Содружество учеников, учителей и родителей как основа успешности обучения
консультация (3 класс) на тему

Пчелинцева Татьяна Викторовна

В данной статье учителя и родители могут воспользоваться советами по воспитанию  и обучению детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_o_seme.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содружество учеников, учителей  и родителей как основа успешности обучения

     

        Исходя из требований ФГОС НОО нового поколения,  современная школа должна более тесно взаимодействовать с семьей. В школьном возрасте дети проводят большую часть своего времени с учителями, но немаловажную роль в решении задач воспитания играет семья. Сотрудничество с родителями есть условия развития современной школы.

Традиционно считается, что успех педагогической деятельности зависит от знания педагогики, своего предмета, от владения его методикой. Психологи же в последние десятилетия доказали, что большая часть успеха зависит от умения учителя создавать в классе атмосферу взаимопонимания, доверия, способствующую контактам, развитию, творческому общению.

           В первую очередь учитель должен любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволяет грубо общаться с ними, ущемлять и самолюбие, и достоинство, Дети сейчас к нам приходят неординарные. Они порой бывают даже умнее нас. Нужно уметь понимать детей, то есть становиться на их позицию, принимать их заботы и дела как серьёзные и считаться с ними.          

В современных условиях связь школы и семьи не должна иметь только одно направление как в старые времена, когда инициативу указывала школа, приказывая родителям и ученикам. Родители получили доступ к рассмотрению тех вопросов, куда традиционно их не допускали, — выбору предметов для обучения, определению объёмов их изучения, составлению учебных планов, выбору профиля школы, выработке внутришкольных уставов, разработке мер по обеспечению дисциплины, труда, отдыха, питания, медицинского обслуживания школьников, системы поощрений и наказаний и т. д. Словом, при хорошо организованной совместной деятельности школа и семья становятся действительными партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне определенные задачи и выполняет свою часть работы».

     В начальных классах связь школы с семьей (родителями) осуществляет учитель. Совместная работа учителя и родителей начинается на первом году обучения детей в школе. Для ребенка, впервые переступившего порог школы, содружество учителя и родителей — одно из важнейших условий его целостного развития, потому что личность школьника не может формироваться только в школе и только в семье. Он воспитывается одновременно и в школе, и в семье.

       Для того чтобы совместная деятельность была успешной, по моему мнению, необходимо не просто выполнять требования родителей, но и вовлекать их в работу классного руководителя по формированию коллектива, контролю учебы, организации внеурочных мероприятий. Что я и делаю, начинаю с первых дней общения с ребенком. Главная моя задача на данном этапе добиться доверительного отношения родителей, потому что я отчетливо понимаю, что родителю важно знать под контролем какого профессионала находиться его ребенок во время учебной деятельности.

Свою работу как классного руководителя с родителями веду в трех направлениях:

         1. Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские собрания, индивидуальные и тематические консультации, тренинги).

         2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (дни творчества детей и их родителей, открытые уроки и внеклассные мероприятия, помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса, шефская помощь).

         3. Участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе (участие родителей класса в работе совета школы, участие родителей класса в работе родительского комитета школы и класса).

         В начале работы, как классный руководитель сталкиваюсь с проблемами, связанными с работой с родителями: кто-то пытается принять участие в жизни класса, кто-то настолько активно участвует в воспитательной и образовательной деятельности учащихся, что вызывает неприятие остальных родителей, а кто - то просто не желает принимать ни в чем участия. И именно классный руководитель должен построить свою работу так, чтобы вовлечь каждого родителя в образовательный процесс.

Всегда помню:

 - родителям нужна поддержка, помощь, добрый совет!

 - не беседуй с родителями второпях, на бегу!

 - разговаривай с родителями спокойным тоном, не старайся назидать и поучать; это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!

 - умей терпеливо слушать родителей, давай возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!

 - не спеши с выводами! Обдумай хорошо то, что ты услышал!

 - то, о чем родители поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся, педагогов!

 - готовясь к встрече с семьей ученика, помни, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и в первую очередь, хорошее, дающее шанс на будущее!

 - каждая встреча с родителями должна заканчиваться конструктивными рекомендациями, как для родителя, так и для ученика!

 -  если ты не можешь решить проблему, извинись перед родителями и предложи им обратиться к специалистам!

        Чтобы увлечь детей, мотивировать их родителей к совместной деятельности, новый учебный год я обычно начинаю ярко. Первый классный час всегда планирую так, чтобы он был необычным и запоминающимся, на него приглашаются и родители. Родители не просто зрители, они — и участники представления, и жюри, и спонсоры!

         Памятки и полезная информация есть на каждом собрании.

Полезная информация родителям учеников.

 Понаблюдайте за своим ребенком. Как ученик он должен:

 • Уметь общаться с одноклассниками, поддерживать отношения, иметь свое мнение;

 • Правильно распределять и планировать свое время;

 • Стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, заниматься самостоятельно;

 • Уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;

 • Уметь общаться с другими взрослыми;

 • Предвидеть последствия своих действий, делать правильный и безопасный выбор.

 Как обеспечить гармонию между домашней и школьной жизнью Вашего ребенка.

 • Попытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение адаптационного периода. Спокойствие домашней жизни Вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

 • Воодушевляйте ребенка на рассказ о школьных делах.

 • Регулярно беседуйте с учителями о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

 • По возможности посещайте мероприятия, организуемые в классе. Ребенок будет рад видеть Вашу заинтересованность.

 • Помогайте ребенку делать домашние задания, но не выполняйте их сами.

 • Поощряйте возникающие интересы и увлечения ребенка.

 На первом этапе работы я знакомлю родителей с учителями-предметниками нашего класса, ближе знакомлюсь с родителями через заполнение анкет, индивидуальные беседы. И здесь обязательное условие с моей стороны – соблюдение Заповедей классного руководителя, которые гласят:

1. Классный руководитель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен.

 2. Общение с родителями ученика должно служить не во вред, а во благо ребенку.

 3. Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным.

 4. Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

 Изучая семьи учащихся, я обращаю внимание на следующую информацию о семье ученика:

 — общие сведения о родителях или людях, заменяющих их;

 — жилищные условия семьи и материальная обеспеченность;

 — образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе;

 — уровень педагогической культуры родителей;

 — степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;

 — семейные традиции, обычаи и ритуалы.

         Изучение семей учащихся помогает мне ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни ученика, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

         Для изучения семьи я использую различные методы психолого-педагогической диагностики, которые позволяют корректировать поведение ребенка, влиять на взаимоотношения детей и родителей. Это: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры.

         Для изучения традиций и обычаев семей учащихся, нравственных ценностей семей, использую такие вопросы:

 • Я радуюсь, когда мой ребенок…

 • Я огорчаюсь, когда мой ребенок…

 • Я плачу, когда мой ребенок…

 • Я злюсь, когда мой ребенок…

 • Мне нравится, когда мой ребенок…

 • Мне не нравится, когда мой ребенок…

 • Я верю, когда говорят, что мой ребенок… и т.д.

 На основании данного исследования провожу индивидуальные и тематические консультации, собеседования с родителями и детьми.

Большое внимание уделяю психолого-педагогическому просвещению родителей учащихся класса. Ведь умело организованное и продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребенка в их глазах. Наиболее распространенной формой работы с родителями являются родительские собрания (организационные, текущие или тематические, итоговые, общешкольные и классные). На классных родительских собраниях обсуждаем задачи учебно-воспитательного процесса в классе, планируем и обсуждаем построение воспитательного процесса, определяем планы сотрудничества родителей и школы, подводим итоги работа за год.

         Считаю, что к новым формам работы классного руководителя можно отнести ведение портфолио учеников, куда помещается информация об успеваемости учащихся, о показателях дисциплины и результаты всех классных дел. Учителю удобно пользоваться такой папкой для того, чтобы вовремя уловить тот момент, когда необходимо посоветоваться с психологом или провести индивидуальную встречу с родителями (учениками).

Участие родителей в школьных мероприятиях.

 Важная часть взаимодействия учителя и родителей – это практическая совместная работа детей и родителей, которую организует педагог. Проживая вместе с детьми определенные отношения в ходе праздника, концерта, беседы, игры, трудового дела, спортивного состязания и других форм совместной деятельности, родители переносят данное отношение в дальнейшую историю семейной жизни, вносят невольно новые отношения, которых раньше не было в семье, тем самым, изменяя поле семейных отношений.

         В течение всего периода работы с классом пытаюсь вовлекать родителей во все внеклассные мероприятия, проходящие не только в классе, но и в школе. Праздники всегда проходят весело и задорно. Дети с удовольствием участвуют во всех развлечениях. Сначала праздники проводились совместно с родителями, сейчас родители целиком сами занимаются проведением данного праздника. Они проводят различные конкурсы, викторины для ребят. Постоянно дети нашего класса совершают разноплановые экскурсии. Родители активно принимают участие во всех спортивных и оздоровительных мероприятиях класса и школы. Это и общешкольные дни здоровья, и веселые старты, и игра «папа, мама и я – спортивная семья» и туристические походы в лес.

         Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса.

Там, где учителя и родители действуют согласованно, обычно лучше осуществляется учебно-воспитательная работа в школе и более правильно ведется воспитание детей в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных умений младших школьников как основа успешности обучения русскому языку

Младший школьный возраст является оптимальным периодом развития  всех   высших    психических     функций - восприятия,   памяти,...

Содружество учеников, учителя и родителей как основа успешности обучения. Работа с семьей.

в статье приводися форма организации работы классного руководителя с родителями...

Формирование универсальных учебных действий как основа успешности обучения

Проектирование уроков по формированию УУД - дело непростое, но сегодня - это требование времени. А мы должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное обществ...

Содружество учеников, учителей и родителей как основа успешности обучения

Выступление на РМО учителей начальных классов 2013года...

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников как основа успешности обучения русскому языку посредством применения различных видов технологий. (из опыта работы)

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников   как основа успешности обучения русскому языку посредством применения различных видов технологий. (из опыта работы)...

«ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

Успех всей работы зависит, если чётко планировать всю работу, подбирать тренировочные  упражнения, систематически и разносторонне работать со слабоуспевающими учениками, постоянно контролировать ...