ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКА
материал (1 класс) на тему

Зяблицкая Ольга Викторовна

Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка.

Для нормального развития ребенку важно успешно адаптироваться к новым для него условиям жизни. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других — одну четверть, у третьих — растягивается на весь первый учебный год, а у некоторых так успешно и не заканчивается. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок к овладению учебной деятельностью, от готовности ребенка к обучению по выбранной программе или системе, а также от той помощи и поддержки, которые он получает от родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_roditelyam_pervoklassnika.docx858.93 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР "МОСТ"

Памятка

«Для родителей первоклассника»

C:\Users\Boss\Desktop\original.jpg

г. Биробиджан

2018 год

Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка. C:\Users\Boss\Desktop\maxresdefault.jpg

Для нормального развития ребенку важно успешно адаптироваться к новым для него условиям жизни. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других — одну четверть, у третьих — растягивается на весь первый учебный год, а у некоторых так успешно и не заканчивается. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок к овладению учебной деятельностью, от готовности ребенка к обучению по выбранной программе или системе, а также от той помощи и поддержки, которые он получает от родителей. 

Признаки успешной адаптации ребенка к школе

Ребенок весел, спокоен, быстро находит приятелей среди одноклассников, хорошо отзывается об учителях и ровесниках, без напряжения выполняет домашние задания, легко принимает правила школьной жизни, новый режим дня для него комфортен (не плачет по утрам, нормально засыпает вечером и т.д.). У ребенка нет страхов по поводу сверстников и учителей, он адекватно реагирует на замечания учителя.

Признаки дезадаптации

Вы часто видите ребёнка уставшим, он не может заснуть вечером и с трудом просыпается утром. Ребёнок жалуется на одноклассников, на требования учителя. Ему сложно соответствовать школьным требованиям, он внутренне сопротивляется, капризничает, обижается. Обычно такие дети испытывают трудности в учебной деятельности. Лишь к концу первого полугодия при помощи работы педагога, психолога, родителей они адаптируются к школьной среде.C:\Users\Boss\Desktop\img0.jpg

Часто бывает, что внешние проявления у детей одинаковые — чаще всего это слезливость, обиды, усталость, — но имеют совершенно разные причины. И с ними надо разбираться индивидуально.

Довольно часто родители по незнанию усложняют жизнь первоклассников тем, что:

  • загружают новыми кружками (в период адаптации они могут привести к перегрузкам; лучше оставить лишь то, что ребенок давно знает и умеет);
  • резко меняют отношения в семье ("Ты теперь большой, должен сам мыть посуду" и т.д.)

Трудности, которые могут возникнуть у первоклассников.

  • В первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура.
  • Первоклассники отвлекаются быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.
  • Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.
  • Для детей характерна высокая утомляемость

Когда уместна тревога?

Опасно

  • Полное отсутствие интереса к учёбе,
  • Делает уроки только «из-под палки»
  • Нежелание ходить в школу и вообще учиться выражается постоянно и открыто в формах активного протеста, либо симптомами болезней (кашель, насморк, рвота, понос), которые кончаются сразу после того, как разрешат остаться дома, либо, что гораздо реже, простой симуляцией этих симптомов.
  • Очень не любит или боится учителя, испытывает по отношению к нему страх, бессилие или агрессию
  • Ничего не интересно, безразличен ко всему, даже играм, если они требуют хоть какого-то напряжения.
  • Вялость и безынициативность, когда дело касается школы и уроков

Беспокоиться нужно тогда, когда нежелание учиться является устойчивым, выражается активно, отражает основное отношение ребёнка к школе.

Рекомендации родителям:

  • Поддерживайте в ребёнке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьёзное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.C:\Users\Boss\Desktop\554709.jpg
  • Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  • Ваш ребёнок пришёл в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не получаться – это естественно. Ребёнок имеет право на ошибку.
  • Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  • Поддерживайте первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите за что можно было бы его похвалить.
  • Если Вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к педагогу или школьному психологу.
  • Ребёнок не должен панически бояться ошибиться. Помните. невозможно научиться чему-то не ошибаясь.
  • Не сравнивайте ребёнка с другими, признайте за ребёнком право на индивидуальность.
  • С поступлением в школу в жизни вашего ребёнка появился человек более авторитетный, чем Вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своём педагоге.
  • При прощании не напутствуйте ребёнка: «Смотри. Не балуйся» или « Чтобы сегодня не было плохих отметок». Лучше будет, если вы пожелаете ему удачи. Найдёте несколько ласковых слов.
  • Поступление в школу существенно меняет жизнь ребёнка, но не должно лишать его многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Рекомендации родителям первоклассника при выполнении домашнего задания:

  1. Одинаково не правы как те родители, которые предоставляют первоклашке полную самостоятельность, так и те, которые устанавливают тотальный контроль за всей его деятельностью.

«Уроки задают тебе, ты их и делай», - заявляет усталая мама, приходя с работы поздним вечером. Услышав подобную фразу, ребенок ощущает ваше глубокое равнодушие к своим нуждам. C:\Users\Boss\Desktop\30800800.jpg

«Ну, что нам сегодня задано?» - спрашивает бабушка, распаковывая портфель и листая страницы учебника. В такой ситуации первоклашка скоро придет к выводу, что учеба больше нужна взрослым, и они сами все сделают, нечего даже напрягаться.

Лучший вариант – сидеть рядом с ребенком, наблюдать за его работой, быть готовым помочь, но не вмешиваться без его просьбы. После выполнения задания спокойно спросите ребенка, доволен ли он своей работой, что получилось хорошо, а что – не очень.

2. За уроки нужно садиться через час-полтора после возвращения из школы, когда ребенок уже слегка отдохнул, но еще не успел перевозбудиться от домашних игр и развлечений.

3. Между выполнением уроков следует делать перерывы. 15-20 минут занятий – 5 минут отдыха.

4. Чередуйте устные и письменные задания. Начинайте приготовление уроков с самых трудоемких или тех, что даются ученику тяжелее остальных.

5. Очень важно приучить ребенка к самоконтролю. После выполнения задания попросите сына или дочь проверить написанное. Если он сам нашел и исправил ошибку – обязательно похвалите! Лишь когда самопроверка войдет в привычку, можно прекратить напоминать.

6. Ошибки ребенка не должны вас раздражать, они должны удивлять. Дайте ребенку почувствовать вашу уверенность в его успехе. Не ругайте за ошибки, не восклицайте: «Мы столько раз писали это слово, а ты опять пишешь неправильно!» Лучше удивитесь: «Ой! Как же это получилось?»

7. После выполнения уроков похвалите ребенка: «Ты сегодня так быстро и хорошо все сделал!» Радуйтесь его успехам и новым знаниям: «Неужели ты уже знаешь, как решать такие сложные задачи?»

8. Перед сном шепните ребенку на ушко: «Я так счастлива, что ты у меня есть!»

Важно знать:

  1. В семьях, где верят в успех ребенка, как правило, он уверенно делает свои первые шаги. “Я в тебя верю”, “У тебя так хорошо получается аппликация”, “Это какие же надо умелые пальчики иметь, чтобы сделать такую поделку”,- вот слова, с которыми можно обратиться к ребенку. C:\Users\Boss\Desktop\adsf02.jpg
  2. Не допускать никаких негативных установок в отношении ребенка: “Вот пойдешь в школу, там за тебя возьмутся”. Примерные выражения, помогающие ребенку надеяться на лучшее: “Не бойся, у тебя все получится, как надо”, “Я тоже не сразу научилась делать это хорошо”, “я знаю, ты стараешься, и очень скоро у тебя будет получаться, как надо”.
  3. Любовь родителей ребенок должен чувствовать постоянно. Проявления любви: касания, объятия, улыбки, взгляды, слова: “Как хорошо, что ты у меня есть” и.т.д., особенно это важно, когда у ребенка что-то не получается. Грубость, резкость, насилие могут породить массу негативных последствий.
  4. Именно на первых порах учения важно четко и однозначно показать ребенку, что входит в круг его новых обязанностей. Добиться их выполнения - значит, организовать жизнь ребенка. Что поможет ему в учебном труде. Это хорошо известные правила: не шуметь на уроках, не разговаривать с соседом, не заниматься посторонними делами, поднимать руку, сидеть прямо, не наклоняться низко при письме.

Родители  могут помочь ребенку быстро овладеть этими правилами, если они будут их обсуждать с ребенком, показывая, как важно для него их безупречное выполнение.

Желаем Вам терпения, мудрости, удачи!

Составитель: педагог-психолог

Зяблицкая О.В.

Детский телефон доверия: 88002000122


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка родителям первоклассника

Памятка родителям первоклассника...

Памятка родителям первоклассников

Светофор и первоклассник Памятка родителям первоклассниковВаш малыш стал совсем взрослым  и самостоятельным. Он пошел в школу и очень гордится этим. Но существует опасность, которая чаще д...

Памятка родителям первоклассников

Данная памятка предназначена для родителей первоклассников...

Памятка родителям первоклассников

Примерный план проведения собраний в 1 классе...

Памятка родителям первоклассника

    Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником. Ваша личная заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьёзное отношение к его первым достижениям и возможным...

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ....

Памятка родителям первоклассника. Собираем первоклассника в школу.

Ваш ребёнок собирается в первый класс!  Собрать первоклашку в школу - дело не простое!!!.......