Что и как надо развивать у детей дошкольного возраста.
статья на тему

Кондякова Татьяна Анатольевна

Эта статья поможет, подскажет родителям (законным представителям), что и как надо развивать, чтобы  подготовить своего ребёнка к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_i_kak_nado_razvivat.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Что и как надо развивать у детей дошкольного возраста

Высшие психические функции развиваются у детей только до семилетнего возраста, а в дальнейшем совершенствуются. Успешность или неуспешность ребёнка не только в школе, но в будущей жизни зависит от того как взрослые (воспитатели, педагоги, родители) развивали ребёнка в дошкольном возрасте.

Развитие соматогностических функций (восприятие тела)

«Кобра». Лёжа на животе. Руки согнуты в локтях, ладонями упереться в пол на уровне плеч. Представить себя «коброй»: медленно поднять голову, постепенно выпрямляя руки и приоткрывая рот, приподнять верхнюю часть туловища, прогнуть спинку; ягодицы и ноги расслабленны. Вернуться в исходное положение и расслабиться, не задерживая дыхание.

«Лучики».  Лёжа на спине. Поочередное напряжение и расслабление шеи, спины, ягодиц, правого плеча, правой руки, правой кисти, правого бока, правого бедра, правой ноги, правой стопы; левого плеча, левой руки, левой кисти, левого бока, левого бедра, левой ноги, левой стопы.

«Дерево». Сидя на корточках. Спрятать голову в колени и обхватить их руками. (Это «семена», которые как бы постепенно прорастают и превращаются в дерево.) медленно поднять руки, напрячь тело и вытянуть его вверх. «Подул ветер»: раскачивать тело («деревья»).

«Кошечка». Встать на четвереньки, опираясь на колени и ладони. Одновременно, вдохнув, отводя голову назад, прогибая позвоночник вниз, поднимать, максимально вытягивая, правую руку и левую ногу. Вернуться в исходное положение. Затем то же движение левой рукой и правой ногой, но делать при этом выдох, шипя, опуская  подбородок к груди, выгибая спину вверх, как кошечка.

Массажи. Развивающая работа должна включать в себя различные виды массажей. Систематический массаж улучшает функции рецепторов, проводящих путей, укрепляет рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении всех систем и органов.  В домашних условиях и в условиях детского сада можно применить ежедневное обтирание влажным махровым полотенцем; хождение по массажным коврикам, песку, траве; плавание, контрастный душ и т.д.

Особенно эффективен массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают 148 точек, расположенных на ушной раковине, которые соответствуют различным частям тела.

Формирование пространственных представлений

Пространственные представления, как пишет А.В. Семенович, прежде чем простроиться «от головы», должны быть сформированы «от тела», начиная с внутриутробного развития.  Базовый для пространственно-временных представлений фактор как система координат складывается у ребёнка поэтапно в ходе лежания–сидения–ползания–стояния. Внутриутробное положение – 0 градусов, 45–градусный разворот происходит в момент рождения, 90–градусный – в процессе сидения и ползания, 180-градусный – в момент перехода к прямохождению, разворот в 360 градусов тогда, когда ребёнок овладевает пространством, находящимся сзади. Только потом происходит развитие квазипространства мышления.

Если у ребёнка своевременно не будут развиты пространственные представления, это может привести, например, к нарушению вектора считывания текста с листа при обучении в школе. Такой ученик будет пытаться читать строки текста и решать математические примеры не слева направо и сверху вниз, а наоборот – справа налево и снизу вверх (зеркально). Такое нарушение сканирования информации затруднит понятийное понимание текста и правильное решение задачи. Кроме того, возникнут трудности с изучением геометрии, физики, литературы, предметов, которые требуют хорошо развитых пространственных представлений.

Развитие пространственной функции необходимо проводить в трёх основных плоскостях: лево-право, верх-низ, перед-зад.

«Моё место». Отработать понятия по вертикальной оси: «право», «лево», «правее, чем…»,  «левее, чем..», «справа от..», «слева от..», «впереди», «сзади»,; определить своё место: «Я сижу слева от Пети, справа от Маши, левее Серёжи, напротив Коли и т.д.»; поменяться местами и продолжить игру.

«Холодно-горячо». С помощью речевых инструкций взрослый подводит игрока к искомому предмету. Инструкция: «шаг направо, два шага вперёд, три налево» и т.д. если ребёнок хорошо владеет ориентацией в пространстве, можно использовать план-схему.

«Лабиринт». Обойди стулья, продвигаясь вперёд: справ, слева, над, под стул. Обязательное условие – проговаривание всех своих пространственных действий.

«Тень». Составить пары, стать лицом друг к другу. Один из играющих, «оригинал», выполняет движения замедленно, другой в точности, как тень, копирует его.

«Пространство моего тела». Прикоснуться левой рукой к своему правому колену, затем правой рукой к левому уху, затем правой рукой к правой пятке и т.д.

«Пространство тела соседа». Прикоснуться левой рукой к правому уху соседа слева, затем правой рукой к левой пятке соседа справа, затем правой рукой к правому уху соседа справа и т.д.

«Пространство за спиной». Выполнить определённые действия за спиной: завязать шнурки, застегнуть пуговицы, ощупать и узнать предметы, лепить что-либо из пластилина и т.д.

«Формирование квазипространственных представлений». Провести отработку понятий» «до», «после», «раньше», «позже», «между»; предложить проструктурировать последовательность времени суток, времён года, дней недели, месяцев в году; формировать навыки ориентировки и анализа времени на циферблате стрелочных часов.

Развитие артикуляционных движений и мелкой моторики рук

Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти. Именно эти органы формируют речь. Упражнения, построенные на движениях языка и челюсти, стимулируют работу базального ганглия лимбической системы, включая специализированную область – чёрную субстанцию, которая соединяет базальный ганглий с лобной долей мозга, контролирующих мышление, речь и поведение. Для нормального психического развития детей необходимо отработать следующие упражнения:

  • движения языком: вправо-влево, вверх-вниз, выгибание языка, сворачивание в трубочку, прокатывание «орешков» за щеками;
  • мимические движения: надувание щёк, вытягивание губ трубочкой, хмурое сдвигание бровей, улыбка;
  • движения нижней челюстью вправо-влево.

Известно: мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

Как определить уровень развития речи ребёнка первых лет жизни? Попросите малыша показать один пальчик, два, три. Если ему удалось изолированно двигать пальцам – это говорящий ребёнок. Если же мышцы пальцев напряженны, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, стоит призадуматься. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления будет затруднено.

Тренировать пальцы рук можно уже с шестимесячного возраста. Систематические упражнения, по мнению М.М. Кольцовой, «мощное средство повышения работоспособности головного мозга». Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирование речи. Простейший метод тренировки – массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Простейшее упражнение: в течение 2-3 минут ежедневно сгибать и разгибать каждый пальчик ребёнка. Можно использовать детские потешки – «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик», «Ладушки-ладушки» и т.д.

С 10-месячного возраста малышу уже можно давать перебирать сначала более крупные и яркие предметы, затем более мелкие. Для развитее мелкой моторики рук полезны такие упражнения.

«Волна». Сначала правой рукой, затем левой двигать волнообразно каждый пальчик.

«Колечко». Поочерёдно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется – вначале каждой рукой отдельно, затем вместе – в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.

Полезны занятия с пластилином или глиной, отщипывание кончиками пальцев клочков бумаги на занятиях аппликацией, нанизывание бус на нитку, застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.  

Развитие зрительного восприятия

Для полноценного психического развития детей требуется пространственно-поисковая активность органов зрения. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить пространство зрительного  восприятия. Движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику мозга. В трёхмерной среде глаза находятся в постоянном движении, собирают информацию и строят сложные схемы образов, необходимые для обучения. Трёхмерное визуальное восприятие – необходимое условие успешного обучения, правильного считывания информации с листа, развития пространственного мышления.

Глазодвигательные упражнения. Исходное положение – лёжа, сидя или стоя. Голова фиксирована, глаза смотрят прямо перед собой.

Упражнение 1. Отрабатываются движения глаз по четырём (вправо, влево, вверх, вниз) и четырём вспомогательным направлениям (по диагоналям), а также сведение глаз к центру. Каждое движение – в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причём удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению – выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки, затем локтя и, наконец, около переносицы. Чтобы привлечь внимание детей необходимо использовать яркие предметы, маленькие игрушки, свечи и т.д. В начале освоения упражнений дети следят за предметом, перемещаемым взрослым, затем передвигают его самостоятельно, держа сначала в правой руке, потом в левой, затем  обеими руками. Тем областям в поле зрения, где взгляд «соскальзывает», уделяется дополнительное внимание, т.е. взгляд «прорисовывает» их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.  Усложнение (при условии, что упражнение выполняется уверенно): а) плотно сжать челюсти; б) открыть рот; в) слегка прикусить язык; г) совместить с дыханием или движениями языка.

Упражнение 2. Глаза вправо – глубокий вдох – пауза (задержка дыхания и движения глаз – 2 секунды) – глаза в исходное положение – пассивный выдох – пауза. Глаза влево – вдох – пауза – глаза в исходное положение – выдох - пауза. Глаза вверх – вдох – пауза – глаза в исходное положение – выдох - пауза. Глаза вниз – вдох – пауза – глаза в исходное положение – выдох – пауза.

Упражнение 3. Глаза и язык вправо – вдох – пауза – глаза и язык в исходное положение – выдох – пауза. Глаза и язык влево – вдох – пауза – глаза и язык в исходное положение – выдох – пауза. Глаза и язык вверх – вдох – пауза – глаза и язык в исходное положение – выдох – пауза. Глаза и язык вниз – вдох – пауза – глаза и язык в исходное положение – выдох – пауза.

Упражнение 4. Глаза влево, язык вправо – вдох – пауза – глаза и язык в исходное положение – выдох – пауза. Глаза вправо, язык влево – вдох – пауза – глаза и язык в исходное положение – выдох – пауза. Глаза вниз, язык вверх – вдох – пауза – глаза и язык в исходное положение – выдох – пауза. Глаза вверх, язык вниз – вдох – пауза – глаза и язык в исходное положение – выдох – пауза.

Развитие межполушарного взаимодействия

Процесс психического развития происходит при условии высокой двигательной активности детей. При регулярном выполнении перекрёстных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций. Мозолистое тело, координирующее одновременную работу обоих полушарий, интенсивно развивается до семилетнего возраста.

«Кулак – ребро – ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга. Ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром; распрямлённая ладонь. Дети выполняют движения – сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками – вместе с воспитателем, затем по памяти (8-10 повторений).

«Лезгинка». Сложить левую руку в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. На высокой скорости одновременно изменить положение правой и левой рук.

Упражнение следует усложнить. Правая рука складывается в кулачок, левая – в ладошку, глаза смотрят в сторону кулачка, язык – в сторону ладошки. При смене положений рук произойдёт смена положений глаз и языка.

«Лягушка». Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая – на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправлено менять положение рук.

«Ухо – нос». Левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Одновременно опустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

«Рисующий слон». Наклониться головой к правому плечу, вытянуть вперёд правую руку (правый хобот) и рисовать ею горизонтальную восьмёрку большими  мазками. Затем повторить то же левой рукой (левый хобот) и двумя руками (хоботами) одновременно.  

 

Дыхательные упражнения

Дыхательные упражнения не только улучшают ритмы, но и повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, уничтожают многие соматические нарушения, успокаивают, снимают стрессы и т.д. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями. Особенно эффективны дыхательные упражнения для тех детей, кто страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Для выполнения дыхательных упражнений соблюдаются три основных правила: дышать животом, чтобы заставить двигаться диафрагму; выполнять упражнения в четыре фазы: выдох животом – пауза 2-3 секунды; вдох животом – пауза 2-3 секунды; выполнять упражнения не более 2-3 минут за один приём. Чтобы дети почувствовали своё дыхание или увидели, можно предложить им положить руку на живот, подуть на птичье перышко, подвешенное на ниточке. Дыхательные упражнения полезно сочетать с разнообразными вариантами упражнений глаз и языка. Эффективный приём - подключение аудиальной, визуальной и сенсорной систем (прослушивать музыку, «надувать» цветные шарики в животе, «Вдыхать» солнечный свет и золотистую энергию и т.д.)

Упражнение 1. Вдох – пауза – выдох – пауза. При выполнении очень эффективно использовать образное представление (визуализация), т.е. подключать правое полушарие. Например, возможен образ жёлтого или оранжевого тёплого шарика, «расположенного в животе», соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

Упражнение 2. Дыхание сначала только через левую, потом через правую ноздрю (для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы «смотрят» вверх; для закрытия левой ноздри - мизинец правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует усвоению и релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует развитию логического мышления.  

Развитие тонального звукоразличения

 (шумовое восприятие)

Умение воспринимать, дифференцировать и называть услышанные шумы – основа такой сложной высшей психической функции, как речь, а значит, лингвистических способностей. Для развития восприятия шумов можно использовать следующие упражнения.

«Рисование шумов». Прослушиваются аудиокассеты с записями голосов птиц, дельфинов, лягушек; шумов дождя, лесного ручейка и морского прибоя; записи произведений П.И. Чайковского и других композиторов. Дети должны узнать звуки, назвать и нарисовать, переводя продукцию аудиального восприятия в образы. Рисовать можно и пальцами рук (пуантизм), что будет развивать и осязание. Для этого смешивается гуашь, клей и крупа (манка, пшёнка).  

«Шумящие коробочки». Подготавливаются заранее несколько одинаковых наборов коробочек, заполняются различными материалами (песок, крупа, скрепки, бумажные шарики и т.д.), издающими при сотрясении различные шумы. Ребёнок  прислушивается к шуму одной из коробочек, которой действует взрослый, затем, перебирает и прослушивает свои коробочки, находит аналогичную.

«Послушать тишину». Закрыть глаза и последовательно послушать звуки улицы, за окном, затем в комнате, своё дыхание, биение сердца.

 

Развитие обоняния, осязания, вкуса

Сенсорный период для развития таких функций, как обоняние, осязание и вкуса, приходится  на дошкольный возраст. Полезны упражнения на изучение и узнавание с закрытыми глазами различных запахов (апельсин, зубная паста, духи и т.д.), вкусов (кислый, сладкий, солёный, горький), ощупывание различных предметов и поверхностей. Эффективна работа с бархатной бумагой, пластилином, глиной, водой, рисование пальцами и т.д.

«Слепой мешочек». Опустить правую руку в мешочек, ощупать лежащий там предмет, узнать его и назвать. Затем то же проделать левой рукой в другом мешочке и т.д.

Старание человека начинается со старания мозга, который как мышцы в течение жизни необходимо тренировать.

http://www.pedlib.ru/Books/2/0244/2_0244-1.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию «Режим дня – как средство формирования у детей основ здорового образа жизни» для детей дошкольного возраста 5-6 лет

Материал предназначен для организации и проведения НОД по ЗОЖ. Направлен на привитие детям умения самостоятельно мыслить, находить правильные ответы, формировать мотивацию к здоровому образу жизни....

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условия дошкольного учреждения

Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (...

Педагогический проект «Система занятий по логопедической ритмике, как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста» (для детей первой младшей группы)

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания....

Профилактика осанки у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста.

Профилактикой осанки у детей родителям надо заниматься ещё до поступления в школу. Продолжать эту работу на протяжении всего школьного обучения.  Учитель " в одиночку" не справится с этой проблем...

«Познавательно-развлекательное мероприятие для детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста «Космическое путешествие».

Знакомим детей с символикой созвездий, рассказываем о профессии космонавта, воспитываем уважение к этой профессии; развиваем воображение и фантазию....