В семье ребёнок - ученик. (ноябрь 2017г.)
статья (1 класс) на тему

Мельникова Юлия  Валерьевна

Материал для проведения  родительского собрания в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_seme_rebyonok_-_uchenik_word.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

Ваш ребёнок - ученик

  Адаптация-это процесс привыкания человека к новым условиям.

Длится процесс привыкания 3-6 месяцев у детей. Если вспомнить про адаптацию взрослых на работе, то у молодых специалистов она продолжается 1.5 – 2 года, а у постарше специалистов подольше. Если рассматривать адаптацию к школе как двусторонний процесс ребенка и родителей, то возникает вопрос: «Кто быстрее привыкнет?»

«К чему первокласснику и семье приходиться привыкать?» - спросите вы.

- К новому режиму, к новым требованиям, к новому эмоциональному состоянию семейной структуры.

Новый режим

В подготовительной группе занятия длятся не более 30 мин. В первой половине дня максимально 3 занятия. Перерыв не менее 10 минут.

В первом классе в первые недели продолжительность урока 35 минут, в день 3 урока. После того как пройдут 2- 4 недели продолжительность урока становится 45 минут, количество уроков в день 4 и один раз в неделю 5. Перемены 2 раза 10 минут,2 раза 15 минут. После второго урока перемена выделяется для завтрака. Попробуй, посиди на 15 минут подольше и на перемене ещё нужно приготовиться к другому уроку.

Новые требования

Вести себя в школе необходимо совершенно непривычным образом. Сидеть на уроке надо положа руки на парту, слушать учителя, отвечать по руке, во время чистописания выполнять любое движение одновременно. Что это значит? Учитель говорит: «Взяли ручки. Поставили локоток на парту, опустили ручки на линейку и т.д.» Выполнить это надо вместе со всеми, независимо от особенностей восприятия, памяти, темперамента ребёнка.

На перемене нужно вести себя подобающим образом: говорить спокойно, бегать умеренно. Успокоиться и настроиться на работу надо со звонком, а не в силу своих особенностей характера. Подготовить своё рабочее место самостоятельно. Найти в этом огромном портфеле, среди непонятных тетрадей и учебников то, что нужно. В учебном процессе у учителя не всегда есть возможность выслушать всех обиженных и обездоленных. Не выдаётся в школе столько ласк и обнимашек, как в детском саду, в силу объективных причин.

Новое эмоциональное состояние семейной структуры.

Семейная структура-это семья и как она существует. С появлением в семье первоклассника семья переходит в новый статус. Она становится семьёй первоклассника. В детском саду ребенок в семье находится достаточно небольшое время. Воспитывают, образовывают, учат жить в этом мире, в большой степени, воспитатели. У родителей есть возможность работать в условиях полного рабочего дня. Вопросы конфликтов, недопониманий

между детьми решаются воспитателями. Дети от воспитателей получают заботу, внимание и ласку. И родители от воспитателей получают много внимания: к воспитателю каждый день можно подойти, узнать, рассказать, спросить совета. В детском саду ребёнок живёт по определенному режиму, там есть и сон, и прогулки. Организуют это и отвечают за это воспитатели. Семье не нужно переделывать свой привычный режим под режим ребенка. Семья обычно «отрывается» на выходных. Что же меняется в семье первоклассника? В первые недели ребёнок освобождается в 11.00 и на продлёнку не рекомендуют в этот период детей отдавать. Общение с учителем заметно  сокращено, по сравнению с общением с воспитателем. И это, в основном, общение коллективное, для всех родителей сразу. Если оно

становиться индивидуальным, то обычно это процедура не очень приятная для семьи. У семьи появляется главный начальник и командир, а это вам не теща и не свекровь. Это учитель. Часто дома родители слышат от своих детей: «А Анна Ивановна сказала так писать» и всей семьи не переубедить ребенка делать по-другому. И это хорошо. Учитель для ребенка естественный авторитет, как залог успешности в освоении знаний. Будете ли вы слушать объяснения человека, а ещё и выполнять его указания, если считаете этого человека некомпетентным? Чтобы процесс адаптации у ребёнка прошел легче задача семьи № 1: принять авторитет

учителя, несмотря даже на разность взглядов. Это, как в семье, если папа определяется, как существо с рогами и с бородой, то никогда в жизни ребёнок папу не будет слушать. Тоже самое касается и в отношении мамы. Правило одно: если уж выбрали друг друга, это произошло не без симпатии, то уж поддерживаете уважение к друг к другу.

Задача семьи № 2: научиться слышать учителя и разговаривать непосредственно друг с другом, минуя передаточный пункт. Что значит передаточный пункт? Учитель сказал бабушке, а бабушка передала маме, а мама передала папе. Или переживающая родительница что-то услышала,

позвонила… и т.д. Помните игру «Испорченный телефон». Все очень просто нужно просто разговаривать непосредственно друг с другом, без «помогающих» сторон. Слышать учителя? Как это? Надо помнить о том, что мы не можем точно знать, какие наши дети в школе. Нахождение в коллективе это совсем другое, чем нахождение дома. Если учитель

неоднократно эмоционально сообщает, что ребенок не может до сих пор привести стол в порядок или выкрикивает с места, или встает из-за парты, то на фоне эмоциональности учителя трудно оценить важность данного сообщения. Сначала возникает обида, потом мысль: «Мой ребёнок хуже

всех», «Моего ребёнка не любят», «Наша семья хуже всех, не научила». Хочется бежать, спасать, защищать своего ребёнка, честь семьи. И это совершенно оправданная реакция. А в реальности нужно некоторое время побыть со своими негативными чувствами, и потом подумать: «Что же

учитель хотел сказать? И для чего это надо?» Можно почитать литературу, например: Г.Е. Акимова «Как помочь своему ребёнку» Справочник для неравнодушных родителей.

Много тревожности у семьи по вопросу распорядка дня ребенка.

Задача семьи № 3: распределение новых обязанностей - забрать, отвести, беседа с учителем, выполнение задания дома, прогулки, кормления, зарабатывание денег для доп. занятий и экскурсий, воспитательные беседы с ребенком. Все это должен кто-то выполнять и желательно, не как в известном фильме: «Кто на завод? Я. Кто…» Можно поиграть с мужем в игру «Камень,

ножницы, бумага» на то, кто отводит ребенка в школу, а кто идет вечером на родительское собрание.

В начале много тревожности, волнений, связанных с новым, непривычным миром взаимодействия семья - школа. Родители часто нервничают сильнее детей. И это понятно. Семья часто сталкивается с оценкой учителя своей семьи. Особенно оценка напрягает, когда у ребенка что-то не получается в школе. Родители могут ощущать себя маленькими детьми, а это согласитесь

не очень приятно. Учитель, каждый раз, беря новый класс, тоже сильно нервничает. Перед ним стоит очень важная и ответственная задача – дать знания, научить учиться. К учителю приходят не только дети, к нему приходят семьи первоклассников. У каждой семьи свой уклад, свои правила, свои проблемы. Учителю же нужно организовать огромное количество людей существовать как единый организм. Именно в превращении отдельных семей в единую структуру кроется залог успешности

обучения. Задача тяжелая, огромнейшая и, конечно у учителя много переживаний и опасений по этому поводу. Плюс еще, учителю надо отстоять свое авторитетное место. А в наше время это все тяжелее и тяжелее.

Задача семьи № 4: понять, что ваше напряжение и тревожность вполне объяснимы и имеют право существовать. Вы волнуетесь и тревожитесь по поводу своего любого ребёнка. И это прекрасно, что ребенок любим.

Лучшее лекарство от тревожности - это постоянно думать о ней, запланировать «каждодневное тревоженье» в течение 20 минут. Но не больше. И вы сами не заметите, как тревожность постепенно будет покидать вас.

Задача семьи №5 принять напряжение и тревожность учителя, как знак заботы и ответственности перед семьёй за успешность каждого конкретного ребёнка. Семье можно выбрать одного из членов семьи на роль дипломата по урегулированию вопросов взаимоотношений между двумя странами: семьи и школа. Задачи данного члена семьи будет урегулирование спорных вопросов между семьей и школой, передача семьи информации о действиях учителя в пользу научения ребенка, научить или помочь признать семье свои ошибки или уметь прояснять вопросы по возможным ошибкам со стороны учителя.

Задача семьи № 6: Помнить, что самое главное и лучшее у ребенка - это его семья.

Семья поможет, поддержит, научит, защитит. Вместе пройдет период адаптации с ребёнком. И всё будет хорошо. А впереди адаптация к 5 классу, институту, работе.

Успехов вам! И помните, что любая проблема - это не проблема. Это возможность что-то изменить в своей жизни.

Педагог-психолог Подобедова  Снежанна Эдуардовна__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ваш ребёнок - ученик

Советы для родителей...

Курс консультаций для родителей будущих первоклассников «Ваш ребёнок-ученик!»

Курс консультаций для родителейбудущих первоклассников«Ваш ребёнок-ученик!»...

"Ваш ребёнок - ученик. Советы для родителей".

Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам....

Презентация к уроку математики по теме " Составление задач на сложение и вычитание по рисунку и решению" 1 класс (ноябрь) 2017г

Данную презентацию можно использовать на уроке  математики в 1 классе  по программе "Школа России"...

Буклет для родителей "Как относиться к отметкам ребёнка-ученика"

В буклете представлены советы педагога - психолога, которые помогут родителям правильно настроиться на отметки своего ребёнка - второклассника....

Тема: «Закон, семья, ребёнок (нравственное и правовое воспитание в семье»

Цель: Повышение правовой культуры родителей по вопросам юридической ответственности за воспитание и обучение детей.Задачи:Познакомить родителей с нормативно-правовыми документами.Содействовать формиро...