Как влияет эмоциональное состояние младшего школьника на здоровье и учебу
статья на тему

Якобчук Лилия Владимировна

Родительское собрание. Лекция "Как влияет эмоциональное состояние младшего школьника на здоровье и учебу"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как влияет эмоциональное состояние младшего школьника

на здоровье и учебу

Приоритетными задачами начальной ступени обучения являются формирование позитивного отношения к учению, сохранение и укрепление психосоматического здоровья детей, создание условий для развития и самовыражения индивидуальности каждого ребенка. Эти задачи связаны с общей тенденцией гуманизации образования, в котором наметился переход от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в условиях открытого общества.

Иметь возможность учить и учиться с наслаждением - вековечная мечта учителей и учеников. В связи с этим, одной из самых важных задач нашей работы с младшими школьниками явилось создание эмоционально-благоприятных психологических условий для обучения каждого ребенка.

В младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей, поэтому успешность освоения этой деятельности будет определять ход психического развития. Эмоциональное благополучие младших школьников также зависит от успехов и неудач в этой деятельности и от взаимоотношений с ее субъектами. Для детей младшего школьного возраста характерен жизнерадостный бодрый тон настроения. Оптимальное психическое состояние на учебных занятиях - комфортность переживаний и эффективность учебной деятельности, говорит о нормальном ходе развития младших школьников.

На данный возраст приходится «пик» школьной тревожности; часты случаи неврозов и других невротических состояний школьников.

Данные явления нарушают психическое развитие, вызывают трудности в овладении учебной деятельностью.

Рациональное распределение учебной нагрузки в течение дня и недели – важный фактор профилактики утомления, перенагрузки школьников, оно способствует снижению утомляемости и повышению работоспособности учащихся.

Комфорт ребенка во внутришкольной среде позволяет максимально сохранить его здоровье, способствует адекватному поведению и успешной деятельности, поддерживает положительный эмоциональный фон, формирует устойчивое переживание радости, удовольствия и удовлетворения от пребывания во внутришкольной среде. В целом устойчивые, долговременные комфортные состояния дают возможность полноценному личностному развитию.

Отношения учителя и учеников в любви характеризуются такими качествами как доверие, уважение, требовательность, чувство меры, справедливости, великодушия, доброты. Педагог по отношению к ребенку должен выступать и в качестве фасилитатора (фасилитатор — это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию), что говорит о его поддерживающей и помогающей функциях.

В нашей жизни стрессовые ситуации играют очень важную роль. Они оказывают влияние на здоровье и поведение человека, его работоспособность, взаимоотношения в семье, в школе, в рабочем коллективе.

 Наверно в жизни каждого человека присутствует стресс, так как стрессовые импульсы находятся во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Стрессовые ситуации возникают как на работе, так и дома или в школе. Именно стресс является причиной многих заболеваний и наносит вред здоровью человека, а ведь здоровье – одно из важнейших условий достижения успеха в любой деятельности. Сегодня стресс с большей силой распространяется и на детей. Психологи даже выделили термин “школьный стресс”. В связи с этим, проблема профилактики школьных стрессов в настоящее время стала актуальной. Учителю важно знать причины возникновения стресса у младших школьников в учебно – воспитательном процессе, а также и пути его преодоления.

У детей проявление стресса во многом отличается от проявления стресса у взрослых. В детстве стресс является частой проблемой и потому, что жизнь и опыт ребенка контролируется взрослыми. Дети зачастую чувствуют, что они ничего не могут сделать, что-то изменить. Это приводит к потере мотивации ребенка что- то делать самостоятельно. Часто это повышенная возбудимость, агрессивность и неспособность сосредоточиться на каком-либо конкретном предмете. Иногда стресс вызывает физическое недомогание, например, головную боль. Как же определить находится ли младший школьник в состоянии стресса? Для начала, выясните продолжительность проявления стрессовой ситуации. Если ребенок находится в плохом настроении в течение одного дня, то это в какой то мере является нормальным. Но, если же ребенок находится в состоянии напряжения длительное время, например, на протяжении недели и более, то это должно стать поводом для волнения. Интенсивность реакции и отклонение от возрастной нормы также является сигналом для взрослого человека. Например, когда трехлетний ребенок плачет, капризничает и хватает за одежду маму, то эта ситуация вполне нормальная. Но, если десятилетний школьник ведет себя таким же образом, то родители и педагоги должны задуматься над его поведением.

Дети младшего школьного возраста нуждаются в защите со стороны взрослых и, прежде всего, учителя. Так как в этом возрасте учитель, является примером и авторитетом для детей. В любой стрессовой ситуации ребенок смотрит в сторону учителя и ждет от него помощи и поддержки. И если вместо помощи от учителя, ребенок получит равнодушие или порицание, это может оставить большой негативный отпечаток на его психике.

 У младших школьников в повседневной учебной деятельности стрессовые ситуации возникают по разным причинам, это могут быть: обидные высказывания со стороны одноклассников, негативная оценка со стороны учителя, переход в другой класс или другую школу, выход к доске, контрольная работа, сообщение дома о плохой отметке, боязнь быть отстающим.

 Последствия стресса младших школьников могут быть самыми различными. Стрессовые ситуации могут вызывать депрессии, нервные расстройства и заболевания. Ситуативные проявления стресса часто проявляются во время открытых уроков, когда у ребенка начинает дрожать голос, речь становится невнятной, кружится голова.

Возникновение эмоций у младших школьников связано с конкретной обстановкой, в которую попадают дети. Непосредственные наблюдения тех или иных событий или яркие жизненные представления и переживания — все вызывает у детей этого, возраста эмоции. Поэтому всякого рода словесные нравоучения, не связанные с определенными примерами и жизненным опытом детей, не вызывают у них нужных эмоциональных переживаний. Учитывая эту особенность чувств младших школьников, надо объяснять им учебный материал в наглядной форме и так, чтобы он не выходил за пределы их жизненного опыта.

 Школа способствует развитию высших чувств у детей: моральных, интеллектуальных и эстетических. Участие в жизни школьного коллектива формирует у младших школьников чувство коллективизма и общественной солидарности. Выполнение определенных обязанностей в школьном коллективе, совместная учебная и общественная деятельность, взаимная ответственность друг перед другом и перед классом в целом приводят к тому, что у учащихся накапливается необходимый практический опыт морального поведения в коллективе. На основе этого опыта у школьников формируется чувство долга и ответственности, умение подчинять свои чувства и личные интересы общим целям и интересам коллектива.

Так как же помочь младшему школьнику, который испытывает состояние стресса?

 Во-первых, нужно как можно раньше узнать причину возникновения стрессовой ситуации. И лучше всего это можно выяснить во время обычной прогулки, когда ребенок находится далеко от стрессоров. Зачастую узнать причину беспокойства ребенка позволяют рисунки или игры. Но необходимо подбирать наиболее безболезненный способы вывода ребенка из состояния стресса. В такой ситуации школьный психолог может помочь педагогу, подсказать, как лучше всего вывести ребенка из состояния стресса. Можно предложить ребенку различные физические упражнения, ролевые игры, дыхательную гимнастику, цветотерапию, музыкотерапию. Но самое главное – нужно поддерживать ребенка, показывать значимость его в ваших глазах, стараться и как можно больше общаться и проводить с ни время. Ведь детство – это лучшее время для ребенка, а также тот «фундамент», на котором закладываются основы «Личности ребенка». Поэтому нужно сделать все возможное, чтобы знакомство со стрессовой ситуацией наступило как можно позже.

 Учитель может помочь младшему школьнику, наладив отношения с его родителями. Так как родителям важно знать, что воспитательно-образовательный процесс требует очень большого терпения и что каждый ребенок индивидуален и неповторим. К каждому ребенку нужно иметь свой подход. Нельзя, например, требовать высоких результатов в спорте от физически слабого ребенка. Управлять стрессами ребенка учитель может и с позиции поддержки, в соответствии с индивидуальным подходом, так как знает его жизненные проблемы, его семью, природные особенности организма ученика. Педагог может помочь ребенку справляться со стрессом, научить, как можно менее болезненно переживать стресс или, по возможности, избегать стрессовые ситуации.

 Правильная и позитивная педагогическая деятельность может повысить способность учащихся противостоять стрессовым ситуациям и уменьшать их последствия. На сегодняшний день учитель начальных классов должен знать всевозможные причины возникновения стресса у младшего школьника, учить, как можно избежать стрессовую ситуацию, воспитывать стрессоустойчивую позицию ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно- исследовательская работа по теме: Изменение эмоционального состояния младших школьников посредством синтонного диалога.

Актуальность темы определяется  широкой распространенностью эмоциональных комплексов  младших школьников. Отсюда вытекает противоречие, что с одной стороны школа является одним из сильных ст...

Воспитание эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроках чтения

Представлена статья на тему" Актуальные вопросы духовно-нравственного образования и воспитания"...

Изучение эмоциональных реакций младшего школьника

Изучение эмоциональных реакций младшего школьника...

Сценарий новогоднего праздника для младших школьников 2012-2013 учеб. года

Сценарий новогоднего праздника для младших школьников готовился силами учащихся 11ого класса. В сценарии участвуют сказочные герои, где добро побеждает зло....

Школьное питание психоэмоциональное состояние младшего школьника.

Школьное питание психоэмоциональное состояние  младшего школьника.Российский школьник должен быть здоровым, крепким и развитым. Организм школьника расходует много энергии, а это энергия необходим...

Как музыка влияет на эмоции младшего школьника

Статья содержит результаты экспериментальной работы в рамках исследования по данной теме: анкетирование, эксперименты...