Роль семьи в укреплении здоровья школьников
статья (1 класс) на тему

 Светлана Александровна Белкина

Родительское собрание для родителей обучающихся 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi.docx29.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9

Родительское собрание

«Роль семьи в укреплении здоровья школьников»

 ( для родителей обучающихся 1 классов)

                                                                           

                                                                        Подготовила:

                                                                 учитель начальных классов

                                                                 МБОУ СОШ № 9 г. Мичуринска

                                               Белкина      Светлана   Александровна

                                                         

               

г. Мичуринск

2016 г.

Каждую осень порог школы переступают ученики. Все они разные: маленькие и большие, застенчивые и не очень, робкие и самостоятельные.  Перед нами стоит общая задача обучения и воспитания школьника. И мы все вместе должны вырастить здорового и воспитанного человека. Замечательно, когда дети здоровы. Увы, это бывает не всегда.     Не редко для учителя стали жалобы учеников на головную боль, а снижение памяти, усталость и невозможность сосредоточиться в конце учебного дня стали непременным атрибутом современного школьника. Почти все нынешние дети повышенно нервновозбудимы, чаще всего физически ослаблены вследствие неполноценного питания, экологического и социального неблагополучия условий жизни.

По данным Министерства здравоохранения России (слайд 2,3,4)

  • Лишь 20-25% первоклассников, переступающих ежегодно школьный порог, остаются здоровыми после первого года обучения в школе
  •  15% первоклассников жалуются на головные боли, усталость, сонливость, отсутствие желания учиться.
  • К концу первой четверти худеют 30% учащихся-первоклассников
  • Треть учащихся-первоклассников имеют различные нарушения осанки, которые усугубляются в первый год обучения
  • 10% детей, поступающих в первый класс, имеют нарушения зрения различной тяжести
  • 20% детей входят в группу риска в связи со склонностью к близорукости
  • Ежедневно дети недосыпают от 1,5 часов до получаса
  • Соблюдают режим дня всего 15 % младших школьников
  • Лишь 24% первоклассников выдерживают ночной норматив сна

(Слайд №5) Если принять уровень здоровья за 100%, то 20% здоровья зависит от наследственных факторов, 20% от факторов внешней среды, 10% от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Итак, что же такое здоровье? (Слайд 6)

Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье это физическое, психическое и социальное благополучие.

Какие правила надо соблюдать, чтобы быть здоровым человеком?.      Здоровье ребенка во многом зависит от выполнения режима дня, рационального питания, двигательной активности, положительных эмоций. Это предохраняет от утомления.    Если отдых недостаточен, то утомление, постепенно накапливаясь, приводит к переутомлению. А это - плохой сон, аппетит, головные боли, безразличие, снижение внимания, памяти, умственной и мышечной работоспособности, падение сопротивляемости болезням. Утомление снимается хорошим продолжительным сном, отдыхом на свежем воздухе, движением, питанием.

Что такое режим дня? (Слайд 7)

Режим дня для детей - это порядок чередования различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток.

(слайд 8) Режим дня включает в себя питание, сон, учебу , двигательную активность , занятия по интересам

.(слайд 9) Соблюдение режима дня способствует сохранению здоровья, создает бодрое настроение, интерес к творческой деятельности, к учебной деятельности, а также способствует нормальному развитию ребенка

( слайд 10) . Нарушение режима дня приводит к утомлению и переутомлению, снижению работоспособности, задержке психического и уммственного развития

5. Знакомство с примерным режимом дня.  (Слайд №11,12)

Режим дня (примерный вариант)

Подъём        7.00

Зарядка, умывание, уборка постели        7.00 – 7.20

Завтрак        7.20 – 7.35

Дорога в школу        7.35 – 7.50

Занятия в школе        8.00 – 11.35

Прогулка на свежем воздухе                                12.00 – 14.30

Обед, отдых, помощь по дому        14.30 – 16.00

Дополнительные занятия        16.00 – 17.00

Свободное время        17.00 – 19.00

Ужин        19.00 – 19.30

Занятия по интересам        19.30 – 20.30

Личная гигиена, отход ко сну        20.30 – 21.00

б) Как основные компоненты  режима дня влияют на здоровье ребёнка и учебную деятельность?

 Питание.  (Слайд №13)

Перед школой –завтрак

После школы – обед

  Для нормального развития организма ребёнка и поддержания его работоспособности на высоком уровне требуется полноценное, сбалансированное по содержанию белков, жиров и углеводов, минеральных солей и витаминов питание. Названные вещества содержатся в молочных продуктах, мясе, рыбе, яйцах, овощах, фруктах, ягодах.

Наилучший режим питания  ( слайд 14)  4-разовый приём пищи:

  • завтрак – 20 % от суточной нормы,
  •  обед – 40 %,
  • полдник – 10 %,
  •  ужин – 30 %.

   Поэтому обязательным должно быть питание ребёнка в школе.

Сон (Слайд №15)

Для ребёнка важен  достаточный по продолжительности ночной сон. Чем младше ребёнок, тем больше он должен спать. Младшие школьники должны спать не меньше 10 часов (некоторым полезен дневной сон).

Недосыпание отрицательно сказывается на работоспособности, сосредоточенности  внимания.

Слайд 16

Учёба в школе. (Слайд №17)

Занятия в школе приходятся на период наиболее высокой работоспособности ребёнка, а затем отмечается её спад.

 У учеников начальных классов работоспособность ниже, чем у старшеклассников, наблюдается плохая сопротивляемость утомлению. Однако из года в год работоспособность и сопротивляемость утомлению повышается. Влияет на работоспособность и здоровье детей.  Для таких детей нужен щадящий режим. Работоспособность младших школьников колеблется в течение суток, недель, года. В течение суток высокий подъем работоспособности наблюдается с 8 до 11 часов утра, с 16 до 17 часов - второй подъем. Во вторник и среду – работоспособность наиболее высокая. В пятницу она падает. Умственная работоспособность наиболее высока с октября по январь. С января по март – снижается. Потом опять нарастает до июня.

Занятия по интересам  (Слайд №18)

Оптимальное время для дополнительных занятий является с 15.00 до 16.00 часов

Двигательная активность (Слайд №19)

Активный отдых на свежем воздухе укрепляет здоровье детей, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, стимулирует обмен веществ.

Вывод:  Ребёнок, живущий по режиму, гораздо легче справляется со школьными нагрузками, успевает отдохнуть, не переутомляется, не пребывает в ситуации спешки и постоянного «не успел».

НЕЛЬЗЯ:  (Слайд №20)

  • Будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.
  • Кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится.
  • Требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;
  • Сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;
  • Лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;
  • Заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права;
  • Не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;
  • Ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки;
  • Сидеть у телевизора и за компьютером более 40 – 45 минут в день.
  • Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;
  • Ругать ребенка перед сном;
  • Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;
  • Разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно;
  • Не прощать ошибки и неудачи ребенка.

10.Итог: (Слайд №21)

В заключении я хочу зачитать  слова Льва Кассиля:

Семья и школа – это берег и море.
На берегу ребенок делает свои первые шаги,
получает первые уроки жизни,
а потом перед ним открывается необозримое море знаний,
и курс в этом море прокладывает школа.
Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по сохранению и укреплению здоровья школьников «Культура здоровья».

Культура здоровья – один из важнейших компонентов общей культуры человека, важное условие для самореализации. Вот почему так важно воспитывать у маленького человека личностные приоритеты здоровь...

Выступление на педагогическом совете. Формы работы с семьей по сохранению и укреплению здоровья школьников

С первых дней школьной жизни мы учим детей тому, как сохранить и укрепить своё здоровье, но основы здоровья ребенка закладываются в семье, поэтому большое значение приобретает активное и целенаправлен...

Вклад классного руководителя в сохранение и укрепление здоровья школьников, в воспитание у них потребности в здоровом образе жизни.

Самый ценный дар, который человек получает от природы - здоровье. Состояние здоровья детей - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражает ситуацию сегодня и даёт прогноз на будущ...

"Роль воспитателя в укреплении здоровья детей с ОВЗ в условиях школы-интерната"

Выступление на методическом объединении воспитателей...