Опыт самореализации личности подростка в процессе театрального творчества на базе образовательного учреждения.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Цель: доказать, что самореализация подростков средствами театрального творчества в рамках среднего образовательного учреждения возможна.

Задачи:

- определить особенности деятельности образовательного учреждения по вовлечению старших подростков в процесс самореализации средствами театрального творчества;

- определить эффективность влияния театрального творчества на процесс самореализации старших подростков;

- определить перспективы развития самореализации старших подростков  средствами театрально творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samorealizatsiya_sredstvami_shkolnogo_teatra._opyt.doc318 КБ

Предварительный просмотр:

 Опыт самореализации личности подростка в процессе

театрального творчества на базе образовательного учреждения.

Цель: доказать, что самореализация подростков средствами театрального творчества в рамках среднего образовательного учреждения возможна.

Задачи:

- определить особенности деятельности образовательного учреждения по вовлечению старших подростков в процесс самореализации средствами театрального творчества;

- определить эффективность влияния театрального творчества на процесс самореализации старших подростков;

- определить перспективы развития самореализации старших подростков  средствами театрально творчества.

1.1. Первичная диагностика процесса самореализации старших подростков в театральном творчестве.

     Государственное образовательное учреждение гимназия №586 Василеостровского района в 2019 году отмечает свой тридцатилетний юбилей.

Модернизация современного образования, задачи профильного обучения в последние годы расширили спектр образовательных услуг школы. Высокий профессионализм педагогов гимназии и сотрудничество расширяют содержание школьного образования. Наши ученики в зависимости от выбранного профиля изучают основы культурологи, юриспруденции, философии, риторики, изучают естественнонаучные предметы. В систему основного образования включено изучение английского, немецкого и французского языков.

Важное место в концепции гимназии занимают образовательные технологии, цель которых – развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни.

Интерес и комфорт поддерживается не только за счёт первоклассного образования. Гимназия организует жизнь своих учеников и вне уроков.

Гимназия неоднократно отмечалась  грамотами Фонда культуры и творчества, комитета по образованию, районных, муниципальных и других общественных организаций.

Перечень наград говорит о серьёзном внимании к вопросам обучения и воспитания подрастающего поколения.

В гимназии организована система дополнительного образования. Работают спортивные кружки, секции, имеются коллективы художественной направленности.  

В гимназии ведётся экспериментальная исследовательская работа по экологии, которая способствует развитию умения планировать, исследовать, анализировать, делать выводы, принимать решения и прогнозировать. Гимназия тесно сотрудничает с общественной организацией ОС ЭКО, Всероссийской организацией «Зелёная планета», ГУП Водоканал и была награждена ГРАН-ПРИ конкурса публикаций на экологическую тему.

Наряду с разнообразием праздничных событий, в школьной среде образовательного учреждения не было идеи, которая бы объединила учащихся всей гимназии, дала возможность проявить активную позицию, социальное творчество, реализовать своё собственное «Я» на творческом уровне.

Особенно хотелось активизировать деятельность старших подростков. Среди организаторов и участников школьных событий, наблюдался низкий уровень участия старших школьников.

Педагогический коллектив школы, совместно с группой старшеклассников задумались над тем, как привлечь подростков к творческой деятельности, увести с улиц.

Для проверки выдвинутой гипотезы было проведено исследование, состоящее из трёх этапов: констатирующий, формирующий, аналитический.

Ход исследования

I этап – констатирующий:

Констатирующий этап исследования мы разделили на три уровня:

  1уровень первичного исследования: цель исследования  – выявить готовность к самореализации в театральном творчестве, которая выражалась в наличии мотивации.

     Было принято решение объявить конкурс на лучшую идею объединения старших и младших школьников, идею, которая способствовала бы созданию особой школьной среды. (потребности)

В школе был организован сбор предложений. В фойе центрального этажа мы повесили объявления, в котором нами были обозначены предложения творческих событий. Рядом в фойе для сбора предложений был расположен «Ларец мнений и пожеланий». Наибольшее количество голосов было отдано в пользу фестиваля «Весь мир- театр!», который способствовал бы эффективному методу изучения искусства, а именно: театра, литературы, изобразительного искусства, музыки.  

        Таблица 1

Диагностика мотивации к разным видам творческой деятельности

Всего человек

644

100%

Спартакиада

100

18%

Компьютерный ринг

120

22%

Театральный фестиваль

322

60%

      В результате первого уровня исследования мы пришли к выводу, что большинство участников исследования имеют потребность самореализации именно в театральном творчестве.

     Идея театрального фестиваля привлекла внимание и педагогов- предметников, которые активно включились в творческую деятельность с подростками.

Творчество, по мнению педагогов нашей гимназии – это особый вид деятельности, который создаёт качественно – новое неповторимое по форме и содержанию событие школьной жизни.  Театральное творчество- это процесс постижения мира, формирование отношения к жизни, людям через образы, маски. Это процесс, формирующий эмоциональную и коммуникативную культуру, дающий возможность проявить себя, реализовать свой творческий потенциал.

В помощь педагогам – предметникам была сформирована инициативная группа из числа подростков старшего школьного возраста, желающих заниматься организацией и координацией фестиваля.

В ходе подготовки фестиваля был проведён педагогический совет на тему: «Театральный фестиваль, как пространство развития творческого потенциала учащихся».    

2 уровень первичного исследования: цель -  исследовать самооценку способностей подростков, желающих заниматься театральным творчеством.

На «Ассамблее старшеклассников» (общее собрание) было принято решение о формировании творческих групп различных направлений: административная группа; актёрская группа ( по 5 – 10 человек от каждого класса); сценарно – режиссёрская, группа сценографов, группа декоративно – оформительская; музыкально – творческая; техническая, группа аналитическая (жюри).   (самооценка)

        Таблица 2

Диагностика мотивации к различным видам театральной деятельности

Всего человек

115

100%

Сценарно-режиссерская группа

10

Административная группа

10

Группа сценографов

10

Группа декоративно-оформительская

15

                                                                                             

                                                                                                           Продолжение таблицы 2

Группа музыкально-творческая

10

Техническая группа

10

Группа аналитическая

10

Актерская группа

40

        

     В результате второго уровня первичного исследования мы пришли к выводу, что все желающие заниматься театральным творчеством смогли оценить свои способности и определиться с выбором той деятельности, где они смогли бы реализовать свои творческие способности.

      Разработанный под руководством педагогов проект «Весь мир – театр» был направлен на создание условий для реализации творческого потенциала старших подростков.

Были предложены методы участия старших подростков в фестивале: выполнение творческих заданий; обучение навыкам театрального искусства, анкетирование, показ и анализ творческих достижений.

Все исследовательские методы были направлены на создание условий для самореализации старших подростков в театральном творчестве.

3 уровень первичной диагностики: цель– выявление причин низкого уровня мотивации у подростков не желающих заниматься театральным творчеством.

    Для участия в исследовании были выбраны две группы подростков. Первую группу (30 человек) составили подростки, выразившие желание заниматься театральным творчеством. Вторую группу (30 человек) – не выразившие желание заниматься театральным творчеством.

 Для диагностики была разработана анкета, включающая 10 вопросов (анкета прилагается).

 В обеих группах было проведено анкетирование.

 Результаты анкетирования:

        Таблица 3

Диагностика причин отсутствия мотивации к занятиям театральным                                   творчеством

       

1 группа

2 группа

    Желание заниматься театральным творчеством

100 %

-

    Наличие способностей к театральной деятельности

60%

-0%

    Наличие способностей к другим видам творческой      деятельности

10%

30%

    Не обладают творческими способностями (по мнению подростков)

30%

70%

 

     Таким образом, было определено, что подростки первой группы имели желание, но не могли его в полной мере реализовать. Подростки второй группы не хотели заниматься театральным творчеством, так как, по их мнению, не обладали театральными способностями.

Вывод:

      В результате первичной диагностики мы пришли к выводу, что процесс самореализации подростков в театральном творчестве возможен в нашей гимназии, если  для этого будут созданы определённые условия.

1.2. Особенности деятельности образовательного учреждения по вовлечения старших подростков в процесс самореализации средствами театрально творчества.    (вторичная диагностика)

.

Педагогический коллектив, администрация и родительский коллектив гимназии определили, как один из путей решения проблемы, интеграцию воспитательной и образовательной деятельности, путём театрального фестиваля, как первый опыт объединения учащихся всех возрастов. Безусловно, организационная и координирующая деятельность возлагалась на старших подростков, которые также явились участниками фестиваля, на педагогов и родителей.

При реализации проекта мы наблюдали за выполнением творческих заданий:

- заинтересованное отношение подростков к выполнению творческих заданий;

- активность при включении в творческую деятельность;

- индивидуальный подход к выполнению творческих заданий;

- желание добиться успеха

II Этап Формирующий:

Идея фестиваля -  объединение старших и младших школьников для совместной творческой деятельности.

Цель фестиваля -создать условия для самореализации и самопознания учащихся образовательного учреждения средствами театрального творчества.

Задачи фестиваля:

 - активизировать учащихся в сфере свободного времени;

- повысить интерес учащихся к художественной литературе, музыке, изобразительной деятельности;

- определить возможности учащихся в различных видах творческой деятельности.

     Театральный фестиваль «Весь мир – театр!» проводился для всех учащихся гимназии с 1 по 11 класс. В сентябре месяце формировались творческие коллективы. Параллельно формировались режиссёрские группы и группы содействия (помощники режиссёров, музыкальное оформление, декораторские мастерские). Ребята репетировали свои выступления, в этом им помогали педагоги предметники (учителя литературы, музыки, информатики). Во время репетиций ребята стали привыкать к сцене, научились работать с микрофоном. Преподаватель сценического искусства обучала ребят правильному поведению на сцене во время выступления, а также готовила к работе ведущих.

    Руководитель проекта составлял расписание репетиционного процесса.

В указанный срок руководителю проекта были сданы заявки, которые, в свою очередь, были переданы бухгалтеру для составления сметы каждого театрального представления.

За несколько дней до начала фестиваля была составлена программа порядкового выступления участников.

     В первый день фестиваля была представлена программа начальной школы. Во второй и в третий дни свою программу представили  учащиеся 5-8 классов. В течение трёх последующих дней выступали учащиеся 9-11 классов.

Репертуар фестиваля включал: фольклорные произведения (народные сказки; потешки, небылицы), авторские сказки и басни (А.С.Пушкин, Г-Х. Андерсен, Шарль Перро, И.А.Крылов и т.д.) - начальная и средняя школа; спектакли по произведениям русской классики (Н.В.Гоголь, А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, М.Ю.Лермонтов и  т.д.),   музыкально-поэтические    композиции    на     стихи (А.А. Ахматовой, С.А. Есенина, А.А. Блока и т.д.).

 Также фестиваль включал вокальные и групповые исполнения песен и танцев, показ шуточных пародий, исполнение произведений музыки на различных музыкальных инструментах. На фестиваль ребята пригласили своих друзей и близких. В зале было большое скопление народа, порой не хватало мест, но никто не уходил. Праздник прошёл в тёплой дружеской атмосфере. Выступающих приветствовали, искренне и доброжелательно поддерживали овациями.  

По окончании фестиваля жюри подвело итоги. Театральные коллективы оценивались по следующим критериям:

-активная субъектная роль участия в спектакле;

-артистизм - создание образа;

-создание музыкальной партитуры к спектаклю и её соответствие содержанию;

-использование художественно – выразительных средств.

     Участники были награждены в номинациях: «Лучший актёр фестиваля», «Лучший голос фестиваля», «Лучший костюм фестиваля», «Лучшее художественное оформление спектакля», «Лучшее музыкальное оформление спектакля», «Лучший музыкант фестиваля», «Юморист фестиваля», «Приз зрительских симпатий».

   Но самое главное, что на фестивале не было победителей и побеждённых, каждый участник был отмечен и награждён медалью «За участие в фестивале «Весь мир – театр!».

III Этап  Аналитический:

Целью аналитического этапа было выявление результатов творческой активности участия подростков в театральном творчестве.

При повторном анкетировании подросткам было предложено ответить на те же вопросы, что и в начале исследования. Полученные данные позволили провести сравнительный анализ этапов:

        

                                                                    Таблица 4

Диагностика результатов творческой активности участия подростков в театральном творчестве

Констатирующий

  1гр.             2гр. 

Аналитический

  1гр.           2гр.

Желание заниматься театральным творчеством

                                         

 100%           _          

100%             40%

Наличие способностей

 60%             0%

  80%             20%

Подростки были вовлечены в активную творческую деятельность. У большинства подростков изменилось отношение к театральному творчеству, путём выявления имеющихся способностей.

У подростков первой группы самооценка выросла на 19%, у подростков второй группы на аналитическом этапе появилась  мотивация, желание заниматься театральным творчеством и достичь значительных результатов. У подростков первой и второй группы заметно выросла потребность в самореализации в других сферах творческой деятельности.

На основании итогов фестиваля «Весь мир - театр!» возникла идея комплексного подхода к проблеме самореализации подростков в процессе театрального творчества.

     Эта идея воплотилась в организации клубного объединения -  творческого союза подростков, которые объединились с целью проведения в школе тематических праздников, спектаклей, конкурсов, салонов, авторских проектов средствами театрализации.

Основной задачей союза, было включение в творческую деятельность подростков второй группы.                

Организация творческого союза «Скворечник», на базе образовательного учреждения была обусловлена необходимостью создания такого социально-культурного пространства, в котором бы подростки ощущали себя максимально комфортно как в творческой, так и в эмоционально-духовной сфере, так как одной из важных задач педагогов явилось привлечение в союз «трудных» подростков, подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Театральный фестиваль «Весь мир - театр!» стал неким ключом к сердцу юных актёров и зрителей и «заразил» идеей творчества даже тех подростков, которые являлись пассивными зрителями и не имели желания заниматься творческой деятельностью.

Основным ядром творческого союза стали те подростки, которые приняли участие в театральном фестивале «Весь мир – театр!»

                                                                                           

Структура творческого союза «Скворечник»

К организации творческого союза подключились педагоги предметники, которые взяли на себя руководство творческими группами, стали для подростков наставниками и оказали огромную помощь и поддержку деятельности творческого союза «Скворечник»:

Но, помимо взаимодействия и взаимопроникновения между творческими направлениями деятельности союза, каждый подросток из группы может участвовать в совместном проекте с основным составом союза, не взирая на уровень подготовки, на пути освоения умений и навыков в различных формах творческой деятельности.

      Сегодня, каждый подросток в силу своего желания, материального благосостояния, индивидуальных особенностей развития, имеет свои ценностные ориентиры (технократического, гуманистического или антропологического типа). Подросток, попадая в наш творческий коллектив с уже сложившейся гуманистической направленностью, поэтому возникает необходимость в согласовании ценностных позиций и установок подростков, педагогов и родителей. Для этого происходят индивидуальные встречи с ребятами и их родителями. Родители привлекаются к совместной деятельности в союзе: спонсорская помощь, творческая помощь в художественном оформлении спектаклей, (изготовлении костюмов и реквизита), участие в выездках, экскурсиях, массовых досуговых событиях школы.

Показателем у подростков ценностно-гуманистической позиции являются отношения в творческом коллективе – между ребятами, педагогами, родителями, а также сверстниками.

Театрализация - тоже игра, та самая сюжетно-ролевая игра. Ученики вживаются в роль и дополняют своими чувствами исторические факты. Театрализация даёт возможность ребёнку играть, позволяет доиграть недоигранное.

Театрализация учит видеть за событиями и явлениями конкретных людей, человеческие переживания и чувства человека-сомнения, ликования, возмущение.

Подростки творческого союза являются помощниками педагогов-предметников. Ребята получают заявки и готовят театрализованную миниатюру на 10-15 минут. Технологический процесс подготовки к мини-спектаклю проходит при поддержке руководителя союза. В процессе игры на уроке, «актёры» включают в процесс учеников и педагога, давая возможность им импровизировать.

В тех классах, где использовалась на уроках театрализация, можно заметить и ещё один важный момент: они более управляемы и организованы, чем классы, где театрализации не было.  

          В перспективных планах союза, создание мастер-классов по оформлению пространства с привлечением преподавателей изобразительного искусства и трудового обучения, организация встреч с деятелями искусств Санкт-Петербурга (актёрами, режиссёрами, музыкантами).

Руководитель творческого союза ставит на занятиях проблемные ситуации, учащиеся, сталкиваясь с вопросами проблемного характера, включаются в познавательный процесс и пытаются тем или иным способом разрешить данную ситуацию.

Это не отменяет необходимость использования методов объяснения и беседы, но очень важно научить подростков самостоятельно мыслить и, когда у учащихся возникает потребность в познании, в поиске ответов на поставленные вопросы, они стремятся осмыслить изучаемые результаты.

Работая над спектаклем или литературными композициями, посвященными Великой Отечественной войне, подростки знакомятся с множеством произведений (прозой, поэзией) о войне.

Работая над образом, происходит осмысление подвига соотечественников. Устное народное творчество даёт возможность подросткам соприкоснуться с традициями своего народа, напевностью русского языка, воспитывает уважение к прошлому.

Педагоги – предметники, занимающиеся с подростками театральным творчеством, разработали принципы на которых базируется постижение подростками театрального искусства.

       1) Принципы творческой активности

Важнейшее значение в реализации этого принципа имеет умелое использование разнообразных приёмов, способствующих возбуждению потребности интереса к овладению знаниями. Необходимо приучать учащихся к постановке вопросов, как перед руководителем союза, так и для самостоятельного ответа и решения этого вопроса.

2) Принцип  цикличности.

Этот принцип отражает ту особенность обучения, в соответствии с которой овладение знаниями, умениями, навыками достигается только тогда, когда они обстоятельно осмыслены, хорошо усвоены и продолжительно сохранены в памяти.

3) Принцип наглядности.

     Основными характеристиками внутренней среды творческого союза «Театральная палитра» мы считаем: разнообразие, богатство возможностей, открытость, комфортность, диалогичность, недирективность, духовную и эмоциональную насыщенность, толерантность, естественность, востребованность творчества, наличие свободных зон развития и клубного пространства, сохранение и культивирование традиций.

Важную роль в пространстве, где проходят репетиции событий и спектаклей играют символы творческого союза  – это эмблема:  две греческие маски трагедии и комедии на фоне яркой радуги.

Педагоги и ребята стремятся сделать творческий союз «Скворечник» тёплым уютным «домом», чтобы каждый подросток почувствовал себя нужным, имеющим большое значение в общем творческом процессе.

Социальные связи театра осуществляются через взаимодействие с социокультурой города – театры, музеи, выставки, библиотеки, дома и дворцы творчества.

Творческий союз даёт возможность заложить в сердце подростка крупицу будущей большой любви к прекрасному миру искусства. После каждого посещения театра проходят беседы-обсуждения увиденного, во время которых каждый может выразить свою точку зрения.

Размышляя с подростками после посещения театра, нам предстоит: воссоздать атмосферу спектакля и помочь тем самым как бы вернуться в театр; наполнить более глубоким смыслом отдельные сцены и образы; обратить внимание на то, что осталось незамеченным, не привлекло внимания, но значимо для творческого понимания спектакля, постижения неповторимой образности данного спектакля; превратить принцип воссоздания в главный способ общения после спектакля, наиболее адекватной природе театра.

Деятельность творческого союза в разные временные периоды подтвердила изначальные установки: осуществляемая работа ведёт к формированию такой социально-культурной среды, такого пространства, которое даёт возможность подростку удовлетворить свои творческие потребности в различных творческих направлениях и самореализоваться как творческая личность.

Через организационный творческий процесс, досуговую деятельность, социально-культурная среда творческого союза «Скворечник» воздействует на самореализацию подростков каждым своим компонентом: социально-культурными событиями (спектаклями, творческими экзаменами и т.д.); организацией пространства студии (оформление зала, декораций и т.д.); внутренними и внешними социально-культурными связями.

Реализация творческих способностей подростков старшего школьного возраста с учётом их возрастных особенностей – одна из главных задач творческого союза «Скворечник».

          Сцена (актовый зал) школьного творческого союза является благоприятной почвой для самовыражения и самореализации подростков старшего школьного возраста, проявления (порой демонстрации) ими творческих возможностей, реализации огромного энергетического потенциала.

1.3. Эффективности влияния театрального творчества на процесс

самореализации старших подростков.                                

         Результативность деятельности педагогов по созданию условий для процесса самореализации подростков в творческом союзе «Скворечник» мы оценивали по следующим критериям:

1. Обнаружение подростком своих новых способностей, проявляющихся в той или иной деятельности.

2. Разнообразие видов деятельности, в которых участники творческого союза смогли себя реализовать.

3. Раскрытие этих способностей не только в рамках творческого союза, но и за его пределами.

Для оценки результативности деятельности педагогов по созданию условий процесса самореализации нами выбраны несколько исследовательских методов:

-метод наблюдения;

-метод интервьюирования;

-метод анкетирования.

          Для анкетирования было сформировано две группы:

- посещающие творческий союз в течении года.

 - не посещающих творческий союз в течении года.

Анкетирование позволило нам определить, какая часть подростков 9-11 классов за один учебный год, вступивших в творческий союз «Театральная палитра» и не вступивших, смогла обнаружить в себе и раскрыть  новые способности (таб.2).

        Таблица 5

Диагностика выявления творческих способностей у подростков

Посещают творческий союз «Скворечник»

Не посещают творческий союз «Скворечник»

Всего человек

     30

  30

Обнаружили и раскрыли свои новые творческие способности в театральной деятельности

     90%

   10%

                                           

Приведённые в таблице данные свидетельствуют, что большинство подростков, вступивших в творческий союз, где создавались специальные педагогические условия, смогли выявить в себе новые способности.

В группе подростков, которая не посещала творческий союз этот процент значительно ниже. Безусловно, некоторые педагогические условия, благоприятствующие процессу самореализации подростка, создавались и там. Однако в большей степени здесь лидировал процесс обучения, а, следовательно, большинство подростков были лишены возможности самореализации во время учебной деятельности в силу неуспеваемости или иных причин.

          Кроме того, анкетирование позволило получить информацию о разнообразии тех видов деятельности, в которых смогли реализовать себя исследуемые нами подростки. Были предложены по следующим показателям:

       

  Причём почти всем участникам творческого союза удавалось реализовать себя сразу в нескольких видах деятельности (таб.3).

        Таблица 6

Диагностика реализации способностей в различных видах деятельности

     1

     2

     3

     4

     5

    6

Творческий союз «Скворечник»

посещают

   90%

   70%

   50%

   40%

 90%

 40%

Творческий союз «Скворечник»

не посещают

  60%

   10%

   40%

  10%

 30%

 20%

№5 Реализовали себя в художественном творчестве: 

                    посещают        не посещают

 Анализ ответов подростков на вопросы анкеты, интервью с ними позволяют сделать вывод, что у многих подростков имелись некие барьеры для самореализации – и в общении, и в творчестве, и в познавательной, и в организаторской, и в общественно- полезной деятельности. Вот типичные высказывания подростков о том, что им было ложно сделать: «выступать перед аудиторией без опасения», «не боясь выйти на сцену», «без боязни спеть с всеми песню», «сделать свой выбор», «быть не стеснительной», «находить общий язык с людьми разными по возрасту, по статусу мировоззрениями», «быть частью команды, где от тебя зависит успех дела», «выучить роль», «следить за музыкальным оформлением во время спектакля и ничего не перепутать».

Для нас принципиально важно, что подросток смог увидеть, в какой деятельности о реализовался, какие препятствия ему удалось преодолеть, что этому помогло. Подростки отмечают: «Стала более раскованной в кругу людей», «стала ближе к обществу», «стала немного терпеливей», стал более ответственно относится к порученному делу», «понять, что и мне могут аплодировать», «появился интерес к театральной деятельности», «решил поступать в театральный институт», «бросил курить».

Результаты анкетирования подтверждены и нашими наблюдениями за подростками. На момент их вступления в театральный союз у многих отмечен скептический настрой. Руководитель союза не должен лишать таких подростков возможности осознать значимость происходящего, напротив, это одна из задач педагога, привлечь «трудных» подростков заинтересовать творческим процессом. Досуг – дело добровольное. Создание педагогом необходимых условий, познание первого успеха, пусть незначительного, но такого, которого подросток не знал в повседневной жизни, определяет дальнейшее пребывание подростка в творческом коллективе.

Со временем большинство подростков становятся увереннее, раскованнее, общительнее, терпимее. Они активно участвуют в творческих событиях школы, смелее отстаивают свои позиции в решении личностно – значимых задач, становятся инициаторами новых идей и организаторами собственных проектов.

Проведённый нами анализ ответов подростков на вопросы анкеты позволил выяснить также, какие особенности деятельности руководителя творческого союза (педагога – психолога, социального педагога, музыкального руководителя) помогают подростку реализовать себя. В первую очередь, это:

- умение взрослых общаться с подростками - 36% отмечает это («мы с ними общаемся наравне, как со своими сверстниками, и они могут поддержать любой разговор», «здесь все на равных и могут сделать так, как предложу я, а не навязывать своё мнение» и т.д.).

- умение взрослых создавать особую «ауру», «атмосферу», «обстановку»- 24% отмечают это («атмосфера добра, простодушна, открыта», «неформальная обстановка», «здесь одна большая семья», «чувствуется дух единства», «создают атмосферу доверия и взаимопомощи» и т.д.).

- взрослые обеспечивают творческий характер любой деятельности в творческом союзе - 23% отмечают это («они нас учат чему-то особенному интересному», «они не ограничиваются, ими движет фантазия» и т.д.).

- особая позиция близости детству – 25% опрошенных подростков отмечают это («они попадают в «наш мир» и становятся его обитателями», «они становятся одними из нас, частичкой нас», «мы сравнялись в возрастах, нашли среднюю грань между нами и ими»). Способность взрослых играть, смотреть на мир глазами подростка, быть с ними наравне, сохранить в себе «детскость», нам представляется важной и существенной в создании условий для самореализации подростков.

Подростки же, не вступившие в творческий союз «Скворечник», в основном отмечают только личностные положительные качества педагогов: («классные, весёлые, красивые», «добрые

За период существования творческого союза «Скворечник», поступили в театральные высшие учебные заведения 4 человека.

Таким образом, мы рассматриваем деятельность творческого союза «Театральная палитра» как пространство для совместной деятельности субъектов по согласованию ценностей и смыслов, на основе которых возможна самореализация личности подростков старшего школьного возраста.

1.4. Перспективы развития самореализации старших подростков средствами театрального творчества.

Включение театральной деятельности в систему воспитания школы создаёт условия для комплексного и интенсивного воздействия на процесс развития личности подростков старшего школьного возраста, её ценностных ориентаций.

1.   Рассматривая перспективы самореализации старших подростков средствами театрального творчества, творческий союз «Скворечник» предлагает программу театральных событий, построенный на основе целостного подхода к воспитанию и использованию широких возможностей театрального творчества.

        Цель программы – создать условия для самореализации личности подростков старшего школьного возраста средствами театральной деятельности.

Задачи программы:

- активизировать подростков в   сфере  организации   социально-культурной  и

  образовательной среды образовательного учреждения;

- способствовать развитию креативного (творческого) потенциала подростков;

- создание эмоционально-привлекательной среды школы;

- формирование коммуникативной культуры.

2. В качестве методических рекомендаций по включению подростков в социально – культурное событие руководителем творческого союза  «Скворечника» предлагаются технологии, состоящие из нескольких этапов:

I Этап:

 -  отбор ценностей, смыслов каждого мероприятия; определяются идеи конкретного события;

II Этап:

 -      планирование предстоящего события. Включаются в работу творческие группы для подготовки и проведения события – группа разработки и написания сценария. Группы разработки эскизов, группы художественного оформления события, группы музыкального оформления события и др.

II   Этап:

-деятельностный – создаётся сценарий, готовятся костюмы, художественное и музыкальное оформление и т. д. Работа над сценарием определяется выбранным материалом, но ей обязательно предшествует текст. Приёмы погружения в условную среду, в соответствии с замыслом и избранной темой, многообразны, и их выбор определяется не столько особенностями материала, сколько качествами личности руководителя творческого союза, его эрудицией. Стилем педагогического общения, способностью «чувствовать» подростковый коллектив.

    Работа над сценарием. Репетиционный и постановочный процессы осуществляются совместно подростками и руководителем союза.

   В постановочный процесс входит:

-    подбор и анализ репертуара;

-  подбор и обсуждение пьесы (сценария);

-  изготовление и монтировка декораций;

-  световое и музыкальное оформление;

-  сводные репетиции; выпуск спектакля.

    Репетиционный процесс осуществляется в разных формах:

-   индивидуальные репетиции;

-   репетиции по отдельным сценам;

-   репетиция с неполным составом;

-   сводные репетиции полных составов;

-   генеральные репетиции.

IV   Этап:

-   проведение социально – культурного события: выпуск спектакля, проведение праздника и т. д.

V    Этап:

- аналитический. Обсуждение проделанной работы проходит в форме дружеской непосредственной беседы, где используется метод констатирующего анализа деятельности союза. В видеозале образовательного учреждения осуществляется просмотр видеозаписи выступления. Подростки фиксируют плюсы и минусы спектакля, Каждый даёт характеристику собственной работе.

3.  В качестве методических рекомендаций предлагается руководителем творческого союза предлагается алгоритм создания социального спектакля:

1.Выбора координатора, режиссёра и лидера проектной группы.

2. Собрание групп творческих лидеров.

3. Выработка концепции постановки, определение целевой группы спектакля.

4. Выбор и обсуждение темы.

5. Проведение семинара – тренинга по выбранной тематике:

-   получить информацию;

-   сформировать своё отношение к проблеме;

-   создать «чувство команды» и одинакового понимания проблемы.

6.  Создание несколько разных микросценариев.

7.  Выбор сценария и подробное отражение темы.

8.  Собрание инициативной группы и объединение всех удачных идей в один динамичный текст.

9.   Подбор стихотворений, шуток, анекдотов, слоганов, девизов, фраз к спектаклю.

10.   Выбор песен и определение музыки сопровождения.

11. Первое чтение сценария. Общее обсуждение и внесение поправок и дополнений.

12.   Индивидуальные доработки сценария.

13. Вторичное прочтение вслух сценария с музыкальными вставками, поэтическими строками.

14. Обсуждение макетов декораций, определение цветового решения спектакля, подбор костюмов.

15.   Репетиции (3-4 раза в неделю по 2,5-3 часа).

16.  Внесение корректив по ходу репетиций с учётом мнений всех участников (актёров, режиссёра, сценариста, художника).

17. Генеральная репетиция.

18. Обсуждение спектакля с небольшой группой зрителей и участников.

19.   Доработка сценария (внесение дополнений).

20. Окончательная подготовка спектакля.

21.   Подготовка к премьере:

-   приглашение зрителей;

-   разработка оценочных анкет.

22.   Премьера спектакля.

23.   Опрос зрителей, участников, постановщиков.

                                                                             

Заключение:

Таким образом, изучив опыт самореализации личности подростков старшего школьного возраста средствами театрального творчества за три года исследования

- был создан творческий союз «Скворечник» с целью комплексного подхода к самореализации подростков старшего школьного возраста средствами театрального творчества;

 - созданы условия для творческого самовыражения, саморазвития и самореализации подростков старшего школьного возраста;

- при многообразии возможностей театральной деятельности каждый находит для себя в творческом союзе   индивидуальное воплощение своих талантам:              

в художественном направлении; в драматическом направлении; в музыкально – вокальном направлении; в техническом направлении; в литературно – поэтическом направлении; в кукольном направлении;

- создана система социально – культурных событий в пространстве образовательного учреждения;

- определены перспективы дальнейшего использования средств театрального творчества для самореализации подростков старшего школьного возраста.

 Библиографический список используемой литературы

1.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.-М.: Наука, 2000.-351 с.

2. Ариарский М.А. Прикладная культурология.-М.: Анатомия.-1990.-С.50.

3.Баргенев М., Михайлова А. Современные дети в мире театра.// Актуальный диалог.- Искусство и образование.-1998.-№4.-С.74-80.

4.Бахтин Н. Детский театр и значение его для народной школы// Художественно-педагогический журнал.-1914.-№2.-С.23-26.-№3.-С.36-38.

5.Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И.Фельдштейна.-М.:Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК»; 1995.-352с.

6. Буткевич А. Воспитатательное значение детского театра // Воспитание и обучение.-1909.-№5.-С.145-158.

7.  Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические соч. ТL-М..1979.-С.30.

8. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность// Педагогика.-1999.-№3.-С.37-43.

9. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание/ Пер. с англ.-М.: Прогресс, 1986.-422с.

10.Бояджиев Г.Н. Театр эпохи Возрождения., изд.»Просвещение» М.:-1971.-С.28-30.

11. Вахромов Е.Е. Психологическая концепция развития человека. Теория самоактуализации: Учеб. Пособие/ Е.Е. Вахромов.-М.: Междунар. Пед.акад.. 2001.С.58.

12. Взаимодействие и синтез искусства.-Л: Наука, 1978.-269с.

13.Вопросы детского театра// Вестник театра.-1919.-№19.-С.5-6.

14. Всеволожский В.Н. Театр дома и в школе. Руководство к постановке/ Бесплатное приложение к№1 «Родинка»:-СПб.,1912.-48с.

15.Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте.-СПб.: СОЮЗ, 1997.-96с.

16. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском творчестве.-М., 1991-25с.

17. Всеволодский (Гернгросс) В.Н. История театрального образования в России: В 2 томах. Том1 (XIII-XVIII в.в.).-СПБ.: Издание Дирекции Имперских театров, 1913.-436с.

18. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения.-М.: Педагогика, 1986.-476с.

19. Генелин Е.Р. Школьный театр. Программа обучения детей основам сценического искусства, сайт: htt:lleganelin:Spb.ru

20. Гершунский Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования.// Педагогика.-2003.-№10.-С.4-6.

21.  Дахин А.Н. Познание начинается с удивления, Школа технология, 1999.-№1-2.-С.74-80.

22.  Диагностика и развитие актёрской одарённости.-Л.-1986.-С.5-6.

23. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей.-М.: Academia-1996.-С.68-70.

24. Ершов А., Гутина О. Театральная культура школьной педагогики. Народное образование, 1999.-№6.-С.77-107.

25. Жулев В.В. Дети-актёры от Бога. Управление школой: прил.к газ. «Первое сентября»- 2000-№17.- С.12.  

26.  Калинаускас С. Наедине с мором./М, 1986.-С.32.

27. Канн-Калик В.А. Как овладеть элементами театральной педагогики/ в кн. «Учителю о педагогической технике»/ М.:Педагогика.-1987.-С.87-107.

28. Кияновский А.А., Санько С.Н. Школьный театр в начальной школе.- М.: «Чистые пруды.»-2007.-С.1-5

29. Князева М.Л., Вирен Г., Климов В. Театр и зритель.М.,1980.-С.68.

30.  Левин В. Искусство быть собой.-М.:Знание-1991.-С.256.

31.  Марченко Т.А. Театр воспитывает. М.,1976.-С.13-14.

32.  Маслоу А.Г. Мотивация и личность/ Пер. с англ.- СПб.: Евразия, 1999.-478с.

33.   Методическое пособие// Санкт-Петербург.-2005.-С.43-45.

34. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику.-М.:Институт пактической психологии.-1997.-365с.

35. Новицкий П. Принципы детского театра// Культура театра.-1931.-№5.-С.5-7.

36.Опарина Н.А. Педагогическое руководство культурно-досуговой деятельностью школьников-Москва- «Сентябрь»-2007.-131.

37. Острогорский В. Выразительное чтение как учебный процесс среднего образования.-  СПб.-1883.-33с.

38 Основы Системы Станиславского: Учебное пособие/ Авт.-сост.Н.В. Киселёва..В.А.Фролов.-Ростов н/Дону: Феникс.-2000.-128с.

39. Полякова Т.Н. С Гоголем по Невскому проспекту. Театральный проект в школе. Методическое пособие.- СПб.-2005.-с.4-6.

40. Психологическая энциклопедия./ Под ред.Р. Корсини, А.А. Ауэрбаха, Науч. Ред. Пер. на русс. Яз. А.А. Алексеев.-М.-20003.- С105.

41. Реан А.А. Психология человечества от рождения до смерти.-СПб.-2005.-408с.

42. Роль искусства в развитии способностей школьников/ Под ред.Е.К. Чухман.-М.:Педагогика, 1985.-С.102-107.

43. Рубинштейн С.Л. Человек и мир? С.Л. Рубинштейн.-М.,1997.-С.26.

44. Романенкова С.П. Педагогические условия процесса самореализации полростка во временном детском объединении: Автореф.дис.на соиск. Уч. Степени канд. пед . наук: 09.о4.07/ Моск.гос.Ун-т.М..2007.140 с.

45. Серова Т.А., Муштавинская И.В. Образовательное пространство гимназии. Выпуск№1: «Руководство и развитие»//СПб.-2002.-С.16.

46. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъектности.-М.:»Искусство»-,1980.-43с.

47.. Станиславский К.С.Работа актёра над собой.-ч.1,2.-М.-1951.-С.56.

48. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве.-М.:»Искусство»,1980.-41с.

49.Столович Л.Н. Жизнь-творчество-человек: Функции художественной деятельности.-М.-1985.-С.8-9.

50.Самоотношение как основание, самоопределение, самооценка, самоорганизация, самореализация, самоопределение, самовыражение.- Мир психологии.М.:Просвещение.-2005.-№№.-С.43.

51. Сетрукова Л.А. Театральная педагогика в школе.-М.:Педагогика, 1996.-№4.-С.121-122.

52. Теплов Б.М. Способность и одарённость./ Б.М.Теплов.-Т.2.-2003.-С.-12-14.

53. Театр в школе, Пед. Чтения.-М.:Педагогика,1958.-140с.

54. Театр в школе// Альманах.-СПб.: Лицей,1999.-IIIc.

55. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в среде досуга. СПб, 1997.-С.15-16.

56.Толстых А.В. Гуманитарное образование и актуальные проблемы эстетического воспитания. Педагогика, 1996.-№4.-С.9-13.

57. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены.-Л.1984.-С.60.

58. Чухман Е.К. Театр в школе// Искусство в школе.- 1993.-С.4-5.

59. Чухман Е.К. Интерес к театру как фактор формирования художественно-творческих способностей школьников// М.: Педагогика.-1985.-С.24-28.

60. .Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения :В2т. Т.1.Бодрая жизнь.-М.:Педагогика,1990.-С.-127-135.

..

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предоставление детям качественной коррекционно-педагогической помощи в образовательном учреждении на базе класса КРО

Одними из мер, изложенных в  «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», утвержденной  Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761, в разделе «Доступность ...

Формирование личности подростка в учреждениях дополнительного образования

Формирование личности  подростка  в учреждениях  дополнительного образования...

Приказ № 155 от 30.03.2015 "О подготовке к семинару на базе образовательного учреждения "

О подготовке к семинару на базе образовательного учреждения....

Приказ № 298 от 10.05. 2015 "О подготовке к семинару на базе образовательного учреждения"

О подготовке к семинару на безе образовательного учреждения....

Приказ от 02.03.2016 "О подготовке к семинару на базе образовательного учреждения( региональная площадка"

О подготовке  к семинару на базе образовательного учреждения"(региональная площадка)...