Главные вкладки

    Методическая разработка (1 класс) по теме:
    Родительское собрание "Готовность ребёнка к обучению в школе"

    Родительское собрание "Готовность ребёнка к обучению в школе". Содержит сведения о видах готовности и об особенностях подготовки ребёнка к школе.

    Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

    Задачи:

    - Познакомить родителей с проблемами первоклассников (в период адаптации к школе), их причинами и способами предупреждения и преодоления.

    - Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.

    -Рассказать о таком многокомпонентом процессе, как готовность к школе. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл gotovnost_rebyonka_k_shkole.docx22.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Готовность ребёнка к школе

    В жизни любого ребенка рано или поздно наступает момент, когда пора поступать в школу. Это, безусловно, волнительное событие, как для ребёнка, так и для его родителей. Поэтому большинство родителей начинают думать о школе и потихоньку готовиться к ней за полгода, а то и за год до поступления. Подготовка к школе заключается не только в приобретении красивого портфеля или школьной формы. Важно, чтобы сам ребёнок был готов к обучению в школе.

    Готовность ребенка к обучению в школе зависит от того, насколько он развит физически, психически, умственно и личностно. У детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения.

    Далее мы рассмотрим виды готовности ребёнка к школе.

    В первую очередь следует обратить внимание на  физическую готовность.

    Должно быть чёткое соблюдение режима дня. Ребёнку необходимо вовремя ложиться спать, уметь рано просыпаться. Так ему проще будет приспособиться к  школьным будням.

    Необходимо также развивать мелкую моторику ребёнка, чтобы впоследствии он мог правильно держать ручку и карандаш и не уставал так быстро при письме.

    Вы можете проверить, насколько хорошо развита мелкая моторика у Вашего ребёнка. Для этого нужно попросить его нарисовать несколько вертикальных и горизонтальных линий, раскрасить картинку и вырезать фигуру по контуру. Качество выполненной работы и будет говорить о развитости мелкой моторики.

    Если качество выполнения задания не так высоко, как хотелось бы на помощь придут: работа с конструкторами, пазлами, ножницами, разного рода ручной труд.  

    Не менее важно наличие интеллектуальной готовности.

    К 6-7 годам ребёнок должен знать:

    • свой адрес и название города, в котором он живёт;
    • название страны и её столицы;
    • имена и отчества родителей, информацию о местах их работы,
    • времена года, их последовательность и основные признаки,
    • названия месяцев, дней недели,

    Особое внимание следует уделить развитию памяти, внимания, восприятия, мышления.

    (Ответить на вопрос: нужно ли учить ребёнка читать и писать до поступления в школу).

    Уделить внимание следует и социальной готовности.

    Важно, чтобы, придя в школу, ребёнок мог реагировать на различные ситуации общения без излишней агрессии, умел слушать других, уступать, когда это необходимо, был готов подчиняться требованиям старших.

    Важна также и личностная готовность к поступлению в школу. Она связана со степенью формирования внутреннего настроя ребенка на то, что меняется его роль в обществе, меняется отношение взрослых и их система запросов к нему. Первоклассник должен сознательно принимать позицию школьника и иметь устойчивую внутреннюю мотивацию к обучению. Важно, чтобы его положительная мотивация не базировалась на внешних аспектах (приобретение новой одежды, портфеля, обладание канцелярскими принадлежностями и т.д.), а на том, что посещая школу, он станет умнее, сможет развивать свои способности и навыки.

    Ребёнку необходимо давать позитивную информацию о школе. Следует помнить, что ваши оценки и суждения с лёгкостью заимствуются детьми. Будущему школьнику нужно видеть, что родители уверенно и позитивно смотрят на его предстоящее поступление в школу. Можно вспомнить какие-то положительные примеры из собственной школьной жизни, чтобы поддержать и заинтересовать ребёнка.

    В то же время вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем ещё не сталкивался. Достаточно дать понять ребёнку, что учёба – это обязанность каждого человека, а школа – это место, где ему помогут справиться с этой обязанностью.

    Последняя по счёту, но не по важности - эмоционально-волевая готовность подразумевает наличие таких аспектов:

    • способность прилагать усилия для достижения цели;
    • умение выполнять не очень привлекательную работу;
    • присутствие усидчивости, дисциплинированности.

    При этом важно не только наличие у ребят умения слушаться, но и умение слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать это умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом можно попросить ребёнка повторить ваши слова, чтобы убедиться, что он всё услышал и правильно понял. Усложняя задачу, можно попросить ребёнка объяснить, зачем он это будет делать, можно ли выполнить это задание разными способами.  Для тренировки подойдут и графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности геометрические фигуры под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Эти упражнения развивают умение детей сосредоточиться на задании.

    Высокий уровень эмоционально-волевой готовности к школе является ключом к успешному обучению. Ведь в таком случае, даже имея проблемы на начальном этапе школьной адаптации, ребенок сможет их преодолеть.

    Таким образом, если все основные виды готовности ребенка к школе будут сформированы на достаточном уровне, ребёнок быстрее адаптируется к школьной жизни, научится справляться с предъявляемыми требованиями, успешно усвоит школьную программу.

    В заключение, хочется отметить: очень важно, чтобы не только дети были готовы к обучению в школе, но и их родители. Настраивайте себя и детей на положительное сотрудничество со школой, занимайтесь с ребёнком и у вас всё получится.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Адаптация ребёнка к обучению в школе.

    В материале раскрываются признаки успешной адаптации и дезадаптации ребёнка к школе. Приводятся некоторые методики, применяемые на этапе адаптации, анкета для родителей первоклассников....

    Подготовка к школе "Формирование готовности ребёнка к обучению в школе"

    Подготовка к школе "Формирование готовности ребёнка к обучению в школе". Материал для педагогов и родителей  будущих первоклассников....

    " Критерии готовности ребёнка к обучению в школе."

    Кажется ещё вчера малыш изъяснялся знаками в песочнице, а сегодня уже самостоятельно читает, бегло считает до ста и обратно и бодро декламирует английское ст...

    Родительское собрание "Как подготовить ребёнка к обучению в школе?"

    Родительское собрание "Как подготовить ребёнка к обучению в школе?" проводится в апреле - мае учителем начальных классов. Учитель знакомит родителей с традициями школы, с нормативны...

    Родительское собрание"Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе"

    В статье рассказывается о том, что должны знать родители, отдавая ребенка в первый класс...

    Общешкольное собрание для родителей будущих первоклассников «Формирование психологической готовности ребёнка к обучению в школе в условиях введения ФГОС».

    В условиях реализации ФГОС в начальной школе, в рамках  психологического сопровождения перед школьным психологом стоят задачи по предупреждению возникновения явлений дезадаптации обучающихся, раз...