Адаптационный период в первом классе
презентация к уроку (1 класс)

Бахарева Александра Александровна

Выступление на собрании для родителей первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx18.73 КБ
Office presentation icon adaptatsiya.ppt188.5 КБ

Предварительный просмотр:

Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап в его жизни. Психологи отмечают, что дети 6–7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе.

Каковы условия возникновения психологической адаптации ребенка к школе?

Во-первых, меняется социальная позиция ребенка: из дошкольника он превращается в ученика. У него появляются новые и сложные обязанности: делать уроки, приходить вовремя в школу, быть внимательным на уроках, дисциплинированным и т. п.

По существу, впервые в своей жизни ребенок становится членом общества со своими обязанностями и социально-общественным долгом. Учитель выступает представителем общества: он задает требования и нормы, ориентирует ребенка в том, как ему следует себя вести, что и как, делать.

Во-вторых, у ребенка происходит смена ведущей деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой. С приходом в школу они начинают овладевать учебной деятельностью. Основное психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том, игровая деятельность является свободной, а учебная деятельность построена на основе произвольных усилий ребенка. Следует отметить так же и то, что собственно переход ребенка от игровой деятельности к учебной, осуществляется не по его воле, не естественным для него путем, а как бы "навязан” ему сверху.

В-третьих, важным фактором психологической адаптации ребенка к школе выступает его социальное окружение. От отношения учителя к ребенку зависит успешность его дальнейшего обучения в школе. Успешность адаптации ребенка к школе зависит еще и от того, насколько прочно он смог утвердить свою позицию в классе среди сверстников. Активный и инициативный ребенок становится лидером, начинает хорошо учиться, тихий и податливый ученик превращается в ведомого, учится нехотя или непосредственно.

В-четвертых, одной из острых проблем выступает проблема сдерживания двигательной активности инициативного ребенка и, наоборот, активизация вялых и пассивных детей.

Отчетливые изменения в период поступления ребенка в школу проявляются в поведении.

Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д. Очень важна поддержка родных - мамы, папы, бабушек и дедушек.

Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования.

Программа начальных классов предусматривает определенное количество часов, отведенных тому или иному предмету, эти часы, рассчитаны в соответствии со школьной психогигиеной так, чтобы малыш не слишком уставал, но и не расслаблялся. Все проблемы, связанные со сложностями в обучении чтению, счету и письму, в большинстве случаев носят психический характер. Бывает так, что способный ребенок, прошедший квалифицированную дошкольную подготовку, под давлением школьной программы не может справляться с возникающими трудностями, в результате чего он с большим трудом усваивает материал школьной программы, который другие дети усваивают с легкостью.

Второй причиной сложностей может быть несвоевременная перестройка дошкольника на школьное обучение. Он по-прежнему много времени уделяет игре, считая школу очередной игрой, и родители потакают ему, стараясь, каждый раз преподносить невеселые школьные обязанности как очередную игру, веселое занятие, за успешное выполнение которого малыш может получить новую игрушку или какую-нибудь сладость. Подобное поведение родителей тормозит развитие самостоятельности, не позволяет ребенку выработать определенные навыки и умения.

Вот признаки успешной адаптации:

  • Первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе - учение, а не экскурсии на природу и не наблюдение за хомячками в живом уголке.
  • Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.
  • Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру (легко завязывает шнурки, застегивает пуговицы), уверенно ориентируется в школьном здании (может купить булочку в столовой, сходить в туалет), при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых.
  • У него появились друзья-одноклассники, и вы знаете их имена.
  • Ему нравится его учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы в классе.
  • На вопрос: "А может быть, лучше вернуться в детский сад?" он решительно отвечает: "Нет!"

Советы родителям  

1- В семьях, где верят в успех ребенка, как правило, он уверенно делает свои первые шаги. «Я в тебя верю», «У тебя так хорошо получается аппликация», «Это какие же надо умелые пальчики иметь, чтобы сделать такую поделку», вот слова, с которыми можно обратиться к ребенку.

2 - Не допускать никаких негативных установок в отношении ребенка: «Вот пойдешь в школу, там за тебя возьмутся». Примерные выражения, помогающие ребенку надеяться на лучшее: «Не бойся, у тебя все получится, как надо», «Я тоже не сразу научилась делать это хорошо», «Я знаю, ты стараешься, и очень скоро у тебя будет получаться, как надо».

3 - Любовь родителей ребенок должен чувствовать постоянно. Проявления любви: касания, объятья, улыбки, взгляды, слова: «Как хорошо, что ты у меня есть» и т.д., особенно это важно, когда у ребенка что-то не получается. Грубость, резкость, насилие могут породить массу негативных последствий.

4 - Именно на первых порах учения важно четко и однозначно показать ребенку, что входит в круг его новых обязанностей. Добиться их выполнения - значит, организовать жизнь ребенка, что поможет ему в учебном труде.

5 - Это хорошо известные правила: не шуметь на уроках, не разговаривать с соседом, не заниматься посторонними делами, поднимать руку, сидеть прямо, не наклоняться низко при письме. Родители могут помочь ребенку быстро овладеть этими правилами, если они будут их обсуждать с ребенком, показывая, как важно для него и для других детей их безупречное выполнение.

6 - Я советую следовать правилу: не вмешиваться в дело, которым занят ребенок. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься». В конце одобрите старания ребенка, несмотря на результат. Запомните 2-3 ошибки ребенка, которые вам показались особенно досадными. Найдите свободное время и спокойным тоном поговорите о них, попытайтесь отработать правильный вариант.

7 - Когда у ребенка ничего не получается, он нервничает и даже плачет? Очень хорошо начать со слов: «давай вместе». Эти волшебные слова открывают ребенку дверь в область новых умений, знаний, увлечений.

В трудный период освоения чтения надо помочь ребенку увлечься этим процессом. Не хочет пока ваш ребенок читать, ну, что ж, читайте ему вслух. Подбирайте книги по темам, интересующим ребенка. Откладывайте все свои дела и читайте, читайте, читайте! Можно переключить внимание ребенка с чтения текста на что-нибудь совсем иное по характеру задания. Возьмите две одинаковые книжки (или ксерокопию текста) и ищите вместе с ребенком, например, сколько раз в абзаце встречается буква «ы». Найдете разное количество букв - сверяйте вместе. За счет неоднократной проверки ребенок может непроизвольно запомнить содержание текста или заинтересоваться им.

Распорядок дня

Питание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Адаптация первоклассника Родительское собрание в 1 классе

Слайд 2

Цель обучения - достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья. Л.В. Занков

Слайд 3

Адаптация – приспособление, вид взаимодействия личности с социальной средой, в которой согласовываются требования и ожидания его участников .

Слайд 4

В возрасте 6 - 7 лет ребенка ждут большие изменения в его жизни: меняется социальная позиция ребенка дошкольник ученик

Слайд 5

В возрасте 6 - 7 лет ребенка ждут большие изменения в его жизни: смена ведущей деятельности. игровая учебная

Слайд 6

В возрасте 6 - 7 лет ребенка ждут большие изменения в его жизни: социальное окружение Учитель + одноклассники

Слайд 7

В возрасте 6 - 7 лет ребенка ждут большие изменения в его жизни: сдерживание двигательной активности

Слайд 8

Период адаптации ребенка длится от 2-3 недель до полугода Индивидуальные особенности Учебное заведение Уровень сложности образовательной программы Степень подготовленности к школе Очень важна поддержка родных!

Слайд 9

Причины плохой адаптации: Требования со стороны учителя, необходимость их выполнять. Большой поток информации, незнакомые слова, термины. Чувство одиночества из-за отсутствия внимания со стороны учителя, т.к. время на уроке ограничено, и нет возможности опросить всех. Несвоевременная перестройка дошкольника на школьное обучение

Слайд 10

Признаки успешной адаптации Ходит в школу с удовольствием, рассказывает об успехах и неудачах Не слишком устает: активен, жизнерадостен, любопытен. Редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле Самостоятелен: без проблем переодевается, ориентируется в школьном здании, может обратиться за помощью

Слайд 11

Признаки успешной адаптации Появились друзья-одноклассники и вы знаете их имена Нравится учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы «А может быть вернуться в детский сад?!» «Нет!»

Слайд 12

Советы родителям: «Я в тебя верю!» «Я знаю, ты стараешься… » «Как хорошо, что ты у меня есть»

Слайд 13

Советы родителям: Чётко и однозначно показать ребенку, что входит в круг его обязанностей. Добиться их выполнения – значит организовать жизнь ребенка Помочь овладеть школьными правилами. Обсуждать их с ребенком – показать, как важно для него и для других их выполнение

Слайд 14

Советы родителям: Не вмешиваться в дело, которым занят ребенок «С тобой всё в порядке», «Ты справишься» «Давай вместе!» Режим дня, правильное питание, увлечение процессом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптационный период в 1 классе.

Информация для родителей об итогах  адаптационного  периода в 1 классе....

"Трудности адаптационного периода в 5 классе и пути их преодоления" родительское собрание

Психолого-педагогическая служба. Родительское собрание для родителей 4-классников по теме "Трудности адаптационного периода в 5 классе и пути их преодоления".Цель проведения: формирование у родителей ...

Эффективность применения программы «Преобразование обучения для XXI века» в работе педагога в адаптационный период обучающихся первых классов к школьному обучению

Эффективность применения программы «Преобразование обучения для XXI века» в работе   педагога в адаптационный период обучающихся первых классов к школьному обучению...

Адаптационный период в первом классе в условиях реализации ФГОС.

Адаптационный период в первом классе в условиях реализации ФГОС....