Рекомендации родителям первоклассников.
консультация (1 класс) на тему

Полчанинова Светлана Леонидовна

Как помочь первоклассникам адаптироваться к школьной жизни и начать успешно учиться в школе? На эти  и другие вопросы помогут ответить памятки для родителей первоклассников. Обычно выдаю их в сентябре, на родительском собрании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_roditelyam_pervoklassnikov.docx49.19 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить ребенка слушать и слышать?

(основы работы по инструкции)

Оказывается, умению слышать  надо учить. И  это обучение начинается задолго до школы, дома.  Этот навык формируется в простом общении ребенка с родными. 

 

Правило 1.

Детям доступно только одноканальное внимание. Малыш может воспринимать только одну задачу.  Давая указание ребенку, обратите его внимание на себя, присядьте перед ним и скажите слова, глядя в глаза. Очень полезно  попросить повторить ваши слова вслух.

Правило 2.

Даем ребенку простые инструкции последовательно. Сделал первое действие,  говорим второе.  Любое сложное действие можно разбить на несколько простых и давать ребенку пошаговые  инструкции.

Правило 3.

После того, как вы отработали правило 1 и 2, давайте ребёнку инструкции, состоящие из двух-трёх шагов.  Пусть он вас послушает, повторит, что надо сделать и потом выполнит последовательно ваше задание.

Правило 4.

Ребенок может усвоить только короткую и четкую информацию. Если мы  читаем ребенку длинную нотацию, объясняя, как плохо он поступил, когда забрал лопатку у брата, то вряд ли малыш что-то поймет из вашей речи.  Любое объяснение должно быть коротким и четким.

 

 Правило 4.

Дети очень плохо различают тон нашего голоса. Получается, что дети дошкольного возраста хорошо воспринимают мимику и эмоции, но очень плохо – тон голоса говорящего. Это тоже стоит учесть и больше использовать эмоции и мимику в общении с ребенком.

Правило 5.

    Давая такие инструкции: «Не лезь в воду!», «Не балуйся!» и т.д., мы часто не  осознаем, что ребенок получает от нас инструкцию наоборот.  Все дело в том, что наш мозг частицу НЕ  не воспринимает.  И любую инструкцию, сказанную с частицей НЕ, мозг принимает, как инструкцию к действию.  Поэтому не стоит ругать ребенка, если он услышав вашу фразу «Не лезь в воду», сразу же   начнет плюхаться в луже. Вы же сами так сказали!

Если вы будете соблюдать эти правила, общаясь со своим ребенком, то  ребенок научится слушать и слышать  вас с первого слова. А значит, вы избежите многих проблем в школе и с поведением, и с учебой.

Развитие мелкой моторики

Что общего между развитием речи и рукой? Ответ прост: чем лучше развита мелкая моторика руки, тем лучше развивается речь. Почему?

Так устроен наш мозг, что за определенные операции отвечают отдельные центры. Так вот центры мозга, отвечающие за развитие речи и мелкой моторики руки, расположены очень близко и тесно взаимодействуют друг с другом. Развивая мелкую моторику руки, мы активизируем эти отделы мозга, которые  отвечают за развитие речи.  Значит, надо приложить максимум усилий, чтобы развивать мелкую моторику руки ребенка.
           Начинать работу по развитию моторики надо уже в младенческом возрасте. В дошкольном возрасте развитие руки становится необходимым занятием.  Вот основные направления развития мелкой моторики.

1.Пальчиковая гимнастика.

1. Гусь.

Вот идет по полю гусь.
Он не страшный, ты не трусь.
Он тебя совсем не тронет,
Только голову наклонит.

Выполняем так: Руки стоят на столе на локотке, а кисть расположена горизонтально, как клюв гуся. На первые две строчки поворачиваем кисть из стороны в сторону, а на 3-4 строке – наклоняем кисть вниз и поднимаем вверх (как будто киваем). Выполняем сразу двумя руками.

2. Моя семья.

Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот я –
Вот и вся моя семья.

Выполняем так: Ладошки раскрыты. Пальчиками левой руки загибаем пальчики правой, начиная с большого пальца. На последней строчке пальцы сжаты в кулак и поворачиваем его из стороны в сторону. Потом повторить с другой рукой.

2.Игра с мелким конструктором.

3. Лепка и раскрашивание.

4. Застёгивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.

 
Хочу обратить внимание, что координация движений и мелкой моторики зависит от зрелости структур головного мозга, которые управляют работой руки. Поэтому, если что-то у ребенка не получается или выходит плохо, не стоит ругать его за это, а надо больше внимания обратить на развитие руки и подобрать 
специальные игры или упражнения.

Развитие фонематического слуха.

 «Поймай звук»

Мы предлагаем ребенку: " Давай мы с тобой будем ловить звуки. Если в слове есть звук "С", то ты хлопай в ладоши один раз. Если нет, то молчи и не хлопай". Мы очень четко называем слова, в которых этот звук стоит в сильной позиции и его хорошо слышно  и слова, в которых этого звука нет совсем.

Например: суп, дуб, соль, моль, письмо, пишу, пёсик, нос.

В начале игры надо нужный звук произносить дольше и очень четко, делать на нем акцент.  По мере развития слуха, мы все меньше и меньше делаем акцент на нужном звуке. Но это происходит ближе к 7 годам. Даже первоклассникам звук надо подчеркивать.

Нельзя «ловить» звуки Я, Ё, Е, Ю! Эти буквы  могут обозначать 2 звука и при произношении мы слышим другие звуки. Вообще, постарайтесь эти буквы до школы не трогать.

«Найди похожие»

Для этой игры нам понадобятся картинки. Это могут быть картинки из азбуки, из лото, любые предметные картинки. Мы подбираем несколько картинок, среди которых есть те, что  начинаются  на один звук.  И просим ребенка найти слова, которые начинаются на один звук.

Если ребенок затрудняется.  то предложите назвать все картинки вслух и послушать «имена» картинок.  Если трудно и так, тогда, конечно, надо помочь. Но не подсказывать, а просто назвать эти предметы, делая сильный акцент (произносить дольше и громче)  на одинаковых звуках.

 «Цепочка слов»

Называем по очереди слова-предметы по определенному правилу: каждое слово начинается на  последний звук предыдущего слова.  Это  более трудное задание и делать его надо уже ближе к школе. Правда, некоторые дети и в 5 лет прекрасно справляются с этим заданием.  Все зависит от возможностей самого ребенка. Так что пробуйте, учите и в школе малышу будет значительно легче.

«Первый - последний».

 В этом упражнении мы учим ребенка определять первый или последний звук в слове на слух. Вы просто договариваетесь с ребенком, что Вы произносите слово, а он отгадывает, какой звук первый (или последний).  Вы проговариваете ребенку слово так, чтобы этот звук слышался четко и долго. А ребенок называет первый звук. 

Когда первый звук ребенок уже будет определять легко, то можно дать задание определить последний звук. Это делать труднее.

Хороший фонематический слух – основа успешного обучения любому языку. Развивая  фонематический слух – мы  приучаем ребенка  контролировать себя и других, развиваем внимание ребенка.

И снова о внимании. Почему ребенку трудно учиться?

         Почему  ребенку трудно учиться? В чем причина многих школьных проблем у ребенка?

При поступлении в школу перед ребенком встают новые задачи – задачи, непривычные для него. В школе  даже игровые задания содержат много новой информации, которую надо усвоить. А это требует длительной  сосредоточенности  на одном виде деятельности, т.е внимания.

 К сожалению, обучение не всегда является увлекательным процессом, оно  невозможно без длительной отработки навыков, без закрепления знаний.  Уже  с первых  школьных дней ребенок вынужден заниматься  не тем, что ему нравится, а тем, что требует учитель и часто не вызывает никакого интереса у ребенка. Для того, чтобы справиться с такой задачей необходимо внимание

Иногда родители   уверяют, что  их ребенок очень внимательный и трудности  возникают по другим причинам.  Но здесь надо учесть, что внимание бывает двух видов – непроизвольное, которое очень хорошо развито у детей, и произвольное.  Вот это произвольное внимание   формируется в 7 – 10 лет, а  не  в 6, когда ребенок идет в школу.

Именно от внимания и зависит то, как ребенок будет учиться. Благодаря развитию произвольного внимания ребенок становится способным активно, избирательно «извлекать» из памяти нужную ему информацию, выделять главное, существенное, принимать правильные решения, действовать осознанно и концентрировать внимание на  выполняемой задаче. 

Развитие произвольного внимания и является одной из главных задач в этом возрасте.  И в этом вопросе очень важна помощь родителей.  Только родители могут помочь ребенку развивать внимание.  Для  этого  немного нужно – играть с ребенком хотя бы иногда в специальные игры .

Игры и упражнения на развитие внимания

 «Прямой и обратный счет»

Цельразвивать способность к распределению внимания.

Повторим обратный счет от 10 (10, 9, 8, 7, б, 5, 4, 3, 2, 1). Повтори его еще раз, но одновременно выполняй движения, какие буду делать я (простые физические упражнения, рывки руками).

«Нарисуй»

Цель: развивать произвольное внимание.

Инструкция: Нарисуй в один ряд десять треугольников (необходимо дать ребенку лист бумаги и цветные карандаши). Будь очень внимателен. Заштрихуй красным карандашом 3, 6 и 9 треугольники. Зеленым — 2 и 5, синим карандашом 4 и 8 и т.д

«Запрещенная цифра»

 Цель: развитие внимательности, умения слушать.

Играющие  считают вслух, по очереди произнося числа (от 1 до 10). Перед этим выбирается одно какое – то число, которое нельзя произносить вслух, вместо него играющий хлопает  в ладоши. (Затем количество запретных чисел увеличивается)

Запретные движения

Цель: развитие скорости реакции и произвольного внимания.

В начале ведущий показывает какое-либо движение, которое будет являться запретным к исполнению. Далее он изображает любые действия, которые повторяются всеми участниками. В серии своих действий ведущий показывает и запретное, которое не следует повторять. Запретных действий может быть и не одно.

Игра «Не пропусти профессию»

Цель: Развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора.

Дети  внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название профессии, дети должны подпрыгивать на месте.

Варианты слов:

ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ,

АРХИТЕКТОР, КАРАНДАШ,

СТРОИТЕЛЬ, ГРОЗА, ОБРУЧ,

ПОПУГАЙ, ПЕКАРЬ, ШАХТЁР,

ЛИСТОК, ЭКСКУРСОВОД,

УЧИТЕЛЬ, СЕНО, ТЕРПЕНИЕ,

ПРОДАВЕЦ, ТЕТРАДЬ, ЗАКОН,

ПАРИКМАХЕР, ФАНТАЗИЯ,

ПРЫГУН, ЧАЙНИК, ФОТОГРАФ,

БАБОЧКА, МУЗЫКАНТ, ПИРОГ,

ВОСПИТАТЕЛЬ, ШУТКА, СОЛНЦЕ,

                                                            «Что изменилось»
На стол ставятся 6-7 предметов. Ребенок рассматривает их одну-две минуты. Затем просят его отвернуться и убирают один из предметов. Когда ребенок повернется, он говорит, что изменилось. (Можно не убирать ни один предмет, а поменять 2 из них местами)

«Съедобное – несъедобное»
Подберите картинки с изображением различных предметов – среди них должны быть съедобные. Объясните ребенку, что вы будете показывать картинки по очереди, а он хлопать в ладоши, если на картинке то, что можно съесть.

Упражнение Муха»

Для этого упражнения требуются доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3 х 3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет здесь роль "дрессированной мухи". Доска ставится вертикально, и ведущий разъясняет участникам, что перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд («Вверх!», «Вниз!», «Вправо!» или «Влево!» «Вверх наискосок!») "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" — центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями "мухи", не допустить ее выхода за пределы игрового поля. Муха должна пролететь по всем клеточкам. http://www.psychologos.ru/images/rMVgb6Ns9f_1360745813.JPG

Кому нужен логопед?

-Бери шкакавку и выходи, - говорит шестилетняя Мила подружке.  Подружка берет скакалку и бежит, перепрыгивая через ступеньки и считая: «Г-газ, два, тги!»

Как часто вам приходилось наблюдать подобные диалоги дошколят? По наблюдениям педагогов все больше и больше детей приходят в школу с нарушением речи.  Но родители считают, что это возрастное, что это просто зубы выпали и надеются, что ребенок подрастет и будет все нормально. Не будет. Если не заниматься.

Совсем недавно в какой-то телепередаче выступал молодой человек, лет 27.  Человек работал менеджером в какой-то компании, т.е работал с людьми, что требует постоянного общения.  Несмотря на то, что работая в детском коллективе,  я научилась понимать речь детей с нарушением звукопроизношения, понять этого молодого человека было очень трудно.  А представьте, как его понимают другие люди! И здесь нет вины этого человека, это его беда. Беда в том, что родители вовремя не обратили внимания на нарушения речи и не занимались с логопедом.  А сейчас исправить что-то практически невозможно.

Вы можете возразить, что это не так страшно, что все равно люди его поймут. Но надо знать, что нарушения речи отражаются не только на произношении звуков. Человек с нарушением речи трудно воспринимает речь на слух, при письме допускает множество ошибок, с большим трудом изучает иностранный язык. И помочь можно было  очень просто, если вовремя обратиться к специалисту-логопеду.

Если у Вашего ребенка неправильно или плохо растут зубки, Вы что будете делать? Поведете малыша к врачу. Будете делать то, что скажет доктор: лечить, удалять, поведете к ортодонту и т.д. Правильно?

 Если врач из детского сада направит вашего ребенка к хирургу, кардиологу, лору, вы поведете малыша? Наверняка.

Так почему же, когда воспитатель, психолог, учитель советуют  родителям показать малыша логопеду, они часто  отказываются  и обижаются? Многие учителя и воспитатели часто встречают такую реакцию родителей. А почему? Чем же страшен и опасен логопед?

Еще раз подчеркну,  что своевременно не исправленные недостатки произношения звуков и дефекты речи, которые появились в детском возрасте, могут остаться с человеком на всю жизнь. Они нередко встречаются у взрослых, родители которых не придали вовремя значения тому, как говорит их ребенок. В дальнейшем это  помешает обучению человека,  ограничит его возможности как специалиста, будет препятствовать его карьерному росту и даже может наложить негативный отпечаток на его личную жизнь.

Пускать на самотек развитие  речи  ребенка нельзя, - говорят в один голос специалисты. Родители должны приложить достаточно усилий, чтобы речь  развивалась правильно. Надеяться на чудо и ждать, что детские нарушения речи пройдут сами по себе с возрастом, не стоит. Как только Вы заметили у своего малыша  какие-либо дефекты произношения, поспешите на прием к логопеду. Особенно важно это сделать перед школой.

Развитие мышления

Умение мыслить логически является одним из главных достоинств, которые ведут человека к самореализации и успеху.

Интересные задачки для развития мышления:

  • Сколько у палки концов? (2) А сколько концов у трех с половиной палок? (8)
  • Сколько необходимо разрезов, чтобы разделить бублик на 4 части? (2)
  • Четыре девочки купили 6 заколок на волосы, каждой из них досталось не менее чем по одной заколке. Скажите, могла ли одна из девочек купить себе три заколки? (Да) .
  • Сколько недель будут показывать фильм, если общее количество серий 24, а показывают его каждую субботу и воскресение (12 недель) .
  • В каких месяцах есть число 28 (во всех) .
  • Когда человек сможет мчаться со скоростью скоростного авто? (когда он будет сидеть в этом автомобиле) .
  • В каком случае, мяч, пролетев некоторое время, сможет на долю секунды остановиться и полететь назад? (Если его подбросить вверх) .

                        Игры с детьми на развитие мышления

«Остров сокровищ» Клад необходимо найти по карте, то есть малыш должен научиться ориентироваться в пространстве и мыслить должным образом. Для начала нужно нарисовать план комнаты, как бы сверху, четко обозначив схемами все окружающие предметы. Место нахождения «клада» нужно отметить на карте крестиком. Малыш должен найти по этой схеме спрятанный предмет. Задание можно усложнить или продлить, примером, играя в нескольких комнатах. Первая карта может указывать на место нахождения второй, и т. д. Игру  «Остров сокровищ» можно дополнить логическими загадками, разгадав которые ребенок получит следующую подсказку и т. д

«Говори наоборот». Возможно, малыши еще не знают, что такое антонимы, но они знают, какие понятия являются противоположными, примером свет – тьма, холодно – тепло. Взрослый и ребенок могут поочередно называть друг другу слова и подбирать к ним противоположные.

 «Исключи лишнее». Такое упражнение можно предложить малышам как в устной, как и в письменной форме. Смысл в том, что взрослый называет ряд с 3-4 понятий, которые связаны между собою родовой или видовой связью. Среди названного ряда нужно упомянуть одно лишнее слово, которое с остальными не связано. Малыш в свою очередь должен вычислить это слово и объяснить, почему оно не подходит к остальным. Примером, корова, коза, кот, яблоко (яблоко лишнее, потому что оно принадлежит к фруктам, а остальные слова называют животных).

Для развития мышления школьников придумано огромное количество игр, заданий и упражнений. Главное здесь – желание и инициатива.

Как сформировать адекватную самооценку у ребёнка?

Будут ли ваши дети успешны в жизни и то, как сложится их судьба, зависит от их уверенности в себе и своих силах. К сожалению, родители редко обращают внимание на самооценку своего малыша. И не важно, завышенная она или заниженная. Любое, даже очень маленькое отклонение от нормы – это плохо.

Как понять, какая у вашего ребенка самооценка?

  • Заниженная самооценка

Ваш ребенок постоянно жалуется на то, что его сосед по парте умнее, красивее, лучше одевается? Или стал часто утверждать, что вы его не любите? Постоянная плаксивость, боязнь наказания, ожидание худшего, неуверенность в собственных силах – все это первые признаки низкой самооценки.

Если не предпринять никаких шагов, в дальнейшем ребенка начнут обижать в классе, он не сможет адаптироваться к любым, даже самым маленьким изменениям в жизни. К сожалению, если вы решите попытать счастья в другом месте и заберете его из школы (или переведете в другой класс), ситуация никак не изменится. Малыш изначально настраивает себя на неуспех, повторяя про себя «У меня не получится учиться на пятерки», «Я не решу эту задачу», «Я неудачник» и т.д.

  • Завышенная самооценка

Обычно дети с завышенной самооценкой считают, что они во всем всегда правы. При этом ребёнок может утверждать, что двойка по контрольной работе – это не его невнимательность, а придирка учителя. Он не привык осознавать свои ошибки, для него нет авторитета. Зачастую ребёнок не уважает даже родителей или опытных наставников. Маленький человечек стремится подчинить всех себе. Он использует чужие слабости, желания, стремления, пытается выделиться на фоне чужих неудач.

Обычно такие дети являются заводилами, агрессорами и довольно жестокими руководителями в будущем. «Я лучше знаю», «У тебя не выйдет, а вот я смогу» — поначалу такая инициатива ребенка умиляет родителей. И, к сожалению, любящие папы и мамы слишком поздно осознают, что воспитали тирана.

  • Адекватная самооценка

Такой ребенок не боится просить помощи, так как понимает, что все знать и уметь невозможно. При первой неудачи он не опускает руки и не плывет по течению, а старается вначале решить все своими усилиями. Он знает, что его любят и ценят, поэтому не боится казаться слабым. Малыш никогда не перекладывает обязанности на остальных. Оказав кому-либо из товарищей помощь, школьник не будет просить за это вознаграждения.

Если у вашего ребенка адекватная самооценка, он не будет играть на нервах, требовать от друзей, родственников или знакомых особого отношения или искать выгоду. Он принимает людей такими, какие они есть. В меру уверенным в себе людям в дальнейшем гораздо проще в жизни, так как они никогда не разочаровываются в друзьях, семье работе. Они реально смотрят на вещи.

Как поднять низкую самооценку?

  • Больше хвалите детей. Радуйтесь каждому его успеху (порядку в пенале, убранной комнате, хорошей отметке в школе и т.д.)
  •  Поощряйте любое увлечение ребёнка. Проявляйте заинтересованность.
  • Мотивируйте на успех. Не сомневайтесь в способностях своего ребёнка.
  • Советуйтесь с ребёнком. Выслушивайте его мнение. Это поможет ему понять свою значимость.
  • Не бойтесь попросить у детей помощи. Относитесь к ребёнку как к равному.

Старайтесь быть внимательнее к своим детям, поощряйте и хвалите их, проводите больше времени вместе, и вы поможете вашему малышу стать счастливее, наполните его жизнь яркими красками

Для развития адекватной самооценки у ребенка

  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, особенно в школе.  
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Всё должно быть в меру.
  • Поощряйте в ребенке инициативу.
  • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: "У мамы не получился пирог — ну, ничего, в следующий раз положим больше муки". Или: "Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!".
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).
  • Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.
  • Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.
  • Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.
  • Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям первоклассников

Рекомендации родителям первоклассниковПоддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижени...

Рекомендации родителям первоклассников

Рекомендации родителям первоклассников...

Рекомендации родителям первоклассников

Очень хорошо, если во время первого знакомства с учителем родители получат некоторые рекомендации....

Рекомендации родителям первоклассников

Трудности периода адаптации. Как поступать?...