Использование «Технологии деятельностного метода» в преподавании окружающего мира
статья

Архипова Наталья Анатольевна

Важно не столько дать ребенку как можно больше готовых знаний, сколько обеспечить его личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon arhipova_n.a._zaharova_v.f._statya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   Архипова Н.А.

 учитель 1 категории

МБОУ «СОШ №1», г. Менделеевск

Захарова В.Ф.

учитель 1 категории

МБОУ «СОШ №1», г. Менделеевск

Внедрение инноваций в начальное образование

 и воспитание.

                                                      Новое - это хорошо забытое старое(слайд 1).

          Современный этап развития общества проходит в условиях сложного сплетения социальных, научно-технических, экономических процессов - это повышает потребность в социально активной личности. В этих условиях становится очевидным тот факт, что важна не сама по себе сумма знаний, а знания в синтезе с творческими способностями. Важно прививать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации.

         Инновационные процессы являются закономерностью в развитии современного образования. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта учителей и коллективов. Этот процесс нуждается в управлении. Важно создать и сохранить баланс традиции и инновации в образовании, так как они взаимосвязаны. Традиция существует как база для инноваций, а инновация служит основой для зарождения традиций.

             Одной из инноваций стало введение ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) (слайд 2).Термин "инновация" в переводе с латинского означает изменение, ввод чего-то нового. Это понятие подразумевает и новшество, и введение этого новшества в практику. В основе инноваций в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики: во-первых, это изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, а во-вторых, это внедрение достижений психолого-педагогической науки в практику. 

        Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Учителя начальной школы призваны воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, умеющую находить эффективные способы решение проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию. Образование, полученное в начальной школе, служит основой для последующего освоения знаний.  Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать, писать, чему и раньше учили успешно(слайд 3).Ему должны привить две группы новых умений:

        1группа: универсальные учебные действия - это способность обучающихся самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться.      

        2 группа – это формирование у детей мотивации к обучению.

        Т.к. в основе ФГОС НОО лежит деятельностный метод, это нашло своё отражение в изменении целей, которые ставятся на каждом этапе урока.  Сравним этапы урока и цели в традиционном и инновационном обучении(слайд 4).

        Основная идея инновационного обучения состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Инновации в начальной школе позволяют учащемуся стать активным участником процесса образования. Он самостоятельно анализирует учебный материал, сопоставляет известные данные и находит правильное решение. Учитель в этом случае является ассистентом, который направляет и контролирует деятельность ребёнка.

      В своей педагогической работе мы используем такие инновации как технология проблемного обучения; технология работы с портфолио(слайд 5); информационные технологии в образовательном процессе (компьютерные технологии)(слайд 6); технология проектно-исследовательской деятельности учащихся(слайд 7); здоровьесберегающие технологии(слайд 8)

         Инновации коснулись не только образовательного процесса, но и воспитательной работы, т.к. обучая детей мы их одновременно воспитываем, а воспитывая - обучаем; эти два процесса между собой тесно взаимосвязаны. В нашем общеобразовательном учреждении используются такие инновационные технологии воспитания(слайд 9): телевизионные, информационные(с 13 марта 2012 года в школе реализуется проект Совета Школьного Самоуправления "Maximum" МБОУ "СОШ №1" г. Менделеевска "School TV"), нестандартные технологии (дни науки и культуры, интеллектуальные марафоны, проведение концертов и театрализованных представлений для людей с ограниченными возможности и др.). С 2001 года в школе реализуется проект развития и модернизации системы ученического самоуправления.

         В нашей школе мы стараемся совмещать традиционную и инновационную воспитательную деятельность. К традициям в воспитательной работе начальной школы можно отнести организацию и проведение таких мероприятий: День Знаний, новогодние праздники, День Матери, посвящение в первоклассники, 8 марта,23 февраля, День Победы (слайд 10).Особенным праздником для школы является День Победы, ведь именно в стенах нашей школы учились 6 героев Советского Союза: в честь них названы улицы города, около школы есть Аллея героев, на которой установлены их бюсты с краткой биографией. В прошлом году на Аллее героев были поставлены стелы с фотографиями жителей города, которые участвовали в ВОВ. Силами нашей школы 3 года назад была впервые организована акция "Марш памяти", которая стала традицией и теперь проводится в масштабах города. К 70-летию Великой Победы учащимся начальной школы был предложен масштабный проект, конечной целью которого стало создание книг о городах-героях. Эти книги сейчас занимают достойное место в школьном музее.

          В заключении стоит отметить, что инновации - это требование времени. Но использовать только инновации, забывая о традициях нельзя. Инновационные технологии не должны предлагать только развитие умственных способностей детей или здоровья.  Они должны способствовать процессу выработки уверенности маленького человека в себе, своих силах.

      Список используемых источников:

1.Махмутов М.И. Избранные труды: В 7 т. / М.И.Махмутов.- Казань: Магариф-Вакыт, 2016. Т.4:Современный урок и педагогические технологии развития мышления / Сост. Д.М.Шакирова. -375 с.

2.https://infourok.ru/statya_innovacii_v_nachalnoy_shkole-115213.htm

3.https://infourok.ru/statya-na-temu-tradicii-i-innovacii-v-sovremennom-obrazovanii-1003359.html

4.http://kpip.kbsu.ru/pd/op_lek_8.html

5.http://mirznanii.com/a/179947/traditsii-i-innovatsii-v-obrazovanii

6.http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2016/02/11/innovatsii-v-obrazovanii

7.http://school-box.ru/raznoe/vse-dlya-prezentazii/1074-innovazionnie-formi-raboti-v-nachalnoy-shkole.html

8.http://sinncom.ru/content/innov_sc/info_t/davidova/davidova.pdf

9.http://www.myshared.ru/slide/1322447/

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Использование технологии проектного обучения на уроках окружающего мира как средство самореализации младших школьников"

Применение технологии проектной деятельности способствует развитию коммуникативных умений младших школьников, определённой  "интеллектуальной  зрелости", опыта развёрнутой, содержательной, д...

Мастер-класс "Использование технологии критического мышления на уроках окружающего мира"

Цель мастер-класса - познакомить участников  с технологией развития критического мышления (ТРКМ) на уроках окружающего мира как технологией, ориентированной  на формирование УУД; осмыслить в...

Использование технологии деятельностного метода обучения в начальной школе

Данный материал используется мною в учебном процессе с 1 - 4 классы. При использования деятельностного способа обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие учащихся и учителя, созда...

Методическая разработка урока по математике с использованием технологии деятельностного метода

Цель урока: познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единицы измерения длины – сантиметр....

Использование технологии деятельностного метода обучения в начальной школе.

Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального ...

Использование технологий критического мышления на уроках окружающего мира

Изучить пути и методы применения технологии критического мышления на уроках окружающего мира и на основе анализа существующего опыта учителей начальной школы обосновать необходимость ее использования....