Главные вкладки

    Практические родительские собрания "Школа для родителей"
    консультация (2 класс)

    Практические родительские собрания это действенная  форма общения учителя - логопеда с родителями. Именно на собраниях у учителя - логопеда есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами коррекции речи у детей; помочь родителям разобраться с трудностями, возникшими в процессе выполнения домашних заданий.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Практическое родительское собрание

    2017

    В рамках «Школы для родителей»

    «Речевая готовность к школе»


              Приходя в первый класс, у ребенка должен быть соответствующий уровень речевого развития.

    На что необходимо обратить внимание:

    • Речевая коммуникация

    Это когда ребёнок достаточно активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли.

    • Связная речь

    К 7-ми годам у ребенка хорошо развита связная речь. Он должен уметь пересказывать небольшие по объему незнакомые рассказы и сказки. Он должен правильно формировать основную мысль, последовательно и точно строить пересказ, уметь использовать сложные предложения, должны отсутствовать подсказки по ход у пересказа.

    • Словарь

    К 7 – ми годам у ребенка достаточно большой словарный запас. В своей речи он должен активно использовать антонимы (грустный - веселый, бежать - стоять), синонимы (лошадь, конь, жеребец, скакун) и т. д.

    • Грамматика

    К 7-ми годам ребенок должен уметь понимать, различать грамматические конструкции.
    Пример: 

    Папа прочёл газету после того, как позавтракал. Что он сделал вначале?
    Охотник бежит за собакой. Кто бежит впереди?

    А также правильно образовывать слова.
    Пример:

    Варенье из слив - сливовое, шапка из соломы - соломенная.
    У лисы - лисята, у льва - львята.

    • Произношение

    Приходя в школу ребенок не должен пропускать, искажать, заменять звуки другими звуками. В 7 лет ребенок произносит все звуки родного языка в

    словах, во фразовой речи.


    Помните, что правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения чтения и письма.

               Овладевая навыками письма для первоклассников представляет не мало трудностей. Графические движения осуществляются мелкими мышцами кисти рук, которые ещё недостаточно развиты. Для детей такая работа трудна и утомительна. Для правильной работы мозга при письме очень важен массаж подушечек пальцев. Поэтому хорошо если место «хватки» карандаша или ручки покрыто пупырышками, они были трехгранными.

    Чтобы ученику было удобно держать ручку, тогда почерк скорее стабилизируется.

    (показ ручки и карандаша)

               Итак, скоро прозвенит первый звонок, и первоклассники торжественно рассядутся за парты. Но часто радость омрачается первыми неудачами. А результат этого – нежелание учиться. С какими же трудностями могут столкнуться будущие первоклассники?

            Один ученик без особого труда осваивает искусство письма, а у другого, как он ни старается, дело не движется с места: буквы не желают выстраиваться в ряд, падают со строчек или вообще смотрят в другую сторону.
               Письмо – это тоже речь, только мы ее не слышим, а видим. Нарушения письменной речи называются дисграфия.

            К нарушению письма могут привести различные причины. Например: несформированность звукового анализа и синтеза. Иначе говоря, некоторые дети не в состоянии на слух разделить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки. В этом случае в письменных работах неизбежны перестановки букв, слогов, их пропуски, добавление лишних, а так же слитное написание предлогов и даже нескольких слов.

    Например: «Надереве сидит птиста» - На дереве сидит птица. 

    Чтобы развивать навык анализа и синтеза, предложите ребенку:

    • Определить количество звуков в словах: сок – 3 звука, лапа – 4 звука.
    • Определить последний согласный звук в словах: дом – «м», диван – «н».
    • Назвать слова состоящие из одного слога - кот; из двух слогов – ко-ра; из трех слогов – ко-ро-ва.

          Дисграфия часто появляется на фоне нарушения речевого слуха. Ребенок путает похожие по звучанию звуки: сушки –«шушки», жук – «зук». Чтобы подобные ошибки не появлялись на письме, необходимо до школы правильно поставить и ввести в речь все звуки родного языка, а также научить различать похожие звуки на слух.

    Поиграйте с ребенком в следующие игры:

    • Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «с»: сок, сумка, заяц, шар.
    • Кто больше найдет слов со звуком «Л» на кухне: стол, ложка, стул, вилка, полка и т.д.
    • Подбери рифму к слову «ложка» - кошка, матрешка, поварешка.

              Еще одной из причин нарушения письма может нарушение пространственных представлений. В этом случае ребенок смешивает похожие по начертанию буквы: М-Л, П-Н, Щ-Ц, Х-К… или пишет буквы в зеркальном варианте.

    Поиграйте с ребенком в следующие игры, которые помогут сформировать пространственные представления:

    • Правой рукой дотронься до левой ноги.
    • Левой рукой дотронься до правого уха.
    • Положи машинку слева от кубика.
    • Поставь пирамидку под стол.
    • Нарисуй в левом верхнем углу треугольник, в правом нижнем – овал, в центре – прямоугольник, в левом нижнем – квадрат, в правом верхнем – круг.
    • Выкладывать из спичек, счетных палочек не только фигуры и предметы, но и буквы. Сначала по образцу, затем по памяти.
    • Дорисовывайте недостающие детали буквы.
    • Зачеркивайте неправильно написанные буквы (в зеркальном изображении).

    Не теряйте времени, и ваш ребенок с радостью будет посещать школу.



    Предварительный просмотр:

    Практическое родительское собрание

    2017

    В рамках «Школы для родителей»

    «Особенности развития речи у мальчиков и девочек»


              Во многих методических пособиях, в том числе и в литературе, предназначенной для логопедов, мы встречаем строгие рамки, в которые при своём развитии должны укладываться дети независимо от пола.

              Нейропсихологами и психологами давно доказано, что у здоровых мальчиков и девочек разный мозг, разные пути развития, значит, им необходимы разные программы обучения. Вот некоторые факты:

    • У мальчиков детство длится дольше, чем у девочек;
    • девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели;
    • мальчики на 2-3 месяца начинают ходить позже, чем девочки;
    • мальчики на 4-6 месяцев позже начинают говорить;
    • к периоду поступления в школу мальчики «младше» девочек по своему биологическому возрасту на целый год.
    1. На что же должны обратить внимание родители, воспитатели, учителя при работе над развитием устной и письменной речи мальчиков и девочек?
    2. На какие основные особенности мозга должны опираться педагоги и родители?
    3. Как нужно развивать речь у всех детей, и какие особенности мальчиков и девочек нужно учитывать при этом?
    4. Какие речевые функции нужно развивать специально у мальчиков и девочек?
      На поставленные вопросы и попытается частично ответить данная статья.

    Особенности мальчиков и девочек, влияющие на развитие речи в норме.

    Параметры

    Мальчики

    Девочки

    Острота слуха до 8 лет

    Выше

    Ниже

    Чувствительность к шуму

    Менее чувствительны, поэтому больше шумят сами

    Более чувствительны

    Кожная чувствительность

    Ниже

    Выше

    Созревание левого полушария  (логическое, речевое мышление)

    Медленное.

    С возрастом начинает лидировать

    Быстрое

    Созревание правого полушария (пространственно-временная ориентация).

    Быстрое.

    Имеется уже в 6 лет

    Медленное.

    Трудности даже в 13 лет

    Формирование нервных путей, соединяющих оба полушария коры головного мозга

    Медленное

    Быстрое. Возможно, нервные связи намного богаче (толще спайка нервных волокон, соединяющих полушария)

    Речевое мышление

    Меньше говорят, но мыслят нестандартно, интересно

    Лучше развита речь, но мышление более однотипно

    Поисковая деятельность.

    Мы уже говорили о том, что у детей, и особенно у мальчиков, сильно развита потребность в поисковой деятельности, которая требует ухода от комфортных условий. Они лазают на чердаки и в подвалы, убегают с детских площадок, осваивают новые территории, тянутся ко всему новому, придумывают рискованные игры. Дети как бы сами создают себе ситуацию, вызывающую первую фазу стресса. А, как известно, поисковая деятельность лежит в основе творчества

    Выдвигают новые идеи, лучше решают принципиально новые задачи

    Лучше выполняют типовые задачи

    Нахождение словесных ассоциаций (поисковые задания)

    Лучше

    Хуже

    Период врабатываемости

    Медленно набирают нужный уровень работоспособности

    Быстро набирают работоспособность

    Развитие памяти

    Длится достаточно долго

    Завершается рано.

    Больше опираются на механическое запоминание

    Утомление

    Страдают левополушарные процессы (речевое мышление, логические операции)

    Страдают правополушарные процессы (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие)

    Качество выполнения заданий, тщательность, проработка деталей

    Низкое

    Высокое

    Скорость чтения

    Ниже

    Выше

    Правописание

    Хуже

    Лучше

    Поведение ребёнка при ответе на уроке, при общении

    Смотрят не на учителя, больше нацелены на информацию

    Смотрят в лицо учителю, улавливают малейшие оттенки его мимики, моментально корректируют свой ответ. Нацелены на общение

    Добрые слова (которые нравятся самим детям)

    Водитель, десантник, банкир, «Мерседес» и пр. Почти нет уменьшительно-ласкательных слов

    Чаще всего уменьшительно-ласкательные слова: солнышко, мамочка и пр. Тематика позитивных слов больше

    Рисунки  детей

    Танки, самолёты, человек – паук

    Дом, цветы, животные,  человек!

    Нарушения речи

    Бывают чаще и тяжелее.

    Часто у детей с нарушениями речи способность к организации образной информации представлена в обоих полушариях

    Бывают реже. Возможно, это связано с тем, что у них предполагается наличие дополнительных речевых центров в и правом полушарии

    Адаптация к неадекватному педагогическому воздействию

    Адаптируются хуже, стараются не подчиниться

    Адаптируются лучше

              Этот, далеко неполный перечень различий мальчиков и девочек, который убедительно свидетельствует о том, что взрослым при общении с детьми, при развитии их речи необходимо учитывать не только индивидуальные, но и половые особенности каждого ребёнка.



    Предварительный просмотр:

    Практическое родительское собрание

    2017

    В рамках «Школы для родителей»

    «Факторы, которые влияют на развитие речи детей»


    Исследование анамнеза, социальной структуры семьи и характера взаимоотношений с ребенком.

               По результатам обследования анамнестических сведений специалисты пришли к выводу:

    • Отрицательное влияние оказывают на развитие речи заболевания - пневмония, аденоиды, менингококковая инфекция и другие заболевания затяжного характера. Они ослабляют организм ребенка, снижают его психическую активность, приводят к психофизическому инфантилизму.
    • Внутриутробная патология, связанная с заболеванием матери, курением, приводит к нарушению развития плода. Неблагоприятное влияние на потомство было отмечено уже давно.
    • Патология родов (асфиксия, гипоксия)- могут повредить нервную систему плода.

              По результатам обследования социальной характеристики семей (тип семьи, жилищные условия, среднемесячный доход, характер взаимоотношений между родителями) специалисты выявили:

    • Характер взаимоотношений между родителями может тоже отразиться на развитии речи детей. В таких семьях, где обострены внутрисемейные отношения, где поведение родителей определяется различными несогласиями, частыми ссорами тип воспитания отличается несдержанностью и грубостью родителей в обращении с ребенком, несогласованностью воспитательных приемов. Дети бывают временами заброшены, педагогически запущены, они плохо адаптируются, неуверенны в себе, трудно вступают в контакт со сверстниками и взрослыми. Все это усугубляет те нарушения речи, которые уже имелись у ребенка, о компенсаторных возможностях следует забыть в таких условиях.
    • В семьях, где есть взаимопонимание, нарушения речи могут сглаживаться, не оставляя после себя заметных следов.

              Изучив семьи, специалисты выявили их экономический, социально-культурный уровень, особенности семейного микроклимата, условия воспитания ребенка. Семейное воспитание влияют на развитие ребенка. От уровня культуры родителей, их жизненной позиции, их отношения к ребенку и имеющиеся у него проблемами, от степени участия родителей в коррекционном процессе, во многом зависят успех диагностической, учебно-воспитательной и коррекционной работы.

              Хочется отметить очень важный момент, если у ребенка в анамнезе имелись какие-то отклонения, патологии, не нужно впадать в панику и думать, что у него появятся расстройства. Если социально-бытовые условия благоприятные, взаимоотношения родителей благополучные, то многие отклонения в развитии ребенка могут сглаживаться. Но если же социально- бытовые условия неблагоприятные, то уже имеющиеся отклонения в развитии можно усугубить. Значит, нужно родителям знать, если у них не все благополучно обстояло с протеканием беременности и родов или самого раннего периода развития ребенка, нужно создать благоприятные социально-бытовые условия.

    Результаты исследования выборочных групп семей детей школьного возраста показали, что на развитие речи детей влияют следующие патогенные факторы:

    • Возраст родителей к рождению ребенка.
    • Различные патологии беременности, родов, периода новорожденности.
    • Перенесенные заболевания в 1-е годы жизни ребенка.
    • Микро социальная и педагогическая запущенность.
    • Неправильный тип воспитания в семье.

              Часто, кажется, что ничего не предвещало беды, но у ребенка «из ничего» возникают сложности в овладении устной речью. Затем, как следствие, эти проблемы перерастают в еще более весомые, когда ребенок переходит из дошкольного учреждения в школу. Многие речевые нарушения обусловлены серьезными патологическими факторами, как врожденными, так и приобретенными, но особое внимание хотелось бы акцентировать на тех негативных составляющих, которые родители способны, и обязаны преодолеть самостоятельно, чтобы помочь своему ребенку.

              Прежде всего, особого внимание заслуживает речевая среда. Полноценное речевое развитие маленького человека невозможно без полноценной речевой среды. Многие родители ошибочно полагают, что малыш не нуждается в их помощи, что излишнее внимание к общению с ребенком ни к чему. Таким образом, игнорируя особенности деткой речи, многие родители собственными руками лишают ребенка очень важной составляющей его развития.

              Одним из наиболее пагубных факторов является так называемое «сюсюканье». Родители довольно часто, в порыве нежных чувств подражают малышу, нарочно искажая свою речь. Степень этих искажений и их вариации крайне разнообразны, а поэтому могут нанести урон многим компонентам речевой системы ребенка. Отдельно в этой ситуации следует выделить тот факт, что своим поведением родители сами лишают своего ребенка мотивации к овладению полноценной речью. Ребенок быстро усваивает тот факт, что родителям нравится такое общение и не торопится что-то исправлять в своей речи.

              Часто родители наносят серьезный урон речи ребенка, игнорируя «тревожные звоночки», которые указывают на проблемы в развитии. Среди родителей часто бытует мнение, что ребенок просто перерастет патологию, что после определенного возраста все встанет на свои места. Таким образом, подобный попустительский стиль воспитания тормозит речевое развитие ребенка. К тому же родители упускают те сенситивные периоды, когда патологию можно исправить гораздо быстрее и проще, когда ребенку требуется только помощь в овладении материалом, а не серьезная коррекционная работа.

              Стоит отметить нежелание родителей работать над собственными несовершенствами. Очень распространены случаи, когда ребенок, неосознанно, подражая матери, искажает определенные звуки речи. Родители обычно прибывают в полной уверенности, что этот дефект обусловлен генетически, передается из поколения в поколение и не торопятся его исправлять.

              Вредоносным фактором является и быстрая, неразборчивая речь взрослого. Во-первых, в этой ситуации опять срабатывает механизм подражания, и дети неосознанно перенимают некую неряшливость в общении. Во-вторых, у ребенка возникают трудности в усвоении слого-звуковой структуры слов. Если ребенок не может разобрать, услышанное, то и воспроизвести полноценно он это никогда не сможет. В-третьих, при быстрой и невыразительной речи теряются окончания слов, таким образом, страдает и грамматический строй речи, а именно согласование слов в предложении.

              Так же, одной из основных бед нашего времени, является бедный речевой опыт детей. Этот пагубных фактор охватывает все возрастные группы детей, кроме того оказывает крайне негативные последствия даже на детей, речевое развитие которых не вызывало опасения. Дети не приучены разговаривать, им сложно сформулировать свою мысль, описать ситуацию. Конечно, жизнь в мегаполисе откладывает свои отпечатки, один из них катастрофическая нехватка времени. Родители сильно выматываются и устают на работе, вследствие чего у них не остается ни сил, ни времени на общение со своим ребенком.

              Отдельно стоит выделить темпы развития технического прогресса. Часто родителям проще включить ребенку телевизор, компьютер, нежели почитать ему или спросить, как прошел его день. Странно, но родителей не пугает тот факт, что дети, не освоив речевую систему, знают, где включается компьютер.

    Если подытожить все выше сказанное, то можно выделить несколько основных правил, которые помогут ребенку в преодолении речевых дефектов и полноценном становлении его речи. К подобным правилам стоит отнести следующие:

    1. Правильная, грамотная и выразительная речь взрослых.
    2. Проговаривание действий, называние предметов при общении с детьми раннего возраста (накапливание пассивного словаря)
    3. Создание ситуаций, когда ребенок в раннем возрасте должен выразить свое желание словесно.
    4. Четкое проговаривание неправильно сказанных ребенком слов, акцентирование его внимания на правильном образце.
    5. Создание благоприятной речевой среды, организация игр, провоцирующих речевую активность детей.
    6. Создание благоприятного климата в семье, располагающего к общению всех членов семьи.
    7. Организация свободного времени ребенка с помощью различных кружков, секций, общения со сверстниками.
    8. Своевременное обращение за консультацией к специалисту, при отклонениях в развитии речи ребенка.

              Конечно, соблюдение этих правил не является панацеей от всех речевых проблем. Но, стоит отметить, что их соблюдение способно существенно облегчить жизнь и ребенку и родителю.



    Предварительный просмотр:

    Практическое родительское собрание

    2017

    В рамках «Школы для родителей»

    «Слово – основная значимая единица языка»


    Именно слово сделало нас людьми», - так сказал академик Павлов, а Станиславский выразил это следующим образом: «Буду все время,
    постоянно следить за собой… Превращу жизнь в сплошной урок! Таким путем я разучусь говорить неправильно.

    Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать
    Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

    Слово – основная значимая единица языка, и мы должны наполнить его содержанием сознательно: обогатить его значением, чтобы оно было средством связной речи в повседневной жизни ребенка.

    Требования к овладению знаниями:

    Старейшим педагогом Константином Дмитриевичем Ушинским в статье «Обучение грамоте» было выдвинуто 5 требований к овладению грамотой, сохранившиеся по сей день и выполняемые учителями в современном обучении:

    1. приучить глаз и руку дитяти к овладению букв;
    2. приучить слух к отысканию отдельных звуков в слове;
    3. приучить язык к отчетливому произношению звуков;
    4. приучить внимание останавливать на словах и звуках;
    5. приучить и глаз, и руку, и слух, и язык, и внимание дитяти;
    6. приучить разлагать и складывать слова, представляемые в уме, произносимые, писаные и печатные.

    К сожалению, не все дети могут выполнять выше указанные
    требования, так как не каждый из родителей младшего школьника сам выполняет их, готовя своего ребенка к очередному уроку в школе. Поэтому, убедительная просьба к Вам, уважаемые родители, постараться так организовать подготовку к обучению в школе, чтобы была она активной:

    • расширить рамки словарного запаса ребенка (не ограничиться бытовой тематикой);
    • упорядочить неправильный порядок слов при высказывании мыслей;
    • сформулировать незаконченность предложения;
    • расширить его по эмоциональной и интонационной окраске (введя прилагательные).

    Помощь родителей не должна быть утомительной для ребенка. Ищите ее в игровых моментах, постепенно переведя в систему занятий. Устраняйте невнимательность: кое-как вслушиваться, кое-как всматриваться, кое-как вчитываться. Эти недостатки сразу же будут наблюдаться в несформированности слухового внимания и памяти. Пока еще недостатки в общении взрослых с детьми, при подготовке их к уроках могут привести к недоразвитию лексической и грамматической стороны речи.

    Наша задача обогатить словарный запас школьника, помочь ему правильно оформить высказываемое (предложение, связный текст), сформировать последовательность, логичность мысли.

    Отклонения в речевом развитии ребенка могут быть разные. Это дети с общим недоразвитием речи. И дети, которые нуждаются в исправлении отдельных звуков, в их постановке, затем введении их в речь и последующем закреплении.

    Уважаемые родители!

    Обратите внимание на речь своего ребенка и придите ему на помощь, разумеется, если он в ней нуждается. Попадая в класс и имея дефекты произношения, дети стесняются своих недостатков. Они лучше промолчат, кивнут головой, дадут ответ словами «да» и «нет». Сами найдут ограничения в высказывании (т.е. приспособятся).

    Мы всегда должны помнить, что наша речь является первым образцом, которому подражает ребенок. Мы обязаны следить за чистотой речи, прийти ему на помощь раньше, пока он (не комплексует) говорит, не осознавая неверного произношения. Обязаны руководить развитием его речевой деятельности, т.к. взрослея, он осознанно относится к речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивает особенности речи: язык художественной литературы, язык речи повседневной, язык поэтической речи, язык родного слова, как предмет.

    Нашей задачей является не только показать предмет, но и ознакомить школьника с его звучанием: ведь слово состоит из звуков (кстати, правильно произносимых), затем имеет слоги, один из которых ударный, затем это слово сочетается с другим, т.е. предмет характеризуется по качеству, все это произносится интонационно и выливается в предложение, текст, который необходимо осмыслить.

    Приучая ребенка вслушиваться в слова, необходимо использовать звучалки, стихи, песенки, наблюдая за артикуляционным аппаратом: губами, зубами, языком, ртом – положением губ и языка при произношении звуков. Это подтолкнет вас обратиться своевременно за помощью к дефектологу.

    Постарайтесь уменьшить нагрузку своего ученика (письмо и чтение являются основой его грамотности, а в основе грамотности лежит его правильное произношение звуков и изображение их на письме с последующим чтением).

    Не секрет, что сейчас наши дети сильно расторможены, с большим переутомлением, с чрезмерным напряжением и прямая обязанность родителей, воспитателя (сейчас), затем учителя и родителя охранять нервную систему ребенка – будущего первоклассника. Приветливое выражение лица, доброе отношение, педагогический такт должны помочь вам правильно организовать учебу ребенка.

    Настроить его на усидчивость во время занятий, на внимание во время объяснения старшими ситуации, на повторение получаемого материала – все это дает положительный результат.

    Литература:

    1. К.Д. Ушинский/Избранные педагогические сочинения в двух
    томах/Под редакцией А.И.Пискунова, Г.С.Костюка, Д.О.Лордкипанидзе, М.Ф.Шабаевой. – М. «Педагогика», 1974



    Предварительный просмотр:

    Практическое родительское собрание

    2019

    В рамках «Школы для родителей»

    «Учет особенностей восприятия информации младшими школьниками в процессе обучения»


    В практике обучения очень часто возникает проблема эпизодической неуспеваемости. Чем можно объяснить, что один и тот же школьник на уроках одного педагога легко усваивает материал, а у другого «не учится, а мучается»?

            В немалой степени это зависит от способностей ребенка («гуманитарий» он или «технарь»); от его отношения к данному педагогу, от того, как мотивированны на учебу семья и он сам. Причин может быть очень много.

    В ряду высших психических функций восприятие является базой для развития памяти, внимания, мышления и воображения. Все эти процессы взаимодействуют и взаимно обуславливают качественные и количественные характеристики друг друга. Однако все начинается с восприятия, которое осуществляется с помощью различных анализаторов: тактильного, слухового и зрительного.

            По данным современных исследователей, большая часть популяции современных школьников – визуалы, у которых основным каналом получения информации является зрительный. Именно эта категория школьников оказывается в лучшем положении, чем остальные. У аудиалов ведущим является слуховой анализатор – для них главное слышать. При доминировании кинестетического канала ведущим является тактильный анализатор: ребенку важно все потрогать и по возможности воспроизвести двигательную схему событий. Когда педагог излагает материал только в визуальном ключе, запомнить его и воспроизвести в таком же виде аудиалами и кинестетикам очень трудно, а иногда невозможно. Такие дети могут стать неуспевающими, и педагоги заговорят о переводе в другой класс. Этого не произойдет, если учитель знает ведущий канал получения информации ребенком и учитывает особенности его восприятия при объяснении учебного материала.

            Чтобы определить ведущий канал восприятия ребенка, достаточно провести ряд простых наблюдений. Основным условием получения достоверных данных является их четкая запись и грамотный анализ результатов.

    Выявление ведущего канала восприятия

    Проверка памяти

            В процессе воспроизведения полученной информации преимущественно используется тот же канал, что и при ее получении. Поэтому затруднение, вызывающее у школьника меньше затруднений, является показательным в отношении выбора наиболее удобного канала для получения, сохранения и воспроизведения получаемой информации.

    Проверка зрительной памяти

    Цель. Выявить особенности визуального канала запоминания и воспроизведения сохраняемой информации.

    • Что вы видите, когда выходите на балкон своей квартиры?
    • Какого цвета ваш ранец?
    • Сколько этажей в вашем доме?
    • Какой мультфильм вы смотрели последним?
    • Как расположены полоски на теле у тигра?
    • Что у слона толще: хобот или хвост?

    Проверка слуховой памяти

    Цель. Выявить особенности аудиального канала запоминания и воспроизведения сохраняемой информации.

    • Ваша любимая мелодия?
    • Напойте любую хорошо знакомую песню.
    • Как звучит сигнал «занято» в телефоне?
    • Как скрипит старая дверь?
    • Как воет милицейская сирена?
    • Изобразите, каким тоном разговаривает ваша мама, когда сердится?

    Проверка тактильной памяти

    Цель. Выявить особенности кинестетического канала запоминания и воспроизведения сохраняемой информации.

    • Какая рука у вас сейчас теплее: левая или правая?
    • Что вы чувствуете, когда надеваете мокрые ботинки (носки, белье)?
    • Что вы чувствуете, когда надеваете колючий свитер на голое тело?
    • Покажите, как ходит по классу учитель, когда диктует текст?
    • Что вы любите из еды? Какого вкуса этот продукт (напиток)?
    • Опишите ваш самый любимый и самый неприятные запахи.

    Оценка результатов:

            В трех группах заданий по шесть вопросов. Результаты ответов лучше заносить в таблицу (см. приложение №1). За быстрое, точное и правильное выполнение задания ставится 3 балла; за правильное выполнение, но не с первой попытки или неточное воспроизведение – 2 балла; за неправильное выполнение со второй попытки – 1 балл; за отказ от выполнения задания – 0 баллов.

            Максимально возможное количество баллов по каждой группе вопросов – 18. Если школьник набрал от 15 до 18 баллов – канал получения информации доминирующий; если 9 – 14 баллов – вспомогательный, но при определенных условиях его можно будет развивать и использовать более активно; если набрано 3 – 8 баллов, то данный канал играет наименьшую роль при получении информации и учебный материал, поступающий через этот канал, не может быть продуктивно усвоен. Обобщим полученные результаты в приложении №2.

            Для проверки вывод, сделанных по результатам предлагаемых заданий, можно провести уточняющее исследование. В этом случае педагогу в течение нескольких дней придется понаблюдать за тем, какую лексику в процессе общения со сверстниками и взрослыми использует школьник. Наиболее показательными являются глагольный словарь и словарь прилагательных.

            Выражая словами свои мысли, чувства, комментируя поступки, мы используем наиболее характерные для нас предикаты. Предикат – это сказуемое, которое может быть в предложении выражено глаголом, прилагательным, наречием. При этом используемый нами выбор слов также дает представление о ведущем канале восприятия. Для визуальной системы характерны слова: яркий, синий, круглый, сверкает, горит, разглядывает, далеко. Для аудиальной – слушать, кричать, громко, бурлить, свистеть. Для кинестетической – ласкать, волноваться, мокро, давящий, жесткий. Уже в школьном возрасте ребенок предпочитает использовать определенный набор слов.

    Учет особенностей используемой школьниками лексики

    Цель. Выявить ведущий канал получения информации.

    Вопросы и задания:

    1. Чем вы сегодня занимались на уроке?
    2. Этот мальчик очень внимателен. А как ты догадался, что сейчас происходит что – то важное для него? (картинка с изображением учителя, который показывает книгу и что – то говорит, и мальчика, внимательно смотрящего на учителя. Лицо мальчика выражает волнение).
    3. Возьми эту игрушку (медведь с «пищалкой»). Внимательно изучи ее и расскажи, какая она?
    4. На уроке, когда в классе кто – то нарушил тишину, учитель говорит: «Я объясняю очень важный материал. Неужели вы не слышите меня, не видите, что я показываю, и не чувствуете, насколько это важно? Ответь мне, (имя ребенка)».

    Типичные ответы на перечисленные вопросы представлены в приложение №3.

    Приложение №1

    Ф.И. ребенка

    Визуальный канал

    Аудиальный канал

    Кинестетический канал

    Ученик 1

    3

    3

    2

    3

    2

    3

    1

    1

    2

    1

    2

    1

    1

    2

    2

    1

    3

    1

    Ученик 2

    2

    3

    1

    3

    1

    2

    1

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    2

    2

    1

    2

    2

    Приложение №2

    Ф.И. ребенка

    Визуальный канал

    Аудиальный канал

    Кинестетический канал

    Ученик 1

    16

    8

    10

    Ученик 2

    12

    8

    11

    Приложение №3

    № заданного вопроса

    Визуальные предикаты

    Аудиальные предикаты

    Кинестетические предикаты

    1

    Нам показывали, как умножать в столбик.

    Учитель объяснил новый материал.

    Мы прошли новую тему.

    2

    Он внимательно смотрит.

    Он внимательно слушает.

    Он очень волнуется и боится, что не поймет задачу.

    3

    Медведь коричневый (первый признак по цвету и величине).

    Медведь пищит (первый признак по звучанию).

    Медведь мягкий, сделан из меха (первый признак по ощущению материала).

    4

    Я вижу, что вы показываете.

    Я слышу, что вы говорите.

    Я чувствую, что это очень важно.



    Предварительный просмотр:

    Особенности произвольного запоминания вербального материала у младших школьников с ОНР

    Человеческая память и процесс обучения - это классическая проблема как современной, так и традиционной психологии и педагогики. На первых порах при исследовании памяти были получены данные об
    объеме памяти при заучивании различного материала, о распределении заучивания или повторений учебного материала во времени. Однако позднее появилось немало исследований, показывающих зависимость мнемических процессов от установки, мотивации, организации работы с запоминаемым материалом. Память теперь стала рассматриваться в связи с другими психическими процессами.

    Большой вклад в исследования процессов памяти внесли отечественные психологи Л.С. Выготский, Л.В. Занков, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов. Эти исследователи подошли к вопросам памяти с новой стороны. Ими были раскрыты структуры и операционный состав процессов запоминания, а не только изучение памяти как таковой. Обращение к анализу вспомогательных средств, в качестве которых выступали наглядные образы, знаки, символы, систематическая разработка идей об интериоризации, были важным шагом на пути понимания способов управления памятью.

    Особую значимость данная проблема приобретает в связи с поиском оптимальных и эффективных путей коррекционного обучения, учащихся с общим недоразвитием речи.

    В частности, об актуальности этого аспекта проблемы свидетельствуют научные исследования таких специалистов, как Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, О.В. Правдивой, М.Е. Хватцева, И.Г. Лутонян и др.

    В этих исследованиях отмечается, что особенности мнестических процессов у детей с общим недоразвитием речи оказываются неодинаковыми при различных уровнях речевого развития.

    Запечатление и сохранение в памяти воспринимаемой информации, способность воспроизвести эту информацию в определенное время и в нужной последовательности - необходимые условия овладения системой знаний, навыков, умений.

    Особенно низкие показатели в объёме оперативной слуховой памяти отмечаются у детей, развитие речи которых соответствует II уровню. У детей с общим недоразвитием речи, которое сочетается с психическим недоразвитием и нарушениями деятельности, запоминание характеризуется предельно малым объёмом запоминаемых слов,

    У детей с речевой патологией выявляются нарушения высших психических функций, причем наибольшие изменения отмечаются в структуре вербальной памяти по сравнению с наглядно-образной (моторной и зрительной).

    Исследованиями дефектологов и психологов было выявлено, что недостаточная сформированность основных мыслительных процессов, недоразвитие памяти (в том числе произвольного запоминания), недостаточность познавательной деятельности находятся в тесной взаимосвязи с речевыми процессами. Это является причиной того, что дети с общим недоразвитием речи не могут в срок, отведенной программой массовой школы, усваивать знания. Дети испытывают значительные трудности в усвоении навыков письма и чтения и, как правило, являются неуспевающими по ряду учебных дисциплин.

    Как отмечает Е.А. Стребелева, без направленной коррекционной работы эти имеющиеся трудности в дальнейшем принимают большую выраженность и приводят к отсутствию интереса к обучению, снижению объёма памяти, ошибкам запоминания.

    Поэтому в системе коррекционно-педагогической работ ряд авторов Б.М. Гриншпун, Т.Б. Филичева, Н.С. Жукова, Г.В. Чиркина, А.В. Соботович и др. указывают на единство формирования речевых процессов, мышления и познавательной деятельности

    Это побудило нас предпринять специальное исследование, направленное на изучение особенностей памяти у детей с общим недоразвитием речи и разработку методических приёмов, позволяющих выявить такие условия предъявления вербального материала, при которых его запоминание будет наиболее успешным.

    Научным экспериментом было охвачено по 16 учащихся первых и четвертых классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы V вида (школа-интернат № 45 г. Москвы), в речевых картах которых содержалось заключение логопеда о наличии II-IJI уровня речевого недоразвития. Также в исследовании приняли участие по 16 учеников такого же возраста, обучающихся в массовых школах № 396 и № 1858 г. Москвы. Таким образом, общее количество школьников, задействованных в эксперименте, составило 64 человека.

    В экспериментальном исследовании была использована адаптированная методика А.Р. Лурия «Заучивание 10 слов», предложенная в работах С.Я. Рубинштейн.

    Школьники были разделены на две одинаковые в количественном отношении группы А и Б, каждая из которых в свою очередь делилась на две равнозначные подгруппы, для одной из которых давалась установка на запоминание, а для другой нет. Для группы А вербальный материал предъявлялся трехкратно, для группы В - пятикратно. После 40-минутного перерыва слова напоминались путем вторичного чтения и демонстрацией наглядного материала.

    Экспериментальное исследование проходило в II этапа.

    Целью I этапа явилось изучение особенностей вербального материала с опорой на зрительное и вербальное подкрепление. На этом этапе эксперимента задания предполагали 40 минутный перерыв, после которого слова вновь предъявлялись детям, С помощью такого приема мы пытались выяснить, влияет ли 40-минутный перерыв, дополнительное повторение и использование наглядного материала на количество уже запомненных детьми слов до перерыва.

    Целью П этапа явилось изучение особенностей запоминания вербального материала без зрительной и слуховой опоры.

    Отличие заданий второго этапа эксперимента заключалась в том, что после 40-минутного перерыва повторение слов и демонстрация наглядного материала отсутствовали.

    Анализ результатов проведенных заданий с точки зрения количественных и качественных критериев оценки позволяет сделать следующие общие выводы:

    • по количественным показателям, характеризующим объем и точность произвольного запоминания, учащиеся с речевой патологией существенно отличаются от своих нормально развивающихся сверстников в обеих возрастных группах;
    • учащиеся, как в первом, так и в четвертом классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы запомнили чуть больше половины предъявленного материала, что свидетельствует о значительном сужении объема кратковременной памяти; учащиеся, заблаговременно получившие установку на запоминание, воспроизвели большее количество слов, чем те, которые такой установки не получили;
    • учащиеся, которым предлагалось 5 повторений, а не 3, воспроизвели меньшее количество слов. Многократное повторение (5раз) вызывало утомление у учащихся, потерю интереса к заданию, и как следствие снижение результатов. Граница повторений лежит между тремя и четырьмя повторениями.
    • после 40-минутного перерыва у учащихся как в первом, так и в четвертом классах заметна динамика увеличения объема запомненного материала при наличии слухового и зрительного подкрепления;
    • один и тот же материал ученики 1-х классов запоминали лучше в том случае, когда он предъявлялся в наглядной форме, что свидетельствует о том, что на первом году обучения наблюдается преобладание наглядной памяти над вербальной;

            Причины замедленного и плохого усвоения новых знаний и умений кроются, прежде всего, в свойствах нервных процессах у детей с системными нарушениями речи. Слабость замыкательной функции коры головного мозга обусловливает малый объём и замедленный темп формирования новых условных связей, а также непрочность их. Кроме того, ослабление активного внутреннего торможения, обусловливающее недостаточную концентрированность очагов возбуждения, приводит к тому, что воспроизведение учебного материала многими детьми с речевой патологией отличается неточностью. При воспроизведении материала они могут привести некоторые вымышленные слова или заимствованные.

            Таким образом, результаты экспериментального исследования дают основание говорить обо всей сложности и многогранности процесса запоминания. В ходе нашего эксперимента было доказано, что полноценное запоминание зависит от многих факторов: от поставленной перед ребенком задачи, его собственной активности и предварительной инструкции.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание для родителей будущих первоклассников

    Собрание проводилось пред началом занятий по подготовке к школе...

    Первое родительское собрание для родителей первоклассников

    На самом первом собрании я знакомлюсь с родителями. Расскзываю им о системе обучения Л.В. Занкова и почему мы её выбрали. Знакомлю с дидактическими принципами системы....

    Родительское собрание для родителей подготовительной группы детского сада "Дети и родители на школьном старте".

    Цель собрания: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадапта...

    Родительское собрание "«Идеальные родители глазами детей, идеальный ребенок глазами родителей.»

    Родительское собрание в 3 классе.Предлагается конспект собрания....

    Родительское собрание для родителей одаренных детей. Тема: «Роль семьи, родителей для развития потенциальных возможностей ребенка»

    План родительского собрания. Тема: «Роль семьи, родителей для развития потенциальных возможностей ребенка»...

    Родительское собрание для родителей одаренных детей: «Роль семьи, родителей для развития потенциальных возможностей ребенка»

    Огромную роль в раскрытии детской одаренности играет семья. Необходимо понимать, что одаренные дети – это совсем особые дети, которые похожи на сверстников только на первый взгляд. При этом одаренност...

    Первое родительское собрание для родителей будущих первоклассников ( Заседание родительского клуба №1.

    Учитель знакомится с родителями будущих первоклассников, знакомит с графиком работы школы, с Уставом школы и правилами поведения в школе, даёт свои рекомендации и пожелания....