Показатели готовности к школе.
статья (1 класс) на тему

Елена Владимировна Денисова

Наступила весна – время нескончаемых хлопот в семьях будущих первоклассников. Ваш малыш подрос и скоро пойдет в школу. Этот переломный момент в судьбе ребенка, кардинально меняющий образ жизни всей семьи, нередко вызывает у родителей тревожные настроения.

     Подготовка к школе – процесс многоплановый. Отметим, что не только последний год перед первым классом, а вся дошкольная жизнь ребенка готовит малыша к школе...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastupila_vesna.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

      Наступила весна – время нескончаемых хлопот в семьях будущих первоклассников. Ваш малыш подрос и скоро пойдет в школу. Этот переломный момент в судьбе ребенка, кардинально меняющий образ жизни всей семьи, нередко вызывает у родителей тревожные настроения.

     Подготовка к школе – процесс многоплановый. Отметим, что не только последний год перед первым классом, а вся дошкольная жизнь ребенка готовит малыша к школе...

Готовность ребенка к процессу обучения определяется несколькими факторами:

• физическим развитием, включающим состояние здоровья и

психическое развитие;

• эмоционально-волевой готовностью;

• интеллектуальным развитием;

• личностным развитием или психологической готовностью.

ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ

Необходимость внимательно слушать педагога и действовать

с ним и классным коллективом в тесном тандеме на протяжении 40 минут урока является тяжёлой нагрузкой для растущего организма. Это требует

от него значительных усилий и напряжения. Если Ваш ребенок не имеет отклонений в развитии и хорошо подготовлен физически, работоспособен, он может выдерживать нагрузку и напряжённый ритм рабочего дня школьника.

Итак, в первую очередь, надо позаботиться о физической подготовленности ребенка, которую значительно укрепят спланированный режим дня и

спортивные ежедневные мероприятия, такие как прогулки и

подвижные игры на свежем воздухе, бег, плавание.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ

Особое значение приобретают следующие нравственно-волевые качества будущего первоклассника, определяющие его успешность: организованность

и дисциплинированность, настойчивость и трудолюбие, прилежание и усидчивость, чувство ответственности. Дети, не обладающие данными качествами в полной мере, как правило, не собраны, рассеяны на занятиях, усваивают лишь то, что дается им без особых усилий, не стремятся преодолевать трудности. Преодоление трудностей в учебе, а также борьба с собственными желаниями импульсивного характера значительно повышают самооценку первоклассника. Поэтому развитие в ребенке волевых качеств так важно. Добиться этого можно, приучая малыша доводить любое начатое им дело до конца. Родителям важно научиться не просто делать задания за ребенка, а поддержать, направить малыша в процессе их выполнения

и поощрить его самостоятельность. Поэтому доверительные отношения в семье настолько важны.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ

Интеллектуальная готовность к школе подразумевает под собой сформированность определенного уровня умственного развития ребёнка. Родители должны понимать, что количество приобретённых знаний,

умений и навыков не является показателем интеллектуального развития. Показатели интеллектуальной и психологической готовности ребёнка к школе – это его умение сосредоточиться, мобильно войти в рабочую зону, включиться в процесс обучения, удержать в голове поставленную педагогом задачу, уметь анализировать учебный материал и давать ответ, проверяя самого себя. В этом смысле ценнее будет не набор знаний, приобретённый в дошкольный период, а то, как ребёнок его использует, применяя   при решении тех или иных задач. Замечательно, если малыш запомнил стихотворение или сказку, это значит, что у него прекрасная память, но важнее для умственного развития ребёнка будет понять текст, суметь пересказать его, не исказив смысла.

       Помните, что одним из лучших способов развития речи, памяти, внимания, воображения и познавательной базы в целом является ежедневное чтение ребенку книг и совместное обсуждение их содержания.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ

Когда ребенок социально незрел, то в его неудачах виноваты все: учитель, одноклассники, доска, родители, но только не он сам. Уважение и доверие

к ребенку со стороны родителей дает ощущение психологического  комфорта, защищенности, а самое главное – уверенности в своих собственных силах. В подобном случае он строит отношения со сверстниками доброжелательно и конструктивно, проявляет коммуникативные навыки, понимание и с радостью исполняет роль ученика.

Он мотивирован на успешные взаимоотношения сформированной «внутренней позицией школьника», подчиняя своё ХОЧУ понятию НАДО!

    Социальная зрелость проявляется, прежде всего, в том, что ребенок осознает свое положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям. Он словно перерастает удовлетворение  игрой как способом приобщения к жизни взрослых. Малыш психологически перерастает игру в дошкольника, и положение школьника выступает для него в качестве ступеньки ко взрослости, а учеба – в качестве ответственного дела, к которому все относятся с уважением. Ребенок, у которого в дошкольном детстве развиты все психические и познавательные процессы, установилась устойчивая волевая сфера, несомненно, будет успешен в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Диагностика готовности к школе и адаптации к школе учащихся первых классов". 2013 год

В Методической разработке рассматриваются способы диагностики интеллектуальных процессов первоклассников, школьная мотивация, уровень комфортности в классе, уровень критичности в отношении своих...

Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обучения. Как добиться высокого показателя в начальной школе

Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обуче...

Исследовательская работа. Тема «Повышение физических показателей учеников начальной школы через домашнее задание».

Данный материал показывает, как через домашнее задание и контроль за выполнением, повышает физические показатели учащихся с низким уровнем физического развития и пониженной мотивацией к уроку физкульт...

Статья "Показатели готовности ребёнка к школе"

В статье отражены основные показатели к школе, а также указаны три группы трудностей, с которыми встречаются ребята неготовые к обученю в школе. В начале статьи указаны основные особенности психическо...


 

Комментарии

Елена Владимировна Денисова

Моя статья напечатана в журнале "Мамина школа";Издательство Сотворение-Центр поддержки материнства и детства; апрель-май, 2016 г.