Выступление на педагогическом совете. Формы работы с семьей по сохранению и укреплению здоровья школьников
консультация ( класс) по теме

Харитончук Юлия Николаевна

С первых дней школьной жизни мы учим детей тому, как сохранить и укрепить своё здоровье, но основы здоровья ребенка закладываются в семье, поэтому большое значение приобретает активное и целенаправленное взаимодействие классного руководителя  с семьей по сохранению и укреплению здоровья. 

Презентация Формы работы с семьей по сохранению и укреплению здоровья школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Вы знаете, что невозможно вырастить ребёнка здоровым, если он сам не прилагает к этому никаких усилий, поэтому уже с первых дней школьной жизни мы учим детей тому, как сохранить и укрепить своё здоровье, но основы здоровья ребенка закладываются в семье, в связи, с чем большое значение приобретает активное и целенаправленное взаимодействие классного руководителя  с семьей по сохранению и укреплению здоровья.
  2. Современная семья достаточно сложная и целостная система, которая не всегда принимает вмешательство со стороны образовательных учреждений. Основными причинами является то, что:
  • отношения в семье могут формировать лишь ее члены, вследствие чего доля вмешательства во внутреннюю жизнь семьи со стороны классных руководителей строго ограничена;
  • родители считают, что классные руководители обладают недостаточным уровнем психолого-педагогических, медицинских, гигиенических  знаний, что заставляет их (родителей) полагаться на собственные возможности и личный опыт.

Поэтому, при отборе содержания психолого-педагогического просвещения родителей необходимо учитывать, с одной стороны, такие характеристики семьи, как тип (полная, неполная, нуклеарная, расширенная), возраст родителей, их образовательный уровень и профессиональную принадлежность, социально-экономическое положение семьи, состоят ли родители в повторном браке, являются ли оба родителя родными, родовые и национальные традиции семьи, отношение к религии, тип взаимоотношений в семье и стиль семейного воспитания.

 С другой стороны, не менее важно при отборе содержания образования родителей учитывать пол ребенка, возрастной этап развития ребенка, его физическое и психическое здоровье, наличие и характер нарушений в развитии ребенка, характер и причины девиантного поведения. Таким образом, образовательный заказ разных семей будет иметь свою специфику.

3. С учетом этой специфики и должна выстраиваться система психолого-педагогического просвещения родителей. На слайде вы видите направления формирования педагогической культуры родителей в контексте сохранения и укрепления здоровья детей.

1. Роль семьи в социальном становлении ребенка.

Основные задачи: сформировать представления о роли семьи в социальном становление личности ребенка, о социальных проблемах современной семьи, о роли матери и отца в воспитании детей; о причинах нарушения воспитательной функции в семье,  помощь родителям в осознании ответственности за воспитание детей; повышение уровня образованности родителей по правовым вопросам, о роли физической культуры и спорта в социализации личности.

2. Закономерности возрастного развития школьников.

Основные задачи: сформировать представления о периодизации и гетерохронности развития ребенка, о сенситивных периодах в развития, о влиянии наследственности и окружающей среды на развитие организма, об акселерации эпохальной и индивидуальной, о биологическом и паспортном возрасте.

3. Профилактика асоциального поведения, связанного с употреблением психоактивных веществ.

Основные задачи: дать характеристику наиболее распространенных наркотических веществ; показать разрушительное влияние токсических веществ на функции, органы детского организма; научить увидеть первые признаки приема наркотиков разных групп, алкоголя, токсических веществ; дать информацию о возможных профилактических и лечебных мероприятиях; сформировать представления по взаимодействию родителей и детей по формированию у последних конструктивных навыков взаимодействия (умений безопасно и эффективно общаться,  умению противостоять давлению, побуждающему к приему ПАВ), способствовать выработке у подростков защитных личных качеств).

4. Роль семьи в формировании здорового образа жизни.

Основные задачи: формирование знаний о здоровье, его физическом, психологическом и социальном компонентах; о факторах влияющих на здоровье (факторы окружающей среды, личностные факторы); о составляющих здорового образа жизни (профилактика и нейтрализация стресса, рациональное питание, профилактика вредных привычек, двигательная активность, рациональный режим труда и отдыха, активное просвещение по вопросам охраны и укрепления здоровья); о формировании положительной мотивации детей к ведению здорового образа жизни;  об организации семейного досуга.

5. Воспитание детей, имеющих ослабленное здоровье.

Основные задачи: формирование у родителей знаний о профилактике заболеваемости детей (заболевания опорно – двигательного аппарата, нервно – психических заболеваний, нарушений зрения, органов пищеварения), о лечебно – оздоровительных мероприятиях в семейных условиях (витаминопрофилактика, фитотерапия, аромотерапия).

6. Развитие познавательных процессов детей и подростков.

Основные задачи: Дать представление о психо – физиологических основах познавательной деятельности ребенка, об особенностях познавательных процессов (восприятие, память, мышление, внимание) на разных этапах развития ребенка, об  основах адаптации к учебным нагрузкам и особенностях адаптации на разных этапах развития.

7. Формирование в семье культуры общения, как составной части социального благополучия.

Основные задачи: сформировать представления о разумных способах взаимоотношений ребенка с социумом, родными близкими людьми; об умении оберегать, поддерживать контакты и налаживать взаимоотношения.

  1. Результатом реализации вышеназванных направлений взаимодействия семьи и классного руководителя должно стать формирование педагогической культуры родителей, под которой  мы понимаем такой уровень педагогической подготовленности родителей, который позволяет им сделать семейное воспитание процессом целенаправленным и успешным, полноценно решающим задачи развития и воспитания ребенка в единстве со школой. В структуре педагогической культуры родителей мы выделяем такие компоненты как:
  • ценностно – мотивационный;
  • когнитивный компонент;
  • операционный компонент;
  • эмоционально – рефлексивный компонент.
  1. Рекомендуем следующие формы взаимодействия семьи и классного руководителя в контексте здоровьесбережения: наглядная пропаганда, посещение семей, анкетирование, родительские собрания, беседы и консультации, конференции родителей, устные журналы, дни открытых дверей, «круглые столы», организация деловых игр и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫСТУПЛЕНИЕ на педагогическом совете по теме: «Образовательные технологии, содействующие сохранению здоровья учащихся».

Процессы модернизации и информатизации современного социального пространства приводят к необратимым изменениям системы образования.Традиционная система образования была направлена на усвоение оп...

Выступление на педагогическом совете: «Формы работы педагогов и воспитателей школы по формированию семейной культуры».

Выступление на педагогическом совете: «Формы работы педагогов и воспитателей школы по формированию семейной культуры».      В последние годы наше общество в полной мере ...

Программа по сохранению и укреплению здоровья школьников «Культура здоровья».

Культура здоровья – один из важнейших компонентов общей культуры человека, важное условие для самореализации. Вот почему так важно воспитывать у маленького человека личностные приоритеты здоровь...

Педагогический проект по теме: «Сохранение и укрепление здоровья школьников в условиях введения ФГОС начального общего образования»

Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье, основанное на их заинтересованности в учёбе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенна...

Вклад классного руководителя в сохранение и укрепление здоровья школьников, в воспитание у них потребности в здоровом образе жизни.

Самый ценный дар, который человек получает от природы - здоровье. Состояние здоровья детей - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражает ситуацию сегодня и даёт прогноз на будущ...

Выступление на педсовете «Взаимодействие всех участников образовательного процесса в сохранении и укреплении здоровья школьников и педагогов».

Выступление на педсовете «Взаимодействие всех участников образовательного процесса всохранении и укреплении здоровья школьников и педагогов»....

Работа школы по сохранению и укреплению здоровья школьников

Отчет о работе школы по формированию потребности в ЗОЖ у школьников...