что надо знать о леворукости детей
консультация на тему

Переверза Нина Ивановна

какие трудности встречаются у леворуких детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon леворукие дети101 КБ

Предварительный просмотр:

             Родительское собрание

Тема: «Что надо знать о леворукости ребёнка? Какие трудности могут возникнуть при обучении?»

Форма проведения: педагогический лекторий.

Задачи собрания:

  1. Обсудить с родителями проблему обучения детей детей-левшей.
  2. Показать возможности в учебной деятельности детей-левшей.
  3. Настроить родителей на понимание трудностей, связанных с обучением детей-левшей.

Основные положения лекции:

  1. Проблемы семьи, имеющей ребёнка-левшу.
  2. Переучивание ребёнка и проблемы, связанные с ним.
  3. Особенности письма детей-левшей.

 1.  Подготовительная работа к родительскому собранию:

1)  Рассылка приглашений  родителям.

                         Уважаемые родители!

Приглашаем на родительское собрание на тему: «Что надо знать о леворукости ребёнка? Какие трудности могут возникнуть при обучении?»

2) Статистика детей леворукости по школе. Статистика включает в себя анализ количества в классах мальчиков и девочек – левшей (по годам).

3) Выставка работ детей-левшей из класса и из школы: поделки, тетради, награды детей-левшей за различные достижения.

4) Результаты учебной деятельности детей-левшей по классу и школе.

5) Памятки для родителей по проблеме собрания. (Приложения 1, 2,3)

                                      Ход собрания.

2. Организационный этап.

В классе звучит музыка, родители знакомятся с выставкой работ учащихся.

3. Проведение педагогического всеобуча для родителей.

«Есть ещё леворукие дети в праворуком обществе…»

                                   Из высказывания учителя.

Я пригласила Вас на это собрание, потому что оно необходимо и для родителей, у которых ребёнок – левша, и для родителей, у которых ребёнок-правша, в обществе которых учатся  дети - левши. По данным таких детей около 25%. Существует и по сей день, предубеждение общества по отношению к леворуким детям. Одни считают это патологией, другие таких детей считают гениальными. Теории и гипотезы происхождения леворукости можно разделить на две группы:

- в одной леворукость рассматривается как результат действия среды, влияния внутренних и внешних условий развития ребенка до рождения и после рождения;

-  в другой – как результат генетической обусловленности.

Многие исследователи выделяют в качестве причины леворукости условия воспитания, требования среды. Однако ситуация, при которой большинство работает правой рукой, не объясняет возникновение леворукости. В то же время вариант социальных влияний мы не можем исключить полностью.  Современные знания позволяют выделить два основных вида леворукости – генетическую и компенсаторную (или патологическую) леворукость. Хорошо известно, что есть семьи, в которых леворуки многие члены семьи. Еще в 20-х годах прошлого века было доказано, что вероятность рождения леворукого ребенка у праворуких родителей всего 2%, но она возрастает до 17%, если один родитель леворукий, и увеличивается до 46%, если леворуки оба родителя. В 50-е годы прошлого столетия эти цифры уточнили, но они несильно различаются: 50% детей становятся леворукими, если оба родителя леворуки, 16,7% – если леворук один и 6,3% – если в семье не было леворуких. Однако закон наследования этого признака пока не ясен.

Еще один вариант – патологическая, или компенсаторная, леворукость. В течение многих десятилетий накапливались данные, показывающие, что при патологии беременности и родов у леворуких детей часто выявляются нарушения в раннем развитии. Нередко леворукость сочетается с нарушениями речевого развития, зрительно-пространственного восприятия, моторной неловкостью и т.п. Кроме того, у них не отмечается семейная леворукость, а значит, это не связано с наследованием признака.

В настоящее время есть достаточное количество фактов, подтверждающих возможность патологического происхождения леворукости. Причем есть сторонники крайних взглядов, утверждающие, что любая леворукость, даже встречающаяся у разных поколений леворуких в семье, имеет только патологическое происхождение, связанное с дисфункцией мозга, а большая часть таких случаев объясняется родовой травмой. Действительно, исследования, проведённые в разных странах, в том числе и в нашей, показывают, что среди леворуких детей очень высока частота патологии беременности матери, родовых травм. Нельзя исключить, что существует генетически обусловленный повышенный риск родовых травм – тогда действительно патологическая леворукость может проявляться в разных поколениях. Но сторонников таких крайних взглядов немного, большая часть исследователей склоняются к мнению о том, что патология – лишь один из вариантов происхождения леворукости. Важно понимать, что в этих случаях леворукость может сочетаться с комплексом нарушений или задержек в развитии речи, восприятия, моторных функций, но следует разграничить леворукость и эти нарушения. В этих случаях единой причиной возникновения и леворукости, и нарушений в развитии ребенка являются патологические факторы, связанные с течением беременности и родов, или другие негативные факторы, действующие на ранних этапах развития.

Среди леворуких довольно много детей со школьными проблемами, однако это не дает основания делать выводы о том, что именно леворукость является их причиной. Еще раз подчеркнем – леворукость в таких случаях скорее сопровождает нарушения в состоянии здоровья и отклонения в развитии, причем те и другие проявления могут иметь как единую общую причину, так и разные факторы, определяющие их возникновение.

Родителям и педагогу стоит очень внимательно проанализировать историю развития ребенка, использовать специальную методику для определения ведущей руки, чтобы уметь прогнозировать проблемы ребенка, а не пытаться их решить через несколько лет трудностей обучения и неудач.

Для определения ведущей руки следует использовать комплекс специальных заданий, подобранных с учетом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшего школьного возраста. Бытовые, часто используемые действия дети выполняют обеими руками, что затрудняет выделение ведущей руки. Поэтому некоторые задания мы даем в двух вариантах. Для того чтобы результаты тестирования были объективны, постарайтесь соблюдать ряд условий:

- лучше, чтобы ребенок не знал, что вы «что-то проверяете», поэтому предложите ему «позаниматься» или «поиграть»;

- это должна быть игра по правилам: взрослый должен сидеть строго напротив ребенка, а все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребенком на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки. Лучше, если коробочки, бусины, мяч, ножницы  будут разложены рядом на низком столике, чтобы ребенок не видел их, не отвлекался. Во всех заданиях, приведенных ниже, ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активное действие.

Приложение 1 (Памятка)

Многих родителей волнует вопрос: «Надо ли переучивать ребёнка? Ведь у них существует беспокойство, что будут смеяться дети, что будут испытывать трудности при выборе профессии.

Эти аргументы могут существовать только до тех пор, пока не будет приведён главный аргумент: преимущественное владение той или иной рукой связано не с двигательными функциями, а с работоспособностью головного мозга. Переучивание может закончиться нервно-психическим срывом. В первую очередь такой срыв связан с письмом. Письмо даётся таким достаточно тяжело, а переученным – в особенности. У детей может возникнуть писчий спазм – дрожание рук, а в некоторых случаях это приводит даже к судорогам.

Многие родители в первый год учёбы сталкиваются с проблемами письма. Первое, на что надо, обратить внимание родителям – это способ держания ручки. Ребёнок может зажимать ручку, жёстко её фиксируя, и сильно опираясь на ладонь. Формируется очень напряжённый и очень медленный способ письма с неровными, неправильными буквами. Из-за постоянного напряжения и медленного темпа накапливаются и другие проблемы. К трудностям чисто технического навыка письма быстро прибавляются пропуски, замены, недописывания (не хватает времени), а осложняют ситуацию волнение, тревожность, страх неудачи. Естественно, это приведёт к ухудшению психического здоровья, что, в свою очередь, станет причиной резкого снижения работоспособности, повышенной утомляемости, нарушения концентрации внимания. А результат – ухудшение почерка, ошибки, пропуски, недописывания, проблемы на контрольных (не успевает, плюс волнуется, плюс быстро утомляется).

В спокойной обстановке дома ситуация лучше. В классе все сложнее.

Итак, леворукость ни при чем, точно такие же проблемы могут быть при тех же условиях и у праворукого ребенка.  

Что делать? Как помочь?

Во-первых, необходима специальная работа психолога или педагога и родителей, которые помогут вернуть ребенку веру в себя, избавят от ощущения ущербности и беспомощности. Ребенка нужно успокоить, снять напряжение, необходимо нормализовать сон, режим.

Во-вторых, нужно снять ограничение времени при работе и быть снисходительными к почерку. Возможно, летом в каникулы ребёнок сам захочет (можно его к этому подвести) научиться правильно держать ручку. К 9 годам у детей уже хорошо сформированы механизмы координации движений, и при желании ребенка можно изменить положение ручки. Трудности формирования навыков письма и чтения у некоторых леворуких детей связаны с недостаточной сформированностью зрительно-пространственного восприятия и произвольной регуляции деятельности. Конечно, эти проблемы могут быть и у праворуких детей, но они встречаются у леворуких примерно в половине случаев.

Для этих детей характерны:

трудность дифференцировки близких по конфигурации букв (и при письме, и при чтении);

перестановки букв;

чтение справа налево;

трудности запоминания и нарушения конфигурации букв при письме;

пропуски, замены (при письме и при чтении).

Несформированность зрительно-пространственного восприятия и произвольной регуляции деятельности требует особого внимания буквально с первых дней обучения:

Необходимо подробное объяснение и осознанное выполнение каждой буквы. В букварный период целесообразны прописи для леворуких детей.

Категорически противопоказаны форсирование скорости и безотрывное письмо.

Рекомендуется проговаривание при письме (для усиления контроля к звуко - буквенному анализу).

Необходимы специальные занятия для совершенствования зрительной дифференцировки букв (разрезное буквенное лото). Чтение должно быть медленным, целесообразно использование линейки-окошка, которая позволяет выделять читаемое слово.

В ситуации, когда ребенок нервничает, волнуется, спешит, нарушения письма и чтения будут более выраженными.

Еще раз подчеркнем, что ни в письме, ни в чтении у леворуких детей нет каких-либо «особых» проблем, свойственных только им.

3. Знакомство со статистикой успеваемости левшей в школе.

Демонстрация достижений леворуких детей в классе и школе. Выставка их работ.

Просмотр видеороликов о левшах класса. Обсуждение увиденного родителями. Комментарий уроков.

  1. Рефлексия собрания.

Ответы на вопросы родителей. Работа с памяткой. Приложение 2 (Памятка для родителей «Правила при выполнении домашних заданий)

Приложение 1

ЗАДАНИЕ 1. Рисование. Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш (фломастер) и предложите нарисовать то, что он хочет. Не торопите его. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: «Я не умею», «У меня не получится». Можете успокоить: «Я знаю, что трудно нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся». Подбодрите его, скажите, что он делает все верно. В этом задании нужно сравнивать качество выполнения рисунков. Проследите за тем, чтобы ребенок правильно и удобно держал ручку или карандаш, не напрягался при выполнении задания, правильно сидел. 

ЗАДАНИЕ 2. Открывание коробочки. Ребенку предлагается несколько коробков, например спичечных, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Задание: «Найди спичку (фигуру) в одной из коробочек». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробочки. Вы можете использовать для этого задания коробочки со счетными палочками.

ЗАДАНИЕ 3. Построение колодца из палочек (спичек). Сначала из палочек (спичек) строится четырехугольник, а затем выкладываются второй и третий ряды.

ЗАДАНИЕ 4. Игра в мяч. Нужен небольшой мяч (теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и взрослый просит бросить ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно бросать мяч в цель, например в корзину, ведерко, круг. ЗАДАНИЕ 5. Вырезание ножницами рисунка по контуру. Можно использовать любую открытку (вырезать цветок, зайчика, узор и т.п.). Учтите, что более активной может быть и та рука, которой ребенок держит ножницы, и та, которой он держит открытку. Ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребенок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания. Вы можете получить неверный результат, если размер и форма ножниц не соответствуют руке ребенка. Это задание можно заменить раскладыванием карточек (карт) лото. Все карточки (10–15 штук) ребенок должен взять в одну руку, а другой, как правило ведущей, раскладывать карточки. Можно использовать карточки детского лото. Карточки стопкой нужно положить на стол строго на середину перед ребенком и только после этого еще раз сформулировать задание: «Возьми все карточки в одну руку, а другой разложи их перед собой». Для того чтобы ребенку было интереснее, попросите его называть то, что нарисовано на карточках.

ЗАДАНИЕ 6. Нанизывание бисера. Ребенку предлагается нанизать бисер на иголку с ниткой. Для дошкольников можно использовать пуговицы.

ЗАДАНИЕ 7. Выполнение вращательных движений. Ребенку предлагают открыть несколько флаконов, баночек (2–3 шт.) с завинчивающимися крышками. Учтите: ребенок может держать флакон или баночку за крышку, а крутить сам пузырек.

ЗАДАНИЕ 8. Развязывание узелков. Заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнура средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая его держит). В этом задании бывает трудно выделить ведущую руку, так как развязывание узелков – процесс довольно сложный, и ребенок, как правило, использует обе руки. Можно применить иной вариант этого задания – составление цепочки из скрепок. Как правило, ребенок в одной руке держит скрепку, а другой пытается ее присоединить.

ЗАДАНИЕ 9. Построение из кубиков. Ребенку предлагают построить из кубиков дом, ограду и т.п. Ведущей является та рука, которая чаще берет, укладывает и поправляет кубики. При складывании кубиков чаще используются обе руки. Кроме того, это довольно привычный вид деятельности для любого ребенка, поэтому можно продублировать задание, предложив конструктор, мозаику с конкретным заданием.

ЗАДАНИЕ 10. Данные о семейной леворукости (для родителей). Если в семье у ребенка есть леворукие родственники – родители, браться, сестры, бабушки, дедушки, нужно поставить плюс в графу «Левая рука», если нет – в графу «Правая рука». Если вы получили больше семи плюсов в графе «Левая

рука», то ребенок, скорее всего, леворукий.

Результаты выполнения заданий удобно занести в таблицу:

  ПОВЫШЕНИЯ  

Задание

Левая рука

Обе руки

Правая рука

1

+

2

+

-

10

+

Если при выполнении задания ребенок активнее работает левой рукой, то ставится знак плюс (+) в графу «Левая рука», при предпочтении правой – в графу «Правая рука», если одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак плюс ставится в графу «Обе руки».

Внимательно проанализируйте результаты.

Если вы получили все плюсы в графе «Левая рука» за задания 2–9, а за задание 1 – рисование – плюс будет стоять в графе «Правая рука», то это означает, что бытовые действия ребенок действительно может лучше выполнять левой рукой, а графические – правой. В этом случае, выбирая руку для письма, следует учесть преимущество правой в выполнении графических действий.

Приложение 2

  • Ребёнок должен учиться писать прямо, не загораживая себе линию строки.
  • Нельзя требовать от леворукого ребёнка безотрывного письма.
  • При письме и рисовании леворукого ребёнка свет должен падать справа.
  • При выполнении домашнего задания по письму необходимо определить вместе с ребёнком траекторию движения руки. Это поможет ребёнку определить, где начинать написание элемента буквы, куда вести и где закончить. Эту инструкцию ребёнок должен ещё самостоятельно повторить и только потом приступать к письму.
  • Полезно сделать для ребёнка карточки с элементами написания каждой буквы и с самими буквами. Это позволит превратить обучение письму в игру.
  • Помните, леворукие дети переживают адаптацию к школе тяжелее, чем праворукие дети. Они боятся насмешек одноклассников, но ещё больше негативной оценки взрослыми их деятельности.
  • Терпеливо относитесь к грязным тетрадям, ошибкам, каракулям, помня о том, что это им даётся труднее, чем другим детям.
  • Леворукому ребёнку надо предлагать больше заданий на развитие двигательной активности руки, для развития группы мелких мышц. Это может быть вырезание букв крупного формата из газет. Ребёнок быстрее запоминает буквы, видит их в зеркальном изображении, запоминает их контуры. Или лепка букв и цифр. Это тоже помогает ребёнку быстрее усвоить технику письма.

Приложение 3. Памятка для родителей по проблеме собрания.

                             Уважаемые папы и мамы!

Ваш ребёнок нуждается во внимании, поддержке и терпении. Это и есть главное условие его победы в учебной деятельности, помните об этом!

  1. Никогда не проявляйте негативного отношения к тому, что ваш ребёнок-левша.
  2. Не драматизируйте школьные неудачи своего ребёнка, связанные с тем, что он левша.
  3. Откройте для своего ребёнка мир лепки и рисования, вязания и плетения макраме.
  4. Не раздражайтесь, если ребёнок сделал что-то не так, лучше поддержите его и отметьте успехи.
  5. Не пытайтесь что-то сделать за ребёнка. Тем самым только усугубите его проблемы.

                                        Помните!

  1. Леворукость не патология, а один из вариантов нормы!
  2. У леворукого ребёнка есть свои особенности в усвоении учебного материала, которые необходимо знать взрослым.
  3. Среди леворуких детей достаточно гениев и талантов. Может Ваш ребёнок один из них!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: " Что надо знать чтобы сохранить органы чувств здоровыми"

Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией....

Конспект урока: " Что надо знать чтобы сохранить органы чувств здоровыми"

Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией....

Это надо знать (памятка по русскому языку)

Основные правила по русскому языку для младших школьников с примерами. Материал взят с сайта http://naurokax.ru/nuzhno-znat.htm...

Что надо знать о леворукости ребёнка.

Помните!- Леворукость ребёнка – не патология, а один из вариантов нормы.- У леворукого ребёнка есть свои особенности в усвоении учебного материала, которые необходимо знать взрослым ...

Консультация для учителей начальных классов и родителей, имеющих леворуких детей "Леворукий ребенок"

Консультация для учителей начальных классов и родителей, имеющих леворуких детей "Леворукий ребенок" и буклет с рекомендациями...

"Как обучать леворуких детей?" (особенности левшей, леворуких детей, рекомендации по обучению)

Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов по теме "Как обучать леворуких детей?". Рекомендации для учителей, обучающих леворуких детей с тяжелыми нарушениям...