Подготовка ребенка к обучению граммоте как педагогическая проблема
статья на тему

Шахова Мария Александровна

Подготовка ребенка к обучению граммоте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка ребенка к обучению грамоте как педагогическая проблема

В «Концепции модернизации образования в России на период до 2010 года» гуманитарное развитие названо одной из важных ключевых компетенций современной личности. Это связано с тем, что на смену «знаньевой» педагогики приходит педагогика личностно – значимая. В настоящее время важно, не только, чтобы школьник усвоил определенную сумму знаний, но и чтобы ученик был мобильный (изменчивый) мог с помощью этих знаний адаптироваться в современных социально – экономических условиях. От того, как ученики овладеют навыками письма и чтения, связной устной и письменной речью, во многом зависит успешность всего образовательного процесса, обеспечение социальной адаптации учеников.

Реализация задач, поставленных в «Концепции модернизации образования» а именно:

- необходимость существенно повысить роль коммуникативных дисциплин в целом, прежде всего информационных технологий, русского и иностранного языков; обуславливает практическую жизненную направленность обучения русскому языку.

Теоретико-методологические основы деятельности учителя, комплексный подход к обучению и воспитанию речи младших школьников предполагают не только традиционные, но и инновационные формы работы.

Важнейшей задачей обучения грамоте в начальных классах является развитие речи учащихся. Эта задача имеет широкое социальное значение: развитая речь ребенка позволит ему свободно общаться с окружающими его людьми, что немаловажно для успешного формирования социально активной языковой личности младшего школьника.

В работе по развитию речи главное место принадлежит субъектно-субъектным отношениям между ребенком и педагогом, в процессе реализации которых используются частично-поисковые методы коррекции речевого развития детей.

Неуспеваемость по русскому языку отрицательно влияет на формирование личности ребенка на трех уровнях: эмоциональном, когнитивном, поведенческом. Все это ведет к школьной, а в дальнейшем и к социальной дезадаптации. Стойкие и специфические трудности в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками отмечаются не только в начальный период обучения детей письменной речи, но и в средних, и в старших классах.

В связи с этим поиск оптимальных психолого-педагогических условий развития речи учащихся начальных классов является актуальной, теоретически и практически значимой проблемой.

Наиболее обоснованные модели порождения речи описаны в трудах А.А. Леонтьева,  А. Р.  Лурия,  Е. Ф.  Соботович.

Проведенный теоретический анализ литературы  выявил большую распространенность нарушений усвоения правил правописания среди учащихся начальных классов. Так, среди младших школьников данной категории, обучающихся в массовой школе, дизорфография отмечается у 80% второклассников, у 90% третьеклассников и у 90% четвероклассников.

Психолингвистический подход к изучению данной проблемы позволил разработать психолого-педагогические условия развития речи.

        Проблема развития речи поднималась в трудах лингвистов и психологов Л.И. Божович, Б.Ф. Бабаева, М.В. Гомезо, Л.С. Житченко А.Н. Морозова, М. В. Матюхина, Д.Б. Эльконин и др..

По мнению ученых – Д.Н. Богоявлинского, С.Ф. Жуйкова, Л.И. Айдаровой, Н.С. Рождественского, М. М. Разумовской, М.М. Алгозина, М.Р. Львова и др., наличие орфографической грамотности – является базовым умением, залогом  грамотного письма.

Одной из наиболее острых проблем современной школы является проблема стойкой неуспеваемости и трудностей школьной адаптации. До 40 % учащихся от общего количества, по многочисленным литературным данным, силу различных причин (социальных, биологических) уже на начальных этапах обучения оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить программу.

           В связи с этим возрастает необходимость в разработке возможных психолого-педагогических условий развития речи младших школьников, служащих реальной основой адаптации к социально-экономическим условиям и являющихся базой для подготовки к последующей профессиональной деятельности.

        Причинами недоработок в современном состоянии решения проблемы является противоречие между:

- объективной необходимостью развития речи младших школьников и недостаточной разработкой психолого-педагогических условий обеспечения данного процесса.

Нередко          психологически        грамотная          организация дифференцированного обучения в школе сталкивается со своеобразным пониманием родителями его сущности и возможностей в целях индивидуального развития каждого ребенка. В образовательной системе, построенной на принципах дифференцированного обучения, они, скорее, видят элементы престижа. Вместе с этим нельзя не учитывать индивидуальные особенности психологического и социального развития ребенка, которые должны быть положены в основу организации обучения младших школьников.

Мы будем рассматривать «готовность ребенка к обучению грамоте» как готовность к речевой деятельности, как познавательную направленность их личности, обусловленную поведением и проявлением личностных качеств, обеспечивающих формирование речевых функций.

Анализ  психолого – педагогической  литературы  позволил    определить     понятие     речевой    функции,     применительно    к  младшему  школьному  возрасту,  как:  знаковой  системы  языка – при  которой  ученик  владеет  правильным  произношением  фонем,  орфоэпическими   языковыми  нормами,  использует  лексико – грамматические  конструкции  в  соответствии  с  правилами  грамматики,  владеет  невербальными  средствами  общения,  с  учётом  его  возраста.

Данное  определение  речевой  функции  младшего  школьника  позволило  выявить  структуру  изучаемого  явления, включающую следующие компоненты: словарный запас, связная речь, коммуникативный.

Нами    определены     особенности    речи младших школьников. Развитие  речи  в  младших  классах  осуществляется  в  первую  очередь  на  уроках  родного  языка.  Овладение  речью  идёт  по  линии  развития  звуко – ритмической,  интонационной, фонетической стороны  речи;  по  линии  овладения  грамматическим  строем;  по  линии  развития  лексики.  

Изучение результатов исследований (Л.С. Выготского, Л.С. Рубинштейна, М.Р. Львова, В.Г. Горецкого, О.В. Сосновской и  др.)  и  наш  практический  опыт показывает,  что  в  образовании  существуют  следующие  методы  развития  речи  учащихся  начальной  школы:  имитативный,  коммуникативный,  метод  конструирования.

Прежде  всего,  учёные  сходятся  во  мнении,  что  для  овладения  речью  ребёнок  нуждается  в  речевой  среде.  Это  во-первых,  а  во  вторых, необходима  речевая  активность,  самого  субъекта,  учащегося.  Эта  закономерность  действует  на  протяжении  всей  жизни  человека.        

Под дифференциацией обучения понимается учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании особенностей их речи.

При обучении младших школьников реализация дифференцированного   подхода   будет   иметь   следующие   особенности:

- обеспечение содержательной и методической  преемственности, выбор оптимальных условий обучения;

- обеспечение оптимального сочетания двух образовательных парадигм: эффективно - эмоционально - волевой и когнитивной;

- овладение учащимися начальной школы доступными им
способами и навыками учебной деятельности;

- организация диалога различных педагогических систем и
технологий;

- создание благоприятных условий для  максимального  развития задатков и особенностей младших школьников;

- ликвидация перегрузки в обучении младших школьников.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная успеваемость школьного обучения как психолого-педагогическая проблема

Важнейшей задачей педагогической науки является раскрытие сущности успеваемости и выявления структуры успеваемости....

«Подготовка ребенка к школе или как заранее предупредить возможные проблемы в школе».

Родительское собрание в детском саду. Для Вас, дорогие мамы и папы!...

Подготовка ребенка к обучению в школе.

В статье представлены рекомендации   родителям по подготовке ребенка к обучению в школе....

Игра как способ подготовки ребенка к обучению в школе.

Современные родители озадачены поиском способов эффективной подготовки детей к обучению в школе. В ход идет все: курсы раннего развития ребенка, занятия с логопедом и психологом, репетиторство. Порой ...

Отставание в обучении как психолого-педагогическая проблема

В современных условиях, когда неуклонно набирают обороты процессы активизации образования, происходит усиления его роли в формировании подрастающего поколения, наблюдается усиление ответственности так...

методичка для родителей "Подготовка ребенка к обучению в школе"

Поступление в первый класс – это очень ответственный момент в жизни подрастающего ребенка. Родители постоянно беспокоятся о том, когда же нужно начинать заниматься с малышом, чтобы подготовить е...

Подготовка ребенка к обучению в школе

Данный материал будет востребован на общешкольном, классном родительском собрании будущих первоклассников....