Режим дня - основа для сохранения и укрепления здоровья школьника
консультация по зож (1 класс) на тему

Тарасенко Татьяна Николаевна

Выступление по теме: "Режим дня - основа для сохранения и укрепления здоровья школьника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon regim.doc177 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ребрихинская средняя общеобразовательная школа»

        

Хорошими людьми становятся больше от

упражнений, чем от природы.

Демокрит

Задачи собрания:

  1. Показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника.
  2. Убедить родителей в необходимости формирования у ребенка привычки выполнения режима дня.

Форма проведения: семинар – практикум.

Подготовительная работа к собранию:

  1. Анкетирование учащихся класса.

- В котором часу ты встаешь утром?

- Тебя будят родители или ты просыпаешься сам?

- Ты встаешь охотно или с трудом?

- Какие процедуры входят в твой утренний туалет?

- Делаешь ли ты зарядку по утрам?

- Ты делаешь её один или вместе с родителями?

- Как долго ты делаешь уроки?

- Ты выполняешь их сам или тебе помогают твои родители?

- Гуляешь ли ты на улице перед тем, как начать выполнять домашние задания?

- В котором часу ты идешь спать?

2. Анкетирование родителей учащихся класса.

Анкета для родителей.

- Считаете ли вы необходимым условием успешности учебной деятельности вашего ребенка выполнение им режима дня?

- Ваш ребенок встает сам или вы его будите?

- Он встает охотно или с трудом?

- Как вы на это реагируете?

- Занимаетесь ли вы закаливанием собственного ребенка?

- Делает ли ваш ребенок зарядку?

- Являетесь ли вы для него в этом примером?

- Позволяете ли вы своему ребенку увлекаться телевизором?

- Гуляет ли ваш ребенок достаточное время на свежем воздухе?

- Ваш ребенок делает уроки сам или вы ему помогаете?

- Как долго по времени делает уроки ваш ребенок?

- Какие приемы вы используете для того, чтобы ребенок чувствовал себя здоровым и бодрым?

Примерный вариант режима дня

Время

Подъем

7.00

Зарядка, умывание, уборка постели

7.00 – 7.30

Завтрак

7.30 – 7.50

Отдых,занятия по интересам.

8-00-8-30

Приготовление уроков

8-30-10-00

Прогулка на свежем воздухе

10-00-11-00

Занятия в кружках, секциях

11-20-12-00

Дорога в школу

12-00-12-20

Занятия в школе

12-30-16-00

Прогулка на свежем воздухе

16-00-17-00

Отдых, помощь по дому

17-00-18-30

Ужин

18-30-19-00

Свободное время

19.00 – 20-00

Личная гигиена, подготовка ко сну

20.30 – 21.00

3. Разработка буклетов памяток для родителей по созданию условий ребенку для выполнения режима дня.

Памятка для родителей №1. Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка.

Папы и Мамы! Помните!

Дефицит двигательной активности ребенка –составляет 40% от принятой нормы. Для компенсации потребности в движении ребенок должен ежедневно активно двигаться не менее 2 часов.

Для того, чтобы зарядка стала для вашего ребенка необходимой привычкой, вы должны неукоснительно выполнять следующие условия:

  • Приучать ребенка своего ребенка к гимнастике с 2 – 3 лет.
  • Выполнять зарядку ежедневно, несмотря ни на какие обстоятельства. Их можно придумать много и разных.
  • Превращать утреннюю зарядку в праздник бодрости и поднятия духа.
  • Включать веселую и ритмичную музыку.
  • Открывать окна и шторы для потока солнечного света и свежего воздуха.
  • Выполнять зарядку вместе со своим ребенком.
  • Выполнять зарядку в течение 10 – 20 минут.
  • Включать в комплекс зарядки не более 8 – 10 упражнений.
  • Подмечать и подчеркивать достижения своего ребенка в выполнении упражнений комплекса зарядки.
  • Менять упражнения, если они наскучили ребенку и придумывать вместе с ним новые упражнения.

Памятка №2. Как проводить оздоровительные минутки при выполнении домашних заданий первоклассников.

  • Оздоровительная минутка проводится через каждые 10 – 15 минут выполнения заданий.
  • Общая продолжительность оздоровительных минутки не более 3 минут.
  • Если ребенок выполнял перед этим письменное задание, необходимо выполнять упражнения для рук: сжимание и разжимание, потряхивание кистями и т.д.
  • После длительного сидения ребенку необходимо делать потягивание, приседание, повороты туловища в разные стороны.
  • Если ваш ребенок двигательно малоактивен, не оставляйте это без внимания. Таким детям необходим ваш личный пример.
  • Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме был элементарный спортивный инвентарь: мяч, скалка, обруч, гантели и т.д.
  • Если вы сами в этот момент дома, делайте все упражнения вместе с ребенком. Только тогда он поймет их важность и необходимость!
  1. Упражнения при подготовке домашних заданий

Комплекс упражнений по предупреждению зрительного утомления во время выполнения домашних заданий:

  • Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклониться вперед к столу и сделать выдох. Повторить 5 раз.
  • Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть глаза. Повторить 4 раза.
  • Исходное положение – сидя, руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки; вернуться в исходное положение. Повторить 4 – 5 раз.
  • Исходное положение – сидя, посмотреть прямо перед собой 2 – 3 секунды, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 15 – 20 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3 – 5 секунд, затем опустить руку.
  • Исходное положение – сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), проследить глазами за руками, поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 5 – 6 раз.
  • «Рисование картины». Наити в комнате какой – нибудь предмет и «нарисовать» его глазами: обвести взглядом выбранный предмет по контуру с внутренней и внешней стороны.

Вопросы для обсуждения на родительском собрании.

- Здоровье ребенка и школьные нагрузки.

- Особенности рационально организованного режима дня.

- Приемы сохранения психического и физического здоровья ребенка с помощью режима дня.

Ход собрания

На плакате – общая статистика по теме собрания и карта здоровья класса. Классный руководитель приводит цифры статистики, тем самым подчеркивая актуальность выбранной темы для собрания.

Статистика актуальности темы.

  • Лишь 20 – 25% первоклассников, переступающих ежегодно школьный порог, остаются здоровыми после первого года обучения в школе.
  • К концу первой четверти худеют 30% учащихся-первоклассников.
  • 15% первоклассников жалуются на головные боли, усталость, сонливость, отсутствие желание учиться.
  • Треть учащихся-первоклассников имеют различные нарушения осанки, которые усугубляются в первый год обучения.
  • 10% детей, поступающих в первый класс, имеют нарушения зрения различной тяжести
  • 20% детей входят в группу риска в связи со склонностью к близорукости.
  • Лишь 24% первоклассников выдерживают ночной норматив сна.
  • Ежедневно дети недосыпают от 1,5 часов до получаса.

  1. Вступительное слово классного руководителя

Начало обучения ребенка в школе – это, в первую очередь, экзамен на зрелость той семьи, в которой он растет и развивается. Если семья не готова к пониманию важности этого этапа в жизни ребенка, со временем есть вероятность того, что ребенок войдет в одну из статистических групп, приведенных на доске.

Отсутствия у родителей понимания проблемы, незнание своего ребенка, родительский эгоизм и тщеславие, неумение и нежелание наладить контакт со своим ребенком, поддержать его в этот весьма непростой период жизни может привести к стрессам и трагедиям всего периода обучения в школе.

Одной из причин, которые приводят к ухудшению физического здоровья и эмоционального состояния ребенка может быть несоблюдение режима дня школьника. Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию «режим». А зря. Нельзя понимать соблюдение режима ребенком как некую догму.

Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка. Низкая работоспособность характеризуется:

- снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок выучил материал урока;

- повышением количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом.

- рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;

- изменением почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций

Безусловно, нельзя работать без утомления, но ведь задача семьи состоит в том, чтобы предупредить переутомление и способствовать такой организации жизни ребенка, которая позволит избежать влияния утомления на его здоровье. Как это организуют родители нашего класса?

2.Анализ анкет детей и родителей по проблеме собрания.

          3.Родительские «НЕЛЬЗЯ» при соблюдении режима дня.

Родители делятся на группы и разрабатывают запретительные законы для родителей класса, которыми они должны руководствоваться при организации выполнения ребенком режима дня. Родители работают в группах в течении 20 минут, затем каждая группа выступает с докладом. На основе групповых запретов составляется общий свод родительских «НЕЛЬЗЯ», который записывается в родительский дневник.

НЕЛЬЗЯ:

  • Будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.
  • Кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится.
  • Требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;
  • Сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;
  • Лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;
  • Заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права;
  • Кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;
  • Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;
  • Не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;
  • Ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки;
  • Сидеть у телевизора и за компьютером более 40 – 45 минут в день.
  • Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;
  • Ругать ребенка перед сном;
  • Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;
  • Разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно;
  • Не прощать ошибки и неудачи ребенка.

4. Знакомство родителей с рекомендуемым режимом дня школьника.

  1. Анализ памяток, предложенных родителям, по проблеме выполнения школьником режима дня.
  2. Беседа с родителями отдельных учащихся, приглашение их на индивидуальную консультацию по проблеме.

Решение собрания:

  1. Согласиться с необходимостью соблюдения режима дня учащимися  класса.
  2. Осуществлять контроль за соблюдением режимных моментов дома – родителями, в школе – классным руководителем.
  3. Довести до сведения детей важность соблюдения режима дня для их здоровья.
  4. Постараться поддержать соблюдение режима дня школьниками до следующего родительского собрания. Провести системный анализ результатов.
  5. Провести классный час с учащимися по теме «Составление и соблюдение режима дня»

Текущие вопросы:

  1. Итоги 1 четверти. Обмен мнениями.
  2. Питание.
  3. Организация посещения бассейна.
  4. Подготовка команды от класса для участия в соревнованиях «Папа, мама, я – спортивная семья»
  5. Участие в конкурсе работ по противопожарной безопасности

Анализ анкет родителей.

  1.  Считают  необходимым условием успешности учебной деятельности в ребенка выполнение им режима дня ______% родителей.
  2.  Ваш ребенок встает сам _____% родителей  или вы его будите _____% родителей
  3.  Он встает охотно  -- _____% родителей,  с трудом -- ______% родителей
  4.  Как вы на это реагируете? ______________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5.  Занимаетесь ли вы закаливанием собственного ребенка? Да -- ____%, нет -- _________%
  6.  Делает ли ваш ребенок зарядку? Да -- ____%, нет -- _________%
  7.  Являетесь ли вы для него в этом примером? Да -- ____%, нет -- _________%
  8. Позволяете ли вы своему ребенку увлекаться телевизором? Да -- ____%, нет -- _________%
  9.  Гуляет ли ваш ребенок достаточное время на свежем воздухе?             Да -- ____%, нет -- _________%
  10.  Ваш ребенок делает уроки сам или вы ему помогаете? Сам -- ____%, не сам -- _________%
  11.  Как долго по времени делает уроки ваш ребенок? _________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  12. Какие приемы вы используете для того, чтобы ребенок чувствовал себя здоровым и бодрым? __________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Анкетирование учащихся.

п/п

                 №вопроса

Ф.И. уч-ся

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Ведерникова В.

2

Волков А.

3

Гришина О.

4

Дякин А.

5

Зорин Л.

6

Ибрагимова М.

7

Константинов Н.

8

Курбанова Н.

9

Лимонин С.

10

Малахов В.

11

Наумкин С.

12

Паршин В.

13

Петрик М.

14

Пилюгин Д.

15

Полуэктова П.

16

Прокофьева В.

17

Ромахин И.

18

Сафронов Д.

19

Сунаев Д.

20

Тунов Д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по сохранению и укреплению здоровья школьников «Культура здоровья».

Культура здоровья – один из важнейших компонентов общей культуры человека, важное условие для самореализации. Вот почему так важно воспитывать у маленького человека личностные приоритеты здоровь...

Педагогический проект по теме: «Сохранение и укрепление здоровья школьников в условиях введения ФГОС начального общего образования»

Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье, основанное на их заинтересованности в учёбе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенна...

Меры по сохранению и укреплению здоровья школьников.

Материал содержит рекомендации для учителей и родителей....

Выступление на педагогическом совете. Формы работы с семьей по сохранению и укреплению здоровья школьников

С первых дней школьной жизни мы учим детей тому, как сохранить и укрепить своё здоровье, но основы здоровья ребенка закладываются в семье, поэтому большое значение приобретает активное и целенаправлен...

Сохранение и укрепление здоровья школьников: деятельность учителя начальных классов

Ведёхина О.А., учитель начальных классовГБОУ СОШ № 383 Красносельского районаСанкт-ПетербургаСохранение и укрепление здоровья школьников: деятельность учителя начальных классов Здоровьесберегающа...

Статья "Сохранение и укрепление здоровья школьников в аспекте требований ФГОС"

Учитывая тревожную тенденцию снижения качества здоровья обучающихся, проблема сохранения и укрепления здоровья детей в школе в настоящее время приобрела острую актуальность. В соответствии с треб...

Вклад классного руководителя в сохранение и укрепление здоровья школьников, в воспитание у них потребности в здоровом образе жизни.

Самый ценный дар, который человек получает от природы - здоровье. Состояние здоровья детей - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражает ситуацию сегодня и даёт прогноз на будущ...