Дети и деньги.
консультация на тему

Обсуждение вопроса "Можно ли давать ребенку деньги на карманные расходы?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_i_dengi.docx30.8 КБ

Предварительный просмотр:

                             

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа №6»

г. Сергиев Посад.

«Дети и деньги».

(Родительское собрание во 2 классе)

        

Подготовила и провела: учитель

первой квалификационной категории

 Сорокина Н.В.

Цели собрания

  1. Обсудить с родителями самый больной для них вопрос: «Можно ли давать ребенку деньги и если да, то сколько?»
  2. Развивать у родителей интерес к совместному общению и обсуждению проблем воспитания детей.

Участники: классный руководитель, родители второклассников, школьный психолог.

Форма проведения: дискуссия.

Организация родительского собрания:

а) подготовка приглашений для родителей;

б) анкетирование родителей с целью выяснения их интереса к проблеме «Дети и деньги»;

в) приглашение школьного психолога.

                        Карманные деньги для ребенка – символ взрослости.

                                                     И. Обухова, психолог

Ход собрания

I. Вступительное слово учителя

Тема и цели нашего собрания:

1. Как формируется отношение детей к деньгам?

Что влияет на это отношение (Обмен мнениями.)

Огромную роль в этом процессе играют родители. И позиция родителей в этом вопросе должна быть хорошо продуманной. Если проблема материального обеспечения становится главной темой семейных расходов, заслоняя собой все другие стороны жизни семьи, то у ребенка, вероятнее всего, сформируются твердые убеждения в том, что деньги и есть главный смысл жизни. Другая сторона проблемы – вообще не уделять внимания экономическому воспитанию в семье: мол, вырастет ребенок и поймет, что такое деньги.

Дети, которых с детства приучают пользоваться деньгами, посвящают в финансовые вопросы своей семьи, в зрелом возрасте более разумно распоряжаются своими денежными ресурсами.

Психологи считают, что при любом достатке родителей ребенку с 5-6 лет хорошо бы получить представление о том, как можно распоряжаться деньгами. Начать можно с покупок.

Отношение родителей к карманным деньгам и заработкам детей (родители дарят деньги детям за хорошую учебу, как подарок и т. п.) остается до сих пор двойственным.

II. Анализ ситуаций из сегодняшней жизни

Классный руководитель предлагает обсудить тему собрания в форме дискуссии. Родители делятся на две группы.

I группа – сторонники приобретения детьми личного опыта обращения с деньгами.

II группа – противники приобретения детьми личного опыта обращения с деньгами.

  1. В ходе дискуссии обсудим вопросы:

а) надо ли посвящать детей в финансовые проблемы семьи?

б) должны ли дети принимать участие в обсуждении семейного бюджета?

в) оценивать домашний и учебный труд детей – это правильно или нет?

г) можно ли давать ребенку деньги на карманные расходы  и если да, то сколько?

2. Далее родителям предлагаются для анализа реальные жизненные проблемы.

В группах родителей идет обсуждение. Представитель каждой группы готовит выступление. Школьный психолог дает заключение.

Проблем 1. Нет денег – нет игрушек.

Решение. Дети очень быстро осознают, что деньги – универсальный эквивалент удовольствий. Нет денег – нет игрушек, конфет, мороженого и т.д. Есть деньги – тут же появляется все, что душе угодно. Так что запомните: ребенок должен участвовать в вашей жизни и понимать. Что деньги не с неба падают, а достаются тяжелым трудом.

 приобретения детьми личного опыта обращения с деньгами.

приобретения детьми личного опыта обращения с деньгами.

Проблема 2. Когда начинать давать деньги детям?

Решение. У семилетнего ребенка «полевое» восприятие мира (то есть «хочу все, что вижу») меняется на волевое («это хочу, а это хочу больше»). Деньги в данном случае могут помочь воспитанию воли маленького человека. И как раз начиная с 7-9-летнего возраста ребенку необходимы собственные деньги.

Проблема 3. Сколько денег давать детям?

Решение. Сумма, естественно, зависит от возможностей каждой семьи, но желательно, чтобы она была немного меньше, чем хотелось бы ребенку, и то же время достаточной для покупки необходимых мелочей.

Проблема 4. На какой срок давать деньги детям?

 Решение. Главное сразу оговорить, что сумма выдается на определенное время: для младшего школьника – на неделю, для подростка – на месяц. И обязательно предупредите ребенка, что, если он все истратит сразу, дополнительного финансирования не будет.

Проблема 5. На что тратить карманные деньги?

Решение. Как потратить свои кровные, должны решать не родители, а ребенок. Можно лишь порекомендовать, на что лучше спустить деньги. Не стоит ругать его, если накопленную сумму, с вашей точки зрения, истратил на ерунду. Для него это предмет, доставляющий радость. Так что не омрачайте ее!

Проблема 6. Можно ли купить уважение к родителям?

Решение. Уважение не покупается! Не нужно давать ребенку деньги в знак примирения сразу после ссоры или наказания. Ведь отношения в семье не предмет купли-продажи. Не следует платить ребенку за то, что он и так должен выполнять: убирать комнату, делать уроки. Поощрять успех ребенка деньгами чревато многими неприятностями. Хотя, как лучше поступить в каждом конкретном случае, родители решают сами.

Проблема 7. Не посягайте на святое!

Решение. Не пользуйтесь детскими сбережениями, даже если в копилке ребенок собрал приличную сумму, а вам срочно понадобились деньги.

  1. Выступление школьного психолога

Школьный психолог дает оценку деятельности каждой родительской группы, аргументирует высказывания родителей.

Школьный психолог в своем выступлении пользуется книгой «Азбука для родителей» А.Фромма.

Одно несомненно: не надо быть вундеркиндом, чтобы уловить связь, какая существует между деньгами и удовлетворением наших желаний. Дети делают это открытие прежде, чем дорастают до школьного возраста, раньше даже, чем начинают считать до десяти. И не приходится этому удивляться: все мы нередко говорим о деньгах в их присутствии, причем гораздо чаще, чем нам это кажется. Кроме того, дети замечают, что вещи, приобретаемые в магазинах, мы оплачиваем, а не просто берем и уносим домой. Мы отдаем продавцу деньги взамен покупок. Таким образом, неизменное «Хочу!», которое мы слышим от 2-3-летних детей, превращается в «Купи!» у 5-летних. Обычно родители не знают, как при таких просьбах поступить. С одной стороны, они не хотят лишать ребенка чего–то нужного, а с другой - не хотят и баловать. Они стараются проявить родительскую любовь и заботу, но желают, чтобы у детей при этом развивалось чувство ответственности.

К вполне естественным трудностям этой проблемы добавляется неверное отношение некоторых родителей к деньгам. Считая, что «деньги нужно сначала заработать, прежде чем тратить», что «сэкономленный доллар – это заработанный доллар», в минуты особого великодушия они заявляют, что жизнь слишком коротка, чтобы лишать себя или близких каких – то небольших радостей. Последовательностью такое экономическое поведение не отличается… И поэтому родителям трудно не только предложить ребенку некое решение проблемы, но и самим придерживаться какой – то определенной линии поведения.

Мы теряемся в целом море вопросов: «Как поставить пределы требованиям нашего ребенка?», «Как вести себя, когда он что – нибудь просит купить?», «Стоит ли давать ему деньги, нечто вроде стипендии?», «С какого возраста снабжать ребенка деньгами?», «Сколько их давать?», «Как воспитать в нем бережливость?» и т.д. Конечно, здравый смысл подсказывает нам разумные ответы, и все же еще не было случая, чтобы занимаемая в этом вопросе позиция принесла ощутимые результаты и ребенок научился бы обращаться с деньгами разумно и ответственно.

Одно дело – написать целый ряд указаний, таких убедительных на бумаге, и совсем другое – осуществлять их на практике. Я знаю немало людей, которые, став взрослыми, придерживаются совсем не тех взглядов, что пытались им привить родители в детстве. Иными словами, дети могут расти в одних условиях, но со временем будут сильно отличаться друг от друга в своем отношении к деньгам. Один может прочно стоять на ногах, даже при совсем незначительных средствах, потому что умеет распоряжаться ими, а другой вечно будет находиться на краю банкротства, хотя зарабатывает в десять раз больше.

Причина этого кроется в том, что искусство пользования деньгами отражает наше умение контролировать свои желания. Чем меньше мы разбираемся в себе, тем меньше мы можем управлять ими, а значит, и своими деньгами, которые необходимы для их удовлетворения.

Сама по себе экономия или трата денег не имеет никакого значения, если остаются неудовлетворенными самые необходимые потребности. Жадный человек лишает себя удовольствия сегодня, а транжира – завтра. Деньги всего лишь способ для удовлетворения желаний, а раз так, нужно, чтобы тот, кто их тратит, имел голову на плечах. Вот и все!.

Можно по разному отвечать на бесчисленные вопросы по поводу денег, но самое важное – сконцентрировать наши усилия на развитии психологической зрелости ребенка. Дадим ему поэтому время самому оценить свои бесчисленные желания и возможность удовлетворения самых здоровых и необходимых из них. Если попадем в яблочко, как с точки зрения психологической, так и материальной, жизнь будет обходиться дешевле. А взрослый, уравновешенный человек способен во многом отказать себе, умеет отложить свои желания на какой – то срок, пойти на компромиссы и чувствовать себя при этом абсолютно довольным жизнью.

IV. Подведение итогов

Родителям предлагается определить результаты собрания.

1. Полезность.

2. Актуальность проблемы, обсужденной на собрании.

3. Атмосфера встречи.

V. Решение собрания

1. Использование рекомендаций психолога в своих взаимодействиях с детьми.

2. Работать над проблемой «Доверьте детям деньги».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Дети и деньги"

Социологическое исследование направленное на изучение ценностных ориентиров сверстников.Выбор темы:В нынешнее время , когда мировой финансовый кризис подобрался к каждому, и даже английская королева ж...

Родительское собрание на тему "Дети и деньги"

Подобранный материал попожет осветить актуальный в наше время вопрос "Можно ли давать ребёнку деньги и если да, то сколько?"...

Родительское собрание "Дети и деньги"

Многих родителей интересует вопрос "С какого возраста начинать давать деньги ребёнку"? Материал содержит вопросы которые помогут родителям ответить на интересующие их вопросы: - Сколько выдавать? - ...

Презентация к классному часу в рамках недели финансовой грамотности "Дети и деньги."

В рамках недели финансовой грамотности, в целях развития экономической грамотности, был проведён классный час....

Проект "Дети и деньги".

Используя метод проекта, организовать работу  ученика по  исследованию влияния денег на ребенка....

Буклет "Дети и деньги"

Советы родителям....

Родительское собрание на тему: "Дети и деньги. Навыки обращения с деньгами"

Материал представляет собой конспект родительского собрания на тему "Дети и деньги. Навыки обращения с деньгами", в котором представлена полезная информация родителям по проблеме "Дети и деньги", наме...