Школьный коррекционно - логопедический журнал "Советы логопеда"
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Мы решили остановиться на самых, так сказать, нетрадиционных и, к сожалению, редко применяемых. Это двигательные упражнения и логопедический массаж. На необходимость использования этих методов указывают многие нейрофизиологи, психологи, логопеды.

К нетрадиционным логопедическим технологиям относится самомассаж. Применение самомассажа в комплексной коррекционной работе по преодолению речевых нарушений значительно повышает ее эффективность.

Самомассаж в логопедической коррекции – это часть комплексной работы. А также может использоваться в целях профилактики дизартрических расстройств в дошкольном и раннем школьном возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Сегодня в номере

Сегодня в номере мы хотим рассказать обо всех методах и приёмах коррекционной работы.

Мы решили остановиться на самых, так сказать, нетрадиционных и, к сожалению, редко применяемых. Это двигательные упражнения и логопедический массаж. На необходимость использования этих методов указывают многие нейрофизиологи, психологи, логопеды.

В последние годы даже пресса уделяет этому компоненту работы с неуспевающими детьми большое внимание. В журналах «Логопед», «Начальная школа», в газетах «Первое сентября» и «Комсомольская правда» появляются статьи с выразительными заголовками: «Коррекционные возможности массажа», «Чем больше умеют руки, тем лучше подвешен язык», «От двоек поможет... массаж», «Массаж для гениев».

Для родителей

Все мы в процессе своей педагогической деятельности периодически (к сожалению, в последние годы всё чаще) сталкиваемся с детьми, которых даже родители называют невнимательными, неорганизованными, неспособными сосредоточиться и верно выполнить предложенную учебную работу.

Такие дети плохо читают, медленно и «коряво» пишут, делая большое количество нелепых ошибок, испытывают трудности в решении математических задач. Далеко не всегда это связано с тем, что ребёнок не старается хорошо учиться и быть успешным. Причины многих проблем учебной деятельности связаны с недостаточно сформированным межполушарным взаимодействием.

Что собой представляет, например, процесс письма? Сначала мы вычленяем звук из потока речи, сравниваем его с другими; потом представляем, какой буквой этот звук обозначается, как она выглядит и располагается в пространстве. Затем это представление реализуем в моторике, т.е. букву пишем. Да еще вспоминаем при этом, под какое правило эта буква или это слово подпадает.

Для того, чтобы помощь слабоуспевающим детям была эффективной, необходимо как можно раньше выявить их зону трудностей. 

Коррекция межполушарного взаимодействия, необходимая для интеллектуального развития каждого ребёнка, а особенно для детей с левшеством или элементами левшества, включает в себя формирование или совершенствование фонематического слуха, зрительного анализа, артикуляции, мелкой моторики, пространственной, временной и количественной ориентации, слухоречевой и зрительной памяти, внимания, образного восприятия.

Межполушарное взаимодействие

Как известно, правое и левое полушария головного мозга постигают внешний мир по-своему.

Правое полушарие, осуществляя чувственное восприятие, даёт необходимые образы для последующего абстрактно-логического анализа левому полушарию. В нём определяются сходство и различие между предметами, явлениями, обрабатывается речевая информация.

Правое и левое полушария связаны с организацией движения в противоположной стороне тела, а также с приёмом и переработкой всей зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической информации, поступающей из противоположной половины тела. Такое разделение функций обеспечивает взаимодополняемость в работе полушарий. Полный анализ и синтез любой информации, построение ответа или вывода осуществляется при их тесном сотрудничестве.

Практически в каждом виде учебной деятельности выделяют компоненты работы как правого, так и левого полушария.

Развитие межполушарного взаимодействия - основа интеллектуального развития ребёнка. Его несформированность - основная причина трудностей в учёбе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией, акалькулией.

Логопедический массаж

Ошибаются те, кто считает, что действие логопедического массажа сводится лишь к механическому влиянию на определённые участки тела.

Логопедический массаж стимулирует организм в целом, усиливает обменные процессы, облегчает продвижение крови по капиллярам, ускоряет венозный отток.

Показаний для проведения логопедического массажа, массажа лицевой мускулатуры и кистей рук - масса. Не будем тратить время на их перечисление. Напомним основные приёмы: поглаживание, растирание, разминание, вибрация.

Поглаживание улучшает кожное дыхание, повышает кожно - мышечный тонус, сократительную функцию мышц. Существует прямолинейное, спиралевидное и комбинированное поглаживание. Именно им начинают и заканчивают логопедический массаж.

Растирание усиливает кровообращение, происходит даже местное повышение температуры на 1-2 градуса. Существует прямолинейное, кругообразное растирание и растирание «щипками».

Разминание - это пассивная гимнастика для мышц. Проводят разминание подушечками большого и указательного пальцев.

Вибрация делается кончиками пальцев с максимальной частотой. Вибрация стимулирует рефлексы, восстанавливает угасшие рефлексы, производит обезболивающий эффект.

Методика (Фритца Р. Ауглина)

Начинает он с ушей. Сначала оттягивает их вперёд, затем назад, медленно считая до 10.

(3 раза это упражнение выполняется с открытыми глазами, 3 раза с закрытыми)

Затем в течение 1 минуты он массирует щёки круговыми движениями. Далее он двумя пальцами «рисует» круги на подбородке и лбу, считая до 13.

Затем в течение 1 мин массируются верхние и нижние веки, не закрывая глаз.

После этого проводится логопедический массаж носа подушечками указательных пальцев путём нажимания на кожу от основания носа до ноздрей.

(повторяется 20 раз)

Последнее упражнение - движения челюстями: нужно открывать рот и нижней челюстью делать энергичные движения сначала слева направо, потом наоборот.

(всего 10 раз)

Профессор Ауглин не может объяснить точно, почему логопедический массаж лица даёт такой эффект, но предполагает, что всё дело во влиянии внешних импульсов на кору головного мозга.

Гимнастика и самомассаж

Хочется остановиться на приёмах самомассажа и гимнастики для формирования двигательного навыка письма, которые полезны при несформированности зрительно-двигательных координаций, нестабильности графических форм (по высоте, ширине, наклону), отсутствии связных движений при письме, небрежном почерке, медленном темпе письма, треморе или сильном напряжении руки при письме.

Можно предположить, что часть из них можно выполнять с детьми на уроке, особенно перед объёмными и ответственными письменными работами. Эти упражнения будут полезны и преподавателям для повышения общего тонуса организма, укрепления мышц кисти, профилактики писчего спазма.

Комплекс логопедических упражнений для рук

Упражнение 1. Возьмите ручку обычной толщины. Рука в рабочей позе для письма, ребром касается поверхности стола. Слегка придерживая ручку большим, указательным и средним пальцами (как при письме), одновременно сгибать, затем разгибать их. Делать упражнение ритмично, не отрывая ребра ладони от стола.

Важно: работают только пальцы, напряжение не должно иррадировать вверх по руке.

Упражнение 2. Рука с ручкой в исходном положении на столе. Пальцами перебирать ручку от верхнего конца к нижнему и обратно. Во избежание повышения тонуса в руке делать паузы, расслабляя мышцы.

Упражнение 3. Потереть ладони друг о друга до ощущения тепла.

Упражнение 4. Подушечки 4-х пальцев правой руки установить у основания пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. «Пунктирными» движениями продвигаться к лучезапястному суставу. Проделать то же для другой руки.

Упражнение 5. Кисть и предплечье левой руки расположить на столе. Ребром ладони правой руки имитируем «пиление». То же для другой руки.

Упражнение 6. Растереть пальцы левой руки, поочерёдно зажимая их между указательным и средним пальцами правой. Повторить для другой руки.

Упражнение 7. Подушечку большого пальца правой руки положить на тыльную сторону фаланги большого пальца левой руки. Остальные 4 пальца правой руки охватывают палец снизу. Массировать спиралевидными движениями. Повторить для каждого пальца. Поменять руки.

Упражнение 8. Большим и указательным пальцами правой руки поочерёдно нажимаем 3-4 раза на ногтевые фаланги пальцев левой. Повторить для другой руки.

Упражнение 9. Руки упираются локтями в стол, ладони прямые. Согнуть пальцы, прикоснувшись подушечками к основаниям 3-х фаланг, затем к основаниям ладоней.

Упражнение 10. Руки упираются локтями в стол, пальцы «растопырены». Соединять одновременно указательный палец со средним, а безымянный с мизинцем («птичья лапка»).

Упражнение 11. Локти упираются в стол, ладони прямые. Пальцы каждой руки поочерёдно сгибать, стараясь, чтобы остальные в этот момент оставались прямыми.

Закончить комплекс необходимо поглаживанием рук (движения имитируют намыливание ладоней при мытье рук).

«Стряхните» воображаемую воду с пальцев.

Содержание

Сегодня в номере ……………………………………………2

Для родителей…………………………………………………3

Межполушарное взаимодействие………………5

Логопедический массаж………………………………7

Гимнастика и самомассаж…………………………10



Предварительный просмотр:


Сегодня в номере

Сегодня в номере мы хотим рассказать о логопедическом самомассаже мышц лица и губ.

К нетрадиционным логопедическим технологиям относится самомассаж. Применение самомассажа в комплексной коррекционной работе по преодолению речевых нарушений значительно повышает ее эффективность. 

Самомассаж в логопедической коррекции – это часть комплексной работы. А также может использоваться в целях профилактики дизартрических расстройств в дошкольном и раннем школьном возрасте.

Для родителей

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком с помощью рук или вспомогательных средств. А так же это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным.

Основные приемы массажа:

  • Поглаживание;
  • Растирание;
  • Разминание;
  • Вибрация.

Для снижения тонуса мышц (при гипертонусе) - основные движения поглаживание, растирание, движения выполняются в медленном темпе.

Для активизации работы мышц (при гипотонусе) - основные движения растирание, разминание, движения выполняются в быстром темпе.

Требования к выполнению массажных упражнений:

  1. Болевые воздействия во время самомассажа не допускаются, потому что массируемые ткани при этом рефлекторно напрягаются, резко снижая тем самым эффект процедуры.
  2. В процессе выполнения упражнений обращать внимание на объем движений, скорость, точность, координированность.
  3. Упражнения должны проводиться целенаправленно, важно не количество упражнений, а качество.
  4. По мере знакомства детей с приемами движения рук, пальцев станут более координированным и точными.

Методика проведения самомассажа

  1. Дети обучаются приемам самомассажа под руководством педагога или логопеда. Обучая детей самомассажу, учитель - логопед показывает каждый прием на себе и комментирует его. Дети выполняют массажный прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало), а затем и без него.
  2. Перед выполнением приемов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Они могут сидеть на стульчиках или находиться в положении лежа (например, в кроватках после дневного сна).
  3. Длительность одного сеанса самомассажа для детей младшего школьного возраста может составлять 5 — 10 мин.
  4. Каждое движение рекомендуется выполнять не более 4—6 раз.
  5. Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную музыку (быструю - для активизации, медленную – для расслабления).

Самомассаж может проводиться с детьми после утренней гимнастики, занятия по релаксации, дневного сна. Самомассаж может быть включён в логопедическое занятие, при этом приёмы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.

Противопоказания к самомассажу:

Это любое соматическое заболевание или инфекционное заболевание в остром периоде, конъюнктивиты, острые и хронические заболевания кожных покровов, гингивиты, стоматиты, наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта, наличие увеличенных лимфатических желез, резко выраженная пульсация сонных артерий. Противопоказанием может быть и обычный синяк на лице, аллергия или солнечный ожог.

Описание массажных упражнений

Схематичное изображение действия

Стихотворные строчки

Выполняемые действия ребенком

Самомассаж мышц лица

 1.

             


   
Лоб погладили мы нежно

И расслабились прилежно.

Расположить ладони обеих рук на области головы, на лбу, соединить пальцы в корзиночку, и затем
 погладить ладонями по лбу, волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам.

2.

 

Умываюсь я  всегда,
Вот какая чистота!

Исходное положение рук то же. Погладить лоб от центра лба в стороны, к ушам, а затем по переднебоковой
части шеи к яремной ямке.

3.

 

И поглажу лоб,

Чтоб он хмуриться не мог

Поглаживание лба от центра к вискам.

4.

 

 

Как погладить лобик  нам,

Не сдвигая кожу там.

Круговые растирание от середины лба к вискам.

5.

 

Постучали пальчики,
Как на барабанчике.

Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.

6.

Мы по складочкам пройдем,

Все морщинки уберем.

Движения: поглаживание, а затем круговое растирание  пальцами по трем лицевым линиям.

7.

Щечки крепко разомнем –

Рисовать там круг начнем.

Круговое разминание щек,
начиная от жевательных мышц к
уголкам рта.

8.

Гусь пришел, и гусь гогочет.

Пощипать за щечки хочет.

Легко пощипывать щеки указательным
и большим пальцами.

9.

Пожалею щёки я,

Поглажу их любя.

Легкое круговое поглаживание щек.

10.

Язык рисует большие круги,

 а ладонью щечку сильнее
прижми.

Круговые движения языка с внутренней стороны щёк и губ: а ладошкой снаружи прижимать щеку. «Нарисовать» 5-6 кругов в одну и другую стороны.

11.

Погладим сверху вниз,

сверху вниз – это мой такой каприз.

Указательными пальцами поглаживать от скуловой кости вниз, затем растирать по тем же линиям, начиная от жевательных мышц.

12.

Самовар пыхтит: «Пых-пых!» -Надо сделать перерыв.

Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося: «Пых!»

Самомассаж губ

Схематичное изображение действия

Стихотворные строчки

Выполняемые действия

1.

Чтоб расслабилась губа –
 Рисовать усы пора.

Движение указательными пальцами
от середины верхней губы к углам рта, чтобы активизировать и
от углов рта к середине, чтобы расслабить.

2.

В уголках  я рта кручу –
Расслабить мышцы я хочу.

Круговое разминание в углах рта.

3.

Да-да-да есть у деда борода.

Ду – ду – ду – расчешу я бороду.

Да – да – да – надоела борода.

Ды – ды – ды – больше нет бороды.

Сначала поглаживать подушечками пальцев от середины
подбородка к ушам. Затем растирать,
далее разминать круговыми движениями, потом легко пощипать. Закончить легким
поглаживанием.

4.

 С губами я играю,

 то найду, то потеряю.

Всасывать верхнюю и нижнюю губы
попеременно. Внутри языком облизывать
 губы.

5.

Зажму я верхнюю
и нижнюю  

губу,
Птичий клювик получу,
Влево-вправо покручу.

Зажимать между пальцами верхнюю и
нижнюю губы, двигать ими вправо-влево, вверх-вниз.

6.

Побегу по лесенке
и спою я песенку.

Указательным и средним пальцем
перебирать по губам, движением сверху вниз.

7.

 Зубы как расческа,
 гладят губы ловко.

Поглаживать губ зубами.

8.

У индейцев клич  такой,

Постучи вот так  рукой.

Длительно говорить «а» и похлопывать по рту ладонью.

Содержание

Сегодня в номере ……………………………………………2

Для родителей…………………………………………………3

Методика проведения самомассажа……...…5

Описание массажных упражнений (самомассаж лица и губ) ………………………………6



Предварительный просмотр:


Сегодня в номере

Сегодня в номере мы хотим продолжить разговор о логопедическом массаже и самомассаже языка. А также познакомит Вас с упражнениями для расслабления мышц органов артикуляции.

К нетрадиционным логопедическим технологиям относится самомассаж. Применение самомассажа в комплексной коррекционной работе по преодолению речевых нарушений значительно повышает ее эффективность. 

Самомассаж в логопедической коррекции – это часть комплексной работы. А также может использоваться в целях профилактики дизартрических расстройств в дошкольном и раннем школьном возрасте.

Для родителей

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком с помощью рук или вспомогательных средств. А так же это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным.

Основные приемы массажа:

  • Поглаживание;
  • Растирание;
  • Разминание;
  • Вибрация.

Для снижения тонуса мышц (при гипертонусе) - основные движения поглаживание, растирание, движения выполняются в медленном темпе.

Для активизации работы мышц (при гипотонусе) - основные движения растирание, разминание, движения выполняются в быстром темпе.

Требования к выполнению массажных упражнений:

  1. Болевые воздействия во время самомассажа не допускаются, потому что массируемые ткани при этом рефлекторно напрягаются, резко снижая тем самым эффект процедуры.
  2. В процессе выполнения упражнений обращать внимание на объем движений, скорость, точность, координированность.
  3. Упражнения должны проводиться целенаправленно, важно не количество упражнений, а качество.
  4. По мере знакомства детей с приемами движения рук, пальцев станут более координированным и точными.

Упражнения для расслабления мышц органов артикуляции

Инструкция: «Сделаем полезный массаж языку - чтобы наш язычок стал, послушным, спокойным, расслабленным и ему легко было произносить разные звуки. В этом помогут тебе твои губы и зубы. Они будут язык поглаживать, похлопывать, постукивать. А теперь внимательно посмотри на рисунки - подсказки и постарайся их запомнить».

язык лопаточкой

делаем движения губами

делаем движения зубами

поглаживаем

похлопываем (постукиваем)

 

Инструкция: «Сначала надо сделать язык лопаточкой, а потом делать так:

Язычок мы наш погладим ласково губами

А теперь мы постучим бережно губами:

Язычок мы наш погладим ласково зубами

Нежно покусаем (похлопаем) мы его зубами

И опять погладим ласково зубами

А потом мы будем хлопать бережно губами

И в конце мы его погладим ласково губами

Инструкция: «Сделай массаж язычку еще раз. Чувствуешь, как понравился язычку такой массаж? Какой он стал спокойный, расслабленный, готов тебя слушаться и делать все так, как ты ему велишь.»

Игры – упражнения для формирования движения губ

Родителям: Ребенок должен научиться правильно делать две основные губные позы:

  • широкую улыбку, которая необходима для произнесения звуков, [И], [Э], [С], [С'], [З], [З'], [Ц];
  • трубочку — вытягивание губ вперед, необходимую для правильного артикулирования звуков: [О], [У], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ].

Упражнение «Улыбка»: удерживаем губы в улыбке, обнажая зубы.

просыпаемся с утра,

улыбаемся всегда!

Упражнение «Трубочка»: вытягиваем губы в трубочку

сделал трубочкой я губы

вытянул как у слона

Инструкция: Предлагаю тебе сделать гимнастику для губ, произнося пары звуков.

Очень внимательно слушай и выполняй:

Улыбнись и протяни звук и-и-и.

Сделай губы трубочкой и потяни у-у-у.

 

А теперь чередуем звуки у-и-у-и.

Содержание

Сегодня в номере ……………………………………………2

Для родителей…………………………………………………3

Упражнения для расслабления мышц органов артикуляции………………………...............4

Игры – упражнения для формирования движений губ……………………………………………………8



Предварительный просмотр:


Сегодня в номере

Сегодня в номере мы расскажем Вам об основным показателях неплавности речи у младших школьников.

Расскажем о системе дифференциальной диагностики заикания и клаттеринга.

Ознакомим Вас с основными направлениями комплексной психолого – педагогической коррекции младших школьников с клаттерингом, а также клаттерингом, осложненным заиканием.

 В младшем школьном возрасте у детей наблюдается значительное количество показателей неплавности речи, которые являются психофизиологической нормой созревающих речевых механизмов. К ним относятся: паузы, дыхательные итерации (многократные вдохи, выдохи перед началом речи и в середине фразы), повторы звуков, повторы частей слова, повторы целого слова, пересмотры, запинки как несудорожного (итерации), так и в единичных случаях судорожного характера.

Для родителей

В практике отечественной логопедии среди заикающихся детей выделяются группы с невротической и неврозоподобной формами заикания. По мнению некоторых авторов, неврозоподобная форма заикания является полиморфной и содержит характеристики, которые близки к показателям, определяющим синдром клаттеринга.

Клаттеринг – это вербальное проявление центральной языковой разбалансировки, которая оказывает влияние на все каналы коммуникации (чтение, письмо, ритм и музыкальность) и на поведение в целом. Таким образом, основная характеристика клаттеринга включает следующие признаки:

  • Быстрая, невнятная речь с большим количеством показателей неплавности.
  • Нарушение последовательности программирования устного высказывания.
  • Дефицит внимания.
  • Нарушение памяти разной модальности (двигательной, зрительной и слухоречевой).
  • Особенности поведения в виде импульсивности, моторной и речевой расторможенности.
  • Отсутствие критичности в отношении собственной речи и поведения.

Темпоритмическая дезорганизация психомоторной активности в литературе расценивается как проявление нарушений деятельности подкорковых (стриопаллидарных) систем мозга, которые обеспечивают плавность, координацию и другие характеристики общих движений, в особенности речевых. Как общее поведение, так и особенности моторных функций и речи лиц с калттерингом свидетельствуют об ослаблении регулирующих влияний со стороны высших отделов центральной нервной системы.

Показатели неплавности речи

Исследователи отмечают определенную возрастную динамику показателей неплавности речи:

  • В возрасте 1 года 6 месяцев – 2 лет 6 месяцев наблюдаются преимущественно повторы изолированных звуков, частей слова, паузы между словами.
  • В возрасте 2 лет 6 месяцев – 3 лет 6 месяцев существенно возрастает число показателей неплавности речи и расширяется их «репетруар». Помимо повторов частей слова и пауз регистрируются дыхательные итерации, повторы целого слова, пересмотры.
  • В возрасте 3 лет 6 месяцев – пяти лет в два раза сокращается число показателей неплавности речи, которые начинают выражаться преимущественно повторами целого слова, паузами и пересмотрами.

Динамика показателей неплавности речи указывает на то, что у детей в возрасте 2 лет 6 месяцев – 3 лет 6 месяцев функциональная система устной речи претерпевает этап наиболее интенсивного развития, что позволяет считать его гиперсензитивным. Отсутствие возрастной динамики является показателем отклонения в созревании функциональной системы устной речи. Об это свидетельствует также нарушение формирования речевого дыхания. У таких детей регистрируется малый объем выдыхаемого воздуха, нерациональное использование выдоха, прерывание речевого выдоха в процессе высказывания и т.д.

Совокупность этих признаков отклонений речевого развития является показателем риска появления заикания.

Диагностика заикания

На основании изучения медицинской и психолого – педагогической документации были отобраны 55 школьников в возрасте от 8 до 16 лет с верифицированным диагнозом: неврозоподобная форма заикания. Выбор широкого возрастного диапазона обследуемых был связан с тем, что, во – первых, клаттеринг как врожденная форма нарушения может быть выявлен на контингенте детей младшего школьного возраста; во – вторых, в старшем школьном возрасте заикание в условиях специального обучения может быть существенно редуцированно, обнаруживая тем самым признаки клаттеринга. Кроме того, в этом возрасте окончательно оформляется темпоритмическая организация речи.

Отобранные учащиеся были протестированы по адаптированной и модифицированной методике D.Daly.

Результаты проведенного исследования подтверждают то, что лица с заиканием и лица с клаттерингом имеют ряд сходных нарушений. К их числе можно отнести незначительную задержку формирования психомоторных и речевых функций в детстве, низкий уровень развития темпоритмической организации движений и речи, большое количество запинок разного характера, особенности устного оформления высказывания из – за нарушения его планирования.

Наряду со сходством выявляется целый ряд различий. При клаттеринге наблюдаются речевая расторможенность, вербализация действий. Лица с заиканием, напротив, резко ограничивают свое речевое общение, используя в речи односложные и стереотипные выражения, никогда не вербализуют своих действий, с трудом сочетают движения с речью. При клаттеринге нарушаются внимание и память, в то же время мыслительные процессы не имеют выраженных отклонений от нормы. В общем поведении лица с клаттерингом навязчиво общительны, некритичны как к речи, так и к своим поступкам. Расторможенность поведения и отсутствие критичности сочетаются с расторможенностью влечений. Такие лица, по – видимому, нередко вовлекаются в асоциальные группы, то есть у лиц с клаттерингом снижена социальная адаптация.

Мы полагаем, что лица с клаттерингом могут быть выявлены не только среди детей с неврозоподобной формой заикания как наиболее близкой по описанию, но и среди учащихся массовых школ, имеющих трудности обучения. Результаты проведенного исследования легли в основу разработки основных направлений комплексной психолого – педагогической работы.

Комплексно психолого – педагогическая коррекция

Поскольку у детей с клаттерингом обнаруживаются специфические нарушения речи, особенности темпоритмической организации движений и речи, а также нарушения внимания, двигательной, зрительной и слухоречевой памяти, то коррекционная работа с такими лицами должна осуществляться по следующим направлениям:

  1. Развитие психических функций: внимания; двигательной, зрительной и слухоречевой памяти.
  2. Развитие темпоритмических характеристик движений и речи.
  3. Развитие внутреннеречевого планирования.
  4. Специальная педагогическая работа, направленная на планирование своих действий, обучение самоконтролю, формирование социальных норм поведения.

Ребенок с клаттерингом нуждается в комплексной системе психолого – педагогической реабилитации, стержнем которой является ритмизация всех видов деятельности.

Коррекционная работа по развитию психических функций

Она связана в первую очередь с развитием внимания, двигательной, зрительной и слухоречевой памяти.

Ритмизация речи и регуляция ее темпоритмических характеристик

Она достигается только при введении ритмизации общих движений. Работа в этом направлении состоит в поэтапном формировании навыка саморегуляции темпоритма общих движений, речевой артикуляции и лингвистической «продукции». Коррекционная работа состоит из 4 этапов.

На первом этапе детей обучают возможности воспринимать и оценивать темпоритм движений и музыкальных отрывков, так как необходимым условием для выработки навыка саморегуляции является осознанная оценка темпоритма.

На втором этапе детей обучают возможности воспринимать и оценивать темпоритмы речи окружающих взрослых и детей на материале стихотворных и прозаических текстов.

Третий этап работы направлен на обучение регулированию собственного темпоритма речевых и неречевых движений.

На четвертом этапе дети обучаются оценке собственного темпоритма речи, что имеет большое значение для развития навыков самоконтроля. При работе необходимо выявить оптимальный ритм, в котором лицам с клаттерингом комфортно работать.

Развитие внутреннего программирования

Задача состоит в обучении последовательности использования языковых элементов сначала на уровне предложения, а затем в постепенно усложняющихся текстовых сообщениях. Большую роль в этом процессе играет зрительная опора на предъявляемый материал (карточки с написанным словом). Поэтапно предлагается выбрать предмет и действие с ним (2 карточки), предмет, его признак и действие с ним (3 карточки) и т.д. необходимо в процессе своей работы ограничивать вербализм лиц с клаттерингом, предлагая им четкую инструкцию использовать в своих ответах только те слова, которые требуются для выполнения заданий.

Обучение самоконтролю, формирование социальных норм поведения

Она осуществляется в общем комплексе учебно – воспитательных мероприятий. Эта работа должна направляться на изменение эмоционально – личностных реакций в поведении, на формирование адекватных форм реагирования и поведения в целом, развитие социальных установок личности.

В результате коррекционной работы должны воспитываться навыки поведения и общения. Коррекционно – воспитательные мероприятия нуждаются в детальной, поэтапной разработке с учетом психолого – педагогической характеристики школьников с клаттерингом.

Содержание

Сегодня в номере …………………………………………..2

Для родителей………………………………………………..3

Показатели неплавности речи ………………….5

Диагностика заикания…………………………………7

Комплексно психолого – педагогическая коррекция………………………………………………………9



Предварительный просмотр:

Основные логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся.

Целью данной работы являются обобщение и систематизация представлений, существующих в настоящее время в отечественной логопедии о приемах формирования устойчивой плавной речи у заикающихся.

Обобщая имеющийся опыт многих авторов, а также опираясь на результаты собственной как исследовательской, так и практической работы с заикающимися, авторы выделяют 7 основных логопедических техник, направленных на формирование плавной речи у заикающихся:

1) охранительный речевой режим;

2) формирование речевого дыхания;

3) формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения;

4) развитие просодической стороны речи;

5) развитие ритмизации и координации движений;

6) регуляция эмоционального состояния;

7) развитие планирующей функции речи.

В статье рассматривается необходимость дифференцированного применения логопедических техник с учетом клинической формы заикания.

На современном этапе развития логопедии используется комплексный подход к преодолению заикания. Он предполагает систему четко разграниченной, но согласованной работы разных специалистов: логопеда, психолога, врачей разного профиля (обязательно психоневролога для детей и психотерапевта для подростков и взрослых), логоритмиста, воспитателя (для детей), специалиста по физическому воспитанию и ряда других специалистов.

Комплексный подход направлен на.

Первой задачей является формирование навыка устойчивой плавной речи у заикающихся. Мы определяем плавную речь как возможность произнесения каждой синтагмы на едином речевом выдохе, без пауз и повторов, в процессе беспрерывной артикуляции. Формирование навыка плавной речи осуществляется в основном логопедом и связано с применением целого ряда логопедических техник. Эти техники реализуются в основном на логопедических или логоритмических занятиях.

Вторая задача — это воздействие на личность заикающегося. Она осуществляется в большей мере врачом- психотерапевтом, а также психологом путем проведения психотерапии, психологических тренингов, функциональных тренировок. Усилия специалистов направлены на формирование социальной активности, изменение отношения заикающегося к себе как личности и как к коммуникативному партнеру, а также на изменение отношения к своему речевому дефекту.

Третья задача — профилактика рецидивов заикания связана с лечебнооздоровительной работой и поддержкой устойчивой плавной речи повторными и поддерживающими курсами реабилитации.

В России существует несколько комплексных систем (в том числе и авторских) реабилитации заикающихся (Л.З.Арутюнян, 1993; Н.М.Асатиани с сотр., 1983; Н.А.Власова, 1983; Ю.Б.Некрасова, 1975; Е.Ф.Рау, 1964; В.И.Селиверстов, 1994; Н.А.Чевелева, 1968; В.М.Шкловский, 1974; Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова, 1998 и др.). В каждой из систем обязательно решаются все три задачи.

Обобщая имеющийся опыт многих авторов, а также опираясь на собственный опыт как исследовательской, так и практической работы с заикающимися, мы выделяем семь основных логопедических техник, направленных на формирование плавной речи у заикающихся.

  1. ОХРАНИТЕЛЬНЫЙ РЕЧЕВОЙ РЕЖИМ

Как правило, коррекционный процесс начинается с использования так называемого охранительного речевого режима.

Этот режим включает в себя оздоровительные мероприятия и режим ограничения речи. Заикающегося по возможности ограждают от физических или психических перегрузок. В целом вербальную продукцию заикающегося стараются ограничить. Например, с детьми общаются, используя лишь очень простые формы речи, в которых у них отсутствует заикание (речь шепотом, вопросы и ответы, состоящие из одного слова, или речь, сопряженная с речью взрослого). Подростки и взрослые в период охранительного речевого режима могут переходить на полное молчание. Как дети, так и взрослые ориентируются на общение при помощи невербальной коммуникации (жесты, мимика, и т.д.). Используются разнообразные игры, способствующие развитию невербальных способов коммуникации заикающихся. В этот же период, как правило, начинается работа по овладению начальными элементами всех логопедических техник. В разных системах реабилитации охранительный речевой режим или режим молчания может иметь разную длительность: от 2 — 3 дней до 2 — 3 недель и даже более.

  1. ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Эта логопедическая техника направлена на снятие напряжения с мышц дыхательного аппарата, а также на создание координаций между работой дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов.

Работа включает в себя ряд этапов:

  1. Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата, что связано с постановкой диафрагмального дыхания.
  2. Формирование длительного фонационного выдоха. Такая тренировка начинается с длительного произнесения гласных звуков. Это обучает заикающихся экономно распределять выдыхаемый воздух в процессе произнесения гласных звуков, сознательно регулировать длительность выдоха. Этот прием является начальным этапом формирования речевого дыхания.
  3. Формирование речевого выдоха. Упражнения включают специально подобранные слоги, слова и фразы. Работа над формированием дыхания должна быть систематической и продолжаться в течение всего курса реабилитации.

  1. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАЦИОНАЛЬНОЙ ГОЛОСОПОДАЧИ И ГОЛОСОВЕДЕНИЯ

Эта техника направлена на снятие локальных напряжений мышц голосового аппарата, дисфонических расстройств, а также на формирование слитного произнесения.

Заикающиеся обучаются подаче голоса на мягкой атаке и использованию в процессе произнесения гласных звуков нижнего (грудного) резонатора. Овладение этой техникой способствует снятию напряжения с мышц голосовых связок, голос становится звучным, полетным, богатым обертонами. Кроме этого, данные приемы в сочетании с использованием диафрагмального дыхания позволяют поставить голос "на опору".

Затем заикающиеся обучаются приему голосоведения, т.е. слитному произнесению длинного ряда гласных при непрерывном артикулировании на одном выдохе. Этот навык в дальнейшем переносится на слитное произнесение словосочетания, а затем синтагмы.

  1. РАЗВИТИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

Заикающиеся обучаются передавать основные типы интонаций. Вначале только с помощью жестов и мимики, затем подключая голос, используя ряд гласных. Гласные произносятся с разнообразными модуляциями (тише-громче, ниже-выше, имитируются интонации вопроса, ответа, восклицания и т.п.). Такая тренировка часто включается в игровую ситуацию, что. способствует более яркому проявлению эмоций, а следовательно, и интонационной выразительности. Затем эта тренировка проходит с использованием Слогов, слов и фраз.

Следующим этапом является работа над ритмо-интонационным членением текста. Ритмо-интонационное членение высказывания ведет к формированию артикуляторно-дыхательных циклов в соответствии с синтагматическим членением текста.

  1. РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ И РИТМИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЙ

Эта логопедическая техника направлена на нормализацию состояния моторных функций заикающихся и включает:

  1. Развитие координации и точности движений рук и ног, пальцев рук и артикуляторных движений.
  2. Развитие чувства темпоритма речевых и неречевых (общих) движений.

Эта технология частично реализуется на занятиях по логопедической ритмике в системе двигательных упражнений, которые сочетаются с речью и проводятся под музыку. Ритмизация движений положительно влияет на ритм речи.

Одним из важных методов является выработка ритмических речевых артикуляций в сочетании с дополнительной стимуляцией, например, движением руки. Известно, что ритмизация движений меняет биоритмическую активность мозга, что положительно влияет на синхронизацию деятельности речевого аппарата. Особенно эффективно для выработки навыка плавной речи использование ритмических движений ведущей руки в сочетании с ритмическим произнесением слогов или слов. Ритмизация речи может быть усилена применением акустических и/или визуальных стимулов. Скорость и темп речевых артикуляций при этом подбираются для заикающихся индивидуально.

  1. РЕГУЛЯЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

Основным методом регуляции эмоционального состояния у заикающихся является метод произвольного изменения напряжений мышц, т.е. аутогенная тренировка (АТ). Основным приемом аутогенной тренировки является мышечная релаксация и произвольная регуляция вегетативных функций. В России применяются специализированные варианты АТ для заикающихся. Методика проведения АТ существенно зависит от возраста заикающихся. Дети дошкольного возраста, как правило, овладевают лишь элементами мышечной релаксации, подросткам и взрослым рекомендуется овладение АТ в полном объеме. На фоне АТ проводится активная речевая работа. Создается двухсторонняя рефлекторная связь между эмоциональным состоянием спокойствия и плавной речью. Навыки релаксации и плавной речи, реализуемые в процессе АТ, закрепляются специальными функциональными тренировками сначала в игровых, а затем в реальных ситуациях.

Дополнительным методом, способствующим релаксации, является использование релаксационного массажа дыхательной, вокальной и артикуляционной мускулатуры, а также массажа биологически активных точек.

  1. РАЗВИТИЕ ПЛАНИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ

В коррекционный процесс обязательно включается работа по развитию планирующей функции речи. Такую работу начинают с обучения заикающихся проговариванию фразы про себя. Внутреннее проговаривание дает возможность заикающемуся выбрать стратегию высказывания, необходимую лексику и грамматические конструкции до включения звучащей речи. Это организует внутренне речевое планирование в целом, в том числе и моторную программу. Эта работа сочетается с обучением заикающихся адекватному речевому паузированию. Они обучаются не только выдерживать паузы в синтагматически обусловленных местах, но и активно формулировать последующую часть высказывания.

При этом используется тренировка на постепенно усложняющемся речевом материале. Это сопряженная речь (т.е. проговаривание фразы совместно с логопедом), отраженная речь (т.е. повторение фразы за логопедом), ответы на вопросы логопеда по знакомой картинке, самостоятельное описание заикающимся картинок, пересказ прослушанного текста. Заключительным этапом работы является спонтанная диалогическая и монологическая речь заикающегося в игровых ситуациях, а затем и в реальных коммуникативных ситуациях.

Все перечисленные логопедические техники решают единую задачу — выработку плавной речи. Обучение этим техникам происходит практически одновременно, т.е. техники направлены не на расчленение психофизиологических параметров, составляющих устную речь, а, напротив, на их координацию и объединение. Таким образом, динамика обучения технике плавной речи состоит не в последовательности применения той или иной техники, а в постепенном усложнении речевых задач: от произнесения изолированных звуков до контекстной речи. Очевидно, что не может быть единой схемы в применении логопедических техник и преобладания той или иной техники для всех заикающихся. Однако всякая работа с заикающимися начинается, как правило, с практики щадящего режима, а заканчивается активным развитием планирующей функции речи.

Объем работы над каждой техникой и методические приемы зависят как от возраста заикающихся, так и от клинической формы заикания. В отечественной логопедии распространена концепция рассмотрения заикания как системного психоневрологического расстройства. В соответствии с клинической симптоматикой этого нарушения выделяют две основные формы: невротическую и неврозоподобную. Такое разделение подразумевает клиническое содержание патологии, характер нарушений плавности, уровень речевого развития у детей, психолингвистические характеристики речи, коммуникативные возможности и в целом особенности личности, а также специфику коррекционной работы.

Современные представления о функциональной системе речи позволяют выделить основное звено патогенетических механизмов, которое ведет к заиканию. При невротической форме заикания это звено структурно и функционально связано с механизмами эмоций. При неврозоподобной форме заикания основное звено связано с нарушением базовых механизмов формирования речевой функции в результате органо-функционального характера поражения ЦНС. Эти представления о разных патогенетических механизмах двух форм заикания, в свою очередь, определяют направление, характер и эффективность каждой из предложенных логопедических техник.

Заикающиеся с невротической формой заикания быстрее овладевают всеми предложенными техниками. Переключение внимания на интонацию значительно улучшает плавность речи. Наиболее эффективной технологией при невротической форме заикания является регуляция эмоционального состояния пациентов. Однако автоматизация речевых навыков плавной речи требует от них длительных тренировок, сохранения строгой последовательности заданий, в противном случае навык быстро теряется и утрачивается.

При неврозоподобной форме заикания, поскольку любые психомоторные автоматизмы вырабатываются с трудом, навыки плавной речи также вырабатываются с трудом. Упражнения необходимо сопровождать не только объяснением, но и многократным показом, подключением различных видов контроля (слуховой, кинестетический, визуальный, использование специализированных компьютерных программ), особенно при формировании речевых ритмов. Работа над формированием новых речевых стереотипов должна быть систематической и длительной. При неврозоподобной форме заикания основное значение имеет техника развития планирующей функции речи.

Таким образом, для достижения наиболее эффективного результата при реабилитации заикающихся должен быть использован как комплексный подход в целом, так и дифференцированное применение логопедических технологий с учетом клинической формы заикания.



Предварительный просмотр:

Использование песка и воды в индивидуальной работе с заикающимися детьми 5-7 лет

Песок и вода в природе часто существуют нераздельно – это песчаные берега морей и океанов. Есть и отдельные огромные океаны песка — пустыни с песчаными волнами. Да и сам организм человека содержит, как известно, воду и кремний — одну из составных частей песка.

С песком и водой ребенок знакомится очень рано. Большинство новорожденных детей с удовольствием принимают ежедневные теплые ванны, шлепая ручками и бултыхая ножками в воде. А сколько радости доставляет малышам возможность побродить по лужам, а то и потрогать водичку в них руками. И, обычно, чем лужа глубже, тем больше она привлекает к себе, тем интереснее ее исследовать.

Наблюдая за детьми на песчаном берегу, видно, как они погружают руки в песок, строят замки, заполняют ямки в песке водой. При этом обязательно работают обе руки, а не одна, ведущая, как при письме в тетради или на доске. Между водой, песком и руками ребенка возникает свой разговор. Ведь руками

можно собрать песок в горку, снова выровнять его поверхность, оставить на нем свои отпечатки, следы, выдавить углубления, нарисовать целые картины, создать озера, моря, наливая в песочные ямки воду...

Использование игр и игровых упражнений с песком и водой в индивидуальной логопедической работе с заикающимися дошкольниками весьма эффективно. Погружение обеих рук в песок или теплую воду снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребенка и развивает моторику рук. Наблюдения за заикающимися детьми показали, что из ряда предложенных для деятельности предметов и материалов — цветные карандаши, фломастеры, краски, пластилин, конструктор, пазлы, разрезные картинки, разнообразные игрушки — большая часть детей постоянно выбирает игры с теплой водой (37— 38 С) и песком. Заходя в логопедический кабинет, дети сами просят: «Давайте поиграем в песочек и воду».

Для дошкольников это прежде всего игра, которая доставляет огромное удовольствие, а не дидактизированное обучение.

Особенно ценным, на наш взгляд, является реализация принципа природосообразности процесса обучения и воспитания заикающихся детей.

В играх дети сразу же «заселяют» воду и песок «жителями» и начинают с ними разговаривать. Уже давно известно, что при разговоре с самим собой или с мнимыми собеседниками судороги у заикающихся дошкольников не возникают. Кроме того, движения рук ребенка в песке и воде также снимают в большинстве случаев судороги, тормозят фиксацию на своей речи, так как он увлечен действием и игрой, а песок и теплая вода обладают релаксационным действием.

Если дети не умеют сочетать речь с движениями рук в воде или песке — они либо играют, либо говорят, необходимо обучить их этому. Для исправления звукопроизношения ребенка сначала учат сочетать движения языка и пальцев в воде или песке при разучивании и отработке артикуляционных упражнений, автоматизации изолированных звуков, проговаривании слогов, слов. Если звукопроизносительная сторона речи ребенка не страдает, нужно заставлять его рассказывать знакомые стихотворения, потешки с ритмичными движениями в песке или воде. Часто от логопеда требуется брать руки ребенка в свои и действовать совместно. Принципом работы стала установка: «Играй и говори одновременно».

Для коррекции заикания на индивидуальных занятиях с детьми (время занятия до 15 мин) можно использовать ящик размером 50x70 см, наполняя его мелким просеянным и прокаленным песком слоем 9 см.

Для воды подойдет широкий овальный или круглый таз темно-синего цвета, глубиной 50 см, который устанавливается на специальной стойке или детском столе.

По мнению врача-офтальмолога И.А. Шатайлова (г. Озерск Челябинской обл.), темный цвет не раздражает глаза ребенка, а блики от солнечного и яркого искусственного освещения гасятся. Синий цвет пластмассы, из которой изготовлен таз, является наиболее приближенным к естественному цвету воды в природе.

При выполнении упражнений пальцы обеих рук ребенка должны быть погружены в песок или воду, поэтому он может совершать ими любые произвольные движения. Для игр с песком и водой ребенок должен иметь клеенчатый фартучек и индивидуальное полотенце.

Вот несколько примеров использования песка и воды в индивидуальной коррекционной работе с заикающимися детьми 5—7 лет.

Развитие диафрагмального дыхания

Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:

  • «Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот “шариком”. Выдыхай медленно и плавно. Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой»;
  • «Выровняй дорогу» — от детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;
  • «Что под песком?» — картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение;
  • «Ямка» — ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струей выдувает ямку в песке;
  • «Помоги зайцу» — в песке делается три-четыре углубления — «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца;
  • «Дорога к другу» — на песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой;
  • «Секрет» — в песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное;
  • «Добрый великан» — из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает ее, помогая герою продолжить свой путь;
  • «Путешествие» — на песке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейка, жуки. С помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места;
  • «Буря» — во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю»;
  • «Морская прогулка» — воздушной струей ребенок передвигает кораблик, лодочку, легкую черепашку, рыбку по поверхности воды.

Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук и совершенствование мелкой моторики

  • Положить ладони на песок или воду, почувствовать полнее расслабление пальцев.
  • Погрузить пальцы в песок или воду, сжимать и разжимать кулачки.
  • Погрузить пальцы в песок или воду, сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.
  • Погрузить пальцы в песок или воду и легкими движениями создавать «волны».
  • Погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки» - «рожки», «один пальчик — все пальчики»).
  • При выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок или теплую воду.

Артикуляционные упражнения

  • «Лошадка» — щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» или по воде.
  • «Индюки» — языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка или по воде.
  • «Качели» — языком ритмично двигать вверх-вниз. указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку или воде в том же направлении.
  • «Часики» — языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать в том же направлении по песку или воде.
  • «Накажи непослушный язычок» — губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку или воде.

Автоматизация звуков

  • «Сильный мотор» — произносить звук [р], проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения — рисовать на песке или на воде букву р, произнося одновременно звук [р]. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
  • «Слабый моторчик» — произносить звук [р’], проводя мизинцем дорожку по песку, воде.
  • «Горочка» — набрать в руку песок или воду и произносить звук [с], насыпая горку (или выливая воду из ладошки). Вариант этого упражнения — выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком [с] и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.
  • «Дорожка» — произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиками или легко отшлепывая по песку или воде ладошками.
  • «Совпадение» — логопед закапывает в песок игрушки со звуком [ш]: мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук [ш]. Ребенок называет игрушку и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

Развитие фонематического слуха

«Спрячь ручки» — прятать руки в песок или воду, услышав заданный звук.

«Слоговые дорожки» — рисовать круги на песке и воде, проговаривая слоговые дорожки.

«Водолаз» — со дна таза ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы или специальные картинки для игр в воде с дифференцируемыми звуками.

«Два моря» — таз делится перегородкой на две части. Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, в «море [с]» и «море [ш]»).

«Шторм» — на поверхности воды плавают предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками. Воздушной струей ребенок перемешивает их, а затем распределяет по «морям».

«Два города» — под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.

Формирование слоговой структуры слова

  • «Полоски» — ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово. Можно «рисовать» полоски на воде. Тогда задача усложняется, так как необходимо удерживать в памяти количество полосок.
  • «Исправь ошибку» — логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
  • «Раздели слово на слоги» — ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.

Словарная работа

  • «Сложные слова» — ребенок выполняет по просьбе логопеда определенные действия: льет сверху воду — анализируется слово «водопад»; разбирает в воде модель кораблика — происходит аналогичная работа со словом «кораблекрушение»; сливает воду через разрезанную наполовину широкую пластмассовую трубочку — образуется слово «водослив».
  • «Родные слова» — в играх с водой и при демонстрации отдельных действий образуются родственные слова: вода, водичка, наводнение, водяная (мельница), приводнился (гидросамолет); в играх с песком — песок, песочек, песочница, песочные (часы), а для детей 7 лет в пассивный словарь вводится идиоматическое выражение «пропесочить» кого-то.
  • «Я делал — я сделал» — глаголы первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени: закапываю (в песок) — закапывал, лью — лил и т.п.

Совершенствование грамматического строя речи

  • «Лодочка» — в этом игровом упражнении с водой или песком можно учить правильно употреблять в речи некоторые грамматические категории:
  • предлоги от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед-,
  • приставочные глаголы приплыл, отплыл, переплыл, построили, пристроили, надстроили;
  • наречия далеко, близко, быстро, медленно, глубоко.
  • «Чего не стало» — игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Это упражнение используется только при работе с песком, когда логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.
  • «Подбери слово» — ребенок обнаруживает спрятанные в песке или плавающие по воде, различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка — полосатая, кораблик — легкий, блюдце — пластмассовое).

Звуковой анализ слова и предложения

На песке можно чертить схемы слов и предложений разной степени сложности.

Обучение грамоте

  • «Напиши на воде (на песке)» — ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, а логопед их читает. Допускается и обратный вариант: логопед пишет, а ребенок читает. Детям 7 лет можно предложить написать на воде короткое слово (с одним слогом), пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Логопед угадывает задуманное и написанное ребенком слово.

Связная речь

При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.

  • «Дорисуй картинку и составь предложение» — логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка — дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.
  • «Начни предложение» — ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу.
  • «Друзья» — при рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши — резиновый мяч»).
  • «Что случилось?» — при создании картины на песке или в играх с водой ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»; «Кораблик перевернулся, потом у что была сильная буря»).

Очень нравится детям пересказывать рассказы и сказки с демонстрацией действий и используя игрушки. Часто в процессе пересказа дети начинают фантазировать, придумывая продолжение рассказа.

Удачнее, чем по картинкам и предметам, проходят на песке занятия по составлению рассказов-сравнений, рассказов-описаний.

• «Две игрушки» — на песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар). Составляя диалог (меняя голос) от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку.

Воздушный шар. Я круглый.

Мяч. Я тоже.

IIIар. Если меня ветерок подхватит, я полечу.

Мяч. А если по мне ударят — я высоко подскачу.

Шар. На мне нарисован красивый цветок.

Мяч. А я украшен разноцветными полосками.

Шар. Меня надувают воз-духом.

Мяч. И у меня внутри воздух.

• «Рыбка» — выполняя действия с игрушкой в воде, ребенок составляет рассказ-описание, Описывая внешний вид рыбки, он проводит в воде пальцем по частям ее тела. «Мне нравится эта рыбка. У нее хвостик ярко-красный, головка желтая, а спинка зеленая. У этой рыбки круглые черные глазки. Она любит плавать в теплой водичке. Рыбка умеет даже выпрыгивать из воды и нырять глубоко-глубоко. Иногда она достает до самого дна и ищет там корм».

Особенно любят дети сочинять небылицы, сказки.

В процессе рисования на песке и одновременного рассказывания дети дополнительно используют короткие веточки, шишки, косточки плодов, пуговки, счетные палочки, которые становятся пришельцами из космоса, сказочными драконами, волшебниками. В играх с водой они превращаются в морских чудищ, повелителей воды, водолазов.

Логопедические игры с песком и водой на индивидуальных занятиях с заикающимися детьми 5—7 лет являются достаточно эффективными. Они вызывают у детей положительные эмоции, желание вновь и вновь играть и сочетаются с другими видами ежедневной коррекционной работы: с движениями, игрой с мячом (четками), дыхательной гимнастикой по методу А.Н. Стрельниковой (710 мин), хоровым и индивидуальным пением (1015 мин). На одном индивидуальном логопедическом занятии при использовании песка и воды можно сочетать работу как над разными сторонами речи ребенка, так и отдельно над звукопроизношением, грамматикой, связной речью и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления коррекционно-развивающей и коррекционно-логопедической работы с неуспевающими младшими школьниками.

Данная статья - стремление поделиться положительным опытом взаимодействия и сотрудничества участников педагогического, воспитательного процессов в аспекте деятельности школьного логопеда, стремление о...

совместная коррекционная работа учителя-логопеда и учителя начальных класов.

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей – одна из самых актуальных задач  на сегодняшний день. Не секрет, что с каждым годом увеличивается число детей, испыт...

Некоторые приёмы в коррекционно-развивающей работе логопеда, направленные на устранение дислексии у младших школьников.

Дано научное определение дислексии с точки зрения педагогической науки и с точки зрения медицины. Подробно описаны формы дислексии : фонематическая, семантическая, аграмматическая, мнестическая, оптич...

Технология коррекционной работы учителя-логопеда на школьном логопункте.

Описание опыта коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда с учащимися начальных классов....

Значение дидактической игры в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

На современном этапе развития образования проблема адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение. В связи с данной проблемой количество детей,...

Логопедия. Оптическая дисграфия. Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии

Логопедическая работа занимает особое место в системе обучения рус­скому языку, поскольку у многих учащихся наблюдается отставание в рече­вом развитии, а также стойкие фонетико-фонематические ...