Теоретические и методические аспекты инноваций в начальном образовании.
консультация (3 класс) на тему

Кузьмина Марина Владимировна

        Начальное образование – первая ступень общего школьного образования. Оно имеет цель – освоение учащимися элементарных образовательных умений, которые обеспечивают развитие у него познавательных способностей, социального общения и формирование основных навыков учебной деятельности. Достижение планируемых результатов происходит не автоматически, а в результате специально организованного учебного процесса, совместной учебной деятельности, учебного материала и учебной среды. Роль учителя при этом -  помочь организовать познавательную деятельность ребёнка, научить его уметь самостоятельно определять цель, понимать структуру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теоретические и методические  аспекты инноваций в начальном образовании.

Кузьмина М.В.

        Начальное образование – первая ступень общего школьного образования. Оно имеет цель – освоение учащимися элементарных образовательных умений, которые обеспечивают развитие у него познавательных способностей, социального общения и формирование основных навыков учебной деятельности.

       В соответствии с планом – графиком по обеспечению введения ФГОС НОО в Саратовской области приказом №1561 от 18.06.10 года наша школа вошла в список общеобразовательных учреждений, в которых пройдёт апробация ФГОС НОО. Отличительной особенностью новых стандартов является их ориентация на УУД. Достижение планируемых результатов происходит не автоматически, а в результате специально организованного учебного процесса, совместной учебной деятельности, учебного материала и учебной среды. Так как перед школой поставлена задача - воспитать гражданина информационного общества, человека, способного и готового учиться, то целью и смыслом современного образования становится развитие ребёнка, как субъекта познавательной деятельности. Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

  • сравни,
  •  «найди отличия» (можно задать их количество),
  •  «на что похоже?»,
  • поиск лишнего,
  •  «лабиринты»,
  • упорядочивание,
  •  «цепочки»,
  • хитроумные решения,
  • составление схем - опор,
  • работа с разного вида таблицами,
  • составление и распознавание диаграмм,
  •  работа со словарями.

       Роль учителя при этом -  помочь организовать познавательную деятельность ребёнка, научить его уметь самостоятельно определять цель, понимать структуру, Ребёнок может понимать цель познавательной деятельности по-разному: «Надо выучить параграф потому,  что меня вызовут»; «Я читаю текст учебника:  

- чтобы познакомиться с новыми явлениями;

- чтобы учиться характеризовать явлен

- чтобы учиться понимать учебно – научный текст»

Это конечно разные цели и они требуют разного качества познавательной деятельности. Важнейшим качеством субъекта познавательной деятельности является активность и самостоятельность в усвоении и применении знаний. В основу познавательной деятельности положен ряд принципов:

  1. Принцип деятельности (ребёнок добывает знания сам)
  2. Принцип непрерывности – результат деятельности
  3. Принцип целостности – представление о мире – понимание связи наук
  4. Принцип минимакса – работа в зоне ближайшего развития детей с обеспечением минимума для каждого
  5. Принцип психологической комфортности (снятие всех стрессообразующих факторов)
  6. Принцип вариативности (способность к выбору и понимание возможности выбора различных способов и вариантов)
  7. Принцип творчества (приобретение собственного опыта творческой деятельности)

       Остановимся на первом принципе – ребёнок добывает знания сам. ФГОС НОО предполагает деятельностное участие обучаемых в учебно – воспитательном процессе. Задача эта непростая: необходимо обеспечить овладение учащимися такими видами УУД, как личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Решение этих задач невозможно без ИКТ и последних достижений в области компьютерной теники. Для решения этих задач учителю необходимы компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, доступ к локальной сети Интернет. При соблюдении этих условий удаётся повысить уровень занятий, уровень познавательной активности школьников, их интерес к изучаемому материалу. Использование современных технологий позволяет, например, вынести на доску отсканированные фрагменты учебника или рабочей тетради и работать с ними. В букварный период, когда наглядность особенно важна, очень полезно дополнять материал учебника красочными слайдами, позволяющими расширить возможности восприятия информации учениками. Возможно использование Интернет – ресурсов прямо на уроках, когда можно сразу получить репродукцию картины любого художника, провести интерактивную экскурсию по любому музею мира. Можно получить портреты и биографии выдающихся деятелей науки и искусства, работать в реальном времени со словарями и энциклопедиями, с помощью проекта Google переместить в любую точку земного шара и ознакомиться с достопримечательностями разных стран и городов. При этом есть возможность рисовать  поверх получаемых изображений, наносить надписи, указывать маршруты и так далее. И всё это буквально за секунды, что особенно важно на уроках получения новых знаний, Задача учителя – правильно подобрать сочетание современных информационно – коммуникативных и классических технологий, найти такой их баланс, который позволил бы сделать работу максимально эффективной. Например, на уроке обучения грамоте в 1 классе по теме «Буквы Ее, Ёё, Юю, Яя в начале слова», учитель пишет на доске четыре строчные буквы е, ё, ю, я и работает с ними. Затем пишет слово мел, заменяет в нём букву и получает слово пел, затем слово сел и, наконец, убрав первую букву, получает слово ел. После этого дети читают эти слова, проводят их звуковой анализ, делают вывод. Для перепроверки «открытия» повторяют те же самые действия со словами лямка – ямка. Грамотное построение урока требует последовательного осуществления всех этих действий, то есть постоянно нужно набирать одно, убирать другое, закрывать третье слово. При обычной работе на доске на это уходит много времени, а с использованием интерактивной доски каждое из этих действий совершается за доли секунды. При этом важна и эстетическая сторона вопроса. То, что создано на компьютере выглядит намного привлекательнее написанного мелом или выставленного на наборном полотне. Таким образом, использование интерактивной доски позволяет быстро показывать и скрывать информацию, при этом экономится время, повышается привлекательность формы подачи материала, происходит интенсивное развитие навыков чтения, повышается умение работать с информацией, что является конечным результатом этой деятельности и залогом успеха является гармоничное сочетание различных средств и технологий обучения. В развитии познавательной сферы обучающихся важную роль играет «Интеллектуальный марафон». Он позволяет решить следующие задачи:

  1. влиять на расширение познавательного интереса младших школьников и развитие воли;
  2. формировать положительное отношение младших школьников к познавательной деятельности;
  3. создать условия для развития интеллектуальных способностей, раскрытия индивидуальных возможностей младших школьников, накопления положительного опыта познания;

4. обеспечить применение учащимися накопленного субъективного ментального опыта, проверки своих сил в выполнении нестандартных межпредметных знаний.          

        В результате даёт возможность школьнику рассуждать нестандартно, углублять полученные знания, открывать нетрадиционные методы решения, выходить за рамки школьной программы.

       В начальной школе вводится проектный метод. Он универсален и совместим с различными системами обучения. Основными функциями учителя при использовании проектного метода должны являться следующие:

- мотивация учащихся к предстоящей проектной деятельности;

- помощь в определении задач проекта и возможных способов решения;

- содействие прогнозированию результата, рекомендация источников получения информации;

- необходимая консультационная поддержка;

- помощь в организации презентации, оценка и самооценка итогов работы над проектом.

       С целью становления субъективности младшего школьника в процессе выполнения проектов необходимо создавать условия для проявления активности, самостоятельности, инициативности учащихся, Рекомендуются следующие приёмы:

- письменные опросы учащихся для изучения их актуальных интересов и дальнейшего определения тематики будущих проектов;

- мозговой штурм для непосредственной формулировки темы коллективного проекта;

- совместное обсуждение критериев оценки результативности проектной деятельности, составление плана презентации;

- коллективное составление алгоритмов самооценки разных видов проектов.

      Привлечение родителей к проектной деятельности младших школьников – сотрудничество, содействие, партнёрство с собственным ребёнком и в связи с этим подключение родителей к проектной деятельности должно быть специально организовано педагогом.

    Повсеместное внедрение новых технологий наложило отпечаток на развитие личности современного школьника. Они способствуют повышению качества обучения, позволяют существенно модернизировать образовательный процесс, создают новые средства воспитательного воздействия на обучающихся.

                                                 Литература:

Ливер Б.Л. «Обучение всего класса»; М., 1995 год;

Российская педагогическая энциклопедия; М., 1999 год, том 2;

Боно Э. «Рождение новой идеи.О нешаблонном мышлении »; М., 1976 год.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновации в начальной школе

Данная статья была представлена на региональной научно-практической конференции «Инновационная образовательная деятельность: региональный аспект»...

Предметный конкурс «Умники и умницы» в коррекционной школе как одна из форм внедрения интеграционных инноваций в специальном образовании.

Розова Ю.Е., Коробченко Т.В., Смирнова В.П.,  Предметный конкурс «Умники и умницы» в коррекционной школе  как одна из форм внедрения интеграционных инноваций  в специальном о...

«Педагогические традиции и инновации в системе образования»

Главнейшая черта современного обучения – его тенденция на то, чтобы готовить обучающихся не только приспосабливаться, но и осваивать ситуации социальных изменений....

Равные возможности – инновации – высокое качество образования

В статье рассматриваются вопросы  обучения всех категрий детей...

"Золотая медаль" "За инновации в области образования" Ректор АН ПОО "МАНО" Председатель В.И.Гам

Решением экспертного Совета АН ПОО "МАНО" награждена Золотой медалью  25 декабря 2017 года...

Традиции и инновации в современном образовании на примере урока математики в 4 классе по теме «Умножение на 1000,10000,100000»

Аннотация. Традиции и инновации в образовательном процессе сосуществуют в неразрывном единстве, под которым следует понимать их гармоничное взаимодействие. Традиционные методы обучения являются осново...

Иванова Е.В. Теоретические основы организации обучения в начальной школе // Наука и образование в контексте глобальной трансформации: Сборник статей XIII Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 15 января 2024 года. – Петрозаводск: Меж

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические основы организации обучения в начальной школе. Сделан акцент на том, что цель начального образования - это развитие личности школьника, формирование у...