Адаптационный период в первом классе в условиях реализации ФГОС.
консультация (1 класс) на тему
Адаптационный период в первом классе в условиях реализации ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organ.adaptats.perioda.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптационный период в первом классе в условиях реализации ФГОС.
Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни ребенка, поскольку меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Поступление в школу для многих детей является эмоционально-стрессовой ситуацией. От правильной организации адаптационного периода зависит не только успешность овладения детьми учебной деятельностью, но и их здоровье, комфортность пребывания в школе, отношение к учению.
В этом учебном году первоклассники нашей школы начали обучение по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования. Были составлены план подготовки к введению ФГОС, Основная образовательная программа начального общего образования, учебный план, рабочие программы учебных предметов.
Ежегодно работает «Школа раннего развития» по подготовке детей 5-6-летнего возраста к школе. 100% сегодняшних первоклассников посещали «Школу раннего развития».
При организации адаптационного периода мы учитываем возрастные особенности детей седьмого года жизни: сложность произвольной регуляции деятельности, быструю утомляемость, трудность оценки результата деятельности и самооценки, чрезмерное эмоциональное реагирование на успехи и неудачи в своей деятельности.
Для облегчения процесса адаптации детей в первых классах применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки. В сентябре и октябре проводится по 3 урока по 35 минут каждый. После второго урока в расписании предусмотрена динамическая пауза, которая проводится преимущественно на свежем воздухе. Двигательный режим соблюдается и во время уроков. Учителя проводят специальные физкультминутки, направленные на снятие напряжения с мышц спины, конечностей, глазных мышц, на укрепление мелкой моторики.
Таким образом, выделяются три группы детей:
- дети с высоким адаптационным потенциалом (обладают достаточными возможностями для овладения позицией школьника, готовы к усвоению школьных требований. Для них характерен высокий уровень психофизиологической зрелости, хорошие коммуникативные навыки);
- дети с неустойчивым адаптационным потенциалом (для них характерен средний уровень сформированности учебных навыков, уровня готовности к школе);
- дети с низким адаптационным потенциалом (низкий уровень готовности к школе, базовых учебных навыков, низкие значения самоконтроля, навыков коммуникации).
Данные диагностики учитываются при организации процесса обучения. В период адаптации учителя школы обеспечивают плавный переход от игровой деятельности к учебной, варьируя объем учебного предметного материала в зависимости от уровня развития конкретных детей в классе, организуют коллективную, групповую и индивидуальную формы работы. Организуют знакомство ребенка с одноклассниками и педагогами, со школьным пространством, с нормами сотрудничества на уроке и правилами поведения вне урока. С первого дня обучения дети учатся слушать и слышать друг друга, соотносить внешнюю (учительскую) оценку со своей (самооценкой), работать с разными мнениями на уроке, различать коллизии, «ловушки». Для этого вводятся знаки согласия - несогласия «+» и «–», «умный вопрос». Особое внимание уделяется коллективному обсуждению детских сомнений.
В адаптационный период основная педагогическая задача – заложить основы для целенаправленной оценочной деятельности, так как здоровая самооценка есть основа учебной самостоятельности, к которой мы стремимся в реализации ФГОС. Наша школа стремится к новой «философии оценки», которая прежде всего ориентирована на личные достижения каждого конкретного ученика. В адаптационный период начинается серьезная работа по обучению первоклассников приемам оценивания. Формируя у первоклассников самооценку, мы соблюдаем следующие условия:
- начинаем с самооценочного суждения ребенка, ведь если оценка взрослого предшествует детской, то ребенок либо некритично принимает ее, либо аффективно отвергает;
- предлагаем оценить только одно усилие;
- при оценивании каждый ребенок имеет право на собственное мнение (учитель знакомит детей с мнениями одноклассников, уважая каждое, не навязывая ни своего мнения, ни мнения большинства, дети учатся ценить достижения другого, проявляя уважение).
В адаптационный период необходима постоянная связь между школой и родителями. Задача первого года обучения – сделать так, чтобы родители стали единомышленниками учителей, способствовали творческому и личностному развитию своих детей. С этой целью в нашей школе проводятся регулярные так называемые «родительские рефлексии», на которых учителя и родители обмениваются своими наблюдениями, впечатлениями по поводу изменений, происходящих с детьми, обсуждают возникающие проблемы, ищут пути их решения. Учителя разъясняют родителям, как создать дома условия, обеспечивающие комфортное вхождение ребенка в школьную жизнь (в чем они должны помогать, чему научить, во что не вмешиваться), помогают увидеть сильные и слабые стороны учебной работы детей.
Если школа, учитель не учитывают трудности адаптационного периода, то это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического и физического здоровья.. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя. Правильно организованный адаптационный период позволяет сделать процесс обучения интересным, развивающим и, что не мало важно, по-настоящему безопасным для детей.
Для лучшей адаптации детей в 1-х классе введён ступенчатый режим занятий с постепенным увеличением нагрузки. Продолжительность урока составляет 35 минут. Форма проведения уроков чаще игровая. Физкультурные минутки проводятся двукратно: через 10-15 и 20-25 минут от начала урока. Для первоклассников установлены дополнительные каникулы в феврале сроком в течение одной недели. Продолжительность учебного года в 1 классе 33 недели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО»
Выступление из опыта работы....
Эффективность применения программы «Преобразование обучения для XXI века» в работе педагога в адаптационный период обучающихся первых классов к школьному обучению
Эффективность применения программы «Преобразование обучения для XXI века» в работе педагога в адаптационный период обучающихся первых классов к школьному обучению...
Эффективность применения программы «Преобразование обучения для XXI века» в работе педагога в адаптационный период обучающихся первых классов к школьному обучению
выступление на семинаре...
Адаптационный период в первом классе
Выступление на собрании для родителей первоклассников...
Адаптационный период в первом классе
Выступление на МО...
«Организация воспитательного процесса в адаптационный период в 1 классе в соответствии с ФГОС»
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребёнка: каждый дошкольник, достигая определённого возраста, идёт в школу.Готовность к обучению в школе включает: физиологическую,...