Работа школы по сохранению и укреплению здоровья школьников
статья по зож

Куличкова Ирина Николаевна

Отчет о работе школы по формированию потребности в ЗОЖ у школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа школы по сохранению и укреплению здоровья школьников

Проблема здоровья относится к категории таких проблем, о которых вроде бы все знают – и как его сохранить, и чем его поправить, и что пить и есть чтобы не подорвать, и делаем мы для сохранения здоровья как будто бы все больше и лучше, но результат получается – сами знаете какой … Увы, касается это и наших детей. По данным Министерства здравоохранения только 10% школьников относятся к числу здоровых, 50% - имеют патологию, а 40%  - относятся к группе риска.

Для понимания роли школы в целом и каждого учителя в частности в системе сохранения здоровья обучающихся вспомним легенду.

У древнего бога Эскулапа было две дочери – Панацея и Гигиена. Они обе владели даром целительства. Но лечили по-разному. Панацея считала, что может подарить людям лекарство от всех болезней сразу. Гигиена же говорила, что на все случаи жизни одного-единственного средства быть не может. Человек слаб и уязвим, потому что не знает законов жизни. Этим законам надо людей научить.  Разные пути у дочерей Эскулапа. Панацея лечит людей таблетками да микстурами, ищет единственное средство от всех болезней сразу, а Гигиена просвещает людей, объясняет законы жизни. Она верит, что, овладев ими, люди станут физически и духовно здоровыми, а сама жизнь – прекрасной. Так вот педагоги подобно Гигиене, должны решить сразу две задачи. 

Во-первых, сохранить, поддержать, укрепить тот уровень здоровья, с которым ребенок приходит в образовательное учреждение. А во-вторых, воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью, обучить его основам здорового образа жизни, чтобы он желал и мог, например, иметь хорошую осанку, спокойный нрав, комфортно себя чувствовать без сигарет или наркотиков.

Здоровье ребенка, его психическое и физическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе. Проблема создания адекватных детскому организму условий образования в настоящее время приобрела особую актуальность.

Создание здоровьесберегающей среды обучения в школе формируется через создание материально- технической базы для активизации учебного процесса и внедрения результативных здоровьесберегающих  педагогических технологий. Для создания здоровых и безопасных условий работы и учебно-воспитательного процесса в школе проходит апробация и оценка большинства инновационных разработок по следующим направлениям:

  • здоровьесберегающая внутришкольная среда;
  • оздоровительные технологии;
  • интенсификация двигательного режима обучающихся: физкультминутки,  подвижные игры, часы здоровья, спортивные праздники, соревнования;
  • проведение мониторинга состояния здоровья;

Реализация нацпроекта «Образование» представила возможность школе приобрести спортивный инветарь, комплекты ученической мебели, оборудовать классы информатики с учётом санитарно - гигиенических условий работы. Почти все кабинеты в школе  оснащены мебелью, соответствующей росту учащихся; соблюдается тепловой режим, укомплектован медицинский кабинет, открылся кабинет охраны зрения, стоматологический, массажный кабинеты, уроки лечебной физкультуры проводятся в кабинете ЛФК.

Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технологии работы учителя на уроке, - сердцевина здоровьесберегающей педагогики. Большая часть этих условий, как и гигиенических, регламентированы в СанПиНах, но в отличие от первых здесь бесспорен приоритет педагогов.

Учебный план школы разработан с учетом соблюдения норм максимально допустимой нагрузки школьников, на основании которого составляется общешкольное расписание уроков и внеклассных мероприятий. Особое внимание уделяется правильному распределению нагрузки для учащихся начальной школы. Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не группируются в один день.

Без грамотного, целенаправленного решения проблемы формирования культуры здоровья учащихся школа не сможет выполнять свою задачу по охране их здоровья. Ребенок, подросток, не заботящийся о своем здоровье, не мотивированный на его сохранение и укрепление, на ведение здорового образа жизни, при всем старании учителей остаться здоровым в современных условиях жизни не сможет.

Необходимый уровень грамотности (знаний, умений, навыков), т.е. обучение здоровью обеспечивается как путем интеграции вопросов здоровья в содержание большинства школьных программ (ОБЖ, ОЗОЖ, биологии, физической культуры и др.), так и через классные часы, уроки здоровья, которые проводятся не только в традиционной форме, но и с использованием  тренингов,  дискуссий, видеопросмотров с последующим обсуждением, практических занятий.

Поддержание и укрепление физического здоровья учащихся напрямую связано с их двигательной активностью. Сегодня остро стоят проблемы снятия утомления школьников в процессе урока и повышения их двигательной активности.

Большой объем домашних заданий, заставляет детей (ответственных учеников) часами просиживать над тетрадями и книгами,  увлечение компьютерными играми, Интернетом и видеофильмами, недостаток  занятий физкультурой и спортом — главные причины малоподвижного (а значит, нездорового) образа жизни, распространения гиподинамии. Поэтому в школе ежедневно проводятся зарядка перед началом занятий, учителя-предметники следят за тем, чтобы во время урока обучающиеся выполнили несколько упражнений, подвигались (физкультурные паузы), сейчас старшеклассники школы организовали для малышей подвижные перемены (с играми).

За счет малых форм физического воспитания удовлетворяется потребность в движениях и реализуется около 40% суточной нормы двигательной активности.

Особое место в образовательном процессе занимает внеклассная  физкультурно-оздоровительная работа. Анализ работы по физическому воспитанию обучающихся показывает, что в 2021-2022 учебном году, как и в   2020-2021 оздоровлено всеми формами физкультурно-спортивных мероприятий (кроме уроков): спортивные соревнования, физкультурные праздники, спортивные  секции, Дни здоровья, экскурсии, походы, прогулки – 100% обучающихся. Ежегодно в ноябре и апреле в школе проходят ТП, посвященные здоровью, «Здоровым быть здорово!», «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», «Здоровая молодежь – богатая Россия» и т.п., в рамках которых проводятся классные часы, спортивные мероприятия, конкурсы агитбригад, театры здоровья, защиты проектов, родительские собрания и т.д. Классные руководители 9 классных часов из 34, посвящают вопросам здоровьесбережения и профилактике вредных привычек, обучающиеся 1 – 6 классов рассматривают вопросы правильного питания, работая по программе «Разговор о правильном питании».

Формирование здоровьесберегающей среды школы создает условия, которые обеспечивают высокую работоспособность учащихся во время учебных занятий, позволяют отодвигать утомление и избегать переутомления, снижают уровень общей тревожности учащихся. У учащихся возросла потребность в здоровом образе жизни, занятиях физической культурой и спортом. (Рассматриваем результаты мониторингов)

В немалой степени здоровье школьников зависит от уровня грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья – самих учащихся, их родителей и педагогов. Анкетирование школьников (2020 – 2021 год, 2021 – 2022, 2022 - 2023) показывает, что здоровье является для большинства учащихся нашей школы одной из главных жизненных ценностей. (и это радует, значит, проводимая работа не впустую). Однако часть школьников (38%) неадекватно оценивают состояние своего здоровья, слабо разбираются в вопросах здорового образа жизни и, как следствие этого, недостаточно заботятся о собственном организме.  Наряду с этим анкетирование педагогов (2021 – 2022 год) показало недостаточную валеологическую компетентность; недостаточное развитие у учителей личностных качеств, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий: толерантности, доброжелательности, чувства юмора и пр. Поэтому с педагогами постоянно с 2020 года ведется работа по обучению различным методикам, направленным на здоровьесбережение, проводятся семинары и тренинги по профилактике педагогического выгорания.

Деятельность школы, направленная на оздоровление и гармоничное развитие обучающихся, позволила добиться результатов. Так посещаемость занятий составляет 98%. Проведение  разъяснительной работы на укрепление здоровья в начальных классах уменьшило количество пропусков по причине острой заболеваемости до 20%.

Результаты проводимого мониторинга в начале и в конце каждого учебного года показали положительную динамику состояния здоровья обучающихся 1—11 классов:

  • улучшилось состояние осанки и стопы обучающихся;
  • снизились  показатели состояния  эндокринной системы, гастропатологии, тубинфицированных учащихся.

Наблюдается снижение числа простудных заболеваний, нет роста нарушений осанки. Также, анализ работы школы по сохранению здоровья учащихся показал, что не прогрессируют хронические заболевания.

 К сожалению, повысился процент детей с нарушением зрения. Мы надеемся, что кабинет охраны зрения, который начал работу в этом году поможет нам справиться с этой проблемой.

Выстраивая  свою работу на принципах социально-экономического партнёрства, школа взаимодействует с самыми разными социальными партнёрами. На базе образовательного учреждения осуществляется интеграция деятельности различных структур, работающих в области оздоровления детей. Очень активно мы сотрудничаем с  Центром медицинской профилактики. Составлен план совместной работы, специалисты центра каждый месяц в соответствии с этим планом ведут у нас валеологические уроки, организуют просмотры и обсуждение видеофильмов о здоровьесбережении, проводят лекции, тестирование обучающихся.  Учителя используют в своей работе  методические материалы, сценарии классных часов, родительских собраний, которые нам предоставляет центр «Позитив», специалисты Центра «Семья» - проводят консультации для наших детей и родителей, выступают на родительских собраниях, также на родительские собрания мы приглашаем нарколога. Школа является РЦ по здоровьесбережению. Сетевое взаимодействие со школами осуществляется через обучающие семинары, консультации, совместные мероприятия для обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Режим дня - основа для сохранения и укрепления здоровья школьника

Выступление по теме: "Режим дня - основа для сохранения и укрепления здоровья школьника"...

Программа по сохранению и укреплению здоровья школьников «Культура здоровья».

Культура здоровья – один из важнейших компонентов общей культуры человека, важное условие для самореализации. Вот почему так важно воспитывать у маленького человека личностные приоритеты здоровь...

Педагогический проект по теме: «Сохранение и укрепление здоровья школьников в условиях введения ФГОС начального общего образования»

Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье, основанное на их заинтересованности в учёбе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенна...

Выступление на педагогическом совете. Формы работы с семьей по сохранению и укреплению здоровья школьников

С первых дней школьной жизни мы учим детей тому, как сохранить и укрепить своё здоровье, но основы здоровья ребенка закладываются в семье, поэтому большое значение приобретает активное и целенаправлен...

Вклад классного руководителя в сохранение и укрепление здоровья школьников, в воспитание у них потребности в здоровом образе жизни.

Самый ценный дар, который человек получает от природы - здоровье. Состояние здоровья детей - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражает ситуацию сегодня и даёт прогноз на будущ...

СИСТЕМА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ «УЧУСЬ ЗДОРОВЫМ БЫТЬ»

laquo;Принцип здорового образа жизни, принцип оптимальных физических нагрузок, человек должен усваивать как элементы культуры в худшем случае со школьной скамьи, в лучшем - еще раньше, в семье, в дет...