ТЕМАТИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ « Развитие орфографической зоркости »
консультация на тему

Холодилова Татьяна Михайловна

ТЕМАТИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

« Развитие орфографической зоркости »

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

« Развитие орфографической зоркости »

С 1

Школа… Мы часто слышим расхожее мнение о том, что школа не может помочь родителям и детям справиться с проблемами, поджидающими их именно в этом учреждении.

Не может помочь или не хочет этого делать? О школе в целом говорить нельзя, ведь эту помощь оказывают те, кто работает в ней. Мы кому пытаемся помочь? Себе? Ученикам? Родителям? Скорее всего, пытаемся помочь сразу всем, думая, что помогаем себе.        

С 2 Я пробую организовать сотрудничество, т.к. оно предполагает заинтересованность всех сторон при продуктивном взаимодействии.

 

                                   УЧЕНИК

цели, задачи, содержание                                                 взаимопомощь,  

                                                                                           взаимоподдержка

        

УЧИТЕЛЬ                                                                РОДИТЕЛЬ

             

                                    информированность

Такое сотрудничество позволяет нам получить в союзники родителей и дольше удерживать желание учеников учиться в школе. А успехи учащихся радуют нас, учителей, и вас, родителей.

Так кому же мы помогаем? Себе? Ученикам? Родителям? Вопрос остается открытым. У каждого свой ответ. Но самое главное, что всем нам от такого сотрудничества чуть лучше, чуть теплее, чуть уютнее. И тогда школа сможет помочь детям и родителям успешно справиться с проблемами.

Никогда вопросов глупых

Сам себе не задавай,

А не то еще глупее

Ты найдешь на них ответ.

Если глупые вопросы

Появились в голове,

Задавай их сразу взрослым.

Пусть у них трещат мозги.                 (Григорий Остер)

С 3 Очень часто ребенок обращается за помощью к вам,  родители. Наша задача помочь вам быть компетентными в вопросах обучения и воспитания. Тема  сегодняшней консультации « Развитие орфографической зоркости »

С 4 На доске:      шляпа, кукла, рак, волк, стол

Эти слова не дают повода для ошибок, т. к. ни один звук нельзя произнести иначе, каждая буква соответствует звуку. Такие слова можно назвать

С 5 «ЗЕРКАЛЬНЫМИ». Но в русском языке гораздо больше

  « НЕЗЕРКАЛЬНЫХ» слов. В них не все звуки соответствуют буквам.

С 6 На доске:  ворона, кусочек, ель, лиса, бежала, сыр, плутовка, дух, глазки, сказки, сестрица, перышки.

Задание: найти и выписать «зеркальные слова»

С 7 Проверяем

         В русском языке гораздо больше «НЕЗЕРКАЛЬНЫХ» слов, в которых произношение расходится с написанием. И от них не всегда спасает знание правил. Все как будто знаешь, а ошибки «растут», как грибы после дождя. Видимо, нужно что-то еще!

ЧТО ЖЕ? ЗОРКОСТЬ!

Моряку, ястребу, охотнику, снайперу – ЗОРКОСТЬ ГЛАЗ.

А  в сказке французского летчика и писателя Антуана де Сент- Экзюпери «Маленький принц» на прощание Лис открыл Маленькому принцу свой секрет. Он сказал: «ЗОРКО ОДНО ЛИШЬ СЕРДЦЕ. САМОГО ГЛАВНОГО ГЛАЗАМИ НЕ УВИДИШЬ». ЗОРКИМ бывает еще и УМ. Он помогает глазу увидеть трудные места в словах.

Про тех, кто видит в слове трудные места, говорят, что у них есть ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ.

      В чем-то эти люди похожи на … настоящих грибников. Давайте вспомним, как собирают грибы, ведь от этого зависит «грибная удачливость»:

  • Первые ходят и ждут, когда грибы попадутся им на глаза. На их пути немало грибов останется незамеченными.
  • Другие старательно обшаривают каждый кустик… Могут потратить напрасно немало времени.
  • Третьи знают, где любят расти грибы!

Чтобы писать грамотно, нужно знать « грибные места» для ошибок.

С 8  Это МОРФЕМЫ, т.е. части слова: приставка, корень, суффикс, окончание.

Давайте дадим ему название.

  • Место, где может возникнуть пожар?

( ПОЖАРООПАСНОЕ)

  • Место, где может произойти взрыв?

( ВЗРЫВООПАСНОЕ)

  • Место, где может возникнуть ошибка?

 ( ОШИБКООПАСНОЕ)  С 9

Чтобы видеть ошибкоопасные места, надо понимать, почему они возникают. Для этого узнаем тайну ФОНЕМЫ, т.е. ЗВУКА.

                                                                               

                                 

С 10                              Определяем позиции

сильная позиция                                  слабая позиция

для гласных –                                         для гласных -    

под ударением                                        без ударения

для согласных –                                     для согласных -

перед гласными  или                            на конце слова  или

перед звуками-                                       при стечении  

«волшебниками»                                   согласных звуков

  (р, л, м, н, й, в)

С 11  Сегодня разберем ТРИ основные орфограммы, которые чаще других встречаются у учащихся.

С 12  ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ

Вспомним  ошибкоопасные места:

  • при стечении согласных
  • на конце слова

С 13 На доске: ПТАШКА, ЖИРАФ, БУМАЖКА, СОСЕД, РЕЗЬБА, ХОДЬБА, ВЕЗТИ, НЕБОСВОД, СКАЗКА, ДОРОЖКА

Задание: подчеркнуть ошибкоопасные места.

 С 14 Проверка

                                     

                                         

                                           С 15   Составим СВОД ЗАКОНОВ:

                                                      ОПРЕДЕЛЯЕМ ПОЗИЦИИ

                                  сильная                                     слабая

(перед гласными или                                             (на конце слова или  при

перед «волшебниками»                                        стечении согласных)

Р,Л,М,Н,Й,В

Вывод: звук в сильной                                               Вывод: ставлю перед

позиции – пишу,                                                          «волшебниками» или

как слышу.                                                                    перед гласными.

                                                                                        (т.е.подбираю проверочное

                                                                                         Слово)

     

С 16 На доске: КРУЖЕЧКА, БЛЮДЦЕ,  КНИЖКА, КНИЖНЫЙ, КНИЖЕЧКА,  СЛОВО, ЗАКЛАДКА, ГРЯЗНЫЙ, ОГОРОД, ОГОРОДНЫЙ

Задание: 

 1.)Найди и выпиши парный согласный в сильной позиции.

 2) Найди и выпиши парный согласный в слабой позиции.

С 17 Проверка №1

С 18 Проверка №2

Ваши вопросы.

С 19  БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ,  ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ

                                              Составим СВОД ЗАКОНОВ:

                                              ОПРЕДЕЛЯЕМ ПОЗИЦИИ

СИЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ                            СЛАБАЯ ПОЗИЦИЯ

у гласных только одна                             гласные безударные: О, А, Е, И, Я

сильная позиция –

ПОД УДАРЕНИЕМ

                                                                      ИЗМЕНИ ФОРМУ СЛОВА ИЛИ  

                                                                      ПОДБЕРИ ОДНОКОРЕННОЕ

                                                                      СЛОВО так, чтобы гласный стал  

                                                                      Ударным.

С 20 На доске: ГОДОВОЙ, ГОД, ГОДОВИК

                  ДОЖДИ, ДОЖДЕВИК, ДОЖДЬ

                  ЛИСТ, ЛИСТОК, ЛИСТОВОЙ

                  МОРЯ, МОРЕ, МОРСКОЙ, МОРЯК

 Задание : из каждой строчки однокоренных слов найди и выпиши проверочное слово.

С 21 Проверка

Ваши вопросы.

С 22  Вот мы и вышли на « ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО » русского языка:

  • ЧТОБЫ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК ОКАЗАЛСЯ В СИЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ, НАДО ПОСТАВИТЬ ЕГ ПЕРЕД ЗВУКАМИ- «ВОЛШЕБНИКАМИ» ИЛИ ГЛАСНЫМ
  • ЧТОБЫ ГЛАСНАЯ ФОНЕМА ОКАЗАЛАСЬ В СИЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ, НАДО ПОСТАВИТЬ ЕЕ ПОД УДАРЕНИЕ

-  РАБОТА ПО ПАМЯТКЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ « ПРАВИЛ ЛЕГЧЕ НЕТ НА СВЕТЕ »

С 23   Нужно помнить, что путем подбора проверочного слова проверяются гласные и согласные только в корне. В приставках, суффиксах, окончаниях они проверяются по-другому или запоминаются.

С 24 БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ,  НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ

(СЛОВАРНЫЕ СЛОВА)

Применяем приемы «усиления и уярчения» орфограммы в слове, которая трудно запоминается и легко забывается. «Усиление» идет за счет

  • ОБРАЗНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ материала;
  • путем ВЫСТРАИВАНИЯ СЮЖЕТНОЙ ЛИНИИ для запоминания;
  • СОЧИНИТЕЛЬСТВА рассказов, сказок, стихов, небылиц, шуток и т.д.
  • можно НАРИСОВАТЬ, ПРОПЕТЬ, ПРОТАНЦЕВАТЬ, ОДУШЕВИТЬ;
  • на нее можно ОБИДЕТЬСЯ, РАССЕРДИТЬСЯ, ГОРДИТЬСЯ ею;
  • ее можно СЧИТАТЬ ДРУГОМ или НЕПРИЯТЕЛЕМ;
  • ей можно ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ;
  • писать в слове букву по АНАЛОГИИ С ВНЕШНИМ ВИДОМ.

Разберем некоторые из предложенных вариантов:

С 25  На доске: Одуванчик

                      рОмашка

                      пугОвица                    

                      кОпейка

ЗАПОМИНАЕМ ПО ВНЕШНЕМУ ВИДУ

С 26  На доске: БЛОКнот, т.е. несколько листов

                      ПИРог, т.е. с пирогом можно закатить ПИР на весь мир

                      ЧЕРЕПаха, т.е. похожа на череп

                      ФлоМАСТЕР, т.е. живет мастер по имени Фло.

ДЕЛЕНИЕ СЛОВА НА ВХОДЯЩИЕ В НЕГО СОЧЕТАНИЯ

С 27  На доске: Чтоб не обиделась кОрова,

                      И не прокисло мОлОко,

                       Мы оба этих дружных слова

                       Напишем в корне с буквой О.

На доске: Кастрюля, кАпуста, Арбуз и стАкан,

                  кАртина, кАртон, кАрАндаш и бАнан,

                  Автобус, мАшина, гАраж и бАлкон-

                  Пиши с буквой А как и слово зАкон.

ВЕСЕЛЫЕ РИФМЫ

  • Задание: слово ______________________________. Давайте вместе придумаем, как можно запомнить его правописание.

      (работа с родителями)

С 28      Путешествие по выставке словарей.

  • Работа по памятке « ПРАВИЛ ЛЕГЧЕ НЕТ НА СВЕТЕ »

  • Домашнее творческое задание для родителей: составь правило на любую орфограмму и запиши его в «Памятку для родителей»

С 29  В заключении хотелось опять вспомнить совет Григория Остера:

« Сварить полную кастрюлю макарон, слить воду и выложить макароны в глубокую тарелку. Запустить туда заморочившего голову своим родителям ребенка. Подождать, пока он окончательно собьется с толку, заблудится и запутается в макаронах. Как только он совсем перестанет барахтаться и застрянет навсегда, наставить на путь истинный, добавить кусок масла и съесть».

А для Вас, уважаемые родители,  всегда открыты двери в нашей школе.  

        

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости»

Сообщение на тему "Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости"...

Использование орфографических пятиминуток на уроках русского языка во 2-4 классах, как средство развития орфографической зоркости учащихся.

Здесь представлены тексты орфографических пятиминуток, которые можно использовать на уроках русского языка, для выработки навыков орфографической зоркости. Тексты помогают запомнить название орфограмм...

Развитие орфографической зоркости у младших школьников через орфографические пятиминутки

Орфографические пятиминутки способствуют развитию орфографии, 5 групп упражнений, методика работы....

Консультация для педагогов по теме: «Развитие орфографической зоркости учащихся начальных классов с тяжёлыми нарушениями речи».

Орфография - это один из противоречивых разделов науки о языке. С одной стороны, орфография «обращена» к широким кругам пишущих и читающих. Этим определяется ее социальный аспект. С другой стороны, пр...

Обогащение лексического запаса и приёмы формирования и развития орфографической зоркости в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с задержкой психического развития

Выпускник научится:¢применять правила правописания;¢определять написание слова по орфографическому словарю;¢безошибочно списывать текст объёмом 80-90 слов;¢писать под диктовку текс...