Внедрение инноваций в начальное образование и воспитание.
статья

Архипова Наталья Анатольевна

Важно не столько дать ребенку как можно больше готовых знаний, сколько обеспечить его личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon arhipova_n.a._zaharova_v.f._statya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   Архипова Н.А.

 учитель 1 категории

МБОУ «СОШ №1», г. Менделеевск

Захарова В.Ф.

учитель 1 категории

МБОУ «СОШ №1», г. Менделеевск

Внедрение инноваций в начальное образование

 и воспитание.

                                                      Новое - это хорошо забытое старое(слайд 1).

          Современный этап развития общества проходит в условиях сложного сплетения социальных, научно-технических, экономических процессов - это повышает потребность в социально активной личности. В этих условиях становится очевидным тот факт, что важна не сама по себе сумма знаний, а знания в синтезе с творческими способностями. Важно прививать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации.

         Инновационные процессы являются закономерностью в развитии современного образования. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта учителей и коллективов. Этот процесс нуждается в управлении. Важно создать и сохранить баланс традиции и инновации в образовании, так как они взаимосвязаны. Традиция существует как база для инноваций, а инновация служит основой для зарождения традиций.

             Одной из инноваций стало введение ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) (слайд 2).Термин "инновация" в переводе с латинского означает изменение, ввод чего-то нового. Это понятие подразумевает и новшество, и введение этого новшества в практику. В основе инноваций в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики: во-первых, это изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, а во-вторых, это внедрение достижений психолого-педагогической науки в практику. 

        Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Учителя начальной школы призваны воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, умеющую находить эффективные способы решение проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию. Образование, полученное в начальной школе, служит основой для последующего освоения знаний.  Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать, писать, чему и раньше учили успешно(слайд 3).Ему должны привить две группы новых умений:

        1группа: универсальные учебные действия - это способность обучающихся самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться.      

        2 группа – это формирование у детей мотивации к обучению.

        Т.к. в основе ФГОС НОО лежит деятельностный метод, это нашло своё отражение в изменении целей, которые ставятся на каждом этапе урока.  Сравним этапы урока и цели в традиционном и инновационном обучении(слайд 4).

        Основная идея инновационного обучения состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Инновации в начальной школе позволяют учащемуся стать активным участником процесса образования. Он самостоятельно анализирует учебный материал, сопоставляет известные данные и находит правильное решение. Учитель в этом случае является ассистентом, который направляет и контролирует деятельность ребёнка.

      В своей педагогической работе мы используем такие инновации как технология проблемного обучения; технология работы с портфолио(слайд 5); информационные технологии в образовательном процессе (компьютерные технологии)(слайд 6); технология проектно-исследовательской деятельности учащихся(слайд 7); здоровьесберегающие технологии(слайд 8)

         Инновации коснулись не только образовательного процесса, но и воспитательной работы, т.к. обучая детей мы их одновременно воспитываем, а воспитывая - обучаем; эти два процесса между собой тесно взаимосвязаны. В нашем общеобразовательном учреждении используются такие инновационные технологии воспитания(слайд 9): телевизионные, информационные(с 13 марта 2012 года в школе реализуется проект Совета Школьного Самоуправления "Maximum" МБОУ "СОШ №1" г. Менделеевска "School TV"), нестандартные технологии (дни науки и культуры, интеллектуальные марафоны, проведение концертов и театрализованных представлений для людей с ограниченными возможности и др.). С 2001 года в школе реализуется проект развития и модернизации системы ученического самоуправления.

         В нашей школе мы стараемся совмещать традиционную и инновационную воспитательную деятельность. К традициям в воспитательной работе начальной школы можно отнести организацию и проведение таких мероприятий: День Знаний, новогодние праздники, День Матери, посвящение в первоклассники, 8 марта,23 февраля, День Победы (слайд 10).Особенным праздником для школы является День Победы, ведь именно в стенах нашей школы учились 6 героев Советского Союза: в честь них названы улицы города, около школы есть Аллея героев, на которой установлены их бюсты с краткой биографией. В прошлом году на Аллее героев были поставлены стелы с фотографиями жителей города, которые участвовали в ВОВ. Силами нашей школы 3 года назад была впервые организована акция "Марш памяти", которая стала традицией и теперь проводится в масштабах города. К 70-летию Великой Победы учащимся начальной школы был предложен масштабный проект, конечной целью которого стало создание книг о городах-героях. Эти книги сейчас занимают достойное место в школьном музее.

          В заключении стоит отметить, что инновации - это требование времени. Но использовать только инновации, забывая о традициях нельзя. Инновационные технологии не должны предлагать только развитие умственных способностей детей или здоровья.  Они должны способствовать процессу выработки уверенности маленького человека в себе, своих силах.

      Список используемых источников:

1.Махмутов М.И. Избранные труды: В 7 т. / М.И.Махмутов.- Казань: Магариф-Вакыт, 2016. Т.4:Современный урок и педагогические технологии развития мышления / Сост. Д.М.Шакирова. -375 с.

2.https://infourok.ru/statya_innovacii_v_nachalnoy_shkole-115213.htm

3.https://infourok.ru/statya-na-temu-tradicii-i-innovacii-v-sovremennom-obrazovanii-1003359.html

4.http://kpip.kbsu.ru/pd/op_lek_8.html

5.http://mirznanii.com/a/179947/traditsii-i-innovatsii-v-obrazovanii

6.http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2016/02/11/innovatsii-v-obrazovanii

7.http://school-box.ru/raznoe/vse-dlya-prezentazii/1074-innovazionnie-formi-raboti-v-nachalnoy-shkole.html

8.http://sinncom.ru/content/innov_sc/info_t/davidova/davidova.pdf

9.http://www.myshared.ru/slide/1322447/

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О возможности внедрения проектного и исследовательского обучения в начальное образование

В период внедрения федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится использование в обучении приемов и...

Предметный конкурс «Умники и умницы» в коррекционной школе как одна из форм внедрения интеграционных инноваций в специальном образовании.

Розова Ю.Е., Коробченко Т.В., Смирнова В.П.,  Предметный конкурс «Умники и умницы» в коррекционной школе  как одна из форм внедрения интеграционных инноваций  в специальном о...

Обеспечение преемственности между ДОУ и начальной школой по формированию предпосылок учебной деятельности в рамках внедрения ФГТ в ДОУ и ФГОС общего начального образования

Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образов...

Теоретические и методические аспекты инноваций в начальном образовании.

      Начальное образование – первая ступень общего школьного образования. Оно имеет цель – освоение учащимися элементарных образовательных умений, которые обеспечивают разв...

На всероссийской конференции обсудили вопросы внедрения инноваций и повышения кадрового потенциала в сфере обучения детей каллиграфическому письму

          13–14 ноября 2020 года в г. Москве прошла Всероссийская конференция «Обучение младших школьников каллиграфии: образовательные инновации и повышени...

  РОЛЬ ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСПИТАНИИ ЛЮБВИ К РОДНОМУ ГОРОДУ

Актуальность темы выражена в:-Обновлении образования и воспитания детей;-Поиске и разработке инновационных подходов к патриотическому воспитанию;-Осознании эффективности краеведческого принципа обучен...

статья" Деловая игра как одна из форм внедрения инноваций в образовательный процесс."

статья" Деловая игра как одна из форм внедрения  инноваций в  образовательный процесс."...