Подготовка ребенка к обучению в школе
материал (1 класс) на тему

Сторожева Светлана Степановна

Данный материал будет востребован на общешкольном, классном родительском собрании будущих первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_podgotovka_k_shkole.docx32.86 КБ

Предварительный просмотр:

  Родительское собрание

Тема: «Подготовка ребенка к обучению в школе»

Сторожева Светлана Степановна

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №28


Цели: 

Повышение компетентности родителей по вопросам психологической, педагогической и социальной подготовки ребенка к обучению в школе. Совершенствование системы совместной деятельности семьи и школьного учреждения, направленной на подготовку детей к школьному обучению. Ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе; оценка родителями степени готовности своего ребенка к школе.

Задачи:

  1. Раскрыть понятие психологической готовности к школе.
  2. Личностная (или мотивационная) готовность к школе.
  3. Актуальность мотивационной готовности ребенка к обучению в школе.
  4. Повысить грамотность родителей в области развивающей педагогики, пробудить в них интерес и желание  участвовать в воспитании и развитии своего ребёнка. 

                                                                   Ход собрания:

Здравствуйте, уважаемые родители. Я предлагаю поиграть в ассоциации.  Пожалуйста, озвучьте первое, что приходит в голову, на тему "Школа". Это может быть одно слово или словосочетание, предложение.  В ваших репликах есть много положительных высказываний. Мне хочется, чтобы и ваши дети «теплыми» словами всегда  вспоминали о школе.

    Осталось всего полгода  перед поступлением вашего ребенка в школу. В любой семье это время  заполнено не только приятными волнениями и ожиданиями,  но массой непривычных проблем и тревог. Безусловно, вы полны желания, чтобы ваш малыш не только хорошо учился, но и оставался здоровым, успешным человеком.  Это зависит от того как мы ответственно отнесемся к этому вопросу.  «До школы еще полгода!»- можно услышать от вас, а мы ответим «До школы только полгода», сколько еще нужно сделать, успеть, если хотим, чтобы ребенок легко учился, и при этом был здоров. Хорошо подготовить детей к обучению к школе - это значит, как думают некоторые родители, научить детей читать, писать. Важно подготовить ребенка к школе физически,  психологически, социально. Как это сделать, расскажем вам на сегодняшнем собрании

Каждая семья, отправляя впервые ребенка в школу, желает, чтобы ребенок учился хорошо и вел себя отлично.

 Но,  как известно, не все дети учатся хорошо и не все добросовестно относятся к своим обязанностям.  Во многом причина зависит от недостаточной подготовки ребенка к школе. Перед вами   и перед нами сейчас стоит важная, ответственная задача - подготовить ребенка к школе.

Есть общие подходы к подготовке детей к школе:

· Физическая

· Интеллектуальная

· Психологическая

Физическая готовность

  • Хорошее состояние здоровья.
  • Уровень развития двигательных и физических качеств (ловкость, увертливость, быстрота, сила, выносливость и др.).
  • Уровень развития культурно – гигиенических навыков и привычек.
  • Закаливание организма, выносливость, хорошая сопротивляемость к заболеваниям.
  • Хорошо развитая мелкая моторика руки (для письма).

Интеллектуальная готовность

Ведущей деятельностью становится - учебная. Для  этого необходимо сформировать навыки учебной деятельности:

  • Умение слушать и слышать и воспринимать информацию.

Детям надо научиться внимательно слушать учителя на уроке. Нельзя кричать с места, вставать без разрешения учителя, выходить из класса. Если ребёнок хочет что-то сказать, то нужно поднять руку. Дети должны помнить, что учитель даёт задание всему классу и не может повторять его только ему. Ваш ребёнок будет постоянно испытывать дискомфорт от того, что в классе для учителя все дети равны и он один из них. Научите ребёнка слушать и слышать вас! Выполнять ваши просьбы и поручения!

И тогда он будет слышать учителя, и выполнять его требования. Так вы научите своего малыша работать в коллективе, слушать, когда говорят всему классу и выполнять задание вместе со всеми. И ни в коем случае не привлекать к себе внимание плохим поведением).

  • Умение планировать свою деятельность, готовить и убирать свое рабочее место.
  • Знания, широкий кругозор, эрудиция, умение ориентироваться в окружающем мире
  • Высокий уровень развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия).
  • Уровень мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнения, обобщения, смекалка).
  • Уровень специальных навыков (грамота, математика, развитие речи и т.д.)

Психологическая готовность складывается из: 

  • Мотивационной
  • Волевой
  • Эмоциональной

Успех ребёнка в школе зависит от: психологической готовности ребёнка к школе – это, прежде всего желание получать знания, отнюдь не всегда интересные и привлекательные, и желание учиться (мотивационная готовность). Но и это ещё не всё. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться работать», без осознания этого « надо» ребёнок не сможет хорошо учиться, даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать, считать и так далее;

 Подготавливая ребёнка к школе, необходимо научить его  видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию. В школе с первого же дня ребенок встречается со многими трудностями. Для него начнется новая жизнь, появятся первые заботы, обязанности.

Важно привить ребенку навыки самообслуживания. Большие трудности ребята испытывают во время подготовки к уроку физкультуры. Как показывает практика они не могут самостоятельно надеть физкультурную форму и позже переодеться в школьную. Также надо учитывать темп,  с которым ребенок переодевается.

Важнейшей способностью, необходимой для обучения в школе, является произвольность поведения, волевая готовность. 

 Очень важно с первых дней пробудить у ребенка интерес к школе, поселить в нем желание выполнять каждое задание, как можно  лучше, упорно и настойчиво трудиться.

Заметьте, если у школьника учение идет успешно, то он занимается с охотой и наоборот, неудача вызывает нежелание учиться, идти в школу, страх перед трудностями. Эта неудача расслабляет и без того еще слабую волю ребенка. Мы взрослые по себе знаем, каким большим стимулом в работе является, успех, как он окрыляет нас, как хочется больше работать.

 Уважаемые родители, с первых дней школа предъявит  ребенку свои требования. И чтобы чувствовать себя хорошо, ребенок должен быть готов к этим требованиям, должен хотеть и уметь исполнять свою роль ученика. А ведь, если вдуматься, большинство таких требований просто противоестественно для детей 6-7 лет. Например, сидеть 40-45 мин., не вставая, не крутясь по сторонам, не смотря в окно, не разговаривая с друзьями, которые тут же, рядом, за соседними партами, с которыми зачастую знаком еще из д/с. А нельзя этого делать, и ребенку практически невозможно понять, почему нельзя нарушать эти школьные правила. Поэтому, чтобы преодолеть всяческие соблазны, нужно очень, очень хотеть быть школьником, образцовым учеником, просто быть готовым принять на себя эту непростую роль. Следовательно, если ребенок не готов играть роль школьника, ему просто невозможно объяснить, почему, когда учитель задает вопрос, нужно не отвечать на него, а поднять руку и ждать, когда спросят. И, наконец, если ребенок не принимает условностей школьной жизни, он не будет выполнять тех заданий, которые предлагает учитель, слушать его объяснения, читать букварь, писать палочки и крючочки, учить стихотворение.

У ребенка должен быть сформирован комплекс волевых качеств, без наличия которых он не сможет длительное время выполнять задания учителя, не отвлекаться на уроке, доводить дело до конца. Умение заниматься сосредоточенно каким-либо делом длительное время, доводить дело до конца (рисование, лепка, конструирование), "надо" выходит на первый план вместо "хочу". Произвольность характеризует умение ребенка управлять своим поведением, организовывать свою работу. Проявляться эта способность должна в самых разных формах:

Произвольность поведения - это умение самостоятельно выполнять последовательность действий. Практически любая работа на начальных этапах обучения и грамоте, и математике требует от ребенка умения самостоятельно, без посторонней помощи, выполнить ту, или иную последовательность действий и операций. Так, чтобы "просто" переписать упражнение из учебника, ребенку нужно, по крайней мере, его найти, прочитать целиком, разбить на кусочки, легкие для запоминания, записать по памяти каждый кусочек, сверить с текстом, найти и исправить пропуски или ошибки, при этом писать ровно по строке, стараться писать красиво и аккуратно, не заезжать за поля и т.д. - вот сколько всего действий приходится регулировать ребенку всего лишь при переписывании текста, на начальных этапах обучения, пока эти действия не перейдут в автоматизмы,  хотя взрослым воспроизведение наглядного образца кажется легким делом.

Произвольность поведения проявляется также и в умении ребенка действовать по устной инструкции взрослого.  Даже если ребенок интеллектуально развит, но не умеет организовывать свое поведение по устной инструкции взрослого, это может привести к низким результатам работы. Каждому, кто когда-то учился в школе, легко представить последовательность действий, когда учитель говорит: "Ребята, откройте учебник на странице 10, прочитайте текст внизу страницы и подготовьте ответы на вопросы после текста". Однако для первоклассника это совсем не просто. Если ребенок пропустит хотя бы одно промежуточное действие, то не просто получит неверный результат, но не сможет понять, как решать другие задачи такого типа.

Наконец, еще одной формой проявления произвольности является умение подчинить свои действия правилу. Это требует от ребенка распределения внимания между содержанием той работы, которую он выполняет, и ограничениями, которые накладываются правилом. Типичным проявлением несформированности этого компонента является то, что ребенок правильно воспроизводит правило написания слова, даже приводит примеры, а потом садится и пишет слово с ошибкой.

Роль родителей в формировании произвольности поведения у дошкольников огромна. Кроме самых разнообразных занятий и игр, на которых можно обучить ребенка подчинять свои действия разным правилам, воспроизводить образец, строить и выполнять сложные последовательности действий, развитию произвольности способствует предоставляемая ребенку самостоятельность.

Дети дошкольного возраста подвижны, непоседливы. Поэтому важно до школы вырабатывать у них привычку сдержанности, умение тормозить чувства, желание, если они противоречат интересам окружающих.

Очень часто дети вступают в разговор взрослых, потому что с самого раннего детства родители мало обращали внимание на поведение, не останавливали ребенка, когда он перебивал речь говорящих, вмешивался. Учите их сдержанности.  Мы этим самым воспитываем дисциплинированность, общую культуру поведения самоконтроль.

 Эти качества потребуются не только в школе для успешного обучения, но и в жизни, в семье.

  • Чтобы воспитать послушание у ребенка, надо систематически изо дня в день, не повышая тона, не теряя терпения добиваться от ребенка выполнения всех требований взрослых с одного слова, если не получается у ребенка надо показать ему, научить, но не ругать и не кричать. Если поручаем какое-нибудь дело надо, чтоб ребенок доводил его до конца, контролировать. Нет слова «не хочу», «не буду».
  • Ему надо прививать правила вежливости:
  1. Здороваться, прощаться со взрослыми, с родными, соседями, в саду, в общественных местах;
  2. Извиняться, благодарить за услугу;
  3. Обращаться ко всем взрослым на «вы»;
  4. Уважать труд взрослых: входя в помещение вытирать ноги, не портить одежды, убирать за собой одежду, игрушки, книги;
  5. Не вмешиваться в разговор взрослых;
  6. Не шуметь, если дома или у соседей кто-либо отдыхает, болеет;
  7. Не бегать, не прыгать, не кричать в общественных местах;
  8. Вежливо вести себя на улице: говорить тихо, не обращать на себя внимание окружающих;
  9. Благодарить за еду, оказывать посильную услугу взрослым, предложить стул, уступить место, пропустить вперед взрослого.

Уважаемые родители,  вы должны помнить, что :

  • Самый сильный верный способ воспитания вежливости у детей – это хороший пример самих родителей. Следите за своими поступками и словами.
  • Не одергивайте его без надобности, не наказывайте в присутствии посторонних. Не срывайте зла на детях, сдерживайте себя.
  • Не допускайте уговоров и упрашивания. Ребенок должен знать слово нельзя, и подчиняться ему.

Пожалуйста не забывайте:

Похвала и осуждение – сильные воспитательные средства. Но хвалить нужно осторожно, иначе может развиться самомнение.

Преодолеть нежелательные привычки, изменить поведение своих детей, нельзя с помощью использования тактики запугивания "Пойдёшь в школу, там тебя быстро заставят слушаться" - согласитесь, высказывания подобного рода не могут создать положительный образ учебного заведения, вызывают лишь недоверие к нему.

А сейчас хочу подвести итог.  Какой же он будущий первоклассник?

  • Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
  • Любознательный, активный.
  • Эмоционально отзывчивый.
  • Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  • Способный решать интеллектуальные и личностные задачи        (проблемы), адекватные возрасту.
  • Способный управлять своим поведением и  планировать свои действия на основе

первичных ценностных представлений,

соблюдающий элементарные общепринятые  нормы и правила поведения.

  • Имеющий первичные представления о себе,  семье, обществе (ближайшем социуме),  государстве (стране), мире и природе.

В заключение хочу привести слова Ушинского.

«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие,  изменения ребенок видит и чувствует.

 Родители должны помнить одну простую истину: образование может сделать ребёнка умным, но счастливым делает его только душевное общение с близкими и любимыми людьми – семьёй. Родители могут создать такую обстановку, которая не только подготовит ребёнка к успешной учёбе, но и позволит занять ему достойное место среди первоклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

Желаем вам удачи в этом непростом деле!

Используемая литература:

  1. Павлов И.В. Общение с ребенком Санкт-Петербург, Речь 2008г.
  2. Павлов И.В. Хочу учиться! Родителям о психологической подготовке ребенка к школе.
  3. Санкт-Петербург, Речь 2008г.
  4. Плотникова Н.В. Как научить дошкольника эффективному общению и позитивной

самооценке "Хочу и могу", Санкт-Петербург, 2011г.

  1. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996г.
  2. Коваленко Е. В. Готовимся к школе. Важные аспекты подготовки ребенка к обучению в школе.
  3. Куражева Н.Ю., Козлова И.А. "Приключения будущих первоклассников" - Санкт-

Петербург, 2007г.

  1. Ледяева Т. А. Подготовка детей к школе.
  2. Чибисова М.Ю., Пилипко Н.В. "Психолог на родительском собрании, М. Генезис, 2009г.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для подготовки дошкольников к обучению в школе

Предлагаю возможные варианты заданий для подготовки к обучению в школе....

Подготовка ребенка к обучению в школе.

В статье представлены рекомендации   родителям по подготовке ребенка к обучению в школе....

Игра как способ подготовки ребенка к обучению в школе.

Современные родители озадачены поиском способов эффективной подготовки детей к обучению в школе. В ход идет все: курсы раннего развития ребенка, занятия с логопедом и психологом, репетиторство. Порой ...

ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ АВТОРСКОГО КУРСА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ "Школа раннего развития"

Предлагаемый курс «Школа раннего развития» состоит из трех блоков:1. «Обучение грамоте и развитие речи (с национально-региональным компонентом)»2.      «Математика и логика»3....

методичка для родителей "Подготовка ребенка к обучению в школе"

Поступление в первый класс – это очень ответственный момент в жизни подрастающего ребенка. Родители постоянно беспокоятся о том, когда же нужно начинать заниматься с малышом, чтобы подготовить е...

«Психология дошкольного возраста» на тему: 1.Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. 2.Психологическая характеристика ребенка 5-7 лет.

Готовность к школе – очень актуальный вопрос для многих родителей шестилетних деток. Они часто задаются вопросами: «Пускать ли ребенка в школу? Готов ли он к школьной программе? Не тяжело ...