чистоте и порядке, а, следовательно, и мысли его будут не упорядочены.

Домашний труд, домашние повседневные обязанности скучны и весьма обременительны. По статистике социологов, занимающихся проблемами семьи, женщина тратит на домашние дела порядка 11-12 часов в неделю, что составляет около 20% всего времени в неделю. Согласитесь, для того чтобы добровольно выполнять такие нагрузки, необходимо большое чувство любви к близким, умение жертвовать своими желаниями для других людей и просто умение делать все перечисленные дела быстро и качественно.

Учим ли мы этому своих детей, требуем ли мы от них выполнения домашних обязанностей или нас волнуют только их учебные успехи?

Я предлагаю вам заполнить небольшую анкету следующими фразами:

  1. дежурит по классу                              
  2. выносит мусор
  3. имеет трудовые поручения                
  4. убирает свою комнату
  5. занимается в кружке                            
  6. моет посуду
  7. занимается в секции                            
  8. делает покупки
  9. участвует в трудовых делах школы
  10.  ухаживает за младшими

 

Я знаю, что мой ребёнок в школе:

Мой ребёнок дома:

 

 

Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на «жертву»: всю домашнюю работу берут на себя. Как вы думаете, что может получиться из такого отношения?

Считаете ли вы, что родители должны быть сами примером для своих детей? Каким образом это должно отражаться?

Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует детей». Есть много разновидностей этой уродливой любви: любовь умиления, любовь деспотическая, любовь откупа.

Взаимоотношения семьи и школы важны не только в начальной школе, актуальными они остаются ив старшем возрасте. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, а потому деятельность в рамках семьи и деятельность ребёнка в рамках школы будет тесно переплетаться. Если ребёнка приучили к труду в доме, то и в школьной жизни он будет стараться себя проявить и, наоборот, если в доме ему не было привито стремление к труду, то и в школе он  не будет проявлять инициативу.

Я бы хотела вам прочитать следующее стихотворение о влиянии семейного воспитания

Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому.

Родители – пример ему!

Кто при жене и детях груб, кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.

Не волк воспитывал овец, походку раку дал отец!

Коль видят нас и слышат дети, мы за дела свои в ответе.

И за слова: легко толкнуть детей на не хороший путь.

Держи в приличии свой дом, чтобы не каяться потом.

 

Я предлагаю вам пройти следующий тест:

Тест для родителей:  «Какой вы родитель?» 

Говорите ли вы ребёнку следующие фразы? 

  1. Сколько раз тебе повторять?
  2. Посоветуйте мне, пожалуйста.
  3. Не знаю, что бы я без тебя делала!
  4. И в кого ты такой уродился?
  5. Какие у тебя замечательные друзья!
  6. Ну на кого ты похож?!
  7. Вот я в твоё время…
  8. Ты моя опора и помощник!
  9. Ну что за друзья у тебя?
  10. О чём ты только думаешь?
  11. Какой ты у меня умница?
  12. А как ты считаешь сынок (доченька)?
  13. У всех дети, как дети, а ты…
  14. Какой ты у меня сообразительный!  

Правильные ответы:  1, 4, 6, 7, 9, 10, 13 – «нет»

  2, 3, 5, 8, 11, 12, 14 – «да» 

Результаты теста: 

  1. Если вы верно ответили практически на все вопросы, вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне уважает и любит вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
  2. Если вы допустили 3-5 неверных ответа, вы не последовательны в общении с ребёнком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств
  3. Если вы допустили 6-10 неверных ответов, вам необходимо быть к ребёнку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребёнка зависит от случая в большей степени, чем от вас.
  4. Если вы допустили 11-14 неправильных ответа, вы сами чувствуете, что идёте по неверному пути. Между вами и ребёнком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушивайтесь к его словам. 

На этом наше собрание окончено, но вы не уйдёте с пустыми руками. Я дам вам анкеты для ваших детей, которые они сами заполнят, а вы, просмотрев результаты анкетирования, сами сделаете вывод на основе тех памяток, которые также останутся с вами.

  Анкета для учеников 1. 

Дома я:

Всегда

Часто

Иногда

Никогда

Убираю свою постель

 

 

 

 

Убираю свою комнату

 

 

 

 

Мою посуду

 

 

 

 

Хожу в магазин

 

 

 

 

Стираю мелкие вещи

 

 

 

 

Помогаю в уборке квартиры

 

 

 

 

Ухаживаю за младшими

 

 

 

 

Умею кое-что готовить

 

 

 

 

Помогаю родителям

 

 

 

 

   -

Памятка для родителей: 

  • Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок, если он не прости о помощи.
  • Поручения, которые, вы даёте ребёнку, должны соответствовать его возможностям.
  • Не говорите постоянно дома о том, что работа для вас наказание и каторга.
  • Будьте примером для ребёнка в выполнении домашних дел аккуратно и постоянно.
  • Старайтесь следить за своей речью, не забывайте, что слова могут материализоваться. 

 Памятка для учеников:   Как развить в себе желание трудиться. 

  • Внуши себе, что твоя помощь порадует близких.
  • Приступая к делу, возьми себе в помощники песню.
  • Выполнив какую-то часть работы, оцени её и похвали самого себя.
  • Если немного устал, сделай небольшую зарядку для рук (глаз).
  • Обязательно постарайся закончить начатое дело и похвали себя.
  • Напиши родителям шутливую записку о сделанном, и пусть тебе ответят.
  • Никогда не злись по причине того, что пришлось поработать. Главное – ты сумел преодолеть себя. Свою лень, своё нежелание. Значит ты сильнее его, значит, и в любом деле у тебя всё получится!                         

2. «Трудности адаптации первоклассников в школе»

Задачи: познакомить родителей с вопросами адаптации ребёнка к школе, их решением; проанализировать своё отношение к этой проблеме; предложить практические советы по адаптации первоклассников; научить родителей понимать свои родительские права и обязанности, уметь правильно их применять в общении со своими детьми.

Форма работы: информационно-аналитическая беседа с элементами ситуативного практикума.

Участники: классный руководитель, родители, педагог-психолог, детский врач.

Основные вопросы для обсуждения:

  1. Физиологические трудности адаптации первоклассников к школе.
  2. Психологические трудности адаптации первоклассников к школе.
  3. Система взаимоотношений с ребёнком в семье в период адаптации к школьному обучению.
  4. Родительский практикум по проблеме.

Ход собрания

Педагогика должна стать наукой для всех

– и для учителей, и для родителей.

В.А.Сухомлинский

Расскажите, как прошёл для вашего ребёнка и для вас первый день в школе?

 На доске  радуга, каждая дуга которой выражает  самые разнообразные чувства, которые может испытывать человек.  После того, как Ваш ребёнок переступил школьный порог, в Вашей душе, в Вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование.  Выберите свою разноцветную дугу и назовите это чувство. (Светлая цветовая гамма – положительный настрой, тёмная – проблемы в адаптации).

  1. Обсуждение вопроса посредством фронтальной беседы  СЛАЙД 4

  Уважаемые родители! Вы – люди, у которых разное образование, разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас – это наши дети.

   Но сегодня, сидя за партой на том месте, на котором сидит ваш сын или дочь, мы учимся постигать формулу родительской педагогики. Возьмите листочки, которые лежат перед вами, рассмотрите их: одна сторона его чиста, а вторая заполнена. На заполненной страничке написаны предложения, в которых рассказывается о том, что я, как  педагог, увидела  в вашем сыне или дочери за это время, на что хочу обратить ваше внимание.

Мы никогда не будем вслух анализировать проблемы, неудачи, горести детей. Они остаются для индивидуального общения с вами. Это станет нашим с вами законом общения, нашей традицией родительских собраний. Вспомните все себя в возрасте ваших детей, вспомните школу, в которой вы учились и скажите, изменился ли современный ребёнок-первоклассник, по сравнению с ребёнком вашего детства? Изменилась ли школа?

(Высказывания родителей, обсуждение).

    Обобщим сказанное: «Да, современный ребёнок не тот, который был несколько лет, тем более несколько десятилетий тому назад».

Обсуждение вопроса о проблемах адаптации ребёнка к школе

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни: надо систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и т.д. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям,  существует у всех первоклассников.

Прежде всего, вы будете каждый день интересоваться школьными событиями. Знания детей первых классов в течение учебного года не оцениваются в баллах. Какие вы задаете вопросы своим детям?

Если дети не могут толково ответить на, казалось бы, простые вопросы, не волнуйтесь, не огорчайтесь, а главное - не раздражайтесь. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена требований психологически очень трудна. Имея дело с первоклассником, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка эта смена отношений к себе может быть очень болезненной: он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что - «плохо». Поддержите его в этой трудной ситуации.

Какие бы советы вы могли бы дать своему ребёнку?

Выберите из предложенных в данном перечне три, по вашему мнению, главных фактора, рассмотрите их по степени значимости.

а) Физическое здоровье.

б) Развитый интеллект.

в) Умение общаться и способность взаимодействовать со сверстниками.

г) Умение считать и читать.

д) Выносливость и работоспособность.

е) Аккуратность и дисциплинированность.

ж) Хорошая память и внимание.

з) Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.

- Обоснуйте свой выбор.

Вывод:

 Учение в школе - это новый период в жизни вашего малыша. Очень важно, чтобы с первых дней пребывания в школы ребенок чувствовал себя комфортно. От этого будет зависеть успешность его обучения и общения в школе. Дети далеко не одинаково легко «вживаются» в новые условия жизни - школьное обучение.

Для того чтобы период адаптации к школе прошел у ребенка относительно легко, важны хорошие взаимоотношения в семье, отсутствие конфликтных ситуаций и благоприятный статус в группе сверстников.

Необходимым условием успешной адаптации ребенка в школе является степень участия родителей в его школьной жизни, в организации приготовления уроков, особенно в первый год обучения.

 Вывод:

Родительские притязания основаны не на понимании и учёте реальных возможностей ребёнка, а на абстрактных представлениях о неком идеале. Часто возникает ситуация завышенных требований. На ребёнка ложится бремя двойной нагрузки: «Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо». Часто такой груз становится непосильным для ребёнка.

  Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьёзное отношение  к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

   

Когда уместна тревога?

    Беспокоиться за ребёнка во время адаптации, конечно, нужно, но некоторые родители бывают чересчур тревожны, чем наоборот вредят ребёнку. Психолог  поможет нам разобраться в этом вопросе:

Обычно

Опасно

       Снижается первоначально непосредственный интерес к школе, занятиям.

Полное отсутствие интереса к учёбе, вялость и безынициативность.

Начинает время от времени говорить, что учиться надоело (особенно в конце недели и четверти), но активно интересуется всем остальным.

Ничего не интересно, безразличие  ко всему, даже к играм, если они требуют хоть какого-то напряжения.

Радуется, когда не надо делать домашнее задание.

Делает уроки только «из-под палки».

Время от времени хочет остаться дома, пропустить уроки.

Нежелание ходить в школу и вообще учиться выражается  постоянно и открыто в формах активного протеста, либо симптомами болезней,  которые  кончаются сразу после того, как разрешат остаться дома.

Иногда выражает недовольство учителем или опасения по его поводу.

Очень не любит или боится учителя, испытывает по отношению к нему страх, бессилие или агрессию.

Вывод: беспокоиться нужно тогда, когда нежелание учиться является устойчивым, выражается активно, отражает основное отношение ребёнка к школе.

 

Что должна делать семья, чтобы ребёнок был более успешным, инициативным, талантливым?

От успехов ребёнка в первые дни в школе зависит и успех адаптации. Прежде всего надо ответить на вопрос: «Какие качества нужно формировать в ребёнке, чтоб он не стал посредственным?»    

Тестирование родителей с целью коррекции в дальнейшей работе

   (Отметьте нужное «+»)

Ребёнок очень охотно идёт в школу.

Совсем неохотно.

Очень охотно принимает распорядок школы.

Совсем не принимает.

Очень сильно переживает учебные успехи.

Совсем не переживает.

Очень горячо делится школьными впечатлениями.

Совсем не делится.

Преобладают положительные впечатления.

Преобладают отрицательные впечатления.

Самостоятельно выполняет учебные задания.

Справляется с помощью взрослых.

Очень часто жалуется на одноклассников.

Совсем не жалуется на одноклассников.

   Я думаю, что наша встреча не прошла зря. Вы получили много рекомендаций, ответы на волнующие вас вопросы, встретились со специалистами, а теперь пришла пора подвести итоги нашей встречи.

  1. Итог собрания

    Известный педагог и психолог Симон Соловейчик в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребёнка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода.

Закон 1

   Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!

Закон 2

  Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что это будете Вы.

Закон 3

  Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого  приводят к боязни и ненависти.

Закон 4

  Не налагайте запретов. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.

Закон 5

  Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.

Закон 6

  Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.

Закон 7

  Развивайте в себе чувство юмора. Учите своего ребенка смеяться над собой! Это лучше, чем над ним будут смеяться другие люди.

Закон 8

Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит!

Закон 9

  Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».

Закон 10

  Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для Вашего ребенка и для Вас, родители!

   Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благодарных детей!

   Мы желаем вам успехов!

Очень хорошо, если Вы поместите эти правила в комнате или в рабочем уголке своего ребёнка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребёнка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие – нет и почему.  

  Так хочется, чтобы в наше непростое время дети были по-настоящему счастливы!

3. :Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка

Форма проведения: круглый стол.

Цели. Помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, как залог их жизненной судьбы; познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса.

Повестка дня:

1. Значение книги в жизни младшего школьника.

2. Как развивать читательский интерес ребенка.

3. Культура чтения школьника. В чем она заключается.

Ход собрания:

Чтение – вот лучшее учение. А.С. Пушкин

I. Вступительное слово классного руководителя

Тема нашего собрания – Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка.

Как вы думаете, о чём пойдёт речь?

Целью нашего собрания будет – понять необходимость и ценность чтения как средства образования и воспитания младших школьников.

А перед началом нашего собрания, я прошу вас заполнить следующую анкету.

Анкетирование родителей.

1. Нравится ли вашему ребенку читать книги?

2. Сколько времени он проводит за книгой?

3. Убеждаете ли вы своего ребенка читать или он делает это без принуждения?

4. Книги какого жанра он предпочитает?

5. Как вы поощряете его читательские стремления?

6. Дарите ли вы своему ребенку книги?

7. Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанное?

8. Считаете ли вы себя активным читателем? (много ли читаете)

9. Читаете ли Вы сами/читаете ли вы с ребёнком?

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому — восьмому классу читают все хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются.

Как выйти из этой ситуации ребенку?

Часто бывает так, что ребёнок, узнав буквы и научившись читать, всё равно не берёт в руки книжку. Что обычно говорят родители в таких ситуациях?

А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы дети сами захотели читать, чтобы процесс чтения стал для них важен и необходим именно, по их мнению?

В виде чего, каких форм, можно привлекать ребёнка к чтению?

Одним из самых простых способов могут являться игры, в процессе которых обучение чтению идет непринужденно и весело. Огромную роль играют и вечера семейных чтений, наполненные живым, умным словом. Во время семейного чтения отец и мать сближаются с детьми, открываются для них с другой стороны.

Также нам стоит не забывать не только о том, сколько читает ваш ребёнок, но и как хорошо он это делает. Для этого вы можете предложить ребёнку читать для вас вслух, исправляя во время чтения его небольшие ошибки, вроде неверного ударения или неправильного чтения незнакомых слов. К тому же, читая вам, взрослым, ребёнок сможет узнать значение непонятных для него слов.

Как стоит поощрять ребёнка за прочитанный отрывок или рассказ?

Для этого недостаточно общих слов «хорошо», «молодец», «уже быстрее». Необходимо отмечать рост, сравнивать сегодняшние результаты со вчерашними, радоваться каждому шагу вперёд, каждому успеху.

Вспомните, как оценивается качество чтения в школе.

Верно, с помощью контрольного чтения или оценки техники чтения. Как вы думаете, что составляет оценку техники чтения вашего ребёнка?

Скорость, правильность чтения слов (ударение, произношение), понимание и умение ориентироваться в тексте.

В программе начальных классов скорость чтения у среднего ученика должна составлять 90-100 слов в минуту. Некоторые авторы считают, что к концу обучения в начальной школе желательно, чтобы ученики читали 120 слов в минуту.

В.Н.Зайцев, занимающийся проблемой техники чтения, сопоставил успеваемость учащихся 6-8 классов (отличников, хорошистов, троечников) со скоростью чтения этих же учащихся в третьем классе.

Что же выяснилось?

Те, кто стал отличником, читали к концу третьего класса в среднем 150 слов в минуту, хорошисты -120 слов в минуту, троечники - 80-90 слов в минуту. Следовательно, если мы хотим, чтобы наши дети занимались преимущественно на отлично, нам необходимо, чтобы их техника чтения была на высоте.

Как показывает опыт, большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Как этого добиться? В.Н. Зайцев дает следующие рекомендации:

1. Если ребенок находится еще только на первых ступеньках овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще. Почитал 5-7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час-два еще 1-2 абзаца. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа-полутора за один прием.

2. Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением.

3. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. В режиме щадящего чтения ребенок читает 1-2 строчки и после этого получает краткий отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку - отдохнул. Следующий кадр - опять две строчки прочитал, затем посмотрел картинку. Этот прием вполне подходит тем детям, которые читают неохотно.

Придерживаясь этих советов, вполне можно повысить технику чтения своего ребёнка, не прибегая к убеждениям и подкупам. Также, чтобы ребенок полюбил чтение, очень важно создать его собственную домашнюю библиотеку.

Из каких книг она должна состоять, как вы думаете?

Из книг детской литературы.

Вот и закончилось наше собрание. Пусть наши совместные старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы. Пусть каждый ученик нашего класса будет уметь и любить читать. Пусть каждый день будет связан с увлекательным путешествием в мир книг, чтение станет для детей самой сильной страстью и принесет им счастье!

Памятка №1.

Правила чтения для учащихся.

1. Ели хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 10-15 минут в день.

2. Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения. На время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.

3. Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста.

4. Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай перерыв, используй его для физкультурной паузы.

5. Обращай внимание на поступки их героев, анализируй поступки, делай для себя выводы.

6. Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.

7. Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять ее в руки чистой и опрятной.

8. Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.

9. Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернешься к этим словам, выполняя задание учителя.

Памятка №2.

Как готовить домашнее задание по чтению.

1. Внимательно прочти название произведения, которое тебе необходимо прочитать.

2. Посмотри, кто автор произведения.

3. Внимательно прочитай весь текст.

4. Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен.

5. Найди объяснение непонятных слов в словаре или спроси у взрослых.

6. Подумай над тем, какова основная мысль данного текста.

7. Внимательно прочитай вопросы в конце текста и постарайся на них ответить с помощью текста.

8. Составь план пересказа текста.

9. Подготовь пересказ текста вслух (от другого лица).

10. Не глядя в текст, вспомни действующих лиц текста и главного героя.

11. Дай им характеристику, учитывай и собственное мнение.

12. Выскажи свое мнение по прочитанному тексту, поделись этим мнением со своими родными. Им это будет интересно.

Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей.

1. Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.

2. Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.

3. Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

4. Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

5. Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.

6. Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

7. Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.

8. Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

9. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

10. Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.

11. Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.

12. Дарите ребенку книги с дарственной надписью, теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Тема: Как развивать у ребёнка желание читать?

«Все, чего я достиг в жизни, стало возможным, благодаря книге». Ричард Бах

Задачи собрания: Развивать у родителей интерес к формированию у детей желания читать и интеллектуальных умений с помощью книги.

Форма проведения: круглый стол.

Вопросы для обсуждения:

· Значение книги в жизни младшего школьника.

· Как развивать читательский интерес ребенка.

· Культура чтения школьника. В чем она заключается.

Подготовительная работа к собранию:

1. Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания. Анкетирование учащихся.

o Как ты считаешь, может ли человек жить без книги?

o Нравится ли тебе читать книги?

o Какие книги ты читаешь с удовольствием?

o Нравится ли тебе получать книги в подарок?

o Какую книгу ты теперь читаешь?

o Тебе ее подарили или ты взял ее в библиотеке?

o У вас дома много книг?

o Какие детские книги есть в вашей домашней библиотеке?

Анкетирование родителей.

· Нравится ли вашему ребенку читать книги?

· Сколько времени он проводит за книгой?

· Убеждаете ли вы своего ребенка читать или он делает это без принуждения?

· Какие книги он предпочитает?

· Как вы поощряете его читательские стремления?

· Дарите ли вы своему ребенку книги?

· Есть ли у вас на этот счет какие-то убеждения?

· Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанное?

· Считаете ли вы себя активным читателем?

· Являетесь ли вы примером для своего ребенка в чтении книг?

Памятки для родителей по развитию читательских умений детей.

Памятка №1.

Правила чтения для учащихся.

· Ели хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 10-15 минут в день.

· Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения. На время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.

· Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста.

· Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай перерыв, используй его для физкультурной паузы.

· Обращай внимание на поступки их героев, анализируй поступки, делай для себя выводы.

· Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.

· Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять ее в руки чистой и опрятной.

· Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.

· Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернешься к этим словам, выполняя задание учителя.

Памятка №2.

Как готовить домашнее задание по чтению.

· Внимательно прочти название произведения, которое тебе необходимо прочитать.

· Посмотри, кто автор произведения.

· Внимательно прочитай весь текст.

· Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен.

· Найди объяснение непонятных слов в словаре или спроси у взрослых.

· Подумай над тем, какова основная мысль данного текста.

· Внимательно прочитай вопросы в конце текста и постарайся на них ответить с помощью текста.

· Составь план пересказа текста.

· Подготовь пересказ текста вслух (от другого лица).

· Не глядя в текст, вспомни действующих лиц текста и главного героя.

· Дай им характеристику, учитывай и собственное мнение.

· Выскажи свое мнение по прочитанному тексту, поделись этим мнением со своими родными. Им это будет интересно.

Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей.

· Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.

· Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.

· Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

· Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

· Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.

· Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

· Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.

· Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

· Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

· Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.

· Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи. Дарите ребенку книги с дарственной надписью, теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей.

· Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.

· Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.

· Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

· Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

· Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.

· Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

· Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.

· Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

· Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

· Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.

· Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.

· Дарите ребенку книги с дарственной надписью, теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Ход собрания:

Вступительное слово классного руководителя

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому — восьмому классу читают все хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.

Для того чтобы ребенок наглядно видел свой рост в овладении техникой чтения, надо почаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом.

Следует вооружиться часами с секундной стрелкой, книжкой с крупным шрифтом и легким текстом. Пусть ребенок читает ровно одну минуту. Подсчитайте, сколько слов (включая союзы и предлоги) он успевает прочесть за минуту. К своему «росту по чтению» ребенок будет относиться столь же ревностно, как к меткам его роста на двери.

Согласно ориентировочным показателям ФГОС, скорость чтения в 1 классе должна составлять:

· в 1 полугодии —50-60 слов в минуту;

· во 2 полугодии —60-70 слов в минуту.

Важно оценивать только технику чтения, а не другие достоинства маленького читателя. Для этого недостаточно общих слов «хорошо», «молодец», «уже быстрее». Ребенку будут понятнее более конкретные оценки(«Целых 20 слов в минуту! Замечательно!», «В марте было 40, а сейчас 45 слов в минуту!» и т.п.). Необходимо отмечать рост, сравнивать сегодняшние результаты со вчерашними, радоваться каждому шагу вперёд, каждому успеху.

Педагоги пришли к выводу: если ребенок на первом году обучения не научился нормально читать, то его интерес к учению значительно падает. Научившись читать, ребенок открывает для себя мир большой литературы. Особое место в нем занимают сказки. Сказка - первая ступенька вхождения в страну знаний, в мир культуры. Как говорил К.И.Чуковский, сказка есть самая здоровая пища - не лакомство, а насущный и питательный хлеб.

Дискуссия с родителями по следующим ситуациям:

Ситуация 1.

Мать рассказывает, что, укладывая десятилетнюю девочку спать, всегда читает ей несколько страничек из книжки. Так заведено, и девочка целый день ждет этой минуты.

· Согласны ли вы с тем, что такой большой девочке надо читать вслух?

· Чем руководствуется мама, читая выросшему ребенку вслух?

· Что дает такая традиция?

Ситуация 2.

В нашей семье мы часто дарим детям книги. Обязательно подписываем их: «Сереже - в первый день ученья. Пусть оно будет для тебя радостным и желанным», «Настеньке - в день рождения от бабушки и дедушки». Такие книги-подарки передаются из поколения в поколение.

· Что дает такая традиция?

· Считаете ли вы, что детям надо обязательно дарить книги?

Ситуация 3. На прогулке шестилетний Максим увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну внимательно рассмотреть и запомнить внешний вид бабочки, чтобы дома посмотреть в книге и узнать ее название. Понаблюдав за бабочкой, Максим обнаружил, что на крыльях у нее много черных точек. Дома мама достала книгу, и вместе они долго рассматривали изображенных в ней бабочек. Наконец нашли такую, которой заинтересовался Максим. Она называется «Многоглазка огненная». Мама спросила: «Ты понял, почему она называется огненной? Правильно, за оранжевый цвет крыльев. А почему многоглазка, как ты думаешь?» И Петя высказал свое предположение: «Наверно, за черные точки, они похожи на глазки».

· Как вы относитесь к такому стилю общения взрослого и ребенка?

· Что вы воспитываете, обращаясь вместе с ребенком к книгам за ответом на возникший вопрос?

Ни для кого ни секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его — привычка ребенка читать. Надеюсь наше обсужение оставило след в вашем понимании и может вы чтото измените в своем воспитании детей.

Копилка родительского опыта.

-Уважаемые родители, может кто-нибудь хочет поделиться своими методами и способами как привить ребенку любовь к чтению? Как происходит это в ваших семьях?

Обмен мнениями родителей по развитию читательского интереса и умений в семье. Работа с памятками, подготовленными классным руководителем к родительскому собранию. Их обсуждение и анализ.

Литература для подготовки родительского собрания:

1. Воскобойников В. М. Как определить и развить способности ребёнка. СПб.: Респекс,1996.

2. Локалова Н. П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М.: Ось-89, 2003.

3. Сонин В. А. Психологический практикум: Задачи, этюды, решения. М., 1998.

4. «Влияние телевизора и компьютера на здоровье детей».

Цель – познакомить родителей с влиянием телевизора и компьютера на здоровье детей.

Задачи собрания:

· учить родителей анализировать причины, которые стимулируют плохое поведение детей;

· развивать умение поиска выхода в трудных ситуациях общения с такими детьми.

Форма проведения: дискуссионный клуб.

Подготовительная работа к собранию:

Подготовка памяток для родителей (Приложение 1)

Ход собрания

Здравствуйте уважаемые родители, я хотела бы вам рассказать о влиянии телевизора и компьютера на здоровье ваших детей, на их обучение в школе и общение.

Закройте глаза и представьте: мама, уставшая лежит на диване в любимой книгой в руках, а ребенок в это время буквально полностью поглощен просмотром телевизора. Казалось бы, какая идиллия: все довольны и счастливы. Но на этом месте я попрошу Вас остановиться. На самом деле ничего хорошего в таком положении вещей нет и быть не может. И вот тому причины. Во-первых, во время просмотра телевизора ребенок наносит ущерб своему здоровью. Во-вторых – своей психике. «Ну не такой уж и серьезный вред наносит телевизор, да и польза от него тоже имеется»,- наверняка скажете Вы. Но я с Вами не соглашусь, и приведу несколько результатов исследований, которые ясно показывают, насколько сильно влияние телевизора и компьютера на здоровье и психику ребенка.

Первое и самое очевидное следствие постоянного сидения перед экранами телевизоров и мониторов компьютеров – это проблемы со зрением. Так, на сегодняшний день в стране началась настоящая эпидемия детской близорукости.

Но это лишь самое очевидное влияние телевизора на здоровье ребенка. На самом же деле, проблем со здоровьем возникает гораздо больше. Так, британский ученый Эрик Сигман, проанализировав и суммировав 35 различных исследований, обозначил следующие негативные последствия просмотра телевизора детьми, опубликовав их в журнале:

1. Ожирение. Ребенок, уставившись в телевизор, не гуляет, не играет, а лежит на диване и механически поедает, то, что окажется у него под рукой. Все это приводит к нарушению обмена веществ, накоплению жира, и, в результате, к диабету со всеми вытекающими последствиями.

2. Ослабление иммунитета.

3. Обострение сердечно-сосудистых заболеваний.

4. Утрата способности концентрировать внимание, проблемы с памятью, что ведет к повышению развития болезни Альцгеймера.

Трудно представить современную жизнь без компьютерной техники. Человек взаимодействует с компьютером везде. На работе, на отдыхе, дома, в машине, самолете – везде можно увидеть глядящего в монитор человека. Постепенно, компьютер становится неотъемлемой частью жизни не только взрослых, но и детей. И многие родители считают это явление вполне положительным и поощряют его. Они считают, что лучше, когда ребенок находится дома и стучит по клавиатуре, чем гуляет на улице не известно в какой компании.

В результате, ребенок получает свободный доступ к любым сайтам, в том числе очень вредным для детской психики. Неограниченное время играет в компьютерные игры, многие из которых не менее вредны. Детские психологи и психиатры уже давно бьют тревогу по поводу компьютерных игр, так как они провоцируют постоянное возбуждение тех участков мозга, которые отвечают за удовольствие. В итоге, ребенок хочет испытывать эти ощущения снова и снова, и играет все больше. Возникает самая настоящая зависимость, которую можно сравнить с наркотической. К тому же дети, имеющие зависимость от таких игр, обладают большей агрессией, чем другие и плохо умеют контролировать свои эмоции. Там он находит себе новых друзей и спокойно общается с ними, только анонимно. Это очень удобно – не нужно искать подходы, подстраиваться под другого человека. Не нужно учиться общаться и беречь чужие чувства. Можно вести себя как захочется и не стесняться своих недостатков. Конечно, нельзя полностью запретить ребенку взаимодействовать с компьютером. Но нужно ограничивать это взаимодействие. Нужен не только родительский контроль, но и ваше внимание необходимо детям! Чаще разговаривайте с ними, посвящайте их в события вашей семьи, вместе ищите решение каких-то не очень сложных семейных проблем. Играйте с ребенком в обычные игры, учите навыкам общения. И объясняйте, во что можно играть и что можно смотреть.

Игра «Бумажный самолетик»

Под руководством учителя сделать бумажный самолетик.

-Можете ли вы назвать 2 одинаковых самолетика? Почему?

Положить его носом вправо, на крыле нарисовать солнце с 7 лучами. Напишите на лучах те слова, которые вы хотели бы пустить странствовать по нашему классу.

Запуск самолетиков.

Вывод: мы- взрослые люди – при одинаковых условиях делаем все по – разному.

Никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого - то или чего - то хуже или лучше. Любите своих детей, хвалите их и дарите им как можно больше своего внимания!

Спасибо за внимание!

Памятка для родителей

9 заповедей воспитания ребенка

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или – как ты хочешь. Воспитание должно помочь ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности.

3. В процессе воспитания не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и, будь уверен, ему его тяжела не менее чем тебе твоя. А может и больше. Потому что у него еще нет привычки.

5. Не унижай в процессе воспитания.

6. Не мучай себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучай, если можешь и не делаешь.

7. Помни – для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. Это важнейший закон воспитаний!

8. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.

9. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым; общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

«Телевизор в жизни семьи и первоклассника».

Цели: определить вместе с родителями достоинства и недостатки наличия телевизора в жизни ребенка, обсудить наименования и количество передач для просмотра детьми.

Задачи:

1.Создать доброжелательную атмосферу в коллективе родителей.

2.Проинформировать родителей о воздействии телевидения на психику и поведение ребёнка, о последствиях этого воздействия.

3.Создать условия для самостоятельного анализа ситуации родителями.

4.Способствовать поиску способов снижения отрицательного влияния телевидения на ребёнка.

Категория участников: классный руководитель, родители.

Этапы:

1.Организационный. На данном этапе педагог организует среду, соответствующую целям собрания, организует взаимодействие с родителями для эффективной совместной работы (т.е. оформляет комнату, готовит необходимые материалы и оборудование, произносит вступительное слово, проводит игры на приветствие и раскрепощение участников).

2.Основной. На данном этапе педагог проводит основную работу по теме в виде мини лекции, игр, беседы.

3.Заключительный. На данном этапе подводятся итоги проделанной работы, оценивается её эффективность, участники высказывают свои пожелания на будущее.

Предварительная работа:

1. Домашнее задание для родителей: найти афоризмы и высказывания о телевидении и книгах.

2.Изготовление детьми рисунков на тему «Моя семья и телевизор» или «я смотрю телевизор» (на уроке рисования или классном часе)

Материалы и оборудование:

1.Столы и стулья (расставленные по кругу)

2.Предметы, символизирующие различные телепередачи: учебники по истории и биологии, глобус, картинки и фотографии различных стран, фигурки животных, игрушки-герои мультфильмов, музыкальный инструмент, книги сказок, детские поделки и рисунки, фотографии танцующих детей и т.д.

3.Запись классического музыкального произведения, магнитофон.

4.Рисунки часов (схематические изображения) для каждого участника (Приложение1)

               

Ход собрания:

1.Вступительная часть.

Родители заходят в кабинет, звучит музыка (лучше взять спокойную классическую инструментальную музыку), атмосфера праздника, помещение оформлено празднично. Можно устроить чаепитие (на столах будет стоять чай и вазочки с конфетами, печеньем). Родители рассаживаются по своим местам за круглым столом, педагог читает стихотворение.

Л.А.Крутько

Свежий ветер напевает,

Дальних странствий голоса,

Он страницы раздувает,

Словно чудо-паруса!

Посреди любой страницы,

Оживают чудеса,

Не слипаются ресницы,

Разбегаются глаза!

Но читая дни и ночи

И плывя по морю строчек,

Курса верного держись!

И тогда откроют книжки –

Замечательные книжки –

Замечательную жизнь!

В прошлом, чтобы попасть в сказочный, невероятный мир, придуманный писателями, нужно было уметь читать. С помощью книги люди могли перенестись в своём воображении в другую страну или в далёкое прошлое. Только книги могли рассказать людям о том, что было много лет назад, только книги могли впустить читателя в безграничный мир фантазии автора.

Примерно в середине 20-го века в России появилось телевидение и первые телевизоры в квартирах зажиточных семей. Те, кто не мог себе позволить такую роскошь, ходили в гости к соседям, чтобы посмотреть телепередачи. И теперь, мы можем посмотреть на далёкие страны, не выходя из дома, мы можем, не умея читать погрузиться в сказки. Всё это возможно благодаря телевидению.

2. Беседа «Великие люди о телевидении и книгах» (поощрять родителей к рассуждениям о воздействии телевидения и книг на ребёнка).

Обсуждение цитат великих людей. Родители по очереди читают высказывания, афоризмы о книгах и телевидении, которые они заранее подготовили.

Педагог в это время фиксирует, какое высказывание является положительным, какое – отрицательным.

Примеры высказываний:

Там, где есть книга, человек уже не остается наедине с самим собой, в четырех стенах своего кругозора, он приобщается ко всем свершениям прошлого и настоящего, к мыслям и чувствам целого человечества. (Цвейг С.)

Одна из причин духовной пустоты — отсутствие подлинного чтения, которое захватывает ум и сердце, вызывает раздумья об окружающем мире и о самом себе. (Сухомлинский В.А.)

Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце. (Теккерей У.)

Телевидение может учить, просвещать, даже вдохновлять. Но только при условии, что люди хотят использовать его в этих целях. В противном случае, телевидение — это просто куча ящиков, начиненных лампами и проводами. (Эдвард Марроу)

Телевизор — пульт дистанционного управления телезрителем. (Виктор Пелевин)

Телевидение — устройство, позволяющее тем, кому нечего делать, смотреть на тех, кто ничего делать не может. (Ф. Аллен)

                Когда все высказывания прочитаны, подводится итог – сколько положительных и отрицательных высказываний о книгах и телевидении.

Вопросы для обсуждения:

1.Как вы думаете, почему о телевидении много высказываний с негативной окраской?

2. Какие плюсы видят авторы этих высказываний в телевидении?

3.От чего или от кого зависит, будет ли в этом больше плюсов или минусов?

4. Почему так легко навредить «плохой» передачей, а «плохой» книгой – сложнее? (Мы скорее посмотрим «плохую» передачу, чем прочитаем «плохую» книгу. Для того чтобы читать, нужно приложить некоторые усилия воли, а для просмотра телепередач нужно только присутствие. Не требуется даже работа воображения, на экране телевизора всё готовое.)

- Как вы уже догадались, мы будем говорить о вреде или пользе компьютера и телевидиния на жизнь ребенка.

Анкета:

- Как часто ваш ребенок смотрит телевизор?

- Сколько времени он тратит на просмотр телевизора или игру за компьютером?

- Какие передачи любит смотреть ваш ребенок?

- В какие игры любит играть ваш ребенок?

- Может ли он заменить просмотр телевизора на чтение книги?

3. Мини лекция «Психологические основы выбора телепередач» (информирование родителей о причинах выбора ребёнком передач определённого типа, о нормах «экранного времени»)

                Негативным отношение к телевидению стало потому, что люди обычно смотрят не то, что полезно, а часто просто то, что предлагается. У нас всегда есть выбор, огромный выбор того, что смотреть, и каждый выбирает передачи, исходя из своих потребностей. (Если женщине не хватает страстей в личной жизни, она смотрит сериалы. Если мужчина любит футбол, но не имеет возможности играть в эту игру, он смотрит футбольные матчи по телевизору. И т.д. ) Неслучайно человек выбирает фильмы, герои которых одного с ним пола - мальчики любят смотреть фильмы про мальчиков, молодежь – про молодежь, людям среднего возраста тоже интереснее смотреть фильмы, в которых главный герой примерно их ровесник. Если человек смотрит, например, «Час суда», он находит в этой передаче то, что подтверждает его убеждения о несправедливости мира. Мы сами ищем то, что подтвердит наши убеждения, находим негативную информацию и потом говорим о том, что телевидение – это зло. К тому же, мы сидим у телевизора по несколько часов подряд и говорим, что оно портит зрение. А оно действительно портит зрение, т.к. зрачок не фокусируется на предметах разной удалённости, все предметы на экране находятся на одинаковом расстоянии от наших глаз. Детям младшего школьного возраста врачи рекомендуют проводить перед экраном не более 50 минут в день (сюда входит и работа за компьютером и игры на телефоне и просмотр телепередач).

Станет ли телевизор для вас злом или добром – зависит от вас – от того, что и сколько вы будете смотреть.

4. Упражнение – дискуссия «Четыре стола» (создать условия для осмысленного выбора телепередач для ребёнка)

«А теперь, дорогие родители, я приглашаю вас на экскурсию по миру телевидения».

В разных концах комнаты расставлены столы (4), на каждом из которых лежат разные предметы.

- 1 стол: предметы, символизирующие познавательные передачи (учебники по истории и природоведению, глобус, картинки с изображением разных стран, фигурки животных и т.д.)

- 2 стол: предметы, символизирующие развлекательные передачи (игрушки – мультипликационные персонажи, диски с мультфильмами, музыкальный инструмент и т.д.)

- 3 стол: предметы, символизирующие обучающие и развивающие передачи (поделки из разных материалов, фотографии танцующих детей, рисунки и т.д.)

- 4 стол: предметы, символизирующие фильмы, поставленные по книгам (книги со сказками и рассказами)

Родители подходят к каждому столу, рассматривают предметы. Педагог предлагает родителям

- предположить, что символизируют все эти предметы,

- порассуждать о том, какие передачи предлагать для просмотра ребёнку, как помочь ребёнку выбрать передачу.

5. Упражнение «Наш выбор» (побудить родителей контролировать «экранное время» ребёнка).

Педагог раздаёт родителям рисунки часов. Задача родителей – выделить секторами 50 минут времени (распределить это время на сутки) и вписать в эти сектора передачи, которые желательны для просмотра ребёнком. Например, 20 минут после школы, 10 минут после приготовления домашнего задания, 20 минут работы или игр за компьютером. Указать, какие передачи родители будут смотреть вместе с ребёнком, в какие компьютерные игры ребёнок будет играть.

6.Подведение итогов. Каждый участник делится результатами предыдущего упражнения, а также своими выводами, мыслями по теме Творческой гостиной.

5. «Перелистывая страницы учебного года»

Форма проведения: творческий отчёт.

Цель: - подвести итоги совместной деятельности учителя, учащихся и родителей за учебный год;

- способствовать развитию инициативы родителей и учащихся, умению общаться и формированию культуры взаимодействия. Оборудование: презентация, выставка творческих работ детей (рисунки, поделки).

Подготовка:

· составление презентации «Чему мы научились» (с применением ИКТ)

· оформление выставки работ учащихся;

· оформление вместе с детьми пригласительных билетов;

· анкеты, памятки и благодарственные письма для родителей для родителей;

План проведения родительского собрания:

1. Вступительное слово классного руководителя.

2. Показ презентации «Чему мы научились за год». Выставка работ обучающихся.

3. Работа родителей в группах.

4. Показ фотослайдов.

5. Выступление классного руководителя о результатах адаптации на начало и конец учебного года

6. “Весёлая переменка” (конкурс для родителей).

7. Организация летнего отдыха детей.

8. Заключительное слово классного руководителя.

1.Вступительное слово классного руководителя

-Добрый день, уважаемые родители! Большое спасибо тем, кого заинтересовала тема собрания. Мы рады новой встрече с вами! И поскольку

эта встреча проходит в конце года, давайте вместе подведём итоги, подумаем о работе над ошибками, отметим достижения, оценим результаты.

2. Выступление первоклассников. Прощай любимый первый класс, Ты лучшим в жизни был у нас. Ты научил нас дружно жить И друг другом дорожить.

Мальчики: Мы – особые мальчишки, Любимые ваши сынишки Девочки: Мы- особые девчушки Ваши лучшие подружки -Каким он был для нас, первый учебный год?

2.Показ презентации «Чему мы научились». Выставка работ обучающихся.

Просмотр фрагментов школьной жизни: День Знаний, Новый год, уроки, перемены, Малые олимпийские игры» и др.

3.Работа в группах родителей.

- Конечно, только когда ребёнок здоров, он справляется со всеми трудностями, активно участвует в школьной жизни. Но, к сожалению, у нас есть ребята, которые часто болеют, пропускают занятия по болезни, им трудно справиться с теми требованиями, которые предъявляет программа первого года обучения. Давайте попробуем дать советы родителям этих ребят.

(Родители заранее занимают места, согласно взятому жетону, в результате чего образуются 5 рабочих групп).

1 группа “Если хочешь быть здоров, закаляйся”

Сообщения о формах закаливания (босохождение, принятие солнечных и воздушных ванн, водные процедуры).

2 группа “Культура питания”

Сообщения о рациональном питании, витаминах, гигиене питания.

3 группа “ Зелёная аптека”.

Рецепты здоровья: лекарственные растения, которыми вы пользуетесь для лечения и профилактики заболевания детей, средства народной медицины.

4 группа “Движение – жизнь”.

Режим дня, прогулки на свежем воздухе, гимнастика, лыжные прогулки.

5 группа “Садимся за уроки

Рабочий уголок ребёнка, соблюдение санитарно-гигиенических норм при выполнении домашнего задания.

- Мы надеемся, что все советы и рекомендации, предложенные вами, помогут сохранить и укрепить здоровье ваших детей.

4.Показ фотослайдов.

В свою очередь, мы на уроках, классных часах, внеклассных мероприятиях тоже стараемся сохранять и укреплять здоровье ваших детей. (Краткое комментирование слайдов, где дети занимаются на уроке физкультуры, делают физминутки на уроках, играют на свежем воздухе, уроки здоровья, День Здоровья, посещение ФОКа.

5.Выступление классного руководителя.

О результатах адаптации на начало и конец учебного года.

6. “Весёлая переменка” (конкурс для родителей)

Первоклассник. Да, бедные наши мамы и папы! Первоклассник. А чего это они бедные? Первоклассник. Сидят, смотрят на нас и, я заметил, плачут! Первоклассник. Плачут? Так это им на сцену хочется! Давай им дадим такую возможность? Первоклассник. А, пусть поиграют. Когда еще у них такая возможность будет!

Учитель: Мы видим, что ребята повзрослели, а вы готовы перейти во второй класс?

Этапы собрания

Ход собрания.

I. Организационная часть. Введение в тему собрания.

Родители занимают места за тремя столами, в результате чего образуются три рабочие группы участников собрания.

 Классный руководитель открывает собрание, называет его тему и цели.

- Здравствуйте, дорогие родители! Очень рада вас видеть в нашем светлом и уютном кабинете!

Мы сегодня собрались с вами обсудить такой психологический процесс  - внимание.

II. Анализ результатов теста проведённого с родителями.

Родительским группам предлагается продолжить следующую фразу: «Внимательный ребенок - это...».

 Представители каждой группы читают вслух коллективно продолженную фразу.

Слайд №1

III. Сообщение классного руководителя на тему «Особенности внимания младшего школьника».

Этап 1. Освоим понятия.

Учитель: Первый вопрос, к которому мы обратимся - «Что такое внимание и каковы его свойства?».

 Слайд №2 На центральной из них написано: «Внимание - это важно!» 

«Внимание - концентрация сознания на одном объекте с одновременным отвлечением его от других объектов».

 Внимание - это направленность физической и психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Физиологической основой внимания является рефлекс: что это такое?

 Первые проявления сосредоточенности ребенка были зафиксированы уже на 10-12-й день его жизни. Он увидел яркую лампу, и в дальнейшем все яркое, звонкое, громкое стало привлекать его внимание. Но особенности этого внимания в том, что оно непроизвольное, а значит и кратковременное, сосредоточенность его слабая. Оно нестойкое и легко отвлекаемо. Погас интерес, ослабло и внимание. Оно не зависит от воли человека и неуправляемо - возникло и прошло.

 При таком виде внимания не затрачивается никаких волевых усилий.

 Но не все вокруг яркое и интересное. Как раз рядом больше неинтересных, но нужных дел. Поэтому мы должны научить ребенка сосредоточиваться, обязаны помочь ему развить произвольное внимание, которое особенно необходимо в учебном процессе. И если мы как можно раньше начнем развивать его, то в ребенке разовьются трудоспособность, воля, сосредоточенность, целенаправленность, умение доводить дело до конца.

Учитель: Действительно, представьте себе многоголосный шум где-нибудь в многолюдном помещении, мы не выделяем для себя в нем ничего. Но вот вдруг звучит ваша фамилия, и орган вашего слуха почему-то сразу различает важную для вас информацию. Что произошло? Звуковые волны долетали до нашего слуха достаточно долго, но только при звуке фамилии процесс восприятия мгновенно перестроился из «слушаю» в «слышу», то есть возникла та самая концентрация сознания, то есть внимание.

 Слайд №3 «Механизм»): Итак, «слушаю» - не обязательно «слышу», «смотрю» - не обязательно «вижу». При получении соответствующего сигнала (в нашем случае это звучание фамилии) чувствительность возрастает (лучше слышу, лучше вижу, яснее мыслю).

Слайд .№4 «Особенность внимания»: 

 Учитель: Внимание не существует самостоятельно, без восприятия, запоминания, мышления. То есть, чтобы быть внимательным, надо хорошо ощущать, хорошо запоминать, хорошо мыслить.

Слайд №5  «Виды внимания». 

 Участникам поясняется, что существует два вида внимания: непроизвольное и произвольное.

 Учитель: Представим себе, что открывается дверь, и в класс входит человек. Все вы повернетесь в его сторону. Это - непроизвольное, непреднамеренное внимание, оно не контролируется волей и, вероятно, диктуется генетически заложенным в человеке инстинктом быть готовым к опасности и избегать ее. Именно поэтому различные яркие, движущиеся, громко звучащие источники в поле зрения или окружении ребенка, севшего выполнять домашнее задание, нежелательны. Они рассеивают произвольное внимание и снижают эффективность работы школьника.

      Произвольное внимание свойственно только человеку и определяется осознанной задачей, контролируется волей. Ребенок с хорошо развитым произвольным вниманием отрешается от окружающих раздражителей и с увлечением работает.

Слайд №       Свойства внимания:

Слайд №      Концентрация внимания. Умение концентрировать свое внимание помогают ребенку сосредоточенно и, не отвлекаясь, на посторонние дела, работать на уроке в течение длительного времени выполнять однообразную и рутинную работу. Внимание поглощено одним предметом.

Слайд №     Устойчивость внимания. Это длительность, сосредоточение на объекте.

Слайд №     Переключение внимания. Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, предлагаемые учителем на уроке. Намеренный перенос внимания с одного предмета на другой.

Слайд №      Распределение внимания –умение удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов.

 Слайд №    Объем внимания – количество охваченных предметов в единицу времени.

Слайд №      Произвольное внимание – это сознательное сосредоточение на объекте через волевое усилие.

     Если ребенок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений – все это может привести к несформированности произвольного внимания и в последствии к проблемам в учебной деятельности.

Приведу вам пример ошибок ребят нашего класса  объясню с чем чаще всего это связано. (график ошибок на уровне всего класса.)

1. если у детей недостаточно развито произвольное внимание, то они будут заменять в письменных работах согласные или гласные буквы, близкие по акустическим признакам  (жуки-зуки).

 А также если ребёнок добавляет в слова гласные буквы (тарава-трава)

        

2. если у детей недостаточно развита устойчивость внимания, то они будут пропускать буквы и цифры в словах, предложениях и примерах. (трва-трава)

3. если ребёнок переставляет слоги в словах, то это связано с неустойчивостью внимания.(молоко - ломоко)

       Конечно, хочется отдохнуть после работы. Но родительский труд - нелегкая работа, приходится и по дороге домой заняться воспитательным делом. И каждая его минута плодотворна.

- Предлагаю вам, уважаемые участники родительского собрания , освоить несложные упражнения на развитие произвольного внимания, их можно с успехом использовать в практике семейного воспитания самостоятельно, без помощи педагога.

(Упражнения проигрываются с участниками, а затем каждый из них получает тест).

Упражнения по развитию произвольного внимания (методика Р. В. Овчаровой)

Упражнение 1. «Запоминай порядок»

 1. Играющим показать 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрав их, спросить о последовательности их расположения;

Упражнение 2. «Заметить все»

 Положить в ряд 7-10 различных предметов и прикрыть их. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все.

 Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8-10, спросить у ребенка, в какой последовательности они лежали.

 Поменяв местами два каких-либо предмета, показать все предметы секунд на 10. Предложить ребенку уловить, какие два предмета переложены.

 Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

Упражнение 3. «Ищи безостановочно»

 В течение 10—15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, или одинаковой формы, или из одного материала и т.п.), по сигналу один начинает перечислять, другие его дополняют.

- Безусловно, упражнения, проводимые в игровой форме, развивают ребенка и ненавязчиво тренируют внимание. Однако не следует упускать и другие возможности: наблюдение за предметами во время прогулки, движения по улице, езде в транспорте. Объектом тренировки внимания могут быть люди на остановке (объединяющие и различительные признаки: пол, рост, возраст, цвет одежды, изменение числа ожидающих транспорт и др.), машины, остановившиеся на перекрестке (легковые, грузовые, разного цвета и пр.), ассортимент хлеба в соответствующем киоске и др. Всегда побуждайте ребенка наблюдать окружающий мир, задавая различные вопросы («Как ты думаешь, в магазине больше мужчин или женщин?», «Вспомни, сколько детей было когда ты пришёл в школу утром?», «Смотри, как много людей сегодня надело теплые шапки!»).

 

     Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Вы - главные «проектировщики», «конструкторы» и «строители» детской личности. Предлагаю вам оценить себя как воспитателя собственного ребенка (раздает тесты). Будьте откровенны, отвечая на его вопросы, потому, что результат будете оценивать только вы. Возможно, придется задуматься и что-то перестроить в своих подходах к воспитанию, а, может быть, вы "поставите себе заслуженную «пятерку» и утвердитесь в верности своей позиции.

Тест для родителей «Я и мой ребенок»

Вопрос

Варианты ответов

Количество баллов за ответ на вопрос

А.  

Могу и всегда так делаю

Б.

 Могу, но не всегда так поступаю

В.

Не могу

1. . В любой момент оставить свои дела и заняться ребенком

2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

5. Сохранить самообладание, даже если ребенок вывел вас из себя?

6. Поставить себя на место ребенка?

7. Поверить хотя бы на минуту, что вы - добрая фея (прекрасный принц)?

8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

11. Выделить ребенку день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет и ни во что не вмешиваться?

12.Часто ли вы спрашиваете ребенка: «как прошел твой  день»?

13. Можете ли вы устоять против детских просьб и слез, если вы уверены, что это каприз?

 

 Ключ к тесту:

 Ответ «А» оценивается в 3 очка, ответ «Б» - в 2 очка, ответ «В» -в 1 очко.

 Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит, ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относиться к нему с уважением. Придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

 Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для Вас вопрос второстепенный. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, а в других случаях - излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

 Число очков менее 16 говорит о том, что у вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого. Советуем обратиться к помощи специалистов - педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

- В завершении темы родительского собрания хотелось бы услышать от вас уважаемые родители, как мы можем помочь нашим детям развивать внимание?

1. Играть вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания.

 2. Научить детей играть в шахматы и шашки, ведь не зря же эти игры называют «школой внимания».

 3. Учить детей быть наблюдательными, умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое — в знакомом.

 4. Объявить соревнования на лучших игроков в шахматы и в шашки. В конце учебного года подвести итоги и вручить призы победителям.

        В завершение разговора предлагаю вам памятки и упражнения по развитию внимания младших школьников в домашних условиях. Они вместе с текстом который вы тоже можете взять с собой, будут, я надеюсь, весьма полезными в вашей домашней «школе».   Будьте терпеливы и настойчивы, и успех обязательно придет!

X. Разное.

Доп литература по развитию внимания.

XI. Заключительное слово классного руководителя.

Конкурс:

Вспомните расписание своего ребёнка в среду.

Назовите полный почтовый адрес школы вашего ребёнка.

За какой партой сидел ваш ребёнок последнее время?

Как зовут лучшего друга вашего ребёнка в классе?

Как зовут директора школы, в которой учится ваш ребёнок?

Какие слова приветствуют вас при входе в школу?

Вспомните расписание уроков своего ребенка по дням недели. Сколько детей в классе, в котором учится ваш ребенок? Сколько уроков физкультуры в неделю было у вашего ребенка? Сколько килограммов весит портфель ученика нашего класса? Какая буква алфавита обозначает класс, в котором учится ваш ребенок?

7.Организация летнего отдыха детей.

8.Заключительное слово классного руководителя.

-В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой как солнце. Оно несет тепло всем-всем. Пусть оно освещает вам дорогу в этой нелегкой жизни.

6. Родителям о внимании первоклассников (интеллектуальная мастерская)

Цель: освоение педагогически обоснованных приемов развития внимания младших школьников в условиях семейного воспитания.

Задачи: 1. Осмысление важности развития внимания младших школьников для продуктивной учебной деятельности.

 2. Выявление проблем развития внимания.

 3. Обретение родителями опыта продуктивного взаимодействия с детьми по развитию у них произвольного внимания.

 4. Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания.

 5. Познакомить родителей с методами и приемами развития внимания первоклассников.

 6. Познакомить родителей с понятием «внимание» и его основными свойствами, с уровнем развития произвольного внимания учащихся класса;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...