Рациональные способы запоминания
статья (4 класс) на тему

Кашпур Софья Евгеньевна

    Слабое здоровье – утомляемость, плохое питание, нарушение осанки – препятствия в успешной учебной деятельности ребёнка.

Одной из причин утомляемости детей является большой объем информации, которую ребенок должен усвоить. Для решения данной проблемы необходимо обучать детей рациональным способам запоминания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Родительское собрание: «Рациональные способы  запоминания»

Подготовила учитель начальных классов

МОУ Лицея № 33

Г. Комсомольска-на-Амуре

Кашпур Софья Евгеньевна

    Слабое здоровье – утомляемость, плохое питание, нарушение осанки – препятствия в успешной учебной деятельности ребёнка.

Одной из причин утомляемости детей является большой объем информации, которую ребенок должен усвоить. Для решения данной проблемы необходимо обучать детей рациональным способам запоминания.

  1. Учитывать способ восприятия информации.

  • Для детей-кинестетов (16,6%) переработка и хранение информации основывается на ощущениях, т.к. основной вид памяти – мышечная память. Познают окружающий мир тактильным способом, то есть путем прикосновения или движения. Такой способ получения информации предполагает сильно развитую моторику, активное движение, активность крупной мускулатуры - плечей, рук, ног, стоп и пр. Они предпочитают активные игры, связанные с прыжками, лазаньем, бегом, любят кубики и движущиеся игрушки на колесах. Кинестеты наиболее успешны при выполнении тестовых заданий, где интуиция помогает выбрать им верный вариант ответа. Стратегия сопровождения: для работы с детьми - кинестетами на первое место выводится двигательная активность, т.е. создание условий для свободного перемещения по кабинету, тактильная деятельность. При выполнении работы на уроках рекомендуется не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать им возможность моторной разрядки (писать на доске, работать с карточками; дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у них легче происходит во время движения. В работе с данной категорией детей применимы задания по типу «модель-конструктор», что предполагает сборку и разборку деталей, из которых состоит устройство. Чтобы ученик не отвлекался во время занятий, важно предоставлять возможность играть активную роль.

  • . Дети-аудиалы (41,7%) хорошо воспринимают и запоминают информацию на слух. Любят петь, рассказывать стихи, задают множество вопросов, правильно и хорошо говорят. Они рано проявляют интерес к чтению, охотно читают вслух и легко запоминают указания учителя. Получают удовольствие от чтения, придумывают различные истории и разыгрывают их в лицах. Как следствие аудиалы хорошо успевают на занятиях по развитию речи, обучению грамоте. Аудиалы используют отдых между занятиями, чтобы наговориться и пошуметь. Стратегия сопровождения: при обучении аудиалов особое внимание уделяется восприятию информации на слух (интонации, мелодичности, тембру голоса и т.д.). Для быстрого приобретения навыков предлагается набор комментированных упражнений.

  • Дети-визуалы(41,7%) перерабатывают и хранят информацию в виде зрительных образов, «картинок». Их внимание естественным образом обращено на видимые признаки знакомых объектов, они быстро схватывают и запоминают такие визуальные характеристики как движение, цвет, форма и размеры. Любят рассматривать картинки, им интереснее смотреть на иллюстрации к сказке, чем слушать саму сказку. Охотно складывают картинки-пазлы, лепят, вырезают. Все их занятия рассчитаны на взаимодействие глаз и рук. Обладая развитой зрительно-тактильной координацией, легко справляются с задачами, требующими наличия развитых тонко-моторных функций. Визуалы успешны на занятиях, связанных с невербальной коммуникацией: математике, распознавании слов, обучение письму. Направление взгляда - при общении взгляд направлен в основном вверх. Устойчивое внимание, шум практически не мешает. Помнят то, что видели, запоминают картинами, легко запоминают расположение текста на странице, хотя и не могут его воспроизвести. Стратегия сопровождения: особое внимание уделять развитию языковых навыков, коммуникабельности и общей физической координации, на занятиях использовать цветные иллюстрации, готовые схемы.

Рациональные способы запоминания.

 

  • Повторение – мощный фактор запоминания. Одним из критериев того, что заучивание происходило осмысленно, является возможность пересказать материал своими словами. Повторять материал надо с интервалами  не менее 10 минут и не более 16 часов.
  • Запоминание текста при помощи пиктограмм — тоже весьма эффективный метод быстрого запоминания текста, особенно для людей "зрительного" типа, или так называемых визуалов.

Пиктограмма (от лат. pictus — рисованный и греч. gramma — запись) — это рисуночное письмо, используется в психологии для изучения опосредованного запоминания, то есть запоминания при помощи средства. Пиктограмма — это совокупность графических образов, которые человек придумывает сам с целью запоминания и последующего воспроизведения каких-либо слов и выражений.

1. Прежде всего, в тексте надо выделить ключевые слова или короткие выражения (подчеркнуть или выписать).

2. Затем к каждому из выделенных вами слов или выражений нужно нарисовать пиктограмму — то есть такую картинку, которая сможет впоследствии напомнить вам именно это слово (в некотором смысле эту картинку можно назвать зрительной ассоциацией на слово). Картинка не должна быть не слишком схематичной, ни слишком подробной. Она должна быть достаточно простой и не требующей специальных художественных навыков, она не должна содержать буквы и цифры. (Каждый рисунок не должен занимать у вас больше 10-20 секунд.) Например, к словосочетанию "тяжелая работа" многие рисуют большой молоток или же человека, согнувшегося под тяжелым мешком. Для словосочетания "веселый праздник" обычно рисуют флажок, салют или же хоровод и т.д. Пиктограмма не может быть правильной или неправильной, главное, чтобы она впоследствии смогла напомнить вам слово или выражение, к которому она была нарисована.

  • Ассоциации.

Как раз и навсегда запомнить, что столицей Португалии является Лиссабон (и уметь вспоминать это всегда быстро)? Сначала придумаем звуковую ассоциацию для слова "Португалия". Вполне подходят слова "порт" и "галька" (или же "галка"). Теперь придумаем звуковую ассоциацию для слова "Лиссабон": "лиса" + "бонна" ("бонус", "Бонифаций"). Из этих слов надо придумать сюжет.

Например: "В порту на гальке разлеглась лиса" (загружать сюжет в данном случае ассоциативным словом ко второй части слова "Лиссабон", я думаю, не имеет смысла, поскольку название этой столицы на слуху, похожей столицы, тоже начинающейся с "ЛИС" нет, следовательно, перепутать невозможно, и уже одна "лиса" послужит достаточным напоминанием искомого слова). Обратите внимание, что в сюжете я использовала именно слово "разлеглась", а не "лежит", "сидит" и т.п.

Мальта — столица Валетта.

Сюжет: МАЛЬвина танцует с ВАЛЕТом (валет — игральная карта).

Эквадор — столица Кито.

Сюжет: Вдоль ЭКВАтОРа плавают огромные КИТы.

Чили — столица Сантьяго.

Сюжет: Соус "Чили" (очень острый соус) ели САНТа-клаус и баба ЯГА. (Оживите как следует картинку, представьте, как они ели, как у них "горело" во рту, продолжите ситуацию, начатую в сюжете.)

Наибольший эффект запоминания достигается тогда, когда задействовано как можно большее количество анализаторов одновременно.

Поясню на примере. Когда вы запоминаете какую-то информацию, то, как вы уже знаете, ее необходимо представить, то есть создать зрительный образ (метод оживления). Когда же образ уже создан, например, образ лопающегося воздушного шарика, постарайтесь в этот момент подключить к работе с ним и другие анализаторы.

Например, представить (услышать!) звук хлопка при этом — если это у вас получилось, то значит, что вы уже используете слуховые ощущения. Теперь постарайтесь вспомнить и представить вкус и запах воздушного шарика, вам наверняка знакомы эти ощущения. Таким образом, вы подключите к запоминанию вкусовой и обонятельный анализаторы.

Если вам удастся вспомнить и представить свои ощущения в пальцах от прикосновения к шарику (от его поверхности, температуры), то это уже работа тактильного анализатора. Кинестетический же анализатор отвечает за сокращения мышц, за движения, поэтому кинестетическими ощущениями можно считать те, которые вы получаете, держа шарик в руках (его вес, объем), или когда вы чувствуете, как шарик тянет вверх или ощущения в щеках при надувании шарика. Эти ощущения вместе называются соощущениями.

При работе с текстом общие рекомендации по запоминанию текста могут выглядеть следующим образом.

Первая из них касается запоминания текста, к которому есть зрительный доступ и возможность неоднократного его прочтения. Этот способ позволяет качественно запомнить материал достаточно высокой сложности. Это так называемая формула ОВОД. Названа она так по первым буквам четырех ступеней этого метода — Основные мысли, Внимательное чтение, Обзор, Доводка.

Метод основан на повторном чтении, но повторном чтении, содержащем элементы активного повторения, пересказа, а не на повторном, бессистемном, недифференцированном перечитывании текста, к которому прибегает большинство людей, когда хотят запомнить текст. (И читают, читают текст до тех пор, пока он не запомнится... одним словом, зубрят его). Метод ОВОД позволяет запомнить текст за 4 повторения. Перед вами содержание основных этапов формулы ОВОД (с применением ассоциативных элементов).

Основные мысли

Прочитайте текст с целью восприятия и выделения основных мыслей (и их взаимосвязи). Это очень важно — читать текст, задавшись именно такой целью, а не целью постараться запомнить все, что запомнится (в последнем случае происходит и слишком большая нагрузка, и рассеивание внимания, что в итоге сводит ваши усилия на нет). Если это необходимо (и есть возможность), подчеркните основные мысли или выпишите их. Постарайтесь, не подглядывая в текст, ответить сами себе на вопрос, каковы основные мысли текста.

Внимательное чтение

Прочитайте текст еще раз. На этот раз читайте очень внимательно, обращая внимание на подробности. Читайте, не торопясь, ваша задача — увязать подробности с основными мыслями, как бы нанизывать подробности на основные нити текста. Кстати, на этом этапе вы можете воспользоваться известными вам техниками запоминания. (Главное слово основной мысли свяжите методом ассоциаций со словами-подробностями.) Повторите по памяти основные мысли и связанные с ними подробности.

Обзор

Теперь просмотрите текст еще раз, просмотрите бегло, особенно не углубляясь в него. На этот раз начните свой просмотр текста с конца. Проверьте, насколько правильно вы связали основные мысли со связанными с ними подробностями. Внесите необходимые изменения и добавления. Для более глубокого осмысления текста задайте себе вопросы (и, естественно, ответьте на них) по существенным пунктам текста. Проведите параллели с уже имеющимися у вас знаниями.

Составьте также приблизительный план текста. Очередность главных мыслей тоже необходимо запомнить. Для этого можно воспользоваться методом последовательных ассоциаций, составив ассоциативный сюжет из ключевых слов главных мыслей, который вполне подойдет в качестве плана. Если же запоминаемый текст очень большой, то можете запомнить ключевые слова при помощи метода связанных ассоциаций, в качестве хорошо усвоенного списка можете использовать словесно-числовой список.

Доводка

Повторите по памяти текст (можете рассказывать его самому себе, но еще лучше будет рассказать его кому-нибудь другому). Начинайте рассказ с существенных моментов, постепенно вспоминая подробности, к ним относящиеся. Подглядывайте в текст только в самых крайних случаях, сначала попробуйте вспомнить все свои ассоциации (и те, которые вы использовали для запоминания, и ассоциации с уже имеющимися знаниями), которые у вас возникали при чтении текста.

Перечитайте текст еще раз. Отметьте, что вы упустили в своем рассказе. Подумайте, почему это произошло? Если это существенные моменты, обязательно проработайте их, найдите способы для их запоминания. Попробуйте поработать и над упущенными вами второстепенными моментами. Всегда стремитесь запомнить немножко больше того, что, по вашему предположению, требуется.

Помните, что усвоенная информация особенно быстро забывается сразу после запоминания, затем темп забывания значительно замедляется, поэтому имеет смысл повторить материал спустя несколько часов после запоминания

Помогите детям учиться.

Итог лектория.

  • Повторение – мощный фактор запоминания. Одним из критериев того, что заучивание происходило осмысленно, является возможность пересказать материал своими словами. Повторять материал надо с интервалами  не менее 10 минут и не более 16 часов.
  • При запоминании использовать метод ассоциации.
  • При запоминании использовать разные органы чувств. ( информация на слух;  зрительно – в виде схемы, пиктограммы; в движении)
  • Постоянно обращать внимание на осанку.

Источники:

  1.  Н.И. Хромов. Методы обучения детей с различными типами обучаемости. Москва 2007
  2.  Сайт «Самоучитель по развитию памяти» http://upgradememory.ru/pg/geograficheskie_nazvaniya.htm 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способ запоминания словарных слов

Суть метода состоит в том, что трудная орфограмма связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании слова, помогая правильно писать слово. Если хотите воспользоваться этим ...

презентация по русскому языку на тему "Способы запоминания словарных слов" 4 класс

Презентация по русскому языку, тема "Способы запоминания словарных слов"  в 4 классе. словарные слова огонь, петух, синица, снегирь....

Рациональные способы запоминания.Советы для родителей.

В методическом материале представлены советы по выполнению домашнего задания, используя рациональные приёмы запоминания. Пусть учёба будет в радость!...

Причины искажения названий букв русского алфавита и рациональные способы запоминания правильных названий

В статье рассматривается вопрос , относящийся к области культуры речи и языкознания.Он включает в себя сведения о современных названиях русских букв - "а", "бэ", "в", "гэ" и т.д., которые заменили соб...

План-конспект коррекционно-развивающего занятия для 3 класса детей с ОВЗ на тему: "Обучение рациональной организации запоминания".

Цель занятия: Тренировка памяти.Методы и формы работы: развивающие упражнения, релаксационная разминка.1. Приветствие. Время: 1-2 мин Цель: Создание положительного эмоционального фона.- Преж...

Презентация «Рациональные способы вычислений и их значение в начальном образовании».

Одной из важнейших задач обучения математике младших школьников является формирование  у них вычислительных навыков, основу которых составляет осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письм...

Рациональные способы изучения таблицы умножения

Презентация для уроков математики по таблице умножения...